Скачать:PDFTXT
Сокровенная религиозная философия Индии

человеческого сознания. Не существует Общего Закона для всех. Предположим, что для нас высшим благом, идеалом было бы познать Разум центрального духовного Солнца нашей системы. Но для существ, живущих в более возвышенных сферах, чем наша Солнечная система, это было бы ограничением. Индусская философия скажет вам, что все существующее хорошо или дурно, в зависимости от точки зрения на явление.

Из предыдущего выясняется, что установить даже самую общую классификацию наших деятельностей, нашей Кармы — задача непосильная: для этого необходимо рассмотреть последствия, хорошие или дурные, субъективные или объективные (то есть влияния наших действий на нас самих, с одной стороны, и на окружающий мир — с другой), наших действий в трех мирах: физическом, астральном и ментальном. Развитие этого сложного вопроса немыслимо в нашем кратком очерке.

Резюмируем: всякое существо, влияющее совокупностью деятельностей, из которых оно состоит, как на себя, так и на окружающую среду, видоизменяет постоянно и то и другое. Его собственная природа и окружающие его обстоятельства определяются им самим. Все управляется Мировым Законом Справедливости. И этот Совершенный Закон, по существу, тождествен с Волею Бога, Владыки Вселенной.

Воистину, мы сами творим свою судьбу, и жизнь наша развертывается на ткани, сотканной нашими собственными руками. Положение, в котором мы находимся, зависит не от случайности и не от каприза Бога, произвольно созданного нами по нашему подобию. Осознаем это, и мы сделаемся гражданами Вселенной! Осознаем, что наше будущее в руках наших: мы свободны построить его по своему хотению. «Я страдаю сегодня оттого, что в прошлом преступил Закон. Я один достоин порицания: спокойно и мужественно буду встречать все кажущиеся несправедливости, от которых страдаю». Вот речь человека, понявшего свое патожение. Он вдет вперед с высоко поднятой головой, терпеливый к настоящему, полный надежды и доверия к будущему, которое он сам готовит себе. Независимый дух, уверенность в себе, терпение и мужество — вот последствия верного понимания Кармы. В следующей беседе нам предстоит рассмотреть, почему человек привязан к Карме и как он может постепенно завоевать свою свободу.

Глава VIII. Карма (продолжение)

В последней беседе мы видели, что все внутри нас и в окружающих обстоятельствах — результат нашей Кармы, деятельности. Следующий Закон поможет нам выяснить воздействие Кармы на человеческую эволюцию: «Всякая причина (деятельность) стремится производить свое действие непосредственно».

Если я делаю движение рукой, вибрирующие волны, приведенные вокруг меня в движение, стремятся прикоснуться ко всему существующему. Однако сопротивление среды, заключающее в себе также деятельность, или причину, но противоположную, препятствует немедленному осуществлению этого стремления. Значит, причины стремятся произвести свои действия немедленно, но это не всегда достигается; иначе настоящая минута происходила бы неизменно из предыдущей, и это было бы так, если бы мы не зарождали ежеминутно противоречивых причин, которые, логически, не могут производить свои действия одновременно. Если я положу руку в огонь, немедленно сожгу ее. Но если я предварительно натру ее предохранительным веществом (например, соком известных трав, растущих в Индии), моя рука не сгорит немедленно: потребуется время, чтобы огонь уничтожил сперва предохраняющее вещество. Следовательно, при нормальных условиях действие следует непосредственно за причиной; но оно задерживается, если одновременно появляется противоположное действие.

Этот Закон проходит через всю нашу жизнь. Без отдыха и срока нагромождаем мы причины, которые стремятся постоянно связать нас, ибо они производят свои последствия, как только представляется случай. Но наши деятельности так противоречивы, что лишь некоторые из них согласуются иногда между собою. Так что — в течение наших существований — мы нагромождаем целые горы причин, которые не могут до времени осуществиться. Эти причины образуют то, что можно назвать техническим термином «скрытая или накопленная Карма» (Санчита Карма). Наоборот, Карма, действия которой проявляются в настоящее время в наших природе, характере, обстоятельствах и т.д., называется «Карма действующая» (Прарабдха Карма).

Наконец, Карма новая, которую зарождают ежеминутно наши различные деятельности, есть «зарождающаяся Карма» (Криймана Карма). Именно она представляет собою созидательную силу человека, залог его свободы. Позднее мы увидим, как ученик сознательно направленной деятельностью может изменять свою судьбу (Прарабдху), до полного ее уничтожения. Он может также привести в действие свою Санчиту и тем самым заплатить в несколько коротких воплощений долг, которыйиначе-возвращал бы его на землю бесчисленное количество раз.

Смотря по тому, совместима зарождающаяся Карма с нашими настоящими деятельностями или нет, ее можно отнести к Санчите или Прарабдхе. Последняя определяет направление нашей текущей жизни и влияет на естественный отбор.

Следовательно, мы живем под влиянием двойной совокупности Кармы: одна, как бы погруженная в тень, ожидает случая, чтобы проявиться, другая производит свои действия непосредственно. Из этого можно вывести, что «скрытая Карма», за отсутствием случая, может оказаться как бы погребенной в продолжение многих воплощений, чтобы ожить и принести плоды — подобно зернам, находимым в египетских саркофагах — как только появятся все необходимые условия. Из этого великого резервуара выбираются причины, управляющие каждым отдельным воплощением. Чтобы проявиться совместно, причины не должны уничтожать одна другую.

(Следует отметить, что в этот резервуар входит и Карма, зачатая человеком в период, следующий за каждой физической смертью. Это один из важных факторов, поскольку во время пребывания человека на ментальном и астральном планах, усилия и желания его земного существования превращаются в способности. Мы видели, что может возникнуть и новая Карма, если пребывание человека в астральном мире продолжается неестественно.)

Кто же делает этот естественный отбор? Силы, названные «Законами кармического отбора». В природе мы беспрестанно наблюдаем действие аналогичных законов. Посадите дерево и окружите его всевозможными питательными веществами: дерево выберет из всей массы то, что подходит для его роста и его свойств; остальное будет отброшено. Везде, где есть жизнь, есть и естественный отбор; человек не исключение.

Законы эти можно рассматривать и с иной точки зрения; их можно мыслить как Сущности, «Владыки Кармы», ибо между Законом и деятелем, приводящим Закон в действие, нет существенной разницы. Мы ничего не можем знать о Законе, кроме того, что это — планомерный способ деятельности. Подумайте о каком бы то ни было законе; вы не можете мыслить его иначе, как под видом деятельности (пример: сила тяготения — Закон, но понят он может быть только как действие Всемирного притяжения). А мы знаем, что всякое действие требует деятеля. Один и тот же объект явится нам или как действие (Карма), или как деятель, в зависимости от нашей точки зрения. Кто из вас знает меня? Когда я говорю с вами, ваши чувства задеваются совокупностью деятельностей, впечатление от которых вы назовете звуком, цветом и т.д.

Которое же из этих впечатлений я сам? Во мне, как и во всем мире, вы различаете только совокупность правильно расположенных деятельностей, различаете только Закон. Сущность всюду ускользает от вас, вы знаете ее только в себе. Глядя на меня, вы заключаете только, по аналогии, о наличности существа. Но вы и права не имеете заключать иначе. Закон природы, с вашей точки* зрения, — только планомерные деятельности, и с этим я согласен; но если вы возьмете их в совокупности, постараетесь поставить себя на их субъективную точку зрения, вы можете с полным правом рассматривать их как Сущности. Всемирный Закон и Всемирная Сущность — Одно.

Как и все другие, Законы кармического отбора представляют собой, с субъективной точки зрения, — Сущности (Липики). Сущности эти, иначе — Законы кармического отбора, выбирают из Кармы человека элементы, способные соединяться вместе в одном к том же воплощении; и эти элементы определяют направление, по которому человек должен будет двигаться, если только он не проявит самостоятельную волю. Ибо во всякую минуту воля человека может ввести новые величины в «уравнение» его жизни, постоянно изменяя равнодействующую его Кармы. В этом и состоит существенная разница между низшими царствами природы и человеком. В низших царствах, где воля еще не проявлена, существо двигается роковым образом по линии, начертанной его предшествующими деятельностями; оно как бы связано судьбой. Эта проявившаяся воля человека в состоянии заменить судьбу свободой, потому что в его воле коренится способность изменять в каждую минуту направление равнодействующей его Кармы.

(Те, кто знает, что подразумевается в механике под составными силами, поймут в чем дело. Судьба представляет собою «равнодействующую» всех сил, которые человек приводил в действие активно или которым он подчинялся пассивно, вплоть до настоящего момента. Если не вмешается никакая новая сила, жизнь пойдет по этой равнодействующей. Но появление Воли вводит влияние новых сил, ежеминутно изменяющих «роковую» равнодействующую. В конце концов, мудрость просвещает нас: она указывает нам силы, ранее неизвестные, и позволяет нам, благодаря разумному подбору этих сил, изменить смысл равнодействующей или даже совсем уничтожить ее. Карму, определяющую воплощение, можно рассматривать как первую равнодействующую, позволяющую предсказать вероятное будущее человека. Но она может быть изменена постольку, поскольку человек овладел Мудростью и Волей. Астрологам говорят: «Мудрый управляет своей звездой; невежда управляем ею».) У американского поэта Эдгара По встречается прекрасное изречение: «Бог, сковавший природу судьбой, дал свободу человеческой воле. Человек, не имеющий воли, в настоящем рабстве у предопределения, так же, как. и животное». Здесь мы начинаем подходить к решению трудной проблемы о Предопределении и о Свободной Воле. Противоположность этих двух понятий только кажущаяся; и то, и другое относительно верно. Предопределение есть удел существ, у которых нет собственной воли: они обречены роковым образом поступать так или иначе. Но обладающие волей могут изменять необходимость соответственно силе своей воли и тому направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у кого Воля и Мудрость развиты в одинаковой полноте, становятся вполне свободными.

Таким образом, все, столь различные с виду решения этой проблемы верны, каждое на своем месте. Существует абсолютная свобода, но только для того, кто познал Истину (или живет сознательно по Закону); существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая связывает всех, кто не проявляет своей воли. Нужно ясно понять следующее: растущая воля позволяет нам изменять до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем Мудрости, то можем уничтожить огромное количество Кармы, накопленной на протяжении веков, превратить ее в пепел и освободить себя от оков, казавшихся вечными. «Познайте Истину, — сказал Учитель, — и Истина освободит вас». Что же такое эта освобождающая Истина, как

Скачать:PDFTXT

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн