своего времени);
– единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;
– конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;
– нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;
– активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;
– история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах.
Историко-философский процесспо отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.
Важнейшие системы историко-философского процесса:
– теологическая философия (движущая сила – Бог);
– метафизическая философия (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
– идеалистическая философия (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
– натуралистическая философия (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
– материалистически-экономическая философия (движущая сила – экономические отношения).
Философия истории бывает:
– индивидуалистическая;
– коллективистская;
– детерминистская (фаталистическая);
– индетерминистская (активистическая).
В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.
Основные проблемы в истории философии:
– смысл и цель человеческой жизни;
– поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.
Основные этапы историко-философского процесса:философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX – начала XX вв.; философия XX в.
С объективной стороны история философии – это философия в своем историческом развитии, процесс развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские системы). С субъективной стороны история философии – это научное истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который взят в определенной хронологической последовательности и внутренней взаимосвязи.
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне
мифологиикак первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии – неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.
2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением
классового общества и государства.В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.
3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к
общечеловеческим ценностям.Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
– в проблеме мира и его познания;
– в проблеме взаимодействия человека и природы;
– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
– прекрасного и безобразного;
– добра и зла;
– справедливости и несправедливости;
– дружбы, товарищества;
– любви и ненависти;
– счастья, наслаждения и страдания и др.
4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии – это
мировоззренческий характерфилософского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм – это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории:
– движение;
– единство;
– материя;
– сознание;
– пространство;
– время;
– мир.
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
– как некая «помеха» душе;
– как некое субстанционное начало.
В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.
Важнейшая проблема социальной философии – это проблема народа и правителя.
Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Античный мир –эпоха греко-римской классической древности.
Античная философия– это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
–
натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
–
гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
–
классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
–
период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
–
неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:
1) античная философия
синкретична– характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия
космоцентрична– она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия
пантеистична– она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия
почти не знает законов –она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется
логикой общих имен, понятий;
5) античная философия имеет свою этику – этику Античности,
этику добродетелей,в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
6) античная философия
функциональна– она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Основные имена античной философии:Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.
В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.
В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.
Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.
По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является
Милетская(VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
–
Фалес –астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в
воде;
–
Анаксимен –первоначалом всего предложил
воздух,видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;
–
Анаксимандр –первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял
апейрон(неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.
2.
Школа Пифагора.
Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
– свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
– объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3.
Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофаниз Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
– выступал против антропоморфических элементов в религии;
– высмеивал богов в человеческом виде;
– жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;
– считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;
– стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;
– осуществил разделение видов знания.
Парменид(конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:
– разграничивал истину и мнение;
– центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;
– по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;
– сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;
Зенон Элейский(ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
– вся его жизнь – борьба за истину и справедливость;
– он развивал логику как диалектику.
4.
Школа Сократа.
Сократ(469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
Философия Средних веков– это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.
Основной частью феодальной культуры была
религия.Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:
– в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;
– буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;
– конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;
– в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.
Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был
теоцентризм –обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.
Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.
Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был
Фома Аквинский(1225–1274).
Основные труды Фомы Аквинского:
– «Сумма теологии»;
– «Сумма философии»;
– «Сумма против язычников».
В работах Фомы Аквинского вводятся термины:
– бытие возможное;
– бытие действительное;
– категории материи как возможность бытия;
– категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:
1)
теоцентризм –принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;
2)
монотеизм– Бог един и уникален, в отличие от античных богов;
3)
креационизм– учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;
4)
символизм– принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;
5)
средневековый антропоцентризм– согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек.
Величайшая добродетель– не интеллект, не разум, а
добрая воля,повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо