Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

материалист. Когда он объяв­

ляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной,

потусторонней, — Кант выступает как идеалист. Призна­

вая единственным источником наших знаний опьгг, ощу­

71

щения, Кант направляет свою философию по линии сен­

суализма, а через сенсуализм, при известных условиях, и

материализма. Признавая априорность пространства,

времени, причинности и тд., Кант направляет свою фи­

лософию в сторону идеализма. За эту половинчатость

Канта с ним беспощадно вели борьбу и последовательные

материалисты и последовательные идеалисты (а также

“чистые” агностики, юмисты)»14. Эта характеристика

философии Канта, раскрывая внутренне присущие ей

противоречия, указывает тем самым и на реальные про­

блемы, которые ставит и пытается решить родоначальник

немецкой классической философии.

В противоположность идеалистам Кант осознает без­

условную необходимость признания независимой от

сознания (и познания) объективной реальности. Но в

отличие от материалистов Кант предельно ограничива­

ет содержание и значение этой материалистической

посылки. Объективная реальность, абсолютно противо­

поставленная миру познаваемых вещей (явлений), от­

рывается от реальной, материальной природы и тем

самым превращается в нечто трансцендентное. Не от­

вергая исходной, по существу материалистической, по­

сылки, Кант вместе с тем субъективистски,

идеалистически интерпретирует познавательную ре­

альность, мир явлений, или природу.

Амбивалентность, внутренне присущая всей филосо­

фии Канта, обнаруживается и в его понимании “вещей в

себе”. С одной стороны (и здесь Кант согласен с матери­

алистами), они единственный, существующий вне и неза­

висимо от сознания источник ощущений, без которых

невозможно познание. Но, с другой стороны, “ вещи в се­

бе” — нечто запредельное, потустороннее, хотя и не в

традиционном, религиозном смысле этого слова.

Отход от материалистического понимания “вещей в се­

бе” открывает путь к идеалистической интерпретации этой,

по учению Канта, основы мира явлений, для сближения это­

14 Там же. С. 206.

72

го, по существу, материалистического понятия с традици­

онными категориями метафизических систем XVII в., не­

состоятельность которых столь убедительно доказывает

Кант.

Явления и вещи в себе

Мир явлений и мир “вещей в себе” — таковы, по учению

Канта, реальности, к которым сводится все существующее.

Исходя из основной сенсуалистической посылки, Кант

утверждает, что “наше знание о существовании вещей

простирается настолько, насколько простирается восприятие

и его результат (Anhang) согласно эмпирическим

законам”*5. Таким образом, Кант отрицает возможность

независимого от чувственности знания, решительно

порывая тем самым с одной из главных., догм мета­

физической (и теологической) спекуляции. ^Однако, как

было показано в предыдущей главе, Кант допускает су­

ществование априорных чувственных созерцаний,

являющихся, согласно его учению, источником

априорного знания в математике и естествознании. Это

допущение позволяет Канту внести определенный

корректив в традиционную формулу сенсуализма: nihil est

in inteliectu quod non fuerit in sensu (нет ничего в

интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве). Тем не

менее там, где речь идет об опытном знании, Кант

разделяет ограниченность метафизически мысливших

сенсуалистов, непосредственно связывавших возмож­

ности познания с наличным объемом чувственных дан­

ных.

Вольтер утверждал, что люди, если бы они имели боль­

ше органов чувств, обладали бы соответственно большим

знанием вещей. По учению Гельвеция, объем наших зна­

ний находится в прямой зависимости от остроты чувст­

венного восприятия. Дидро правильно критиковал это

упрощенное сенсуалистическое воззрение, доказывая, 15

15 Кант И. Соч. Т. 3. С. 285.

73

что люди знают больше предметов зрения, обоняния и

т.п., чем те животные, у которых зрение и обоняние ост­

рее, чем у человека.

Несомненно, это ограниченное понимание познания

как непосредственно обусловленного чувственным восп­

риятием заключает в себе возможность агностической

интерпретации познавательных способностей человека.

К агностицизму ведет и идеалистическая интерпретация

сенсуализма, в особенности в ее кантовском варианте,

исключающем “вещи в себе* (внешний источник ощу­

щений) из сферы познания. Таким образом, Кант утверж­

дает, что явления имеют основание в чем-то другом, что

должно быть принципиально отличаемо от явлений.

“Ведь в противном случае мы пришли бы к бессмыслен­

ному утверждению, будто явление существует без того,

что является*16. Явления и “вещи в себе* предполагают

друг друга, поскольку наличие следствия доказывает су­

ществование причины, а наличие последней — существо­

вание следствия. Но из этого необходимого отношения

отнюдь не следует, полагает Кант, что в явлениях содер­

жится нечто присущее “вещам в себе*, что познание яв­

лений дает хотя бы частичное представление о ” вещах в

себе*, так как последние существуют вне времени и про­

странства, в то время как познание совершается в про­

странстве и времени.

Абсолютное противопоставление явлений и “вещей в

себе* — основная онтологическая посылка агностиче­

ской гносеологии Канта. Если познание явлений никоим

образом не есть познание их существующей безотноси­

тельно к познанию основы, значит, явления не более чем

результат самого познавательного процесса, синтезирую­

щего, согласно определенным правилам, поток ощуще­

ний, вызываемый “вещами в себе*. Отсюда вывод,

который со всей категоричностью формулируется фило­

софом: “понятие самостоятельно существующего чувст­

венно воспринимаемого мира противоречит самому

16 Там же. С. 93.

74

себе”17. Этот тезис не столь уж далек от основоположе­

ния Дж. Беркли: быть — значит быть воспринимаемым.

Однако в противоположность Беркли Кант не только

признает независимые от ощущений “вещи в себе*,

но и то, что их воздействие на человеческую чувствен­

ность образует “материю* ощущений, благодаря чему

имеется многообразие ощущений, что, по-видимому,

предполагает и многообразие “вещей в себе*. Такое

допущение, которое вполне определенно высказывается

в “Пролегоменах…. *, казалось бы, обязывает сделать

вывод, что в ощущениях так или иначе отражаются “ве­

щи в себе*. Однако этот вывод принципиально исключа­

ется кантовским априоризмом: условия познания,

априорные, по Канту, условия, применимы лишь к опы­

ту, к сфере явлений.

Познание мира явлений, или природы, беспредель­

но, утверждает Кант. Этот тезис возвышает его над есте­

ствоиспытателями XVIII в., которые полагали, что науки о

природе все более приближаются к исчерпанию своего

предмета, к законченному познанию законов природы.

Отмежевываясь от этой иллюзии, ставшей препятстви­

ем на пути развития теоретического естествознания,

Кант вместе с тем отрывает познание от независимой

от него реальности, которая объявляется трансцендент­

ной, по меньшей мере в гносеологическом отношении,

т.е. находящейся за пределами всякого возможного

знания. Поэтому Кант утверждает: наши знания, как бы

глубоко они ни проникали в сущность явлений, ни на

йоту не приближают нас к “вещам в себе”. Познание и

объективная реальность (*вещи в себе*) нигде не сопри­

касаются друг с другом: это взаимоисключающие противо­

положности. Кант пишет: “утверждать, что явление

существует само по себе, безотносительно к нашим чувст­

вам и возможному опьпу, можно было бы, конечно, лишь в

том случае, если бы речь шла о вещи в себе*18. Но посколь­

17 Там же. Т. 4, ч. 1. С. 164.

18 Там же. Т. 3. С. 452.

75

ку нет перехода от явлений к “вещам в себе”, так же как

и от последних к явлениям, познаваемые вещи неотде­

лимы от познавательной деятельности, которая, следова­

тельно, должна быть постигнута так же, как творчество.

Такая постановка вопроса, правильно указывая на дея­

тельную, субъективную сторону познавательного процес­

са, значение которой явно недооценивалось (а порой и

просто игнорировалось) предшествующей философией,

вместе с тем абсолютизирует эту его определенность. От­

сюда субъективистское понимание познания, усугубляе­

мое тем обстоятельством, что творческая сторона этого

процесса не связывается с практикой, которая не только

изменяет внешний мир, но и создает не существовавшие

в природе предметы, а тем самым и новые, специфиче­

ские объекты познания.

Субъективистское истолкование явлений получает

свое законченное выражение в кантовском отождествле­

нии явлений с представлениями. «Явления, — писал Кант

в первом издании “Критики чистого разума”, — суть не

вещи в себе, а лишь игра наших представлений, которые

в конце концов сводятся к определениям внутреннего

чувства»19. Во втором издании “Критики…” эта точка

зрения слегка смягчена, т.е. более подчеркнута интер­

субъективность явлений, их независимость от произвола

познающего субъекта, который и сам, т.е. как эмпириче­

ский субъект, представляет собрй явление, полностью

обусловленное цепью других явлений. Правда, стремясь

избежать противоречий, вытекающих из такого понима­

ния субъекта познания, Кант далее вынужден сделать но­

вое допущение: субъект познания не есть только явление,

т.е. нечто эмпирическое, он, будучи интеллектом, есть

вместе с тем и вещь в себе. Тем не менее определение

явлений как представлений остается их основным опре­

делением. Иное дело, что самому понятию представления

Кант стремится придать новый смысл и содержание, т.е.

истолковать его не только как психический акт, но вместе

19 Там же. С. 702.

76

с тем и как независимый от сознания объект, образова­

ние которого предполагает “вещь в себе”, воздействую­

щую не человеческую чувственность. Поэтому явления,

характеризуемые как представления, принципиально

независимы от произвола познающего индивида. В

этой связи Кант и формулирует понятие гносеологи­

ческой объективности, или “объективной реально­

сти”, которая, как он полагает, безусловно присуща

явлениям и их отношениям друг к другу*

Таким образом, в своем учении о мире явлений, ко­

торый Кант называет “ природой”, он стремится дока­

зать, что явления и субъективны и объективны, т.е.

неотделимы от субъекта познания, но вместе с тем не­

зависимы от его сознания и воли как закономерно со­

вершающиеся процессы, обладающие принудительной

силой. Хотя явления “суть только представления”, по­

следние “всегда чувственно обусловлены”20, причем

эта обусловленность представлений, в свою очередь,

обусловлена отношением “вещей в себе”, к человече­

скому индивиду, а это отношение независимо от челове­

ческого сознания.

Явления, утверждает Кант, суть “единственные объекты, в

отношении которых наше знание может иметь объективную

реальность, т.е. быть таким знанием, в котором понятиям

соответствует созерцание” (Там же. С. 326). Понятие

объективной реальности, поскольку оно относится к явлениям,

а не к “вещам в себе”, означает в философии Канта лишь

признание наличия объективной необходимости данных

представлений. Они обусловлены не только “аффини­

рующим” нашу чувственность воздействием “вещей в себе”,

но и всем механизмом категориального синтеза чувственных

данных. Разумеется, и в сфере психических, субъективных

процессов имеют место определенные закономерности, а

значит и необходимая связь, последовательность, причинно-

следственные отношения. Однако в кантовской философии

понятия закономерности, необходимости, причинности

трактуются как априорные категории. Их гносеологическая

объективность отождествляется с априорностью, так как

категориям в отличие от явлений не соответствуют какие-либо

чувственные созерцания.

Там же. С. 498.

77

В мире явлений господствует неумолимая необходи­

мость, исключающая произвольные человеческие дейст­

вия. “Сам человек есть явление. Его воля имеет

эмпирический характер, составляющий (эмпирическую)

причину всех его поступков… Поэтому ни один данный

поступок (так как он может быть воспринят только как яв­

ление) не может начаться безусловно самопроизволь­

но”21. Возможность свободы, следовательно,

предполагает наличие иной, чем сфера явлений, области

человеческого существования, т.е. существование чело­

века не только как явления (среди других явлений), но и

как “ вещи в себе”. Лишь разграничение, противопостав­

ление явлений и “вещей в себе”, отрицаниеабсолют­

ной реальности” мира явлений делает возможной

свободу. Следовательно, кроме гносеологического обос­

нования субъективистской интерпретации явлений

Кант прибегает и к аргументам, почерпнутым из этики.

“В самом деле, — пишет он, — если явления суть вещи в

себе, то свободу нельзя спасти”22. Но существует, не­

устанно подчеркивает Кант, постоянно возвращаясь к по­

вторению уже сказанного, отличный от мира явлений, мир

“вещей в себе”, в котором нет причинной связи, наличест­

вующей между явлениями, и где, следовательно, возможна

свобода.

Таким образом, мир явлений характеризуется Кантом

как обладающий рядом существенно различных измере­

ний. Это, во-первых, пространство и время, которые оп­

ределяются как чувственные, но также чистые априорные

созерцания, не имеющие отношения к “вещам в себе”.

Во-вторых, явления — предметы человеческой чувствен­

ности, неразрывно связанные с ней. Это, следовательно,

специфически человеческая реальность. В-третьих, явле­

ния заключают в себе содержание, производимое воздей­

ствием “вещей в себе” на нашу чувственность. Кант

говорит, что “вещи в себе” порождают ”материю” (со­

21 Там же. С. 491.

22 Там же. С. 480.

78

держание) созерцаний. “Вещи в себе” дают нам “весь

материал знания даже для нашего внутреннего чувст­

ва”2**. Но из этого положения не следует, что содержание

созерцаний объективно: ведь оно не имеет ничего обще­

го с “вещами в себе”. Поэтому характеристика явлений

как обнаружения “вещей в себе” отнюдь не предполага­

ет, по Канту, какого-либо сходства между первыми и вто­

рыми. В-четвертых, явления представляют собой продукт

категориального синтеза, осуществляемого рассудком.

Эта сторона кантовского учения будет

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн