исследования мысль
Э.Г.Юдина: ’’…ориентация на деятельность позволила глубже и
точнее понять характер открываемых человеком законов
мироздания, поскольку она раскрыла зависимость познания от
его наличных форм, а не только от его объекта…” (Юдин ЭГ.
Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 286).
10
на тот, не подлежащий игнорированию факт, что
многие идеалисты (укажем хотя бы на Платона, Геге
ля, Гуссерля) обосновывали, разумеется, антиматериа
листическими аргументами, признание объективной
истины как некоей высшей и по существу трансценден
тной реальности. Итак, чтобы правильно понять Канта,
в особенности значение его гносеологии для дальней
шего, материалистического развития теории познания,
необходим диалектико-материалистический анализ его
основных положений. Поучительнейшим примером та
кого подхода к анализу идеализма является тезис Марк
са о субъективной стороне процесса познания,
’которую идеалистическая философия противопостав
ляла созерцательному, метафизическому материализ
му. Именно непонимание существенности субъектив
ной стороны познания было главным, как подчеркивал
Маркс, недостатком предшествующего материализма.
Между тем познание предполагает наличие субъекта по
знания; оно никоим образом не может быть сведено к
взаимодействию объектов, как это иной раз пытаются
представить некоторые философствующие кибернетики*
В этом смысле познание есть субъективный процесс, как
* Так, К.Штейнбух, известный западногерманский ки
бернетик, делающий философские выводы из своих
специальных исследований, утверждает, что разграничение
субъекта и объекта означает ’’раскол научного мышления”,
который в прошлом был неизбежным и даже плодотворным,
но в настоящее время стал ’’источником обскурантистского
образа мыслей” (Штейнбух К. Автомат и человек:
Кибернетические факты и гипотезы. М., 1967. С. 25). Не
вдаваясь в серьезный гносеологический анализ осуждаемого
им ’’обскурантизма”, Штейнбух следующим образом
подытоживает свое якобы непосредственно вытекающее из
кибернетики философское открытие: ’’Противоположность
между объектом и субъектом, которая так сильно
подчеркивалась в прошлом, должна быть исключена из сферы
научного мышления” (Там же). Нетрудно понять теоре
тические корни заблуждения Штейн бух а: он считает право
мерным отождествление человека, познающего определен
ную реальность, с компьютером, выполняющим исследо
вательскую программу.
11
бы ни были объективны его содержание и конечные ре
зультаты.
Домарксовский материализм истолковывал познание
главным образом как результат воздействия предметов
внешнего мира на сознание людей. Такое воздействие
есть, разумеется, необходимое условие познавательной
деятельности, свидетельство независимости объекта по
знания от познающего субъекта. Однако, как ни сущест
венно признание этих отправных положений, оно все же
недостаточно для правильного, диалектического понима
ния познавательной деятельности людей, ее качественно
го отличия от аналогичной, присущей и животным
деятельности. Основу познания образует специфическая
деятельность познающих субъектов, которые взаимодей
ствуют друг с другом, преобразуя внешние предметы не
только физически, но и идеальным образом. Объекты по
знания интериоризируются, субъект познания эксте-
риоризируется. Этого не видел метафизический
материализм, который фактически исключает из позна
ния его деятельную основу, практику. ” Отсюда и про
изошло, — писал Маркс, — что деятельная сторона, в
противоположность материализму, развивалась идеализ
мом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не
знает действительной, чувственной деятельности как та
ковой”5.
Познание невозможно как непосредственное отраже
ние действительности. Даже ощущения, которые в извест
ном смысле непосредственно связывают человеческий
индивид с окружающим миром, предполагают кодирова
ние и последующее раскодирование воздействий, пере
даваемых нашими рецепторами в головной мозг. В этом
смысле и ощущения носят опосредованный характер, тем
более что они являются слагаемыми чувственных воспри
ятий, которые предполагают предшествующий опыт, за
висят от условий, установки, направленности поведения
и познавательной деятельности человека.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С.1.
12
) Опосредование, поскольку оно специфическим обра
зом характеризует познание, есть субъективная деятель
ность, которая, разумеется, подчиняется определенным
закономерностям и в этом смысле объективно обуслов
лена. Чувственные образы внешних предметов субъ
ективны именно как чувственные образы, т. е. как
обладающие свойствами, отнюдь не присущими предме
там. В.И. Ленин соглашался с Гегелем, писавшим, что
” познание, желающее брать вещи так, как они есть, впа
дает при этом в противоречие с самим собой”6. Гегель,
как известно, был весьма далек от кантовского, субъекти
вистского противопоставления картины мира, создавае
мой познанием, и действительности, как она существует
безотносительно к процессу познания и субъекту этого
процесса. Следовательно, это, казалось бы, близкое к
кантовским воззрениям высказывание Гегеля принадле
жит к совершенно иной, несовместимой с агностициз
мом системе взглядов. С этой же точки зрения следует, на
мой взгляд, рассматривать и соответствующие высказы
вания классиков марксизма, которые при внимательном
прочтении помогают вскрыть, осмыслить гносеологиче
ские корни кантовского агностицизма и идеализма, выя
вить в учении Каша действительные, подлежащие
диалектико-материалистическому решению проблемы.
Ф. Энгельс, выступая против метафизического проти
вопоставления конечного и бесконечного, против гносе
ологических выводов, вытекающих из такого
противопоставления, разъяснял, что познание конечного
есть вместе с тем и познание бесконечного. Однако Эн
гельс не ставил знак равенства между тем и другим про
цессом и, подчеркивая их единство, указывал в то же
время и на то, что познание бесконечного всегда остается
незавершенным процессом. Именно в этой связи он от
мечал, что познание бесконечного, преодолевающее
свою собственную ограниченность, может совершаться
6 См.: Ленин В.И’. Поли. собр. соч., Т. 29. С. 216.
13
только в виде бесконечного асимптотического процесса.
А отсюда следует вывод, который Энгельс и делает с не
двусмысленной определенностью: «…бесконечное столь
же познаваемо, сколь и непознаваемо»7. Этот вывод, ко
торый, к сожалению, до сих пор не привлек пристального
внимания исследователей, занимающихся гносеологией,
не имеет, конечно, ничего общего с какой бы то ни было,
хотя бы малейшей уступкой агностицизму. Агностицизм
есть прежде всего субъективистская интерпретация того
знания, которым уже располагает человек. Учение Канта
о принципиально непознаваемых «вещах в себе» есть не
исходная посылка его теории познания, а необходимое
логическое следствие из той концепции пространства и
времени, которую Кант разработал в диссертации 1770 г.,
т.е. за одиннадцать лет до опубликования'»Критики чис
того разума». В этой диссертации — «О форме и принци
пах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого
мира” — Кант еще не допускал существования принципи
ально непознаваемой объективной реальности. В духе ра
ционалистической традиции и вольфианской фшрсо-
фии, господствовавшей в тогдашней Германии, Кант ут
верждал: «чувственно познанное — это представление о
вещах, какими они нам являются, а представления рассу
дочные — как они существуют (на самом деле)”8.
Что же касается пространства и времени, то они харак
теризуются как априорные формы чувственности, чистые
созерцания, посредством которых координируются, упо
рядочиваются чувственные данные — результат восприя
тий предметов внешнего мира, который сам по себе,
т.е. безотносительно к процессу познания, не заключен
в пространственно-временные границы.
Казалось бы, что из основных положений диссертации
1770 г. непосредственно следовал вывод: все существую
щее вне пространства и времени принципиально непозна
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С. 549.
8 Кант И. Соч. Т. 2. С. 390.
14
ваемо. Но Кант этого вывода не делал, так как полагал,
что именно пространство и время как формы чувственно
го познания включают в сферу последнего внешние вещи,
как они существуют сами по себе. Лишь в ” Критике чистого
разума” пространство и время принципиально разъединя
ют, абсолютно противопоставляют друг другу явления и
”вещи в себе”, которые, таким образом, трактуются уже как
запредельная, трансцендентная и в силу этого принципи
ально непознаваемая реальность. И такой вывод действи
тельно неизбежен, коль скоро пространство и время
рассматриваются лишь как формы познавательной дея
тельности.
Выше я говорил о метафизическом противопоставле
нии бесконечного и конечного как об одном из теоретиче
ских источников агностицизма. Это противопоставление
мы находим и у Канта, который вместе в тем абсолютно
противопоставляет друг другу познание отдельного и по
знание всеобщего. Пространство и время всеобщи, абсо
лютно всеобщи, утверждает Кант, отвергая мистические
представления о возможности познания каких бы то ни
было, находящихся вне времени и пространства сущно
стей. Поскольку всеобщность пространства и времени
дана уже в чувственных восприятиях, ее следует понимать
как форму чувственного познания, предметом которого
могут быть лишь явления, которые в силу этого абсолют
но противопоставляются ”вещам в себе”.
Кант отличает пространство и время от категорий, яв
ляющихся формами рассудочного познания. Но посколь
ку категориям также присуща всеобщность, которая не
может быть объяснена как результат обобщения многообра
зия отдельного, они также, согласно ” критической филосо
фии”, должны быть , поняты как априорные формы
познавательной деятельности, осуществляемой рассудком,
мышлением. Категории действительно отличны от эмпири
ческих понятий, чувственное происхождение которых более
или менее очевидно. Сенсуализм, обосновывавший гносео
логический императив редукции общих понятий к чувствен
ным данным, никогда не применял этого принципа к
15
категориям, например к причинности, сущности, закону.
Тем самым открывался путь к субъективистскому истол
кованию категорий, которое и получило свое непосредст
венное выражение в эмпиристском номинализме и
концептуализме*. Юмовская концепция причинности как
привычки рассматривать чувственно воспринимаемые
вещи таким образом, что предшествующее представляет
ся причиной, а последующее — следствием, представляла
собой попытку дискредитации естественнонаучной кон
цепции детерминизма. Эмпиризм не нашел аргументов
против этой, возникшей на его собственной почве концеп
ции. Против нее выступил Кант, который противопоставил
номиналистическому субъективизму априористическое
обоснование всеобщности и необходимости категорий,
правда лишь как форм познавательной деятельности.
Кант лишил категории, непосредственно относящиеся
к объективной действительности, онтологического стату
са. Для него не только пространство и время, но и катего
рии мышления являются не более чем способами
осуществления познания, имеющего место лишь в сфере
явлений, которые характеризуются как существующие в
рамках познавательного процесса и непосредственно
связанной с ним бессознательной продуктивной силы во
ображения. Однако тем самым Кант невольно, неосоз
нанно поставил в высшей степени важный вопрос о
’’Общее и универсальное, — писал ДЛокк, — не относятся к
действительному существованию вещей, а изобретены и
созданы разумом для собственного употребления” (Локк Д.
Опыт о человеческом разуме / / Избр. философ, произв.: В 2 т.
М., 1960. Т. 1. С. 413). Не следует преувеличивать очевидное
различие между этим эмпиристским воззрением и
априоризмом Канта. И Локк и Кант считают формы
всеобщности, присущие познавательной деятельности,
субъективными. Иное дело, что Кант делает из этого постулата
субъективистские агностические выводы относительно
содержания знания, природы и ’’вещей в себе”, которые Локк
считал в принципе познаваемыми. И тем не менее априоризм
Канта в отличие от номинализма обосновывает не только
всеобщность категорий, но и их безусловную необходимость.
16
формах познавательной деятельности, которые отнюдь не
тождественны с теми объективно существующими фор
мами всеобщности, которые они отражают в ходе исто
рического развития познания. Сознательная постановка
этой проблемы, разумеется, была невозможна в рамках
”критической философии”, которая в принципе исклю
чала признание независимых от познания форм всеобщ
ности, так же как и гносеологический принцип
отражения.
Докантовская философия не разграничивала причин
ность, сущность, закон и другие формы всеобщности и их
отражение в познании, знание о них, которое всегда яв
ляется неполным, приблизительным. Категории обычно
рассматривались как представления, формы мышления,
полностью соответствующие отношениям, связям, кото
рые имеют место во внешнем мире, в природе прежде
всего. Те же философы, которые не соглашались с таким
пониманием категорий, вообще отрицали наличие объек
тивных форм всеобщности и истолковывали категории в
духе номинализма, т.е. не столько как содержательные
понятия, сколько как средства, орудия познания. Субъек
тивный идеализм Дж. Беркли наиболее показателен в
этом отношении.
У Канта как философа, остающегося в конечном счете
на почве метафизического способа мышления, также нет
представления об изменчивости категорий как форм по
знания, их развитии, соответствующем развитию, углуб
лению наших знаний о внешнем мире, взаимосвязи
явлений и т.д. Тем не менее постановка вопроса о катего
риях как формах познавательной деятельности людей и в
этом смысле субъективных формах, несмотря на агности
ческие выводы философа, открывала перед теорией по
знания совершенно новое проблемное поле
исследования, предвосхищая открытие закономерностей
развития логических (в том числе категориальных) форм
познавательного процесса.
В.И. Ленин, конспектируя ”Науку логики” Гегеля, под
черкивает, что посредством категорий человек выделяет
^ Заказ № 1627 17
себя из природы и тем самым делает возможным ее науч
ное познание. Категории ’’суть ступеньки выделения, т.е.
познания мира, узловые пункты в сети, помогающие по
знавать ее и овладевать ею”9. Разумеется, у Ленина нет
ни малейшего сомнения в том, что причинность, закон,
сущность, как и другие категории, представляют собой
формы всеобщности, присущие самой объективной дей
ствительности. Но они же, категории, развивающиеся
формы познавательной деятельности, чего не видели не
только философы, но и естествоиспытатели,