Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

с реальностью”, т.е. существующий вне

27 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия филос. наук. Т. 1: Наука

логики. М., 1974. С. 161.

85

нас мир, вполне познаваемый, ничем принципиально не

отличающийся от “явления”»28.

Противоречивость кантовского учения о принципиаль­

но познаваемом мире явлений (именуемом также приро­

дой) и принципиально непознаваемой объективной

реальности, т.е. “вещи в себе” , имеет глубокие теорети­

ческие, гносеологические, исторические, социально-ис­

торические корни. Идеализм, фиксируя субъективность

чувственных образов, считает познаваемым лишь то, что

может быть редуцировано к субъективному, духовному.

Для Фихте, отбросившего кантовскую “вещь в себе”, ус­

ловием познаваемости мира было сущностное тождество

Я и не-Я. У Гегеля мир беспредельно познаваем, посколь­

ку бытие и мышление в конечном счете тождественны и

человек как познающий субъект сознает свое сущностное

единство с познаваемым объектом.

Кант в отличие от этих своих продолжателей, возрож­

давших отвергнутое им рационалистическое учение о

тождестве реальных и логических оснований, выступает

против идеалистического отождествления физического

мира с духовной реальностью, познаваемой именно

вследствие ее духовности, т.е. ее сущностного тождества

с самой познавательной деятельностью человека. Но от­

вергая и материалистический принцип отражения, Кант

неизбежно должен был встать на путь абсолютного про­

тивопоставления субъективного и объективного, а тем

самым и агностической интерпретации ”вещей в себе”. В

рамках такой интерпретации ощущения выступают не как

непосредственная связь познающего субъекта с познава­

емым объектом, а как субъективное состояние субъекта,

которое не дает оснований для характеристики вызвав­

шего это состояние объекта. Отрицание сверхопытного

знания, т.е. критика мистицизма и метафизических спеку­

ляций идеалистов, превращается в отрицание познавае­

мости объективного мира. С этой точки зрения нечто

познаваемо лишь потому, что оно есть результат духов­

28 Ленин В,И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 119.

86

ной человеческой деятельности, подвергающейся воз­

действию объективного, но непознаваемого мира * ве­

щей в себе”.

Конечно, познаваемость объективной реальности

предполагает познание, человеческую деятельность.

Иными словами, познаваемость мира не есть присущее

ему самому природное свойство; это определенное отно­

шение субъекта к объекту познания, в котором нет ниче­

го, исключающего возможность его познания. Но эта

возможность осуществляется субъектом, человеком. Пер­

вым основным условием познаваемости предметов

внешнего мира является прежде всего практическая дея­

тельность людей, их постоянное ” общение” с этими

предметами, изменение их в пррцессе труда, их примене­

ние в различных целях. Практическая деятельность осу­

ществляет единство субъективного и объективного,

опредмечивает субъективное, преобразует, ” очеловечи­

вает” объективное и посредством этого единства интери-

оризации объекта и экстериоризации субъекта

превращает любой фрагмент объективной реальности в

предмет познания. Разумеется, этот процесс совершается

исторически, так как все, что люди познают, они познают

лишь при определенных условиях, которые не всегда

имеются налицо. Неизбежная ограниченность историче­

ских условий эмпирически ограничивает и возможно­

сти познания. Эта преходящая ограниченность

познания нередко истолковывается идеалистами и аг­

ностиками как его принципиальная неспособность

преодолеть реальную разграниченность субъективного

и объективного.

Кант в известной мере предвосхищает диалектико-ма­

териалистическую идею об активном характере познания.

Однако активность познания понимается им субъективи­

стски, идеалистически. Познание, по Канту, само создает

мир познаваемых предметов, сферу познания вообще.

Поэтому кантовское приближение к пониманию активно­

сти, творческого характера познания оказывается вместе

с тем удалением от понимания его реального содержания.

87

Субъективизм и агностицизм Канта неразрывно связаны

друг с другом.

Кант был по существу первым философом, который

выступил против созерцательного истолкования процес­

са познания, истолкования, согласно которому основу

познания образует воздействие предметов внешнего ми­

ра на человеческую чувственность, а не воздействие лю­

дей на окружающий мир, практика. Воздействие внешнего

мира, полагает Кант, необходимая, но недостаточная посыл­

ка познавательного процесса, сущность которого составля­

ет творческая деятельность человека — субъекта познания.

Однако субъективистская интерпретация деятельной сторо­

ны познания лишает последнее объективного содержания.

Тем не менее Кант выступает против субъективного идеа­

лизма, отражающего объективную реальность как источ­

ник наших знаний о познаваемых явлениях, настаивая на

существовании вещей, не обусловленных процессом по­

знания, не созданных им. Это и есть «вещи в себе», кото­

рые трактуются как принципиально непознаваемые,

поскольку последняя, субстанциальная основа явлений не

может быть вовлечена в сферу человеческой деятельно­

сти, не преобразуется ею. Такое представление о соотно­

шении знания и незнания, предмета познания и того, что

не является таковым, несет на себе печать метафизиче­

ского способа мышления.

В XVI-XVIИ вв. борьба против теологии как абсолют­

ной науки, абсолютном знании о высшей действительности

закономерно принимала форму гносеологического скепти­

цизма. Исходным пунктом философии Нового времени бы­

ло методологическое сомнение Декарта, т.е. требование

найти посредством скептического сомнения, распространя­

емого на все без исключения предметы, истинное исходное

положение научного знания. М. Монтень, П. Бейль боро­

лись оружием скептицизма против средневековой идеоло­

гии и метафизического системотворчества первых

буржуазных философов. Принцип безграничной познавае­

мости всего существующего представлялся Монтеню явной

уступкой теологическим и метафизическим спекуляциям,

88

которым он противопоставлял принцип ограничения воз­

можностей познания, исключающий чрезмерные, прежде

всего теологические притязания. Бейль писал, что ”…аб­

солютная внутренняя сущность объектов скрыта от нас и

что можно быть уверенным лишь в том, что эти объекты

нам определенным образом являются”29. Не следует

преувеличивать отличия кантовской позиции от приве­

денного здесь положения Бейля. Антитеологические

интенции французского скептицизма также не были

чужды родоначальнику немецкой классической филосо­

фии. Было 4>ы поэтому неисторично игнорировать связь

кантовского агностицизма (и, в частности, его тезисы о

принципиальной научной несостоятельности всех суще­

ствующих и возможных ”доказательств” бытия бога) с

определенной, правда, непоследовательной и смягчае­

мой многими оговорками антитеологической позицией.

Не случайно, конечно, произведения Канта были занесе­

ны Ватиканом в список запрещенных книг. Напомним,

что одним из устоев теологии католицизма является дог­

мат о логической доказуемости бытия бога.

Естествознание XVII-XVIII вв. несомненно прислуши­

валось к антитеологическим аргументам скептиков Ново­

го времени. Его эмпирическая ограниченность, которая

еще не осознавалась как исторически преходящая, также

вызывала к жизни агностические тенденции. Противоречия

процесса познания, поскольку они истолковывались анти­

диалектически, нередко приводили к выводам в духе гносе­

ологического скептицизма. Энгельс отмечает, что во

времена Канта «наше знание природных вещей было еще

настолько отрывочным, что за тем немногим, что мы зна­

ли о каждой из них, можно было еще допускать сущест­

вование особой таинственной ”вещи в себе”»30. Даже в

первой половине XIX в., говорит Энгельс в другом месте,

органические вещества представлялись химикам таинст­

29 Бейль П. Исторический и критический словарь. М., 1968.

Т. 1. С. 340.

30 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 304.

89

венными «вещами в себе”. Кант, следовательно, фило­

софски выразил противоречивость убеждений достаточ­

но широкого круга естествоиспытателей*

Диалектический материализм в отличие от метафизи­

ческого метода обосновывает необходимость позитивной

оценки противоречий, присущих выдающимся философ­

ским учениям. Содержательные противоречия, заключа­

ющие в себе попытки преодоления ограниченной,

односторонней постановки тех или иных проблем, явля­

ются не пороком, а в известном смысле достоинством

этих учений. Вспомним, что Маркс видел в противоречи­

ях теории стоимости Д. Рикардо исходные посылки пра­

вильной постановки сложнейшей экономической

проблемы. И известная аналогия (разумеется, лишь в

гносеологическом и методологическом разрезе) между

кантовским учением о «вещах в себе” и теорией стоимо­

сти Рикардо представляется нам не только оправданной,

но и плодотворной, поскольку и тут и там речь идет не

только о заблуждениях, великих заблуждениях гениально­

го мыслителя, но также о противоречиях реального исто­

рически развивающегося познания и в известной мере о

противоречиях, присущих самой действительности.

Мы, следовательно, весьма далеки от того, чтобы ви­

нить Канта в непоследовательности, в том, что он чего-то

не понял, чего-то не заметил, впал в столь очевидные да­

же для обыденного здравомыслия противоречия. Такой

способ анализа выдающегося философского учения

сплошь и рядом оказывается его вульгаризацией. Если бы

Кант истолковывал «вещи в себе» лишь как абсолютно

* Одним из таких естествоиспытателей XIX в. был

известный дарвинист Т. Гекели, который ввел в научный

оборот терминагностицизм”, отсутствовавший у Канта.

Гекели противопоставлял агностицизм не только забытому

христианскому гностицизму, но и теологии вообще, а также

тем догматическим, по его убеждению, научным теориям,

которые исходят из якобы ненаучного убеждения, что все в

принципе может быть познано. Энгельс называл такого рода

естествоиепытателей-агностиков стыдливыми материалистами.

90

трансцендентное или же видел в них, скажем, лишь субъ­

ективную границу нашего знания (так истолковывали

«вещи в себе” его последователи — неокантианцы), то он

был бы, несмотря на всю определенность и ” последова­

тельность” этого воззрения, отнюдь не великим мысли­

телем.

Кант, несмотря на идеалистический и агностический

характер своего учения, настойчиво обосновывал сущест­

вование ”вещей в себе”, отвергая идеалистические по­

пытки вывести внешний мир из сознания, постулатов

мышления. Главное в кантовском понимании ” вещей в

себе”, вопреки идеалистическим интерпретациям канти­

анства, это несомненно признание существования внеш­

него мира, независимого от познания, невыводимого из

него и тем не менее образующего внешний источник на­

шего знания о мире явлений. Именно этот аспект кантов­

ского учения о ”вещах в себе” В.И. Ленин рассматривал

как наиболее важный, существенный, так как объектив­

ная реальность, реальность, существующая вне нас, — это

и есть мир в себе*. Кант глубоко заблуждался, считая от­

личие явлений (вещей для нас) от ”вещей в себе” онто­

логическим; он метафизически противопоставлял друг

другу эти две стороны единого процесса, в котором не­

познанная (но отнюдь не непознаваемая) реальность ста­

новится познанной реальностью и тем самым ”вещи в

себе” превращаются в ”вещи для нас”. Это значит, что

всегда наличествует непознанное, но последнее не есть

особая, отличная от познанного, реальность. Кант за­

блуждался, относя непознанное к сфере явлений, а ”ве­

Укажем в этой связи на то, что Г.В. Плеханов, выступая

против идеалистической интерпретации кантовского учения о

“вещах в себе”, писал: «В противоположность “духу”,

“материей ” называют то, что, действуя на наши органы чувств,

вызывает в нас те или иные ощущения. На этот вопрос я вместе

с Кантом отвечаю: вещи в себе. Стало быть, материя есть не

что иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи

являются источником наших ощущений» (Плеханов Г.В. Избр.

филос. произведения. М., 1956. Т. II. С. 446).

91

щам в себе” приписывая непознаваемость. Между тем

непознаваемость не может быть свойством внешнего ми­

ра, т.е. также относится к процессу познания как его веч­

ная незавершенность. В этом смысле Ленин указывал,

что «вещь в себе” действительно отличается от познан­

ной вещи, ибо «последняя — только часть или одна сторо­

на первой, как сам человек — лишь одна частичка

отражаемой в его представлениях природы»31. Сфера

непознанного, несомненно, обширнее познанной обла­

сти явлений. Этот факт был односторонне, метафизиче­

ски интерпретирован «критической философией» Канта,

полагавшего, что его заслугой является установление аб­

солютных границ познания и притом такого рода границ,

которые нисколько не исключают беспредельной позна­

ваемости мира явлений.

Абсолютные границы, которые пытался установить

Кант, должны были поставить пределы метафизическим

(в первую очередь теологическим) притязаниям предше­

ствующей идеалистической философии. В этом смысле

существует определенная аналогия между кантовской

критикой чистого разума, претендующего на независи­

мое от опьгга знание, и бэконовской программой обуздания

спекулятивного, схоластического разума посредством мето­

дически организованного, руководствующегося усовер­

шенствованной индукцией, эмпирического познания.

Однако противоречивость кантовского понятия «вещи в

себе», которое из синонима внешнего мира превращает­

ся в синоним трансцендентной реальности, неизбежно

вела к идеалистическому искажению этого понятия. На

эту двойственность кантовского понимания «вещи в се­

бе» указывал В.И. Ленин в приведенной выше характери­

стике основной черты учения Канта.

Поскольку явления трактуются как представления

(правда, интерсубъективные, получающие свое сенсор­

ное содержание извне), постольку понятие явления не­

31 Ленин ВЖ Поли. собр. соч. Т. 18. С. 119.

92

применимо к человеческому разуму, хотя человек тракту­

ется Кантом как предмет познания и, следовательно, в из­

вестном смысле относящийся к миру явлений. Человек,

человеческая психика, разум не сводимы к совокупности

представлений, так как последние присущи человеческо­

му существу, которое образует эти представления, отли­

чает себя от них и, действительно, отличается от всего

того, что оно видит, слышит, осязает, познает. Вот почему

понятие «вещи в себе» применяется Кантом не только к

некоему неизвестному нечто, о котором, по его словам,

не может быть сказано ничего, кроме того, что оно безус­

ловно существует, но и к такой зримой реальности, как

сам человек,

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн