безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Объективной диалектикойназывается диалектика природы и материальных общественных отношений.
Субъективной диалектикойназывается диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.
Система диалектической философии:
Главные законы диалектики:
– закон перехода количества в качество и обратно;
– закон взаимного проникновения противоположностей;
– закон отрицания отрицания.
Принципы диалектики:
– принцип развития через противоречия;
– принцип всеобщей взаимной связи.
Категории (неосновные законы) диалектики:
– единичное, особенное, всеобщее;
– форма и содержание;
– необходимость и случайность;
– возможность и действительность.
Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.
Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.
Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.
Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:
– первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;
– второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:
– прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;
– чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.
Современная логика распадается на множество направлений:
– метафизическая логика (гегельянство);
– психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);
– теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);
– семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);
– предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);
– неосхоластическая логика;
– феноменологическая логика;
– логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.
Логикаявляется общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.
Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.
Знание– объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.
Познание– обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание бывает:
–
чувственное(выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);
–
логическое(выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения).
Практика– это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Практика– это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.
Важнейшие формы практики:
–
материальное производство(преобразование природы, естественного бытия людей);
–
социальное действие(преобразование общественного бытия);
–
научный эксперимент(активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).
Основные функции практики в процессе познания:
– практика – основа познания, его движущая сила;
– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;
– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;
– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:
– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;
– изменяет окружающие вещи;
– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.
Понятие опыта имеет разное значение:
опыт(эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент;
опыт– мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.
Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
Чувственное познание– это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.
Эмпирическое познание– это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.
Эмпирическое познание – это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Исходным в чувственном познании является
ощущение –простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.
Ощущения имеют широкий спектр модальности:
– зрительные;
– слуховые;
– вибрационные;
– кожно-осязательные;
– температурные;
– болевые;
– мышечно-суставные;
– ощущения равновесия и ускорения;
– обонятельные;
– вкусовые;
– общеорганические.
Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.
Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется
восприятием.
Память, представления и воображение.Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в
памяти.Никакое познание немыслимо без феномена памяти.
Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.
Представления –это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.
В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением.
Воображение – это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.
Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, – это наблюдение и эксперимент.
Наблюдение– это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания.
Экспериментомназывается метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.
Научный факт.Установление фактов – это необходимое условие научного исследования.
Факт –это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.
Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами.
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Методологиейназывается учение о методах познания и преобразования действительности.
Методомназывается система регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической деятельности.
Методикойназываются конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Методика основана на методологических принципах и производна от них.
Метод находится в неразрывной связи с теорией, что находит свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых – универсальность.
К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и синтез; индукция и дедукция и др.
Философские методы – это приемы исследования объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.
Сравнительно-исторический метод –это установление различия и сходства предметов.
Сравнение – необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи.
Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство:
– тех или иных животных;
– определенных языков;
– народов;
– некоторых религиозных верований;
– художественных методов;
– закономерностей развития общественных формаций и др.
Анализ и синтез. Анализомназывается мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.
Синтезомназывается мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение.
Абстрагирование– это выделение с помощью мысли:
– какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами;
– какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;
– какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
Абстрагирование – это необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще.
Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования.
Идеализация –образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
Обобщение– мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Процесс ограничения– мысленный переход от более общего к менее общему.
Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.
51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гносеология– учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.
Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:
1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?
Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.
Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания.
В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:
– соотношение чувственного и рационального в познании;
– субординация мышления и языка.
В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:
– чувственный;
– рациональный;
– мистический.
Два первых метода – чувственный и рациональный – предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.
Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.
Основные мысли древневосточной философии:
– мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;
– большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;
– познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;
– познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;
– включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;
– логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;