Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

Последнее

предположение есть чистый вымысел, посредством кото­

рого мы охватываем и реализуем многообразное [содер­

жание] нашей идеи в виде идеала как особой сущности,

106

между тем как мы не имеем никакого права на это и не

имеем оснований допускать даже возможность такой ги­

потезы… ”56. Следует, правда, отметить, что в других мес­

тах Кант нередко делает попытки смягчить этот по

существу атеистический вывод, указывая на невозмож­

ность доказательства основного убеждения атеизма, т.е.

обосновывая свой основной тезис: ни возможность, ни

невозможность существования ноуменов не могут быть

доказаны. Все эти оговорки вновь и вновь подчеркивают

исходное положение Канта: ”вещи в себестоль же до­

стоверно существуют, как и явления. О ноуменах этого,

конечно, не скажешь.

То обстоятельство, что Кант не только разграничивает,

но и противопоставляет друг другу ”вещи в себе” и ноу­

мены, не осталось незамеченным его продолжателями —

выдающимися представителями немецкой классической

философии. Фихте, как уже подчеркивалось выше, объя­

вил бессмысленным признание объективной реальности

”вещей в себе”. При этом он, конечно, имел в виду не

ноумены, а действительные, существующие безотноси­

тельно к сознанию вещи, вызывающие человеческие

ощущения. То, что Кант иной раз называл ”вещи в себе

ноуменами, а ноумены — ”вещами в себе”, не ввело в за­

блуждение Фихте, который отчетливо осознавал основ­

ной смысл кантовского понятия ”вещи в себе”,

присущую ему материалистическую тенденцию .

Столь же ясной и однозначной была позиция Шеллин­

га, который называл кантовскую ”вещь в себе” бессодер­

жательным верованием. Это основное, по его мнению,

56 Там же. Т. 3. С. 509.

* Гениальный современник классиков немецкого идеализма

И.В. Гёте хорошо понимал материалистические интенции

кантовского учения о «вещах в себе”. Ему был ясен также

идеалистический характер критики этого учения Фихте и

другими тогдашними немецкими философами. И Гёте

говорил: «Пусть идеалист как угодно борется против вещей в

себе — он не успеет оглянуться, как наталкивается на вещи вне

себя” (Гёте И.В. Избр. сочинения по естествознанию. М., 1957.

С. 406).

107

предубеждение Канта «заключается не в чем ином, как в

том, будто вне нас существуют какие-то вещи; принятие

такого взгляда за правильный не опирается ни на какие

основания, не подкрепляется никакими выводами»57.

Гегель, как отмечалось уже выше, отвергал кантовскую

«вещь в себе” как бессодержательную абстракцию. От­

метая, таким образом, материалистическую тенденцию,

заключающуюся в этом понятии, Гегель подчеркивал тот

факт, что Кант иной раз придает ему иное, чуждое мате­

риализму значение: «под вещью Кант понимает также и

дух, бога»58. При этом, однако, Гегель критикует Канта за

основное его убеждение, согласно которому мышление

постигает лишь то, что дано в эмпирических данных, а са­

мо по себе в качестве чистого мышления не способно по­

стигнуть сверхчувственное, трансцендентное.

В.И. Ленин разъяснял, что идеалисты критиковали Кан­

та за признание «вещи в себе”, в котором они видели от­

ступление от последовательного идеализма, уступку

материализму. Фихте, Шеллинг и Гегель наглядно иллю­

стрируют эту мысль Ленина, показывая, что несмотря на

имеющуюся у Канта терминологическую неясность, они

безошибочно улавливают то реальное разграничение, ко­

торое проводил Кант между «вещами в себе», существо­

вание которых от считал абсолютно несомненным, и

ноуменами как предметами веры. Говоря о необходимо­

сти ограничить знание верой, Кант, конечно, имел в виду

ноумены как «объекты” метафизики и теологии, а не

«вещи в себе», которыми не занимаются ни теология, ни

идеалистическая философия.

Неокантианцы, которые отбросили учение Канта о

«вещах в себе” и эмпирической основе познания, не

только сохранили кантовскую концепцию ноуменов, но и

попытались представить эту концепцию как фундамен­

тальное достижение Канта. Это значит, что неокантианцы

57 Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма.

Л 1936. С. 16.

58 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия филос. наук//Соч. М., 1974.

Т. 1. С. 161.

108

признали тем самым (хотя и косвенным образом), что

Кант не только разграничивал, но и противопоставлял

друг другу эти понятия. Понятно поэтому, почему неокан­

тианцы, как правило, умалчивали о материалистической

тенденции, которая проявлялась в этом проводимом Кан­

том разграничении. Именно эта тенденция вызвала воз­

мущение воинствующего религиозного иррационалиста

Л. Шестова, который обвинил Канта в явном посягательст­

ве на религию. «И вот, — писал он, — поразительный факт,

над которым мы все недостаточно задумывались. Кант со­

вершенно спокойно, я бы сказал даже радостно, с чувством

облегчения прозрел своим умом ”недоказуемость” бытия

божия, бессмертия души и свободы воли (того, что он

считает содержанием метафизики), находя, что с них бу­

дет достаточно веры, опирающейся на мораль, и они от­

лично исполнят свое назначение в качестве скромных

постулатов, но мысль о том, что реальность внешних ве­

щей может держаться верой, приводила его в неподдель­

ный ужас…»5^ Шестов полностью отдавал себе отчет в

том, что Кант противопоставляет «вещи в себе” как

единственно возможный источник чувственных восприя­

тий метафизическим (и теологическим) сущностям, на­

личие которых не подтверждается эмпирическими

свидетельствами. Он гневно вопрошает: «Почему бог,

бессмертие души и свобода должны пробавляться посту­

латами, a Dinge an sich жалуются научные доказательст­

ва?”59 60 Этот риторический вопрос наглядно показывает,

что полемизирующий с Кантом представитель религиоз­

но-идеалистической философии хорошо осознает, что

«вещи в себе” не ноумены, а ноумены — не «вещи в се­

бе”, несмотря на то что терминология Канта иной раз

способствует спутыванию этих понятий.

К сожалению, в современной марксистской литературе,

посвященной философии Канта, вопрос о фактической

противоположности этих понятий в рамках «критической

59 Шестов Л. Умозрение к откровение. Париж, 1964. С. 221.

60 Там же. С. 222.

109

философии” не получил содержательного анализа. В на­

шей ” Философской энциклопедии” терминвещь в себе

определяется как синоним понятия ”ноумен”. В специаль­

ных, посвященных Канту, исследованиях обычно подчерки­

вается многозначность понятия ”вехци в себе” у Канта,

однако в этом формально правильном подчеркивании свой­

ственного Канту словоупотребления по существу исчеза­

ет наличествующее у Канта противопоставление ”вещи в

себе” и ноумена. Так, В.Ф. Асмус утверждает, что в своей

этике ”вещами в себеКант называет ”уже не субстан­

ции отдельных вещей, рассматриваемые независимо от

форм нашего сознания, а особые объекты умопостигае­

мого мира: бессмертие, свободу определения человече­

ских действий и бога как сверхприродную причину

мира”61. Между тем, в ряде своих работ В.Ф. Асмус убеди­

тельно показывает, что эти ” особые объекты умопостигае­

мого мира” трактуются Кантом не как объективно-реальные,

а как априорные идеи чистого разума, что самым убедитель­

ным образом отличает их от того, что Кант обычно называет

”вещами в себе”. Этот основной факт должен быть исход­

ным пунктом для анализа той терминологической неясно­

сти, которая действительно имеет место у Канта. Этого

анализа мы, к сожалению, не находим в работах В.Ф Ас­

муса, несмотря на то что он больше, чем кто-либо другой

из философов-маркснстов занимался исследованием

Канта. Нет такого анализа и в упоминавшихся выше ис­

следованиях ЛА Абрамяна, Г.В. Тевзадзе и других авто­

ров. Между тем современные идеалисты сплошь и рядом

подменяют понятие ”вещи в себе” понятием ноумена,

выхолащивая тем самым материалистические тенденции

философии Канта. Так, неотомист В. Соффер утверждает:

Чистый разум как практический разум дает содержание

ноуменальному миру (realem) как морально необходимо­

му, хотя и непостижимому теоретически”62. Разумеется,

61 Асмус В.Ф. Иммануил Кант//Вопр. философии. 1954. № 5.

_ С. 102.

62 Soffer W. Kant on the tutelage of God and nature/ /T he Thomist.

1981. № 1. P. 33.

110

Кант не признает существования какого бы то ни было

ноуменального мира, хотя и постоянно говорит о мире

*вещей в себе”. Еще более далек Кант от содержатель­

ной характеристики ноуменов, поскольку, с его точки

зрения, любая содержательная характеристика предпола­

гает обращение к эмпирическим данным.

Необходимость объяснить, почему Кант иной раз назы­

вает «вещи в себе* ноуменами, а ноумены * вещами в се­

бе*, несмотря на то что его философия фактически

противопоставляет эти понятия, является, на наш взгляд,

очевидной и настоятельной, если мы хотим постигнуть

дуалистический характер * критической философии* и

материалистическую тенденцию, связанную с кантовским

пониманием ”вещей в себе*. Если для Фихте и Шеллинга

эта тенденция у Канта была не подлежащей сомнению как

было показано выше, то для современных философов-

идеалистов, напротив, характерно стремление свести

*вещи в себе* к ноуменам и тем самым перечеркнуть те­

зис о материалистической тенденции, заключающейся в

кантовском учении об источнике чувственных восприя­

тий. Особенно активны в этом отношении философы ре­

лигиозной ориентации, в частности, неотомисты. Так

Ф. Пичль, посвятив свою докторскую диссертацию крити­

ке проводимого мною различия между кантовским поня­

тием ”вещи в себе* и понятием ноумена, не останавливается

даже перед явно противоречащим философии Канта утвер­

ждением, что безусловная необходимость существования

ноуменов обосновывается кантовской трансцендентальной

логикой. Пичль пишет. «Рассудок преступил бы свои грани­

цы, если бы он решился отрицать существование ноуме­

на, который мыслится рассудком как абсолютно

необходимая сущность*63* Здесь перед нами наглядный

пример теологической, порывающей с серьезным науч­

ным анализом, обработки одного из важнейших положе­

ний философии Канта. *Il

63 PitscM F. Das Verhaltnis vom Ding an sich und den Ideen des

Ubersinnlichen in Kants kritischer Philosophic: Eine

Auseinandersetzung mit T.I. Oiserman. Munchen, 1979. S. 139.

I ll

В изданном под редакцией А. Димера и И.Францеля

словаре «Философия* различие между явлениями и «ве­

щами в себе» трактуется как тождественное различию

между феноменами и ноуменами (этому различию Кант,

как мы уже сказали выше, посвятил лишь небольшой раз­

дел в «Критике чистого разума»)64. В неотомистском

философском словаре безоговорочно утверждается:

«Кант называет вещь в себе ноуменом в противополож­

ность феномену, т.е. называет ее умопостигаемым пред­

метом (Verstandes-gegenstand) в противоположность

чувственному предмету…»65. Эта общепринятая и в со­

временной буржуазной философии точка зрения, дог­

матически излагаемая в учебных пособиях,

систематически обосновывается в специальных иссле­

дованиях. Остановимся на одном из них, принадлежа­

щим известному французскому философу Э.Вейлю.

Вейль истолковывает кантовское положение о примате

практического разума над теоретическим как вывод о

первенстве веры по отношению к знанию. Правда, это

вера разума, но и в этом качестве она носит религиозный

характер. Соответственно этому теологические постулаты

нравственного сознания интерпретируются как экзистен­

циальные истины и моральное доказательство бытия бога.

Кантовское положение о том, что идеям чистого разума

не соответствует какая бы то ни было реальность, попро­

сту игнорируется. Результатом такой предвзятой интерп­

ретации учения Канта становится вывод: «Вещи в себе

это бог и душа, но так, как они суть для самих себя, а не

так, как они обнаруживаются в феноменальном…»66 Не­

сколько ниже Э. Вейль присовокупляет: «вещи в себе — это

души, поскольку они свободные субстанции, которые са­

ми себя определяют»67. В свете предшествующего изло-

64 См.: Philosophic: Fischer-Lexikon. Frankfurt/a. М., 1958.

se S. 77.

Philosophisches Worterbuch/Hrsg. W.Brugger. Basel; Wien,

„ 1978. S. 70.

66 Weil E. Problemes kantiens. P., 1970. P. 42.

67 Ibid.P.50.

112

жения философии Канта совершенно ясно, что Э. Вейль

исключил из нее именно то, что сделало это учение вели­

ким событием в истории философии*

Антитеза ” вещей в себе” и ноуменов, которую игнори­

руют буржуазные исследователи, вставшие на путь идеа­

листической интерпретации кантовского учения о

”вещах в себе”, — замечательная черта философии Кан­

та. Это убедительное свидетельство того, что Кант считал

невозможным существование сознания, самосознания,

познания без чувственного восприятия внешнего мира,

так же как и свидетельство его решительного отрицания

традиционных метафизических систем, одной из главных

задач которых было доказать существование бога, суб­

станциальной души, независимости воли от мотивов.

Чем же все же объясняется неясность, порой даже запу­

танность терминологии Канта? Не следует, конечно, счи­

тать чем-то случайным тот факт, что Кант иногда называл

”вещи в себе” ноуменами, а ноумены — ”вещами в се­

бе”. Эта непоследовательность Канта, которую многие

буржуазные философы интерпретируют как основную

черту его философии, ее выдающееся достижение, в дей­

ствительности объясняется двойственностью, противоре­

чивостью кантовского агностицизма. Это учение

фактически ставит под вопрос любые религиозные дог­

маты, христианские догматы прежде всего, поскольку

они, как утверждает Кант, в принципе не могут быть оп-

* Отметим все же, что иногда и некоторые филосо-

фы-немарксисты правильно отличают фактическую

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн