основываясь на том же законе, по которому сильный и опытный пловец может достигнуть другого берега несравненно быстрее, чем бросаемая волнами соломинка.
Упражнения Йоги состоят во внутреннем очищении, в уничтожении эгоизма, чувства разобщения с остальным миром, в развитии воли и самопознания, в глубоком сосредоточении и в пробуждении интуиции. Методы Йоги не обнародованы нигде в полном своем объеме; видоизменяясь сообразно индивидуальным свойствам каждой ищущей души, они требуют личного руководства и передаются устно Учителем (Гуру) своему ученику (Чела).
В талантливой передаче Брахмана Чаттерджи чуждых Западу индусских Учений ясно выступает знакомство автора с западно-европейской наукой, что помогает ему облекать отвлеченное и трудное для усвоения мировоззрение Брахманизма в форму, наиболее доступную для западного ума. За последнее двадцатилетие религиозные Учения древнего Востока вызывают к себе большой и все возрастающий интерес на Западе, особенно в Англии. Одной из главных задач нового духовного течения на Западе, которое носит название Теософического, является изучение древних религий Востока. Движение это вызвало к жизни богатую по содержанию литературу; в Адъярской библиотеке Теософического Общества собрано более трех тысяч драгоценных древнеин-дусских манускриптов и более 10 000 печатных произведений, содержащих исследования религий древней Индии. (Отчет Теософического Общества в «Theosofical Review» за март 1903 г., с.85.)
Можно с уверенностью сказать, что Адъарское книгохранилище значительно увеличилось за истекшие 5 лет, так как индусские Пандиты (ученые-богословы), благодарные за то серьезное внимание, с которым теософы относятся к их религии, охотно жертвуют ценные древние книги и манускрипты в теософическую библиотеку.
Ежегодно выходят новые книги на всех европейских языках, а также и на местных индусских наречиях, посвященных тем же вопросам и, кроме того, издаются не менее 50 периодических журналов, в различных странах Европы, Азии и Америки, занятых исключительно исследованиями религий и культур Древнего Востока.
Несомненно, что такое редкое явление, как публичные лекции ученого Брахмана, передающего европейской аудитории Сокровенные Учения своей религии, вызваны этим живым и серьезным интересом Запада к глубокой философии древнего Востока. Имея в виду религиозные искания последнего времени, думается, что и для русского читателя предлагаемая книга представит интерес.
Е. П.
Целью наших собраний, открываемых этой беседой, является дать серьезно интересующимся индусской эзотерической философией хотя бы некоторые понятия о ее главных чертах.
Мы постараемся передать, возможно короче, как понимает индусская философия природу человека и его место в мироздании, как она понимает Вселенную, цели и законы ее проявления.
Начнем с анализа нашей собственной природы. Мы увидим вскоре, что во всей Вселенной, в нас самих, мы знаем одно: Движение. «Вещь в себе», как сказал бы Кант, мы не можем постигнуть с помощью наших чувств. Когда мы начинаем исследовать окружающие объекты, видим, что они не имеют, как таковые, абсолютно никакой реальности. Все, что мы видим, имеет не более как относительное значение, меняющееся сообразно условиям нашего восприятия. Сущность же вещей остается для нас неизвестной.
Чтобы познать эту Сущность, человек должен познать самого себя. Это предвидели великие Учителя всех стран и народов; говорил Сократ: «Познай самого себя»; это изречение предлагает начинать Истинное познание с глубокого изучения нашей собственной природы. В этом же смысле ваш Великий Учитель Христос завещал своим ученикам искать Царство Божие внутри себя.
Только углубляясь в самих себя, мы найдем Истину и увидим, что в человеке заключается не только соотношение и сходство со всем, что есть во Вселенной, но что в нем же находится и Космическая сила во всей ее цельности, ибо сила неразделима: Первопричина проявляется всегда как Всеединство. Вот почему даже в песчинке вы найдете всю целость Космической энергии, хотя в форме темной и глубоко скрытой. Но песчинка находится вне нашего существа, и изучая ее, мы не можем понять природу. Мы можем изучить основательно только самих себя. Познав же себя, мы познаем и природу Космической силы.
Вот почему я начну с анализа человеческой природы. Постараюсь ввести вас, шаг за шагом, в самую глубину святилища, которое заключается в сердце каждого из нас. Потом, когда мы поймем природу человека и его способ существования в различных сферах Вселенной, анализируя объекты нашего восприятия, мы постараемся понять, каким образом проявляется Вселенная, или, говоря языком теологическим, как создан мир; при этом, оставляя аллегорические приемы, обычные для теологов, постараемся идти, насколько возможно, научным путем.
Затем мы начнем изучать потенциальные способности человеческого духа, постараемся узнать, каким образом человек может проверить еще на Земле существование трансцендентальных реальностей и как, даже в этом мире, он может достигнуть Божественного Совершенства.
Таковы вопросы, которые мы будем изучать, начиная с анализа человеческой природы.
Глава I. О строении человека
Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. Я не хочу этим сказать, что необходимо рассматривать ум как нечто отличное от тела по существу. Материалист этого различия не признает; но и он не отрицает, что в области мысли действует специальный вид энергии, отличный от того, который признается энергией физической.
Итак, в человеческом организме различаются тело и мысль, или, на обыденном языке, тело и душа. Мы замечаем, что тело подвержено постоянным изменениям: в течение семи лет, приблизительно, оно возобновляется до последней частицы. А между тем, не сохраняет ли оно тождественность? Под изменяющимся покровом тела есть, следовательно, нечто относительно неизменное, остается Свидетель всех происшедших перемен.
Если бы это было не так, мы не знали бы об изменениях нашего тела. Если бы наш ум возобновлялся, как и тело, и притом с тою же быстротой, он не мог бы сознавать этих перемен. Чтобы проследить движение, наблюдатель должен оставаться в покое, или, по крайней мере, двигаться с иною скоростью. Этот Закон относительности управляет всем, что мы знаем: все понимается с помощью контрастов. Один уже тот факт, что мы сознаем перемены нашего тела, заставляет признать, что помимо тела есть некто, кто заносит в память все эти изменения.
Но кроме этих физических изменений, есть еще и другие, более тонкие, которые происходят безостановочно и о которых, обыкновенно, вовсе не думают. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие непрерывного ряда быстрых изменений, иначе — вибраций, действующих на существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются между собой тем, что мы называем нашим сознанием. Без этой непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно. Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же находится эта память? Можем ли мы признать ее в границах одного физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые вещи снова вспоминаются так отчетливо? Отчего в гипнотическом состоянии всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства?
Известны случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал только раз в молодости.
Все эти наблюдения свидетельствуют, что по ту сторону физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения; этому элементу, заносящему в памятные списки все, нами воспринятое, мы дадим временно название «ментального», употребляя это выражение в самом широком смысле.
(Сохраняю это иностранное слово потому, что смысл его не имеет соответственного русского выражения: оно обнимает собою как весь рассудок, интеллект, так и чистый разум, интуицию. В индусской философии эти два элемента нашего сознания строго различаются, но оба, и «Manas высший» (Бессмертный) и «Manas низший» (преходящий), действуют на «ментальном плане» Вселенной. «Ментальный план» — область и мысли, и интуиции, оттого — невозможность перевести это понятие одним словом, «умственный» или словом «духовный». — Прим. Е.П.)
Утверждая это, я не намереваюсь основываться на одних рассуждениях: чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому. Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела, необходимо уметь отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти трансцендентальные факты так же, как физик проверяет физические феномены, когда хочет установить закон, ими управляющий. Так как позднее я намерен дать вам несколько указаний по этому поводу, я привожу эти короткие доводы в самом начале только для того, чтобы вы не считали мои утверждения фантазией; наоборот, имеются основательные доказательства, подтверждающие теории, которые я буду развивать перед вами.
Итак, мы прежде всего будем отличать физическое тело от ментального; различие между ними не по существу, но оно тем не менее очевидно, по крайней мере настолько же, насколько очевидна разница между твердым и жидким состояниями материи. Если мы остановимся на минуту и начнем исследовать свойства ментального в человеке, то найдем, что и оно подвергается изменениям и не остается неподвижным. Эмоции приходят и уходят, состояния души, волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные способности изменяются, и даже самая совесть становится более определенной по мере развития человека.
Таким образом, все ментальные элементы изменяются; и так как эти изменения сознаются, необходимо допустить, что позади них есть нечто более прочное. И это «нечто» действительно существует: это — элемент духовный, характерными признаками которого являются: способность к самопожертвованию, любовь, самоотречение и все высшие свойства души, существенно отличающие человека от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего Блаженства, и человек нередко признает именно этот фактор душевной жизни за свою истинную суть, свое «Я». Этот фактор отличается от ментального, подверженного постоянным изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твердого или жидкого вещества.
Если начнем анализировать духовную природу человека, мы найдем, что и она, в свою очередь, изменяется. Духовность может расти; кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти свойства до высокой степени.Ощущение Блаженства может посетить и покинуть нас. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать, следовательно, духовная природа не есть еще истинное «Я» («Эго») человека. Позади нашей духовной природы есть Некто, познающий изменения даже в высшей области нашего существа. Этот «Некто» и есть «Я» человека, Единственный Свидетель, заносящий в списки все различные состояния духа, мысли и тела.
Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, «Эго», свидетель всего, что изменяется, — таковы 4 фактора, которые мы отличаем путем непосредственного анализа человеческой природы. «Эго» есть единый субъект, относительно которого все остальные элементы человеческого существа не более как объекты. Глядя внутрь себя,