Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

противо­

положность между жантовскими понятиями ’’вещи в себе” и

ноуменом. Э. К. Сандберг в докладе на 5-м Международном

кантовском конгрессе подчеркивает: ’’Вещь в себе в истинном,

трансцендентальном смысле слова не может быть

отождествлена с ноуменом…” {Sandberg Е.С. The Ground of the

Distinction of All Objects in general into Phenomena and

Noumena//Akten des 5. Intemationalen Kant-Kongresses.

Sektionen I-VII. Bonn, 1981, S. 450). В другом месте своего

доклада Сандберг правильно указывает на чисто негативный

теоретическом отношении) характер понятия ноуМёна, ’’роль и

функция которого должны быть строго разграничены от роли

и функции вещи в себе” ( Ibid. S. 455).

8 Заказ № 1627 113

равданы теоретическим разумом, познанием вообще. И

вместе с тем Кант оправдывает христианские догматы ар­

гументами чистого практического разума, т.е. нравствен­

ностью, которая-де не может не верить в то, что

утверждает религия. Известно, что позиция Канта в отно­

шении религии была осуждена прусским правительством.

Кант даже дал обязательство прусскому королю ничего не

печатать по вопросам религии. Правда (и это весьма при­

мечательно) философ счел себя свободным от этого обя­

зательства после смерти короля.

Агностицизм Канта, несомненно, допускает возмож­

ность смешения ” вещей в себе* и ноуменов, несмотря на

те четкие и жесткие разграничения, которые философ ус­

тановил между ними. Поскольку Кант заявляет, что * ве­

щи в себе” абсолютно непознаваемы, он ставит под

вопрос их реальность тем самым рассматривает их в той

же плоскости, что и ноумены, которые, однако, характе­

ризуются им как априорные идеи чистого разума. Суще­

ствование ”вещей в себе” эмпирически подтверждается

существованием явлений, настаивает Кант. Что же каса­

ется ноуменов, то никакие эмпирические данные не ука­

зывают на их существование. И тем не менее мы не в

праве, согласно учению Канта, отрицать возможность их

существования, т.е. высказывать суждения относительно

существования (или несуществования) вещей, которые

могут быть лишь предметами веры. Называя ноумены по­

стулатами нравственного сознания, Кант тем самым ут­

верждает, что нравственность, поскольку она существует,

свидетельствует о возможности объективного существо­

вания ноуменов. Впрочем, для нравственного сознания,

разъясняет Кант, достаточно и того, чтобы ноумены суще­

ствовали как идеи, которыми руководствуется это созна­

ние. Таким образом, вопрос остается открытым, т.е. Кант

не принимает атеизма, как не принимает он и теистиче­

ского убеждения в несомненном существовании бога,

личного бессмертия и тд. Это и есть позиция агностициз­

ма. Поскольку эта точка зрения применяется к теологиче­

ским догматам, она ставит под вопрос эти принципы

114

вероучения. Когда же агностическое воззрение применя­

ется к интерпретации явлений и ”вещей в себе” , оно не­

избежно оказывается субъективистской интерпретацией

знания и в высшей степени противоречивым, частью да­

же двусмысленным пониманием объективной реально­

сти, внешнего мира. Однако, несмотря на эту

непоследовательность и связанные с ней глубокие , за­

блуждения, учение Канта о явлениях, ”вещах в себе” и

ноуменах поставило на обсуждение новые проблемы, ис­

следование которых вело к развитию диалектического

способа мышления и благодаря этому составило выдаю­

щуюся веху в поступательном развитии философии.

— Ill————————————

Аналитический рассудок

и диалектический разум

Тема этой главы охватывает проблематику второй части

” Критики чистого разума”. Эта часть посвящена

трансцендентальной логике. Вопросы, в ней рассматриваемые,

многообразны, но их организующей осью служат проблемы

Перехода от чувственного к рациональному в познании и

взаимоотношения рассудка и разума внутри самого

рационального. И все это подчинено Кантом решению двух

общих задач: как обосновать теоретическое естествознание

и как обосновать философию?

В методологии познания к концу XVIII в. проблема ха­

рактера перехода от чувственного знания к рационально­

му все более становилась одной из главных. По сути дела,

это была глубокая диалектическая проблема, и именно

Кант поставил ее очень остро, раскрыв ее внутреннюю

противоречивость, но не решив ее: предложенное им ре­

шение лишь придало этой проблеме новый вид, сохранив

по существу именно как проблему, еще ожидающую сво­

его действительного решения.

Для выяснения гносеологического отношения между

чувственным и рациональным Кант соединил друг с дру­

гом (но отнюдь не слил воедино) чувственность и рассу­

дочную рациональность на общей базе априоризма.

Однако внутренняя дискуссия между чувственным и ра­

циональным продолжалась у самого Канта, и мы найдем

ее отзвук затем в споре между рассудком и разумом.

В первом отделе трансцендентальной логики в центре

внимания — начало этой полемики, и решение ее Кантом

подчинено суммирующей задаче обоснования ответа на

поставленный им вопрос о том, как возможно теоретиче­

ское естествознание? Кант хочет обосновать именно са­

116

му науку, а уж никак не разрушить ее, к чему стремился

Беркли и что, вопреки желанию, получалось у Юма. Юм

надеялся обосновать и утвердить научное знание, но

предложенные им для этого средства оказались совер­

шенно деструктивными. И неудивительно: на зыбкой

почве свойственного Юму психологического субъекти­

визма науку построить никак невозможно. Но обнаружил

свою несостоятельность также и мнимый объективизм

теории врожденных идей классического рационализма

XVII в. Кант уповает на успех движения по новому пути:

он надеется примирить субъективность ощущения и объ­

ективность мышления посредством гносеологического

априоризма. Но надо было показать, в чем может содер­

жаться при условии априоризма объективность мышле­

ния и как ее обеспечить.

Априоризм рассудка и разум.

Познание и мышление

Заметим, что само понятие ”априоризм”, рассмотренное

в его кантовском смысле в предыдущей главе настоящей

книги, уходит своими корнями в докантовскую

философию, и его генезис не остался без последствий для

позиции Канта. Истоки термина ’’априори” могут быть

обнаружены уже у Платона и Аристотеля, но значение его

было еще не очень определенно. Так, в 11 главе 5 книги

’’Метафизики’’ Стагирит обсуждал вопрос, что следует

считать существующим ’’первее” для бытия и что для

познания*. Декарт обсуждал априорность, т.е. первичность,

первоматерии, доопытных принципов, ” естественного

света разума”, врожденных идей. Первичность присуща

всеобщему в отличие от частного, причинам в отличие от

следствий, но также и элементам в отличие от целого. У

Декарта априорность приобрела важное значение с точки

зрения общего строя его рационалистической системы. Тем

более у Лейбница, который понимает априорное как

* Сил Аристотель. Метафизика, 1018в 9 — 1019д 14.

117

содержащееся во врожденных доопытных ” вечных

законах разума”2 3 и интуитивно постигаемое «чистым

разумом”**. Разумное основание позволяет ” познать

реальность a priori, выяснив возможную причину или

происхождение определяемой вещи”4. Но Кант отклонил

как возможность интеллектуальной интуиции, так и

связанное с ней, хотя и не тождественное ее признанию

положение о существовании врожденных идей.

Вольфианцы защищали априоризм в особенности в

формальной логике и в онтологическом доказательстве

бытия бога, однако Кант, приняв первое, решительно отверг

последнее (впрочем, сам X. Вольф сомневался в

безупречности априористской трактовки онтологического

аргумента «рациональнойтеологии”).

В предыдущей главе показано, как Кант отмежевал

свой априоризм от рационализма XVII в. с его интел­

лектуальной интуицией и учением о врожденных идеях.

Не приемлет он и исходной сенсуалистской посылки об

изначальности и познавательном доминировании ощу­

щений. Но априоризм у него проникает и в сенсуалисти­

ческую сферу, однако своеобразно: ведя речь о

чувственности и ее отношении к, казалось бы, совершен­

но «нечувственным” математическим наукам, Кант вво­

дит априорные формы созерцания так, что исподволь

подготавливает подход к априоризму в сфере понятийно­

го построения науки. Главная реализация возможностей

априористского ее построения отнесена Кантом к про­

цессу образования теоретического, прежде всего естест­

веннонаучного, знания, для которого строительным

материалом служат уже не «чистые” формы чувственно­

го созерцания, как это было в случае математики, а

предварительно упорядоченная этими формами чувст­

венность как таковая.

Итак, то, что содержится в «сырой” , беспорядочной

чувственности, не может, согласно Канту, послужить не­

2 Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 50.

3 Там же. С. 124.

4 Там же. С. 295.

118

посредственным материалом для создания научного зна­

ния. Мечта рационалиста Лейбница, что когда-либо уда­

стся сами данные чувственности вывести из изначальных

мыслительных структур и выразить их в априористских

схемах, несостоятельна. Придав понятию опыта содержа­

ние, отличное от того, которым пользовались английские

эмпирики XVII-XVIII вв. ( а именно истолковав его как

обработанный априорными средствами чувственный ма­

териал), Кант за два столетия до логиков науки XX в.

отличил эмпирическое знание от чувственности: чувст­

венное — это еще не собственно эмпирическое, т.е. еще

не превращенное в опыт. А рациональное возникает как

зародыш уже в сфере «чистой”, т.е. (здесь) еще не со­

держательной, априорности форм созерцания (недаром

они, по Канту, служат истоком математики и отчасти опи­

рающейся на математику, не только в виде геометрии,

механики). Как источник теоретического априоризм, та­

ким образом, имеет не только развитую понятийно-дис­

курсивную форму, но действует уже в области наглядных

созерцаний, чем расширяет возможности априорного,

ранее приписывавшиеся, при отождествлении априориз­

ма с учением о врожденных идеях, только рационально­

му. Таким образом Кант отличил теоретическое знание от

рациональности: это знание может быть только синтезом

рационального и чувственного.

С другой стороны, Кантов априоризм в области поня­

тийного, мыслительного, наоборот, сузил возможности

рационализма, поскольку, по Канту, априорное знание,

основанное на априорных чувственных созерцаниях, не

выходит за границы опыта. И далеко не всякие априор­

ные формы позволяют получить новое знание: априор­

ные формы мышления являются лишь способами

организации, систематизации чувственных данных. То же

следует сказать об аналитических суждениях, которые

лишь разъясняют, раскрывают содержание субъекта суж­

дения.

Таким образом, Кант избежал отождествления не толь­

ко априорного и рационального, но и познания с мышле­

119

нием, поскольку познание в точном смысле слова обес­

печивается, по Канту, единством чувственного и априорно­

теоретического и базируется на синтегически-априорных

суждениях, а не вытекает вообще из мышления как таково­

го. Сам по себе рассудок не познает, он достигает позна­

ния через связывание и упорядочивание предлежащего

ему материала.

Разумеется, Кант не отрицал того, что кто познает, тот

мыслит. Но он начал рассматривать и познание, и мышле­

ние с гораздо большей глубиной анализа, чем это сумели

сделать предшествовавшие ему и эмпирики-материалисты

и рационалисты-идеалисты. Согласно Канту, в сфере эм­

пирии налицо различные виды содержания: и фактуаль-

ное и априорно-синтетическое, а в сфере рассудочного

мышления есть различные виды связей: и синтетические,

которые ведут к росту познания, и аналитические, кото­

рые лишь преобразуют прежнее знание, но его прираще­

ния не дают. Только первые из них подымают опыт,

эмпирическое знание до уровня теоретического позна­

ния, которое, однако, никогда не достигает сверхопытной

реальности, постижение которой являлось важной зада­

чей рационалистов. И хотя принцип априоризма был ло­

жен, догадка Канта о большой сложности структуры

эмпирического знания и о нетривиальности путей взаи­

модействия его с теоретическим была в принципе верна

и — как показала дальнейшая история познания — плодо­

творна. Но, с другой стороны, те, кто пытались следовать

кантовскому априоризму и агностицизму, неизбежно

впадали в ошибки и заблуждения.

Осмысляя проведенное Кантом различие между позна­

нием и мышлением, мы вновь возвращаемся к тому ис­

ходному факту, что Кацт поставил перед собой задачу

преодолеть противоположность между рационализмом

XVII в., отождествлявшим познание с мышлением, с од­

ной стороны, и эмпиризмом XVIII в., преуменьшавшим

роль мышления в познании — с другой, хотя о самом ос­

нователе эмпиризма Дж. Локке сказать, что он недооце­

нил роль мышления, нельзя. Обе эти гносеологические

120

позиции — и рационализм и эмпиризм — в своем проти­

востоянии друг другу закреплялись не только в виде анти­

тезы чувственности и мышления, но и в виде растворения

одного в другом: крайний рационализм и крайний сенсу­

ализм, скажем у Гельвеция, выступали именно так. Но от­

рицать качественное различие между чувственностью и

мышлением — значило закрывать глаза на бесспорные

факты. Поэтому преодолеть это различие ради достижения

гносеологического единства Кант предполагал иначе

через синтез того, что им же, Кантом, должно быть пред­

варительно резко разделено.

Этим замыслом Кант по сути дела подготавливал диа­

лектический синтез как подлинный способ решения про­

блемы чувственного и рационального знания, а также и

других, примыкающих проблем в ходе будущего развития

философии. Но Гегель, например, именно в этой пробле­

ме не достиг диалектического синтеза, помешал его иде­

ализм. Вообще синтез синтезу рознь, и далеко не всякое

совмещение противоположностей

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн