Скачать:PDFTXT
Сокровенная религиозная философия Индии

вы более или менее ясно почувствуете деятельность этих различных факторов.

Искренний ученик, одаренный необходимой для того готовностью, может, путем терпеливо сосредоточенного внимания и воли, достичь возможности проверить все сказанное на деле. Он будет в состоянии отделять один от другого эти различные факторы и, сознавая свою истинную суть, постепенно вводить свое сознание в область наиболее возвышенных начал, из которых состоит его существо.

Мимоходом упомяну, что этот процесс постепенного отделения своего высшего «Я» вызывает состояние экстаза. Возможно покинуть на некоторое время свое тело, чтобы собрать опыт и виденье в сверхчувственных областях Природы.

Только тот, кто способен достигнуть такого состояния, может проверить собственным опытом реальность сказанного мной. К сожалению, такая проверка доступна только очень немногим, потому что мало людей, обладающих необходимыми для этого способностями, и еще меньше таких, у которых достанет терпенья, чтобы развить эти способности до конца.

Ничто не звучит так странно для восточного философа, как мысль, что у человека совсем нет Бессмертной Души. И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни времени, ни сил, и скромность в этих вопросах становится для него обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит отрицание a priori Бессмертия Души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемой ими на вершение своих обычных дел! Прежде, чем отрицать Бессмертную Душу, следовало бы посвятить поиску ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду.

Теперь мы можем продвинуть наше исследование несколько дальше. Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее называют «органической» (хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях). В теле нашем так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и под управлением фактора, называемого «Жизненным Началом» и который материю превращает в организм.

Таким образом, в нашем физическом теле обозначились два начала: грубая материя и Жизненная Сила. Последнюю мы назовем началом эфирным. Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более тонкое, чем газ, это вещество эфир. В материи неорганической эфир недостаточно выразился, чтобы жизненные силы, для которых он служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в неорганической материи, им проникнута всякая материя, твердая, жидкая и газообразная, но Жизненное Начало находится там в состоянии еще скрытом (латентном). Но как только оно освобождается от преобладания низших элементов материи, оно их тотчас же группирует и организует: тогда настает время для проявления царства растительного.

Именно Жизненное Начало и есть организующий фактор нашего физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой, или проводником, будет носить в наших беседах название «эфирного тела». (В современной западной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или «проводников», или «тел»: эфирное, астральное, ментальное тело. На Востоке они имеют два названия: Кошас (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и Шарира (тело), когда они способны к самостоятельной деятельности в видимом и невидимом мире. — Прим. Е.П.)

Серьезное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное отношение между эфирной материей и Жизненным Началом. Когда наука продвинется вперед, она узнает, что магнетизм не что иное, как проявление Жизненного Начала, которое действительно передается от одного существа другому.

Оба фактора, образующие наше тело, названы на санскрите «Стхула Бхута» — грубое тело и «Прана» — Жизненное Начало. Заметьте, что оба они хотя и разделимы, но составляют физическое, а не сверхфизическое начало нашей природы, и сфера их деятельности ограничивается одним физическим планом Вселенной.

Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле, может, в свою очередь, быть разделена на три вида, способные отделяться один от другого.

Прежде всего мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции, чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и чувствований развитого человека. Эту сторону наше душевной природы можно назвать «чувствующей»; на санскрите она называется «Кама» — желание; материя же, служащая основой, или проводником, для названных явлений (ощущения, чувства, страсти, волнения), материя, более тонкая, чем эфир, получила на Западе название «астральной», вследствие ее свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего, способного ее различать, в этом состоит ее отличие от физической материи.

Если пойдем далее, мы различим в нашей душевной области элемент, который рассуждает, соображает, делает выводы. Мы называем его интеллектом; он соответствует низшему виду начала, называемому на санскрите «Майлс»; будем называть его «низший Манас». За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а только утверждает: «Я знаю, что это — правда, а то — неправда; не знаю почему, но внутренне убежден, что это так». Это начало — «Чистый разум». Оно-то и образует индивидуального человека и может быть названо также совестью. На санскрите это — высший вид Манаса, или «высший» Манас. Таким образом, в душевной области мы различаем три подразделения:

1) Природу страстей и эмоций, или чувствований, Kama;

2) Природу рассудочную, или интеллект, Манас низший;

3) Начало, утверждающее Бессмертную Суть Души, чистый разум, или Совесть, «Я», Манас высший.

(Под этой сутью эзотерическая философия понимает не подлежащий уничтожению результат всех переживаний данной духовной индивидуальности, тогда как все временное, личное, относящееся к тому или другому, отдельному воплощению, уничтожается со смертью материальных оболочек; все опыты и переживания, в которых участвовала воля человека (назначение которой — развить до полноты скрытые Божественные потенции человеческого духа), сохраняются навсегда и образуют Бессмертную самосознающую индивидуальность. — Прим. Е.П.)

Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается, но наиболее высоких сторон духовной природы человека мы совсем не будем касаться, они — как увидим ниже — недоступны нашему пониманию. Человеческому «это» присущи 3 вида, соответствующие трем аспектам проявленной Первопричины, которые не могут быть различаемы в настоящем состоянии человечества. Только совершенный человек может знать их, поэтому я буду обозначать эту тройственность одним родовым именем — «Атма», принимая ее за единство. Все откровенные религии, все Великие Учителя человечества утверждают Троичность проявленного Бога.

(Чаттерджи, обозначая Атму Троицей, имеет в виду две высшие сферы Божественного Проявления, недоступные земному пониманию.

Для облегчения читателя приведу диаграмму, изображающую 7 сфер или 7 «планов», на которых — по учению эзотерической философии — протекает жизнь Вселенной и которые служат ареной проявления Бога, «Посвященного» и несовершенного человека, во время его земной жизни и после смерти. «Это» человека рассматривается эзотерической философией только начиная с третьей сферы, как определенная человеческая монада, заключающая в себе — в потенции — атрибуты Божественной Троицы. Цель человеческой эволюции — развить эту потенцию до совершенства. — Е.П.)

Итак, мы нашли в человеке 7 деятельных начал: 1) Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое — истинный субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком изменений. В современных комментариях его обозначают словом «Атма»; но в древнейших Священных индусских книгах встречается название «Махатма» — Великая Душа.

Пояснения к таблице. Пять низших планов делятся на 7 субпланов. Физический план состоит из 6 свойств все сгущающейся материи и седьмого, атомистического, субплана. Само название указывает, что, по эзотерическим учениям, в основе каждого плава Вселенной имеются первичные атомы, физические, астральные и т.д. Ментальный, или Дэваплан, разделяется на 4 субплана, которые носят название «Руна» — форма, благодаря чрезвычайной пластичности эфира этой сферы, настолько пластичного, что мысль человека создает там немедленно соответствующие формы, звуки и краски; три высшие субплана носят название «Арупа» — без формы. (Таблица и пояснения к ней — Е.П.)

1) Атма означает то, что соприкасается со всем, все в себе содержит.

2) Духовный элемент — Буддхи — Мудрость.

3) Бессмертная душа, интуиция — Манас высший. (Манас означает то, что распространяется. — Прим. Е.П.)

4) Интеллект — Манас низший.

5) Чувствование, страсть — Кама — желание.

6) Жизненное начало — Прана — жизнедеятельность.

7) Физическая материя: твердая, жидкая и газообразная — Стхула Бхута. Означает: грубое превращение.

В сущности, не столь важно знать эти санскритские названия. Важно различать эти идеи внутри себя: они — факты Природы.

Как я уже упоминал, принципы Вселенной соответствуют различным началам человеческой природы. Так:

1) Элемент грубо физический в нас соответствует окружающей нас материи: твердой, жидкой и газообразной. Наше эфирное начало соответствует эфиру Вселенной, то есть Жизненному принципу Вселенной Дживе, организующему материю, которому в человеке соответствует Жизненное Начало — Прана;

2) Элемент, или субстанция, наших чувствований соответствует той же субстанции во Вселенной и образует план астральный;

3) Наш умственный элемент и наша душа соответствуют принципу мысли и души Вселенной; оба вместе образуют ментальный план Космоса;

4) и 5) Элементы духовные человеческого «Эго» соответствуют духовному плану Буддхи и плану Нирваны.

То, что мы назвали планами Вселенной, равно как и факторы, действующие в человеке, следует представлять себе не один над другим, но взаимно проникающимися.

Примечание. Название «план» — чисто условное, и это следует иметь в виду, иначе оно может ввести в заблуждение. «Планы Вселенной» следует понимать как различные виды всемирной материи, которые служат основой для проявления Единой Энергии. Следующие рассждения помогут выяснить понятие. Электрический ток, который мы знаем не по существу, а по его действиям, производит самые разнообразные явления, смотря по среде, в которой он действует. Проходя через тонкую проволоку, он проявится как свет или тепло; проходя через окисленный раствор, он действует как химическая сила и разлагает раствор; проходя вокруг железного прута, он его намагничивает. Также и Единая Сила, такая же неуловимая для нас, как и электрический ток, действуя на физическом плане, производит физические явления: веса, света, электричества, органической жизни и т.д.; действуя на астральном плане — явления психические: ощущения, чувства и т.д.; на ментальном плане — явления умственные; на плане Буддхи — духовные явления: любовь, блаженство; на плане Нирваны Она выражается состоянием чистой Сущности, единения

Скачать:PDFTXT

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн