силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту,
религия– это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
– через воспитание в условиях религиозной семьи;
– обучение в школе;
– опыт жизни;
– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений– одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
Язык –это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного
духа.
Язык– символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека.
Структурные единицы языка– это слова и предложения, а также составленные из них тексты.
В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:
– первая –
философия имени(вещь – сущность (идея) – имя (слово), слово именует вещь и сущность);
– вторая –
философия предиката (предикат– языковое выражение, обозначающее признак, т. е.
философия предиката– это философия высказываний, обладающих функцией истинности);
– третья –
философия ценностных установок(предполагает ценностные установки личности).
Язык обладает:
–
обозначающей функцией– слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;
–
коммуникативной функцией– предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;
–
общественной природой– это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения.
Язык– это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме – индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.
Метаязыкомназывается язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется
объектным языком.Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод – это
интерпретация.Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.
Язык философии –это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.
Философия языка –исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка охватывает:историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.
Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:
– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;
– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:
– служить средством общения;
– служить орудием мышления.
Логику языка образует его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.
В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.
Кроме естественных, в мире есть и
искусственныеязыки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.
В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.
Формализованные языки –это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.
Наука– это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
– является ли философия наукой;
– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
– соотношение философии и вненаучного знания.
Научного характера философиинельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук– конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким,
вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
– на первоначальные позиции ученого;
– его отношение к миру и познанию;
– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное знаниеВненаучное знание можно разделить:
– на
заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;
–
отношение философии и паранауки,некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.
В науке различают:
–
эмпирический уровень исследования –направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
–
теоретический уровень исследования –сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют
идеалы науки.
Идеалы науки– это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Культура– совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
– нравы и обычаи;
– язык и письменность;
– характер одежды, поселений, работы;
– постановка воспитания;
– экономика;
– военное дело;
– политическое и государственное устройство;
– наука;
– техника;
– искусство;
– религия;
– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией.
Цивилизация– это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
–
духовнойкультуры (мифологии, религии, искусства, философии);
–
социальнойкультуры (нравственной, правовой, политической);
–
технологическойкультуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою
национальную культуру.Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия– одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем – ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.
С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.
В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:
– конечен или бесконечен мир;
– существует ли абсолютное, окончательное знание;
– в чем человеческое счастье;
– какова природа зла.
К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:
– какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;
– как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;
– как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;
– как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;
С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.
Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.
Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:
– для лучшей ориентации в своей специальности;
– для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.
Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.
Предметом философских размышлений всегда были:
– природный и общественный мир;
– человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.
Своеобразие философии сказалось в характере мышления – философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:
– обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;
– открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;
– прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
История философииизучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс– это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии– это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
История философии:
– теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;
– отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов