Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Шпаргалка по философии. А. С. Жаворонкова

внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

2. 

Рационализмсовокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время.

В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм – преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание.

К рационализму ХХ в. относятся:

– неопозитивизм;

– структурализм;

– неорационализм;

– критический рационализм.

Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации.

3. 

Гуманизм– философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений.

4. 

Персонализмнаправление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.

Формой проявления персонализма является философская антропология.

Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В

В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. 

Постпозитивизм.Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппервесьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В конце 40-50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

– философский;

– ментальный;

– мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее науки – за принципом

фальсификации,позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

– если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

– лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

– важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Методология науки.Американский философ и историк науки

Томас Кунявляется представителем одной из школ постпозитивизма –

философии науки.Он стал известен после выхода в свет его книги

«Структура научных революций»,в которой Кун изложил свою концепцию философии науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие

«нормальной науки»,под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как

«научный материализм».Основными представителями его являются американские философы

Э. Нагельи

Д. Мор-голис,австралийский философ

Д. Армстронг,аргентинский физик и философ

М. Бунгеи др.

Основная задача «научного материализма» – соотношение материи и сознания.

«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

Герменевтика.Герменевтика (разъясняю, истолковываю) – искусство и теория интерпретации текстов.

Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

Философия интуитивизма.В 80-90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием – медициной, биологией, физикой и др.

Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В

Основные модели философского мышления в XX в.:

– позитивизм;

– марксизм;

– неотомизм;

– экзистенциализм и др.

Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:

– роль философского и научного познания;

– человек и его жизнедеятельность;

– взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;

– свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д.

Позитивизм.Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX вв. Его основные представители:

– немецкий физик

Э. Мах;

– швейцарский философ

Р. Авенариус;

– французский математик, физик и философ

Ж.А. Пуанкаре;

– английский математик и философ

К. Пирсон.Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эта форма позитивизма получила название

махизма.В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи.

Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

Эта форма позитивизма получила название

логического позитивизма.Логический позитивизм развивается как аналитическая

философия,которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:

– 

логического анализа философии сприменением аппарата современной математической логики;

– 

лингвистической философии,отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий.

Марксизм.Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

Неотомизм.Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:

– философским обоснованием бытия Бога;

– доказательством различных религиозных догм;

– рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;

– толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.

Наиболее яркими представителями неотомизма являются

Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.

Экзистенциализм.Экзистенциализмфилософия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма – помочь человеку и человечеству.

27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ

Зигмунд Фрейдавстрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.

Основные работы Фрейда,содержащие философские идеи и концепции:

– «Массовая психология и анализ человеческого «Я»»;

– «По ту сторону принципа удовольствия»;

– «»Я» и „Оно“»;

– «Психология бессознательного»;

– «Неудовлетворенность в культуре»;

– «Цивилизация и анализ человеческого «Я»» и др. Фрейд выдвинул:

– гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;

– утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;

– гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности.

Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллектаппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Главным исследованиемФрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека –

«либидо»(полового влечения), определяющего противоречия:

– человека и социальной среды;

– человека и культуры;

– человека и цивилизации.

Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:

– формирование религиозных обрядов и культов;

– появление искусства и общественных институтов;

– возникновение науки;

– саморазвитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры.

Культуравыступает у него как

«Сверх-Я»,основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.

В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг –швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».

«Либидо» в понимании Юнга – это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице».

Интереснейшим представителем неофрейдизма был

Эрих Фромм.

Основные работы: «Бегство от свободы»;«Концепция Маркса о человеке»; «Искусство любви»; «Революция надежды»; «Кризис психоанализа»; «Человек для самого себя» и др.

28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

Модернизм(фр. moderne – новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.

Так, к модернизму в свое время относили:

– позитивизм;

– марксизм;

– Просвещение.

Философский постмодерн– специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:

– Жак Лакан;

– Жак Деррида;

– Жорж Батай;

– Жиль Делез;

– Жан Франсуа Лиотар;

– Жан Бордрийяр;

– Ричард Рорти и др.

Главная задача постмодернистов– сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

– объективная сущностьиллюзия;

– истина неоднозначна, множественна;

– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;

– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз

Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

– постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

– прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ

Ричард Рортивыдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социумобщение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский философ

Жак Дерридаодин из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования –

философствование без субъекта.

Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология(ontologie; от греч. on – сущее и logos – учение) – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия.

Метафизика– научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие –предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это

Скачать:TXTPDF

Шпаргалка по философии. А. С. Жаворонкова Философия читать, Шпаргалка по философии. А. С. Жаворонкова Философия читать бесплатно, Шпаргалка по философии. А. С. Жаворонкова Философия читать онлайн