информация и о путях воссоздания различных видов элементов ноосферы: о методах воспитания и обучения различным специфическим видам деятельности, а также о способах построения различных сложных объектов ноосферы — ассоциаций носителей индивидуального сознания, ориентированных на решение определенных задач. Основы и необходимые компоненты этой информации, таким образом, выходят за пределы структур соответствующих объектов. Частями или полностью они закрепляются в структурах прочих окружающих объектов ноосферы в виде их соответствующих знаний (что на уровне строения объектов ноосферы выражается в их внутренних структурных изменениях), а также в различных вспомогательных искусственных хранилищах информации (книгах, электронных блоках памяти и т. д.). Распространение этой информации, как правило, становится неограниченным, благодаря чему закрепление ее многократно дублируется.
Закрепление основ информации о свойствах и путях создания тех или иных видов объектов ноосферы вне соответствующих объектов надежнее и совершеннее биологического способа ее хранения, при котором информация жестко связана со структурой биологического объекта. Если в биосфере полное исчезновение какого- то вида означает практически безвозвратную его утрату, то подобная ситуация в ноосфере почти не влияет на ее состояние и дальнейшее развитие. В случае полного исчезновения какого- то вида объектов ноосферы, всех его представителей, данный вид может быть быстро восстановлен на основе необходимой информации о нем, которая имеется у множества иных объектов ноосферы.
Кроме того, распространение информации о сущности и свойствах объектов ноосферы и закрепление ее вне соответствующих объектов сопровождается ее осознанием и осмыслением. Это обуславливает возможность ее дальнейшего использования не в виде формального копирования, а творчески, с целью достижения все большего совершенства новых объектов ноосферы, что также способствует ускорению ее развития.
Итак, анализ общей картины эволюционного процесса позволил наблюдать совершенствование развития по линии смены способа закрепления его промежуточных результатов. Как бы параллельно с этой линией происходит совершенствование развития и в плане его упорядочения.
Развитие сферы веществ представляется хаотичным и ничем не упорядоченным. В устойчивых вещественных формах закрепляются все подряд изменения сферы веществ. У более совершенных ее элементов шансы на вовлечение в дальнейшее развитие не больше, чем у менее совершенных. А достижение высших продуктов развития сферы веществ является результатом совпадения множества случайностей.
В плане «неупорядоченность — упорядоченность» развитие биосферы выглядит совсем иначе. Реализация основного свойства ее объектов — способности к воспроизводству себе подобных — приводит к тому, что любое конечное пространство обитания биологических объектов быстро становится для них тесным, возникает борьба за выживание. Поскольку не все организмы одного вида оказываются в точности подобными исходной форме (действие фактора изменчивости, мутаций приводят к некоторым отклонениям, к возникновению и более, и менее совершенных разновидностей) борьба за выживание приобретает форму естественного отбора. Благодаря действию этого механизма происходит уничтожение случайно возникающих продуктов регресса, сохранение совершенных биологических форм, а наиболее прогрессивные формы, выигрывая в соперничестве с менее совершенными, получают преимущество в дальнейшем развитии. Таким образом, возникновение с появлением биосферы естественного биологического отбора результатов развития выступает как еще один специфический аспект его совершенствования на данном эволюционном переходе.
Возникающую с появлением биосферы упорядоченность развития в виде естественного отбора, однако, следует именовать первичной или элементарной. Выделение прогрессивных видов посредством естественного биологического отбора оказывается весьма далеким от совершенства. Борьба за существование нередко приводит к торможению развития и даже к уничтожению прогрессивных видов менее совершенными (хищниками, паразитами, болезнетворными микробами и т. д.).
При переходе эволюционного процесса на уровень ноосферы происходит дальнейшее совершенствование развития в плане его упорядочения, что выражается прежде всего в появлении целенаправленности развития — следующего нового его фактора, ярко выступающего на первый план.
Конечной целью деятельности всякого объекта биосферы является воспроизводство себе подобного биологического организма. В ноосфере же целью деятельности родителей, родительского сознания является не просто воспроизводство сознания ребенка, а достижение как можно более высокого уровня его совершенства, чтобы, как говорится, сын превзошел отца, а ученик — учителя. И этот принцип воплощается в реальность не в виде отдельных случаев, а в форме явно выраженной тенденции. Развитие ноосферы ныне хорошо заметно на отрезках времени всего в 10- 20–30 лет, равных, по существу, периоду смены одного поколения, тогда как развитие биосферы за такое время наблюдать практически невозможно.
Весьма важно, что творческая формирующая деятельность сознания старшего поколения не завершается с моментом, когда дети обретают самостоятельность. Творческая деятельность сознания направлена не только непосредственно на развитие сознания потомства. Она также всегда имеет весомую составляющую, обращенную на множество прочих объектов ноосферы. В этом плане конструктивная деятельность сознания человека проявляется на протяжении всей его жизни и так или иначе благоприятствует совершенствованию окружающих объектов ноосферы. Разнообразие индивидуальных особенностей и степени выраженности этого фактора очень велико. В одних случаях такое влияние может быть малозначимым и эпизодичным, а в других — систематичным, с глубоко осознанной и эффективной формирующей направленностью, каковой обладает, например, научное образование и научная мысль.
Конструктивная деятельность сознания обязательно содержит и аспект саморазвития, который является весьма существенным и присутствует практически всегда, выражаясь не только в явном целенаправленном самосовершенствовании, но и в избирательном поиске и усвоении той или иной необходимой информации. Именно способность к целенаправленному развитию и саморазвитию, а не само по себе осознание процесса отражения, пожалуй, и следует считать основным свойством сознания как комплекса высокоорганизованной материи, главным определяющим признаком объектов ноосферы.
Способность объектов ноосферы к целенаправленному развитию и саморазвитию выступает, с одной стороны, как суммарное воплощение высокой степени совершенства всех прочих параметров и свойств объектов данного уровня сложности, в первую очередь, высшей из известных форм отражения в виде сознания. Без осознания процесса развития его целенаправленность невозможна. С другой стороны, фактор целенаправленности проецируется и преломляется в самых разнообразных аспектах и направлениях прогресса ноосферы в виде стремления к достижению все более высокого совершенства во всех измерениях. В частности, осознанная целенаправленность находит выражение и в главной линии эволюционного процесса — в совершенствовании самого процесса развития: происходит поиск и освоение его перспективных направлений и прогрессивных форм, достижение все большей упорядоченности и сбалансированности.
Развертывание способности к целенаправленному развитию является не единственным аспектом его совершенствования по линии нарастания его упорядоченности на уровне ноосферы. Возникая с появлением ноосферы, фактор целенаправленности не отрицает прежней, характерной для биосферы формы упорядочения развития, а выступает как новая, вторая ветвь этого направления его совершенствования.
Упорядоченность развития биосферы, как было отмечено, первичная или элементарная, представлена лишь одним аспектом — отбором прогрессивных форм. Причем в условиях биосферы действует только один способ отбора прогрессивных форм — естественный биологический отбор. С появлением ноосферы эта первичная ветвь упорядочения развития не отмирает, а получает дальнейшее развитие в виде появления новых способов отбора, а также совершенствования исходного способа. Так относительно биологической основы сознания — организма человека естественный отбор приобретает все менее жесткие формы. Возникает в этом плане и искусственный целенаправленный отбор (для тех или иных профессий, требующих хороших физических данных, например). Появляется естественный отбор на интеллектуальном уровне — непосредственно между элементами ноосферы. Одновременно возникает и развивается соответствующий целенаправленный и сознательный отбор. Критерии и способы целенаправленного отбора по ходу развития ноосферы неуклонно совершенствуются.
К вопросам относительно упорядоченности развития на уровне ноосферы необходимо также добавить следующее. Несмотря на действие мощного и вездесущего фактора целенаправленности, характер ее развития остается весьма далеким от теоретически полной упорядоченности и даже от желаемой сбалансированности. Нескоординированное и часто неуправляемое стремление объектов ноосферы к достижению как можно большего совершенства, даже в масштабах их небольших ассоциаций, не говоря уже о ноосфере в целом, нередко приводит к диспропорциям развития и антагонизмам. Поэтому подобно тому, как возникающий с появлением биосферы естественный отбор выступает в виде первичной упорядоченности развития, возникающую на уровне ноосферы целенаправленность развития и саморазвития также следует именовать первичной или элементарной.
Возвращаясь к общей картине эволюции известной части мироздания, можно проследить еще одну линию совершенствования развития.
Период существования, образно говоря, жизни, любого отдельно взятого элемента сферы веществ — отдельного атома или молекулы — может длиться очень долго. При этом не происходит и не может происходит никакое индивидуальное развитие этого объекта. Элементы сферы веществ представляют собой стабильные вещественные формы, качественная определенность которых является строго очерченной, не допускающей никаких, даже малейших вариаций. Всякое изменение — добавление к любому атому или молекуле или отнятие какой- либо вещественной части, непременно означает уничтожение, «смерть» объекта данного вида и образование совсем иного. «Прижизненное» развитие элементов сферы веществ невозможно.
Иначе обстоит дело в биосфере. Кроме развития при переходе от поколения к поколению, от простых видов к сложным, в биосфере имеет место и прижизненное, индивидуальное развитие ее элементов. После оформления того или иного биологического объекта (а оно завершается с достижением половой зрелости, с моментом, когда новая особь становится способной воспроизводить себе подобных — реализовывать закрепленный в ней путь создания таких же объектов) его индивидуальное развитие не завершается. В случаях некоторых изменений условий жизни, питания может происходить приспособление биологического организма, большее развитие соответствующих органов и специфических функций, прижизненное формирование различных условных рефлексов.
Способность к прижизненному развитию становится все более выраженной и значимой с переходом ко все более сложным организмам. Если у простейших одноклеточных ее наблюдать трудно, то у сложных многоклеточных организмов способность к прижизненному развитию очевидна и бесспорна. Однако надо заметить, что даже у высших млекопитающих прижизненное совершенствование (в частности, формирование комплекса условных рефлексов) не относится к числу основных факторов развития. Этот фактор развития биосферы даже на высших ее ступенях играет второстепенную роль.
Способность к прижизненному развитию находит яркое выражение в условиях ноосферы. Прижизненное развитие ее объектов является осознанным, рационально ориентированным, выступает в виде целенаправленного саморазвития — фундаментального признака объектов ноосферы и важнейшего источника ее прогресса.[5]
Подводя итог настоящей главы, сопоставим вышеотмеченные направления и аспекты совершенствования развития.
Совершенствование развития по параметру укрупнения структурных единиц, а также по способу закрепления промежуточных результатов носит прерывистый характер, происходит на рубеже появления каждой последующей сферы. Смена структурных единиц, из которых слагаются все сложные объекты, а также смена способа закрепления результатов развития выступают как необходимые важные признаки оформления всякой новой сферы материального мира. При этом совершенствование закрепления промежуточных результатов развития обуславливает также нарастание регенеративной способности прогресса.
Иначе происходит совершенствование развития по линии роста способности к прижизненному развитию (способности к совершенствованию сформировавшихся объектов). Она зарождается с появлением биосферы и нарастает по ходу ее развития, испытывает существенный скачок при переходе к ноосфере, выступает в качестве целенаправленного саморазвития ее объектов — важнейшей составляющей прогресса ноосферы.
Большой интерес представляет совершенствование развития по линии роста его упорядоченности.
Развитие сферы веществ представляется хаотичным и неупорядоченным. Однако отсутствие обстоятельств, исключающих специфические механизмы упорядочения развития сферы веществ означает, что следует говорить не об объективном отсутствии, а лишь о