Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

2. В видах. 3. В словах. 4. В деяниях.

Первое: худые мысли зарождают худые желания, ибо воображение есть первое семя нашего греха. Те, которые оскверняют помышления свои, обыкновенно бывают робки, стыдятся там, где нет причин к стыду; они сами чувствуют гнусность свою, и сие-то самое причиняет ложный стыд. Описание того мы видим у Св. Евангелиста Матфея гл. 15. ст. 19. От сердца бо исходит помышления злая и проч…Следовательно, кто любит чистоту сердца своего, тот бережется этого воображения. Сам Христос сказал: Аще око твое соблазняет тя, изми е, и верзи от себя.

Второе: в видах своих грубый грешник бывает дерзок, бесстыден, нагл, легкомыслен, груб, соблазнителен. Он явно отметает закон Божий. Таковых Апостол Павел описывает в послании к Галатам, гл. 5. ст. 15. Блюдитеся да не друг от друга истреблена будете.

Третие: в словах таковой обыкновенно клевещет всех, хвастает, смеется и ругается над ближним своим; лжет, клянется и призывает без страха и ужаса имя Божие во свидетельство; он делает всякия кощунства для того только, чтоб других рассмешить. Пророк Исаия в 3 главе стихе 8 о таковых говорит: Иудеа паде, и язык их со беззаконием не покоряется Господеви.

Четвертое: в деяниях таковой бывает необуздан и делает все то, к чему влечет его желание. Он думает о настоящем времени, им наслаждается и никогда не мыслит о Боге и о вечности. Таковые изнемогут и погибнут от лица Господня, Псал. 9. ст. 4.

* * *

Источник несовершенств наших есть несовершенство мыслей; и как мысли суть источник всех совершенств и несовершенств наших, то для приведения их помощию воображения в порядок, или гармонию, нужно, кажется, молодых людей упражнять в словесных науках, в музыке, живописи и занимать их гармониею Природы, которая, красотами своими привлекая чувства человеческие, делает их нежнее, удобнее к чистой любви и приводя в приятное восхищение, заставляет примечать на действия Природы, приводит их в удивление о порядке оной, возвышает их мысли до источника Природы, и, наконец, воспламеняет в них чистую любовь к Богу. Замечатель действия Природы имеет средство от одного листочка или травки расчищать свои понятия и о прочих натуры действиях, ибо коренные ее законы суть одинаковы, хотя и в разнообразных действиях нам представляются.

Занимаясь упоминаемыми мною познаниями, человек расширяет радиус своих совершенств, чистит воображение и мысли свои. Ибо не допускает вкореняться в них злым источникам падения и несовершенств наших, как то: сластолюбию, сребролюбию и гордости или неправильному самолюбию, а наполняет оныя чувствами чистой любви и приучает взирать со удивлением на совершенства Природы и ее источника. Стремление к совершенству есть коренное побуждение всех человеческих деяний и пружина, побуждающая их к своему совершенствованию; почему, зная сию истину, и надлежит при воспитании юношества употреблять ее в пользу.

Надлежит при этом ведать, что исключая гордости, самственности и сладострастия, все другие коренные побуждения служат к истинному благу рода человеческого. Но мы ими не пользуемся и сами в себе их заглушаем, заботясь более в воспитании нашем о приведении организации в совершенство, нежели о совершенствовании вышних и внутренних сил или чувств наших, кои суть: воля, разум и вкус. Мы их без примечания оставляем, а их бы как причину счастия и несчастия нашего наипаче воспитывать надлежало.

Сие-то воспитание производит нужную стыдливость, лучшее украшение человечества, и наипаче женскаго пола. Оно научает нас обширному познанию наших должностей и вкореняет в сердце наше семя временного и вечного блага, т. е. Религию.

* * *

Воображение дает нам некоторый луч света. Подобно как засвещенная свеча в закрытом фонаре показывает вперед дорогу, так и воспламененное воображение открывает или указывает нам путь к истине, а иногда дает нам еще и в сей жизни ощутить благо, ожидающее чистые сердца в будущей жизни. Но к сему потребно воображение чистое и никакими мерзкими сладостями и пороками не замаранное. Ибо луч, ведущий нас к блаженству, должен быть ясен и воспален огнем любви к Богу.

Итак, следует из всего сказанного, что надлежит употреблять самой юности коренное наше побуждение к расширению совершенств своих в пользу и что причиною по большей части зла, находящегося в мире, есть небрежение о том. Лучшее же к тому средство есть, чтобы, начиная с организации, возвышать совершенство зрения и слуха нашего, Матф. гл. 6. ст. 21, 22, 23; гл. 5. ст. 27, 28, 29, которые суть первые источники доброго вкуса. Вкус же, приведен будучи в совершенство, возрождает благородную стыдливость в чувствах, которая есть наилучший друг наш, остерегающий или отвращающий от всякого зла, и не допускающий замарать наше воображение и мысли и приводящий нас к познанию должностей наших в рассуждеднии Бога и ближнего и к восчувствованию истинной Религии в сердце, которая единая есть истинный ключ, отверзающий нам двери рая и дающий ощутить и насладиться Богом и тем самым распространить радиус совершенств наших внешних или внутренних и бессмертных чувствований.

Воображение есть источник всех добродетелей и всех пороков. Оно удобно привести человека к свету, удобно возвысить его, но в противном случае, если оно не очищено, может ввести человека во тьму и его унизить. Все наши нравственные совершенства зависят от употребления нашего воображения. Должно его беспрестанно питать, возвышая чувства зрения и слуха. Оно есть коренная наша сила; оно есть уста души нашей, чрез который мы вкушаем познания духовные и нравственные.

Воображение двойственно: одно вкушающее, другое зрительное. Если мы с прилежностью разбирать будем следствия, происходящие от вкушающего и зрительного воображения, то увидим великую разность между ними; вкушающее ненасытимо и чем более удовлетворяется, тем более алчет, например: зрительное воображение, взирая на цветущие луга, на чистые источники и на зеленеющиеся рощи, услаждается зрением и, удивляясь совершенству и стройности Природы, величает и прославляет тем Творца вселенной; но вкушающее воображение, смотря на самые те же луга, источники и рощи, не может чувствовать иначе услаждение, как присвоением всего оного к себе; оно беспрестанно желает и приводит человека к несчастию. Древние называли зрительное воображение платоническим, а вкушающее скотским.

Священное Писание сказывает нам, что человек есть существо, поставленное между двух кругов, т. е. между света и тьмы, и от него зависело быть в том или другом круге. Сотворя первого человека, Бог запретил ему вкушать от древа добра и зла, но не запретил одного: зреть ему во всю природу или в оба круга. Итак, ежели первый человек не предался (по прельщению злого духа) вкушающему воображению и не вкусил бы от запрещенного древа, то бы он не пал, но, довольствуясь зрительным воображением, насыщался бы всем тем, что Бог по милосердию Своему и по неизреченной любви к человеку ему представил.

Главная должность человеческая узнать самому в себе разность воображения. Ежели оно обращается в духовных познаниях, стремится к Богу и в Нем живет, то душа чрез Него и в здешней временной жизни наслаждается истинным благом и время от времени более и более расширяет в себе зрительное воображение. Ежели же душа чрез воображение стремится к элементам и в них живет, то тогда уже вкушающее воображение усиливается; оно зарождает в душе желания, которые время от времени умножаются, и чем более удовлетворяет их, тем более они алкают.

Кто себя почувствует в каком элементе, то и запрещать себе должен, например: в огненном элементе человек бывает властолюбив, желает приобретать чины и все то, что власть его увеличивает; в водяном и воздушном человек бывает склонен к сладострастию и ко всему тому, что услаждает его внешнее чувствование; в земляном он скуп и любостяжателен. Итак, должность человека состоит в том, чтобы удерживать себя в главных своих страстях и отнимать тем силу у вкушающего воображения, ибо оно жадностью своею приводит к совершенной погибели.

Лекции сии говорены в 1783 году.

Раздел V СТИХИЙНЫЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Вольф Каспар Фридрих

К. Ф. Вольф родился в 1734 г. в Берлине в семье портного. Окончив гимназию, он в 1753 г. поступает в Берлинскую медико-хирургическую коллегию. Проучившись в ней два года, К. Вольф переводится в Галле, где и заканчивает медицинское образование в университете.

Там же, в Галле, он защищает 28 ноября 1759 г. свою знаменитую диссертацию «Теория зарождения», в которой разрабатывает учение о метаморфозе растений и принципах зародышевого развития животных. Диссертацию отличала универсальность и глубина постановки проблем. Вскоре К. Ф. Вольф возвращается в Берлин, но, не имея возможности получить кафедру, он в 1761 г. вербуется в качестве врача в прусскую армию, воевавшую в это время против России. Спустя два года, когда Пруссия заключила мир с Россией, а затем с Францией и Австрией, лазареты, в которых работал К. Вольф, были расформированы, и он вернулся в Берлин.

Попытки К. Вольфа занять кафедру в Берлинской медико-хирургической коллегии снова не увенчалась успехом, и он был вынужден некоторое время читать приватные лекции. В 1764 г. ученый переработал свою диссертацию и выпустил популярное ее изложение на немецком языке в виде памфлета, в котором подверг критике противников теории эпигенеза. Это вызвало нападки на учение К. Вольфа в кругах немецкой профессуры. Научная и преподавательская деятельность в Германии оказалась для него закрытой.

В 1766 г. К. Вольф принял приглашение Петербургской Академии наук занять кафедру анатомии и в следующем году, когда он приехал в Петербург, начался новый этап его научной деятельности. Итогом ее явился пересмотр ученым некоторых положений диссертации, освобождение ее от схоластических идей, усложненной методологии. Уже через год К. Вольф начинает публиковать в «Комментариях» Академии наук свой основной труд «Об образовании кишечника у цыпленка» (1768–1769).

Много времени К. Вольф уделяет работе в анатомическом кабинете Кунсткамеры, некоторое время заведует Академическим ботаническим садом, в 1770–1773 гг. ведет занятия в Академической гимназии, читает курсы химии, анатомии и ботаники. В 1789 г. ученый публикует трактат «О своеобразии и существенной силе как растительной, так и животной субстанции». Хотя после этого он опубликовал две анатомические работы, именно этот труд характеризует К. Вольфа как глубокого мыслителя, стихийного, хотя и непоследовательного, материалиста.

Скончался К. Вольф в 1794 г. от кровоизлияния в мозг.

Сочинения

1. Вольф К. Ф. Теория зарождения. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 630 с.

2. Вольф К Ф. Предметы размышлений в связи с теорией уродов. Л.: Наука, 1973. 315 с.

Литература

1. Житков Б. М. Каспар Фридрих Вольф // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологии. 1934. Т. 43. С. 52–68.

2. Райков Б. Е. Очерки по истории эволюционной идеи в России до Дарвина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. Т. 1. С. 46–94.

3. Гайсинович А. Е. К. Ф. Вольф и его учение о развитии // Вольф К. Теория

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн