подверг анализу понятие «заблуждение» и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления.
Неопозитивизм – одно из главных направлений западной философии в 30-60-е гг. ХХ в., последний этап развития позитивизма.
Основные мыслители: Карнап, Франк, Шлик, Ней-рат, Рейхенбах и др.
Неопозитивизм исследовал важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.
Главными предпосылками всякого познания неопозитивизм считал события и факты, т. е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта.
Интересной особенностью данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объекта. Это тут же сняло вопрос о существовании объективного мира как предмета, философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематике логики и логического языка, тем более что логико-математический язык традиционно считался образцом достоверного знания.
Другой принципиальной особенностью являлась замена понятий «объективный факт» на «научный факт».
Научный язык в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть:
– истинными;
– ложными;
– бессмысленными.
Бессмысленные предложения, по мнению Карна-па, не являются предложениями в собственном смысле слова, но лишь напоминают их по форме.
Любые философские предложения, по мнению Кар-напа, также являются бессмысленными высказываниями, потому что они не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной «факт».
61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
Прагматизм – философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Чарлз Сандерс Пирс(1839–1914) – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.
Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции:
– позитивистскую (эмпирическую);
– объективно-идеалистическую.
Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».
Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.
Уильям Джемс(1862–1910) – американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.
В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует конкретное:
– факты;
– действия;
– поведенческие акты.
Противопоставляя рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное радикальным эмпиризмом.
Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.
Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.
По словам Джемса, мы действительно имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.
Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления – это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.
Джон Дьюи(1859–1952) – американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.
Согласно Дьюи, познание – это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории – ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.
62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
Метод– в философии и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.
Познание своей целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.
Истина– это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.
Философия с точки зрения теории познания делит истину:
– на абсолютную;
– относительную.
Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина – это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.
Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной.
Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.
Истина –это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.
Истина – это свойство знания, а не самого объекта познания.
Истина – это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.
Понимание истины с такой точки зрения открывает более тонкие и адекватные ее связи с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.
Знание – это отражение, существующее в виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина бывает и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.
Истину часто называют адекватным отражением объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.
Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерением. Истинные знания помогают людям разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.
Истина – это характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Конкретность истины – это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.
63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Древневосточная философия имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.
Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и небо, вся природа как средство существования человека.
Древневосточные мыслители предполагали, что миром правит некий всеобщий естественный закон, который проявляется во всех вещах и поступках людей.
Большое место в древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и холода; добра и зла.
Мыслителями выдвигалось представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.
Основной идеей древневосточной философии было единство трех реальностей –
неба, земли, человека.По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы.
Древнеиндийская философия человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы – Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
В древнеиндийской философии много таких вопросов, как:
– откуда мы произошли?
– где мы живем?
– куда мы движемся?
Человек в философии Древней Индии представляется как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между богами и живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается проходимой и подвижной. Но только человек стремится к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары – кармы.
Философия Древнего Китая представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких ее представителей является
Конфуций,в литературе часто именуемый Кун-цзы – учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер.
Вместе с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии можно отметить и другое направление – даосизм. Родоначальником этого направления считается
Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека.
Человек обязан следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.
Древневосточная философия человека:
– ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру;
– ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира;
– ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.;
– связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.
64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
Человеческое общество – это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы.
Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды.
Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в существование Вселенной.
Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии.
Философские вопросы по отношению к природе:
– взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;
– отношение природы и человеческой культуры;
– как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;
– каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.
Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете – в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может.
Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы.
Природа является естественной средой и предпосылкой