Ермичевым.
110
Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» написан во время ссылки А. Н. Радищева в Илимске (1792–1796). Впервые напечатан в «Сборнике оставшихся сочинений покойного А. Н. Радищева» (1809. Ч. 2, 3). Печатается с сокращениями по кн.: Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. С. 289–418. Эпиграф «Настоящее чревато будущим» неодкратно встречается в «Теодицее» и «Монадологии» Лейбница. Приводится А. Н. Радищевым по памяти, неточно.
111
Славный естествоиспытатель Линней привел в ясность различие полов в растениях и плододеяние их посредством цветочной пыли, без коей цвет в плод превратиться не может.
112
Не возможно ли уподобить душу металлу минерализованному? Когда огнь руду проникнет, металл отделяется и явится в своем блеске: так и огнь жизни, проникнув семя, являет душу.
113
Нельзя ли сказать: несть тождественности души в рожденном ее состоянии и по смерти, ибо душа есть сила, действующая органом, а орган разрушится. Душа, лишенная воспоминовения воплощенного ее состояния, будет особенна, будет высшее существо, потому что напо-миновения лишение лишит ее всего, что нас терзает: она будет я. Итак, соединится ли она со своим началом или пребудет особенна, но будет высшее существо?
114
Очевидно, имеется в виду книга Ламетри «Человек-растение» (1748).
115
Пример младенца и диких.
116
Английский писатель Монбоддо Джеймс Барней, автор книги «Происхождение и развитие языка» (1773).
117
А. Н. Радищев отвергает тезис Гельвеция о равенстве умственных способностей людей при рождении.
118
Церера — в римской мифологии богиня земледелия, открывшая секрет искусства земледелия Триптолему, воспитывавшемуся у нее сыну элевзинского царя Келея.
119
Говоря о духах, я разумею токмо одну, так называемую душу человеческую.
120
По отдалении солнца вся природа мертвеет. Не умирают животные, ибо в себе заключают больше огня, нежели растения.
121
Примеры чувств. Увеличь взоры микроскопом, увидишь на руках дыры; в чистой воде суть чудовища живые.
122
Имеется в виду книга Гердера «Идеи к философии истории человечества».
123
Элаборация — претворение.
124
Написана в 1781–1783 гг. Частично вошла в первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790). При жизни А. Н. Радищева не печаталась. Впервые полностью издана в Полном собрании сочинений А. Н. Радищева в 1907 г. Печатается с сокращениями по кн.: Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С. 476–492.
125
Храм Минервы — богини мудрости в древнеримской мифологии.
126
Самсон — ветхозаветный библейский герой.
127
Вся строфа посвящена Америке, освободившейся от колониальной зависимости от Англии.