Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

есть подлинно диалек­

тический синтез. Пример тому Кант. Истолкование Кан­

том обыденного мышления как соединения вместе

разных понятий, а познания — как объединения данных

чувственности и категориального мышления посредст­

вом априорных средств было и по замыслу диалектиче­

ским лишь постольку, поскольку здесь налицо сама

мысль об интеграции противоположностей. А по испол­

нению — метафизическим, ибо подлинно содержательно­

го синтеза у Канта не получилось. И все-таки

диалектические ситуации возникают в гносеологии Канта

чуть ли не на каждом шагу!

Если на стадии чувственности предварительный синтез

достигался у Канта посредством таких форм, которые са­

ми по себе, как он заявляет, никак не являются знанием,

но сами оказываются своеобразным синтезом, поскольку

эти формы представляют собой, так сказать, несозерца­

тельную созерцательность, ” чистую”, т.е. нечувственную,

чувственность, то теперь, в априоризме форм рассудоч­

ного познания, это своеобразное соединение противопо­

121

ложностей находит дальнейшее развитие. На самом деле,

категории, по замыслу Канта, — это понятия, лишенные

понятийного содержания, ибо они у Канта ex definitione

тоже суть не само знание, но лишь его «чистые” формы.

И перед нами возникает новая диалектическая проблема:

необходимо все-таки понимание категорий, а значит не­

которое знание о них; его, собственно, и призвана дать

трансцендентальная аналитика как теория. У самих этих

форм рассудочного познания есть некоторое собственное,

разделяющее их друг от друга, содержание: иначе категории

было бы просто невозможно отличать друг от друга. Итак,

необходимо знание о том, что есть лишь форма знания, и

эта форма сама есть также и некоторое содержание. Кроме

того, априорные формы рассудочной деятельности не зави­

сят от опыта по своему содержанию, но они же зависят от

него, потому что актуально существуют только тогда, когда

появляется влагаемое в эти формы чувственное содержание

опыта, они просто-напросто сами нуждаются в этом содер­

жании. На деле у Канта получается и так, что априорный па­

раметр теоретического познания фактически выявляется

теорией познания только через соответствующее апостери­

орное эмпирическое исследование, но ничто апостериор­

ное, в свою очередь, не может быть осмыслено в науке,

согласно кантовскому постулату, без предшествующего ему

априорного. Гносеолог, который не видит критериальной

функции общественной практики, из этого круга выйти не

сможет, диалектическая проблема остается без диалектиче­

ского разрешения.

Знаменитый Кантов тезис о том, что несозерцающее

мышление и немыслящее созерцание должны быть син­

тезированы воедино, ибо ”мысли без содержания пусты,

созерцания без понятий слепы”5, по своей тенденции

указывает на единство противоположностей. Этот тезис

отчасти аналогичен положению о том, что априорное

нуждается в апостериорном, как и апостериорное в апри­

орном. В этом тезисе выражено и глубокое различие

5 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 155.

1 2 2

между чувственными восприятиями и рассудком, как его

понимал Кант, — это различие между пассивностью и ак­

тивностью, между ”объективностью” в смысле аффици-

ровання непознаваемыми объектами («вещами в себе”)

и «субъективностью” в смысле порождения форм мысли

трансцендентальной деятельностью субъекта. Это также и

различие между ”объективностью” и ”субъективностью”

в иных значениях этих терминов: речь здесь идет у Канта

уже о «субъективности” модальностей чувственности и

«объективности” в смысле всеобщности, общеобяза­

тельности и неизменности форм рассудочного познаю­

щего мышления.

Особое разграничение Кант проводит внутри теорети­

ческого мышления между рассудком и разумом. Вообще

говоря, это разграничение появилось у Канта не впервые,

оно имеет давнюю историю. Как более глубокий уровень

проникновения в истину и как более высокий уровень де­

ятельности мышления выделяли «разум” в отличие от

«рассудка” Николай из Кузы и Джордано Бруно6. У

«критического” Канта «рассудок” означает способность

человеческого ума к категориальному, а значит не только

к повседневному, но и к научному познанию, — позна­

нию, постепенно возрастающему и все более охватываю­

щему область явлений, тогда как «разум” — это тяготение

мыслящего ума к абсолютной (однако же недостижимой)

полноте теоретического синтеза, которая означала бы до­

стижение идеала познания, не оставляющего уже ничего

не познанным ни в явлениях, ни в сущности вещей7.

Теория познания диалектического материализма также

различает стремление к систематическому росту научно­

го познания, исследуя процесс перехода от относитель­

ных истин к абсолютным истинам. Однако абсолютные

истины не являются абсолютным знанием; они относи­

тельны в своих границах, обусловленных уровнем разви­

6 У Дж. Бруно это различие не столько между «рассудком

(ratio)» и «интеллектом”, сколько между «интеллектом” и

«умом” (mens).

7 Кант К Соч. Т. 3. С 195,356.

123

тия познания. Кант не проводит разграничения между от­

носительными и абсолютными истинами, но он утверж­

дает, что рассудочное познание, т.е. познание явлений,

беспредельно. Что же касается ”вещей в себе”, то теоре­

тический разум, стремящийся их постигнуть, никогда не

достигает этой цели.

Таким образом, хотя, по Канту, действительный опыт,

поднятый до уровня теории, может расширяться в на­

правлении возможного опыта без конца, это расширение

далекр не похоже на движение от относительных истин к

абсолютной. В этом смысле Кантов рассудок направлен

на конечное и удовлетворяется им, тогда как разум пыта­

ется охватить бесконечное. Но это не две совершенно

различные способности, а раздвоение единой способно­

сти на две противоположные друг другу деятельности:

рассудок стремится внести в разум критическое самоог­

раничение, а разум, говоря словами Г.В.Тевзадзе, есть

«вечный двигатель рассудка”8.

Поскольку перед нами единая, хотя внутри себя и дис­

сонирующая способность, Кант иногда называет «чистым

разумом” и собственно разум и рассудок. Это видно уже

из названия его гносеологического труда. В своей собст­

венно разумной функции рассудок обращает свое дейст­

вие сам на себя, он ” освобождает рассудочное понятие

от неизбежных ограничений сферой возможного опыта и

таким образом стремится расширить его за пределы эм­

пирического, хотя и в связи с ним”9. Сбрасывая с себя

самим же собой поставленные ограничения и став разу­

мом, рассудок вырывается за пределы наук и бросается в

океан философско-онтологических проблем. Разум как

рассудок трезв и осторожен, а как собственно разум отва­

жен и не осмотрителен.

Это относительное разграничение между рассудком и

разумом Кант приводит в движение, и тем самым оно

8 Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической

философии. Тбилиси, 1979. С. 285.

9 КантИ. С оч.Т .З.С .392.

124

приобретает все более диалектический характер — разли­

чие рассудка и разума переходит в сдрю противополож­

ность, т.е. в их единство*0. Когда в трансцендентальной

диалектике, т.е. во второй части своей трансценденталь­

ной логики, Кант средствами рассудка охлаждает горячий

пыл философствующего разума, то тем самым в противот

положность переходит сама трансцендентальная диалек­

тика: из ”логики видимости” она становится критикой

этой диалектической видимости” 11. Здесь, следователь­

но, имеет место самокритика разума, который, вскрывая

собственные заблуждения, выбирается из той пропасти, в

которую до этого столь опрометчиво устремился. Можно

сказать, что эта реабилитация разума происходит потому,

что внутри самого разума уже в узком понимании послед­

него выявляются две различные функции: критическая и

созидательная, первая из которых подготавливает дейст­

вие второй, а вторая с помощью рассудочных средств

преодолевает критический пессимизм и уповает на то,

что все-таки некоторым иным путем удастся проникнуть в

мир ”вещей в себе”, хотя этого и не удалось гносеологи­

чески мыслящему разуму. Надежда, что все-таки некото­

рым иным путем созидательный синтез возможен,

сохраняется. Это соответствует расчетам Канта на то, что

развитая им критика в адрес далеко идущих претензий

”чистого разума” послужит предпосылкой для построе­

ния подлинно разумной ”будущей метафизики”, так что

критика завершится своей противоположностью, она пе­

рейдет в конструктивную философскую деятельность.

Этому распределению и порядку постановки задач со­

ответствует структура здания трансцендентальной логики

Канта. В ней учению о диалектике разума предшествует

аналитика рассудка, которая, во-первых, через основания

”чистого” естествознания должна послужить базой для

совокупности частных наук о природе, а во-вторых, явля- *

Ю Взаимоотношения разума и рассудка подробно

рассмотрены в книге: Шинкарук В.И. Теория познания, логика

и диалектика Канта. Киев, 1974.

Кант И. Соч. Т. 3. С. 163,339.

125

ется преддверием собственно диалектической части ло­

гики. Трансцендентальная же диалектика оказывается

предпосылкой философско-этической попытки проник­

новения в мир ”вещей в себе”.

Замысел трансцендентальной логики

и проблематика аналитики

В замысле трансцендентальной логики Каша содержалась

заявка на достижение качественно более высокого, чем в

традиционной формальной логике, уровня логического

мышления, обладающего как методологическим, так и

гносеологическим значением. По контрасту с этим новым,

более высоким, уровнем формальная логика в ее кантовском

представлении выглядит как чисто формальная наука, свод

правил правильного, упорядоченного мышления, лишен­

ный всякого гносеологического, методологического и

онтологического значения. Но мы не думаем, что,

полностью деонтологизируя традиционную формальную

логику и резко ограничив гносеологические претензии ее

представителей, Кант ”этим самым страшно подорвал ее

значение и авторитет — даже в своих собственных глазах! ”12.

Такой взгляд является преувеличением. Но верно то, что Кант

считал формальную логику недостаточной для философии. Он

стремился построить логику теоретико-познавательную,

которая, как и формальная логика, находилась бы на дистан­

ции, характерной для абстракций мышления в отношении их

к эмпирическим созерцаниям, но в отличие от нее была бы в

состоянии оперировать априорными структурами, а с их

помощью так обрабатывать чувственный материал, чтобы

создать реальные основания для наук. Однако трансцен­

дентальная логика включает в себя логику формальную, и

притом в двух смыслах. Во-первых, в том, что именно как

логика она, что бы ни говорил сам Кант, не располагала

иным, кроме традиционного, логическим аппаратом. Кант

лишь дополняет этот логический аппарат учением о

12 Асмус В.Ф. Диалектика Канта. М., 1929. С. 97-98.

126

синтетических априорных суждениях, основанных на

априорных чувственных созерцаниях. Во-вторых, Кант

исходит в своей трансцендентальной логике из таблицы

категорий, которая, как он и сам признает, заимствована

им из формальной логики, в частности, из содержащейся

в последней классификации суждений.

Излагая свою логическую аналитику, Кант тем самым

не только возвратил формальной логике ее аристотелев­

ское наименование: он дал ей новое применение, сделав

материалом для гносеологических выводов. Исследуя и

обосновывая трансцендентальный характер априорных

приемов (правил) соединения чувственного материала

познания, отчасти уже упорядоченного формами созер­

цания и нуждающегося теперь в дальнейшей организации

посредством категориальных форм, трансцендентальная

логика в аналитической своей части изучает’процесс об­

разования форм рассудочного познания, по своей структуре

описываемого с помощью средств формальной логики.

Трансцендентальная аналитика исследует условия частно­

научного знания в общем виде, проясняет логическую связь

между категориями и другими формами познания.

Уже в этом понимании задач трансцендентальной ана­

литики можно видеть зачаток подлинной диалектической

логики, и не только в гегелевском, но и в марксистском

ее понимании. Диалектическая логика марксизма среди

других своих задач имеет и задачу выяснения категори­

ального генезиса теоретического знания. Гносеологиче­

ская проблематика логики исследуется именно логикой

диалектической.

По замечанию Канта (в разделе об амфиболиях), отлича­

ющемуся от того, что он пишет о трансцендентальных фор­

мах в других местах, в трансцендентальной логике «речь

идет не о логической форме, а о содержании понятий”13.

Это касается неизбежно всех категорий и всех тех поня­

тий, которые по своим функциям примыкают к категори­

ям. Возникает вопрос, насколько прав был Кант,

13 Кант К Соч. Т. 3. С. 315.

127

используя в гносеологии содержание логических форм,

но отрицая в то же время содержательность формальной

логики и характеризуя категориальные формы как имен­

но только формы. И если ”общая логика” сама по себе

все-таки содержательна, то в каком смысле? Это очень

обширная и глубокая проблема, и здесь мы коснемся ее

только в пределах, необходимых для получения достаточ­

но однозначного ответа. Формальная логика обладает

собственным логическим содержанием уже потому, что

ее формы обладают значениями, а наличие таковых озна­

чает некоторую содержательность. Поэтому Кант поступил

по-своему логично, отличая свою трансцендентальную ло­

гику, которую он считает содержательной, от ”общей”,

т.е. формальной, не по характеру действующего в них

собственно логического инструментария, а только по

способу его использования. Трансцендентальная логика

применяет этот инструментарий не ”канонически”, но

гносеологически не потому, что ”каноническое” приме­

нение этого инструментария будто бы не нужно (каноны

правильного мышления нужны во всякой упорядоченной

й целенаправленной мыслительной деятельности), а по­

тому, что ”каноническое” его применение на пути реше­

ния задачи об источнике и функциях категорий при

построении научного знания и о правилах оперирования

последними в науках

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн