Скачать:PDFTXT
Сокровенная религиозная философия Индии

— говорит он, — раз я нахожусь здесь. Посмотрим, что я должен делать в данном мне положении, чтобы сохранить мировую гармонию в той точке, которую я занимаю. Пусть этот Микрокосм, эта малая совокупность деятельностей, называемая моим «Я», остается в созвучии с Макрокосмом, великой совокупностью деятельностей, в которую это «Я» входит как составная часть.

Пусть не остается оно праздным, когда вся Вселенная звучит, пусть действует гармонично, в созвучии со средой, которую занимает». И тогда он будет работать, не думая о своем «Я», и будет так делать, исходя из чисто отвлеченного понимания. Вот Путь, на котором Мудрый осуществляет внутри себя полное самоотречение: желания отдельного бытия не существует для него, он признает только Закон Всеобщей Гармонии, тождественной — как мы увидим — с «Волею Отца».

Но — не нужно скрывать от себя, в какой степени трудна эта задача, если подходить к ней с этой отвлеченной точки зрения. Абстракция не имеет силы над обыкновенной волей, следовательно, и не может служить для нее достаточным стимулом. Люди с «общими идеями» довольствуются чаще всего одними словами; они бездеятельны. Мудрецы, у которых дела совпадают с идеями, — редкое явление. Большинству людей необходим конкретный Идеал; и таким Идеалом владеют все те, кто вступает на путь религиозного чувства. В западном мире путь этот ясно намечен Учением Христа. Христианство представляет собою, по существу, путь конкретного религиозного чувства. Мы видели, как одно и то же можно рассматривать с двух различных точек зрения: субъективной и объективной, как Сущность и как Закон. Всю Вселенную можно понимать — с отвлеченной точки зрения — как Закон (Карму); с точки зрения конкретной — как Мировую Сущность, Вершителя Ею же проявленного Закона.

Заметьте, что суть при этом не меняется: меняются только точки зрения. Если вы это ясно поймете, то убедитесь, что во всех религиях, как бы они ни различались на вид, нет разницы по существу. Отвлеченную форму мы находим в Буддизме; конкретная форма дается Христианством: Единый Закон — с одной стороны, Создатель и Его Всемогущая Воля — с другой. Брахманизм, правильно понятый, соединяет ту и другую формы; он указывает, что обе религии дают Истину.

Вот как поучает Кришна в Бхагаватгите (XII, 2-7): «Те, душа коих устремилась на Меня, которые, всегда благозвучные, поклоняются Мне, одаренные полнотою веры, эти — по Мысли Моей — наиболее совершенны в единении (Йоги). Те, которые поклоняются Нерушимому, Неизреченному, Незыблемому, Вечному, отрекаясь от чувств своих и побеждая их, дух коих неизменно в равновесии, радующиеся благу всех, эти также приходят ко мне. Но более велика трудность тех, мысль которых устремлена на Непроявленного; ибо трудно для воплощенного следовать по стезе Непроявленного. Но, воистину тех, которые отказываются от всего во имя Мое и, сосредоточенные на Мне, поклоняются, созерцая Меня, всем сердцем стремясь к единению (Йоге), Тех, о Арджуна, Я не замедлю спасти из океана смерти и существования, ибо душа их устремлена на Меня».

Учитель говорит ясно: Единая цель и два Пути к достижению ее — Путь отвлеченной мысли, трудный и крутой, для меньшинства; Путь любви к Богу, открытый для каждого человека с сердцем. При этом Закон мыслится как Господь, как Божественная Сущность: вверху — Отец, Карма — Его Неисповедимая Воля, далее Сын, Мать, Св. Дух, высокие Духи, окружающие престол Всевышнего, Архангелы, Ангелы…

С точки зрения абстракции, все эти Сущности, не изменяясь ни в чем, являются различными видами Мировой Деятельности.

Путь религиозного чувства имеет большие преимущества, потому что, вместо отвлеченного Закона, дает сердцу человеческому представления осязаемые, живые, предлагая более твердую и верную основу для бескорыстной деятельности. Прежде всего, вместо Кармы мы имеем личного Бога, и это — истинно, так как Карма, рассматриваемая субъективно, также сознательна, как вы и я. Затем, мы имеем Сына Божьего воплощенного, высочайшее проявление Единого под видом Человека. Мы все — также проявления Его, так как во всей Вселенной нет ничего, кроме Единого. Только степень проявления изменяется сообразно виду проявленного. И наиболее возвышенный вид, возможный для существования в физической сфере, тот, в котором Единый проявляется наиболее ясно, это — вид Совершенного Человека, Христа, Сына Божьего, или — как сказал бы индус — Махатмы, Учителя.

Такова Божественная Сущность, которую религия сердца предлагает нам как посредника между человеком и Богом, посредника не фиктивного, не символического, а Реального, ибо человек, с сознанием, достигшим плана Атмы, уже отождествлен с Божественным.

Учитель — Тот, который в сердце всего сущего. Он, однородный с Богом, имеет Один право сказать: «Отец Мой и Я — Мы Едины». «Я Есмь Путь»… Богочеловек, этот высочайший Идеал, приводит нас путем религиозного чувства к той же самоотверженной деятельности, к которой — на отвлечен- ном пути — приходит и Мудрец, посвящающий себя Порядку, общему Благу, Всемирной Гармонии. «Посвящайте себя Учителю» — говорит нам религиозное чувство. И если мы знаем истинную суть нашего Учителя, будет ли Его имя Будда, Кришна или Иисус, мы знаем, куда Он нас ведет, ибо, — Тождественный с Богом под всеми своими видами, Он может привести нас только к Единому.

Через Богочеловека все обретут жизнь. «Во имя Господа нашего, Иисуса Христа» — заканчиваются все ваши церковные молитвы. Немногие останавливаются над смыслом этого постоянного призывания Посредника, выражающего великую и глубокую Истину.

Религия повелевает нам посвятить свое сердце осязаемой Сущности, сходной с нами в своем человеческом виде. Такую Сущность, совершеннейший Идеал несовершенного человека, могут понять все, тогда как немногие в состоянии постичь простой Закон, отвлеченный и обнаженный от покровов. Вот почему религия, предлагающая людям подражать такой Сущности, открывает путь многим, которые, иначе, долго еще оставались бы в темноте. И вы видите, что, посвящая себя искренно служению Христу, Будде или иному Учителю, верный ученик уничтожает в себе эгоизм. Он больше не работает для себя, не думает о себе. Он действует всегда из любви к своему Божественному Идеалу. И, действуя таким образом, трудится безошибочно для Самого Бога, для Единого. Ибо совершенный человекХристос, Будда или Кришна — не имеет иных интересов в жизни, кроме интересов всего мира, не имеет иной воли, кроме боли Отца.

Следуя по пути религиозного чувства, мы работаем всегда для Мирового дела, для Бога, только не непосредственно, а из любви к олицетворенному Идеалу. И этот Идеал доступен всем; нетрудно удержать свой внутренний взор устремленным всегда на Божественного Учителя, самого дорогого друга для преданного сердца. Не с радостью ли в душе стараемся мы сделать услугу своему лучшему другу? И самая трудная задача не становится ли легкой для нас? И в самом деле, — жизнь любящего ученика превращается в жизнь труда и блаженства: он трудится, не думая об усталости, жертвует собой, никогда не затемняя света своей души мыслью о себе самом. Деятельность помогает его росту, бескорыстие очищает его сердце, так осуществляется двойное условие, казавшееся, на первый взгляд, противоречивым.

В этом — Тайна развития человеческого «Я» путем конкретного религиозного чувства. Истинных Мудрецов, следующих путем абстракции, — немного. Пускай же большинство человечества посвятит себя Совершенному Учителю. Христос, Будда или Кришна — это безразлично; ибо все Учителя представляют Одно в той сфере, где разъединение прекращается. Те, кто, считая себя Их учениками, с мечом и огнем истребляют друг друга, ни на йоту не нарушают гармонию Духовных Миров: она — нерушима.

Я показал вам две главные точки зрения, исходя из которых возможно практически осуществить бескорыстную деятельность; заменяя личные интересы интересами Общего, она приводит нас постепенно к отождествлению нашего «Я» со всем и к нашему конечному освобождению.

Этот Путь очищения на санскрите называется «Карма Йога» (Кармадеятельность и Йогаединение). Карма Йога уничтожает эгоизм, независимо от исходной точки: абстрактной или конкретной, из которой исходит Путь очищения. Результат один и тот же: внутреннее очищение. Это — первая ступень человеческого Пути в направлении совершенства. С этого и должны начинать все, кто хочет личным опытом проверить реальность потусторонних миров. Пока не совершен этот первый шаг, нечего и говорить о дальнейшем. Не сказал ли вам Учитель: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, остальное все приложится вам»?

И эта бескорыстная деятельность есть поистине ключ к счастью в земной нашей жизни. Он успокаивает и укрепляет наш дух; ведь мысль о себе — самая страшная из тревог. Пока этот результат не достигнут, религиозное созерцание не может принести плодов; только в спокойном и умиротворенном духе раскрывается Истина, а такое совершенное спокойствие нельзя достигнуть иным путем.

Для тех же, кто желает идти дальше, необходимые указания будут даны, когда настанет время. Говорить об этом заранее — бесполезно. Необходимое начало — упорядочение всякой деятельности. Человек должен прежде всего сознавать, что он поставлен в том месте, которое занимает, Руководителями Кармы или Волей Божией, что одно и то же; и что он поставлен здесь потому, что предназначен исполнить долг. Этот Долг может быть самый обыкновенный, неинтересный, тяжелый; тем не менее он его долг и необходимо его выполнить радостно. Исполняя в таком настроении свой долг ради Учителя, Бога или ради страдающего мира, он будет расти, не думая о том, когда пелены, скрывающие Высшую Жизнь, сами собой спадут перед ним. Таков единственно верный Путь. Долг прежде всего, долг без мысли о себе. И таким образом, человек, не имевший времени прочесть ни одной книги, будет расти быстрее и гармоничнее, чем ученый, трудящийся без отдыха, но с эгоистической мыслью о личном росте.

Ибо только уничтожая эгоизм, мы можем раздвинуть завесы нашей ограниченности. Ученый эгоист бесконечно далек от истины, тогда как простой и неученый человек, но выполняющий свой долг, не думая о себе, может оказаться на самом пороге Божественности. Необходимо проникнуться этой идеей и твердо осуществлять ее в жизни. Это — первый шаг для желающего лично проверить Высокие Учения индусских философов. Кто не расположен мужественно выполнить это решение, для того всякие потусторонние знания окажутся бесполезными.

Скачать:PDFTXT

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн