Скачать:PDFTXT
Сокровенная религиозная философия Индии

со всем сущим.

Момент эволюции, к которому принадлежим мы, не дает нам проникнуть далее, то есть плана Нирваны, это граница, которая существует внутри нас, а не во Вселенной. Но и Нирвана — говорится о людях обыкновенных — для нашего восприятия то же, что солнце для слепого. Вот почему люди Запада думают, и имеют призрачное основание к тому, что Нирвана равносильна полному уничтожению.

Как жидкость может проникать твердое тело, газ — жидкость, так и эфир проникает всякую материю, и область его распространяется далеко за пределы земной атмосферы. Астральное начало, в свою очередь, проникает эфир и все, что ниже (по качеству, тонкости, а не по положению) и т.д. Все эти начала проникают одно другое, из чего следует, что человек живет одновременно во всех различных сферах, или планах, Вселенной, которые соответствуют различным Началам. Предыдущее перечисление показывает нам, что 7 элементов, из которых состоит человек, существуют реальным образом на 5 планах Вселенной. (См. диаграмму выше. На физическом плане — физическое тело и Прана; на астральном — Кама, начало страстное, и проникнутый им низший Манас; на ментальном — чистый Разум, высший Манас; на духовном — Буддхи (Мудрость, соединение любви и знания), на плане Нирваны — Атма, Высший Принцип человека, идентичный с Духом Божьим. На теологическом языке ментальному плану соответствует Небо; астральному — Чистилище; низшая часть астрального плана — Аду. — Прим. Е.П.)

Некоторые философы дали человеку название «Микрокосма», или Вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность ность чувствовать и желать животного, простой интеллект, соответствующий высшим животным, в данное время вымершим (звено, отсутствующее в настоящее время (низший Манас), между царством животным и человеком), и душу (высший Манас), которая образует настоящего человека я всегда находится на ментальном плане. Кроме того, духовный элемент в человеке соответствует области Ангелов, природе «Посвященных», и, наконец, «Это», Единое соответствует Началу Совершенному во Вселенной, Богу.

Таким образом, человек представляет собой синтез Вселенной. Вот почему изучение человека открывает путь к изучению Космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах в фазах существования, мы узнаем также сферы Вселенной, которым соответствуют все эти виды человеческой природы.

Когда мы подойдем к наивысшим началам человеческой природы и откроем оба высших вида «Эго», то узнаем о существовании двух новых планов Вселенной (См. диаграмму выше. Речь идет о планах Ади и Анупадака. — Е.П.), на которые достаточно пока только указать, так как эти высоты недоступны современному состоянию человеческой мысли.

Тогда мы узнаем, что Вселенная действительно делится на 7 сфер. Божественные Сущности, которые стоят во главе этих 7 сфер, суть те 7 Ангелов, окружающие престол Божий, о которых говорит Апокалипсис.

(Во всех откровенных религиях упоминаются, под различными названиями, 7 Высших Сущностей. Индусская религия признает их также во главе каждой из 7 сфер Вселенной. Две Высшие Сущности на двух непроявленных планах (Ади и Анупадака) не называются, обе скрыты, так как процесс мировой эволюции происходит пока только в пяти сферах Третья Сущность во главе третьего плана (Атма) носит название — Индра; на этом плане элементом является Акаша, мировой эфир; эфир, признаваемый наукой, — его физический представитель. Четвертая, Вайю, — во главе плана Буддхи (элементвоздух). Пятая, Агни, — во главе ментального плана (элементогонь). Шестая, Варуна, — во главе астрального плана (элементвода). Седьмая, Кшити (одно из названий), — во во главе физического плана (элементземля). — Е. П.)

Глава II. О сравнительной продолжительности начал, образующих человека

Мы видели, что 7 начал человеческой природы существуют на Пяти планах Вселенной. Седмичный состав человека восполняется двумя высшими факторами, соответствующими двум высшим планам Космоса, но для современного человека они также недоступны, как и эти последние. Я упоминаю о них только для того, чтобы засвидетельствовать, что индусская теология считается с ними. Их санскритские названия: Авьякта и Пуруша. Они проявляются через Атму, которая представляет собою по существу Троицу, недоступную для анализа. Это Триединство составляет для нас поистине Тайну.

Я должен теперь сказать вам несколько слов о деятельности и видоизменении образующих человека Начал во времени и пространстве.

Начиная наши наблюдения сверху, мы найдем, что Совершенное (Атма) под тремя своими ипостасями есть единственное Начало в нас, которое вечно. Элемент духовный не вечен, хотя и несравненно продолжительнее всех последующих. Спускаясь вниз, со ступени на ступень, до физического тела, мы встречаемся с началами все менее прочными, жизнь которых становится все короче и короче.

Мы яснее поймем это, вдумываясь в способ передачи колебаний (вибраций) вообще. Даже в чисто физическом мире мы находим, что колебания самые тонкие — в то же время и самые длительные, устойчивые, и что сфера их действия становится все шире по мере их утончения. Эта аналогия указывает, каким образом человеческие начала, которые представляют из себя также различные виды движения (индусская философия учит, что вся мировая жизнь есть Движение. Вселенная являет два вида: абсолютный — Силу и относительныйДвижение. — Е.П.), следуют тому же закону. Высшие Начала, ускользающие от наблюдений наших телесных чувств, переживают исчезающее физическое тело так же, как тонкие колебания музыкальной струны продолжаются долго после того, как звук, вызванный ее дрожанием, давно уже умолк.

Конечно, это только сравнение, а не доказательство. Единственное действительное доказательство есть личный опыт, индивидуальная проверка для тех, кто на нее способен. Остальные должны довольствоваться логическими вероятностями и свидетельством Тех, Которые знают. (Автор говорит здесь о «Посвященных», Адептах, с развитым Сверхсознанием, иначе говоря — сознательно ясновидящих в сверхфизических мирах. — Е.П.). Итак, наше наиболее грубое тело (твердое, жидкое и газообразное) из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела с эфирным своим двойником, проводником Жизненного Начала. Даже частичного выделения этого «двойника», проводника, достаточно, чтобы вызвать бесчувственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестезирующих средств. Когда больному дают вдохнуть хлороформ, ясновидящий (под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением) может наблюдать эфирного двойника, отчасти выделяющегося в виде голубоватого облака. Полное разъединение вызывает неминуемую смерть: Жизненное Начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению.

Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трех дней) эфирный двойник, в свою очередь, сбрасывается как второй труп. Этот второй труп, лишенный жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирного двойника нетрудно, так как нервного возбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми. Но если тело подвергается сожжению, по обычаю индусскому, эфирный двойник выделяется немедленно.

Оставляя оба эти внешние покрова, человек сохраняет все остальное. Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы, только не может дать о себе знать, потому что лишился своего физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма, тем не менее, реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения.

Следовательно те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, но как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, поэтому их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю физическую Вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни только и доступны нашим земным органам чувств.

Первое явление, которое происходит с человеком, когда он сбрасывает свою двойную физическую оболочку, это — преобразование его астрального тела, или его начала «чувствования», которое с этих пор становится для него проводником в новой среде. (Так же, как физическое тело человека было проводником его бытия в земной среде; в этом смысле нужно все время понимать слово «проводник». — Е. П.).

В астральном мире человек задерживается более или менее долго, в зависимости о силы его страстей. Если вся его жизнь была посвящена только тому, чтобы служить своим страстям, то его пребывание в этой области, которая соответствует Чистилищу христиан, будет очень продолжительное. Астральное тело соткано из самой субстанции волнений и страстей, и если во время земной жизни мы работаем над укреплением этого тела, оно окажется для нас — после смерти — оболочкой прочной, крепко построенной тюрьмой с толстыми стенами.

Но все преходящее имеет свой конец, и рано или поздно человек покидает и свою астральную оболочку. Когда очищение совершилось, дурные эмоции изжиты и отброшены, человек переходит в следующую сферу, на ментальный план, или в Небесный Мир (астральная стадия — очистительная — посмертной эволюции носит на санскрите название Камалока (местопребывание желаний); стадия Небесная, следующая за очистительной, называется Дэвало-ка (местопребывание Богов) или Дэвахан. — Е.П.), унося с собой туда из своей астральной природы только наклонности или скрытые зародыши, развитие которых последует по его возвращении, перед новым воплощением, на астральный план; эти зародыши определят состав его астрального тела в последующем воплощении. (При каждом новом воплощении человек возвращается на землю тем же путем, который пройден им после смерти; проникая обратно в астральный мир его бессмертная душа (Каузальное тело) облекается в новое астральное тело, состав которого соответствует характеру страстей его предыдущей земной жизни. — Е.П.)

И здесь, в Высшем Мире, пребывание его будет продолжительно или кратковременно, судя по тому, чем была его жизнь на Земле. Если его умственная жизнь была сильна и благородна, если он вырабатывал в себе высокие человеческие чувства, посвящал мысли науке и искусству и, в особенности, вел самоотверженную жизнь, он будет жить очень долго в этой сфере, которую можно назвать сферой мысли. Именно здесь живущие на Земле, умеющие подняться выше физических ощущений, услышат Бетховена, наполняющего пространство звучащими волнами своего вдохновения; воспримут неизреченную

Скачать:PDFTXT

Сокровенная религиозная философия Индии читать, Сокровенная религиозная философия Индии читать бесплатно, Сокровенная религиозная философия Индии читать онлайн