Скачать:PDFTXT
Сокровенная религиозная философия Индии

желание вызывает страдание, грусть, тоску, печаль — все принадлежности бедствия.

Но и эгоизм не что иное, как результат Авидьи, будто на свете только одна Реальность и что по существу «Я Есмь эта Реальность»… Ты и она — одно, ты, бедный раб своих иллюзий, мертвец, оплакивающий своих мертвецов в пустыне жизни; ты по существу Божествен. Если бы ты мог запечатлеть в своем сердце эту истину, ты увидел бы, как распадутся сами собой обманчивые границы, производящие все твои страдания. Неведенье — причина твоего эгоизма, эгоизмпричина твоих бедствий… Когда осуществится в тебе Слово Единства, ты станешь совершенным и скажешь вместе с Христом: «Отец мой и Я — Едины».

Итак, коренное условие всех наших несчастий есть Авидья; неведенье того факта, что мы составляем Одно со Всем. Это неведенье уничтожится постепенным расширением нашего сознания; вот что мы понимаем под ростом человека. Человек отличается от животного, и животное от растения только степенью своего сознания. Божественное начало, всегда неизменное, присутствует в глубоко скрытом виде и в недрах холодного камня. Пробудите его, и оно постепенно, шаг за шагом, неизменное в своей сущности, но проявляющееся через посредство проводников, все более и более совершенных, преобразится в растение, растение в животное, животное в человека, человек в Ангела, в Учителя. И высокая иерархия продолжится, поднимаясь на неизмеримую высоту, недоступную для нашего мелкого ума, до самого престола Неизреченного Бога, вполне Проявившегося.

Итак, во всем объеме, «рост» есть не что иное, как постепенное освобождение, развитие Божественной Силы, скрытой во всей своей целостности под каждой созданной формой. Вот что означает слово «эволюция». И эта эволюция — не более как логическое продолжение, второй акт Божественного Творчества, необходимый результат «инволюции», посредством которой Единая Всемирная Суть таинственно скрывала себя до тех пор, пока не произошла последняя иллюзия, имя которой — физический мир. И это освобождение, эта эволюция, происходит на всех ступенях лестницы именно благодаря деятельности. Действие и противодействие вызывают проявление всего, что скрыто в сути вещей. И наши собственные чувства, не развиваются ли они только благодаря воздействию на нас внешних сил? Наука признает, что действие, или функция, создает орган; когда функция прекращается, орган атрофируется (вспомните слепых рыб подземных озер Америки).

Следовательно — деятельность необходима, и так как мы признаем, что всякий потусторонний рост, превышающий состояние современного человечества, должен вести не к разобщению, как в низших царствах, а к Единству, — деятельность эта приведет неминуемо, в своем конечном результате, к уничтожению эгоизма, а значит и желания, которое есть последствие эгоизма.

Эгоизм необходим в свое время, как и все, что существует. Благодаря ему формируется человеческая индивидуальность, крайняя форма дифференциации. Как только она достигнута, эгоизм нужно упразднить, как потерявший смысл. Прежде он был добром, теперь — зло, препятствие для дальнейшей духовной эволюции.

Таковы оба элемента, должные соединиться в нашей природе; элементы эти кажутся взаимнопротиворечащими, так как для большинства людей именно в желании и коренятся побудительная причина, и для них подавить этот существенный двигатель — равносильно полному прекращению всякой личной деятельности. Но противоречие это все же должно быть разрешено, иначе придется совсем отказаться от расширения человеческого сознания и перенесения его из сферы земной в потусторонние области Вселенной.

По мере того как вы научитесь владеть этим двойным ключом Мудрости, вы начнете расти, как цветок растет под греющими лучами Солнца, даже не сознавая того, что растете. В этом — первый шаг ко всякому опытному познанию.

Если вы хотите сами проверить реальность потустороннего мира, нужно развить ваше сознание, перенести его постепенно в высшие начала столь же сложной природы; а для этого необходимо, оставаясь в полной мере деятельными, очиститься от всякой тени эгоизма. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — сказал ваш Учитель. Это — Истина, и не следует даже пытаться идти в этом направлении, пока не достигнуто очищение. Это — необходимость, на которой я настаиваю. Я всюду встречаю людей, которые желают видеть явления потусторонние, убедиться — как в осязаемой действительности, в трансцендентальных истинах Вселенной. Но мне кажется, что они воображают достигнуть этого какими-нибудь таинственными приемами.

Какое заблуждение! Без предварительного очищения невозможно прийти в соприкосновение с высшими сферами природы. Впрочем можно, до известной степени, войти в общение с астральным миром; но этого может достигнуть любой шарлатан. С такими психическими силами вы не уйдете далеко от простого факира, показывающего на улицах свои фокусы. Но подняться на духовную высоту, стать истинным философом возможно только путем очищения своей природы, что достигается, бескорыстной деятельностью и уничтожением эгоизма. Ведь вы хотите познать Верховное Начало, Первое и последнее Единство; а это Единство недоступно для существа, сохраняющего хоть ничтожную частицу розни. Возможно ли достигнуть Единства, если не уничтожить в себе всего, что отделяет нас от других существ?

Таким образом, бескорыстие требуется от ученика не на основании неопределенной сентиментальности, но как необходимость — неизбежная и строго доказанная. Припомните математическое сравнение, которое мы применяли в одной из наших прежних бесед. Как лучи света, так и мы происходим из единого центра. Пока мы вне центра, на одной из окружностей, мы сознаем себя отдельным лучом, но если захотим достигнуть центра, то должны отказаться от всякой розни — как лучи сходятся в центральной точке, так и все живые существа соединятся в центре в Одно.

Если, глубоко проникнутые идеей единства, мы будем вести в этом мире существование деятельно, сознание наше начнет постепенно подниматься, сначала до астрального мира, объекты которого станут для нас все яснее видимыми. По мере того, как мы будем упражняться в бескорыстной деятельности, сознание наше поднимется постепенно на высшие планы: -на интеллектуальный (Манас низший), а затем и на план Чистого Разума (Манас высший), на котором мы начнем понимать абстракции, недоступные — как объекты — для нашего так называемого «нормального» сознания. Например, отвлеченная идея: «треугольность», проявляющаяся для нашего земного сознания в виде совокупности всех треугольников, какие только мы можем себе представить, — явится нам как единый ясный объект. Поэтому этот план называется Арупа: «без форм»; там существуют первообразы, отвлеченные идеи, которые, исходя оттуда, проявляются на низших планах в виде конкретных форм. Затем мы перейдем сознательно на план Буддхи, или в духовную сферу, где будем способны воспринимать одновременно и слияние, и обособление; это состояние не поддается описанию, состояние невыразимого Блаженства, совмещающее и Единство и Индивидуальность, где мы одновременно и мы сами, и Все что есть. В этой сфере Чистого Разума Все является как Единство. Там — реальная, осязаемая основа человеческого братства, ключ к нашей неразрывной связи и взаимной ответственности. Когда же, под конец, сознание наше поднимется на план Нирваны, Атмы, тогда осуществится полное тождество, и мы станем сердцем и центром всякого Бытия, всего, что есть, тогда-то мы и освободимся от двойной иллюзии времени и пространства, иллюзии, существующей только на планах Множественности.

Очищение — первый шаг, без которого совершенно бесполезно касаться высших понятий, искать истинной Мудрости. Вы можете прочесть много книг, совершить много дел, сделаться даже предметом удивления человеческого ума; но никогда вы не приобретете Мудрости, если не уничтожите эгоизм.

Теперь следует рассмотреть, каким образом соединить абсолютную чистоту, отсутствие желаний и эгоизма с деятельностью, необходимой для роста. Мы знаем, что большинство людей, видя вокруг себя толпу, двигаемую почти исключительно одними желаниями, не могут понять возможности подобного примирения, не в состоянии даже представить себе деятельную жизнь одновременно с отсутствием желаний. Я согласен, что задача эта останется еще надолго неразрешимой для той части человечества, которую мистики так выразительно называют «живыми мертвецами». Но ищущие Мудрости, желающие во что бы то ни стало достигнуть трансцендентного понимания, могут оставаться в полной мере деятельными, отказавшись от всякого желания.

Для достижения этого мы имеем два пути, две «стези», как выражаются индусские мистики:

1) Стезя отвлеченного познания;

2) Стезя конкретного религиозного чувства.

Оба пути ведут к очищению и ясно обозначены Блаженным Кришной в Бхагаватгите (горячо рекомендуется изучение этой Св. Песни; хотя ее полное понимание и недоступно всем, а переводы несовершенны, общую мысль все же легко уловить: она указывает на бескорыстный труд, как путь достижения духовного мира).

1) Возьмем сначала путь отвлеченного познания. Припомним, что Космос состоит из совокупности организованных деятельностей. Вся разъединенность Проявленной Вселенной — только в форме и имени, в Карме (деятельности), проявляющейся в форме и имени. Попробуйте анализировать любой предмет: вы не найдете ничего, кроме совокупности деятельностей, являющихся вам под той или иной формой, представляющих собой объект вашего восприятия, которому вы и даете имя, иначе — по поводу которого вы создаете идею (имя и форма одно из определений, выражающих мировую двойственность Проявленной Вселенной (дух-материя, жизнь-тело и т.д.), двойственность, которая прекращается только в момент наступившей Пралайи, когда все возвращается в лоно Единого). Ничего иного нет во всей Вселенной.

Если мы ясно понимаем, что всякая вещь зависит от всякой другой вещи, то придем к совершенно верному заключению, что наши действия должны быть в гармонии со всеми действиями Вселенной, — если, разумеется, мы желаем существовать как часть этой Вселенной и сохранить наше существование. Наше «Я» — не более как совокупность точно определенных многообразных действий, занимающих особое место в общей сложности Космической деятельности. Следовательно, действия, образующие наше «Я», не должны противоречить действиям Вселенной, иными словами: Закон нашего бытия должен согласовываться с Мировым Законом.

Простое сравнение, на которое я уже указывал, поможет вам понять сказанное. Достаточно представить себе мировую эволюцию с точки зрения музыкальной, что, как мы видели, вполне правильно. При этом каждую индивидуальность можно рассматривать в буквальном смысле как отдельный инструмент в Великом Мировом Оркестре. Все наши движения производят реальный звук, который только ускользает От наших физических чувств, и этот индивидуальный звук должен гармонировать с Мировым Звуком, иначе, становясь источником диссонанса, он должен — как таковойподлежать уничтожению. Если мы ясно усвоим эту идею гармонической иерархии Вселенной, какую бы точку зрения мы ни приняли, неизбежно придем к логическому выводу, что мы должны работать в гармонии со всем.

Философ стремится познать свое определенное положение в недрах Мировой Деятельности посредством индивидуальной Кармы (деятельности). «Мое место здесь,

Скачать:PDFTXT

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн