Шпаргалка по философии. А. С. Жаворонкова.
1. Предмет философии.
Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.
Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии –увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.
– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
– теорию познания;
– проблемы теории познания и творчества;
– этику;
– эстетику;
– теорию культуры;
– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии– все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение– это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Функции философии:
–
мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);
–
методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
–
прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
–
критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
–
аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
–
социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу –
объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному
изменению).
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всякая философия – это
мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
–
философия– это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
–
философия– это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
–
философия– это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение– это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм– философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм– философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации– система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера– один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения– это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.
Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Философия зародилась в очагах цивилизации:
– Древней Индии;
– Древнем Китае;
– Древней Греции;
– Древнем Риме.
Родоначальниками философии принято считать:
– Лао-цзы (Китай);
– Кун-цзы (Китай);
– Шакьямуни (Индия);
– Заратустра (Персия);
– Иеремия (Палестина);
– Аввакум (Палестина);
– Даниил (Палестина);
– Фалес (Древняя Греция);
– Анаксимен (Древняя Греция);
– Анаксимандр (Древняя Греция).
Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
– от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
– с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.
Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.
С самого начала в философии были заложены основы
гуманизма– учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.
Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.
Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия – это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.
Философия в буквальном переводе – любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон.
Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу – исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача – исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи.
– теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы;
– явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры.
Назначение философии:
– создание целостного мировоззрения;
– объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий;
– учение об общих принципах бытия;
– познание сущего;
– исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире.
Отличительные особенности философии:
– она является всеобщей и абстрактной;
– в ней присутствует значительный ценностный компонент;
– она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);
– она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;
– она является результатом самосознания всей культуры.
Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией.
Рефлексия– своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием.
Одной из самых важных особенностей философии является ее
универсализм.Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе.
Основные проблемы философии:
– объекта и предмета философии (объект – мир как единое целое; предмет – законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
– первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
– развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
– познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
– человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры).
Структура философского знания:
– онтология (философия бытия);
– гносеология (теория познания);
– логика (познание принципов мышления);
– аксиология (учение о ценностях);
– эстетика (изучение прекрасного);
– антропология (исследование проблем природы, сущности человека);
– праксеология (социальная философия).
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология –система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф– образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
–
познавательный компонент– миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
–
предписательно-побудительный компонент– принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
–
практический компонент– миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
– как возник мир;
– как он развивается;
– что такое жизнь;
– что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение– система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому
религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия– мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование
Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной