Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

наук своего

времени. Но материалу номологических суждений он

придал абстрактно-априористскую форму и тем самым во

многом его выхолостил. От ошибок в конкретных иссле­

дованиях эти основоположения не предохраняли, хотя и

могли гарантировать от индивидуального произвола. Но

те диалектически ценные и в конечном счете реальные

моменты, которые были в таблице категорий Канта, не

исчезли и в основоположениях. Недаром Гегель в отделе

«Действительность» своей «Науки логики» воспроизво­

142

дит порядок Кантовых аналогий чистого опыта (и соот­

ветствующих категорий).

Учение о «схематизме” и системе основоположений

чистого рассудка косвенно отражает еще одно реальное и

в конечном счете диалектическое обстоятельство, кото­

рое в философии науки стали оживленно обсуждать в се­

редине XX в., — так называемую «теоретическую

нагруженность» фактов, т.е. непременную опосредован-

ность их осознания, фиксации и истолкования предшест­

вующими теориями. Наивное убеждение во

всемогуществе индукции несостоятельно. Правда, «тео­

ретическая нагруженность» эмпирии получила у Канта

искаженное отображение в самом принципе категори­

ального априоризма, но проблема этим не снимается. Эту

проблему не решил и «постпозитивизм», ибо представи­

тели этого течения, как и Кант, не сумели поставить ее

действительно исторически. На исторический ее харак­

тер, т.е. на зависимость от реальной истории наук, указал

Энгельс во фрагменте «Электричество» из «Диалектики

природы”. Вначале обыденный, повседневный опыт, а за­

тем складывающиеся научные теории налагают свою пе­

чать на значения терминов и высказываний языка науки,

а также и обыденного языка.

В целом у Канта выявление роли категорий в познании

ориентировано на их действие в отношении последующе­

го опыта, тогда как вопрос об их генезисе остается у него

в тени. Правда, Кант охотно использует примеры на отно­

шение категорий к предшествовавшему, уже состоявше­

муся опыту — дело несложное, но это только примеры.

Однако без правильного решения вопроса о происхожде­

нии категорий учение о них остается незавершенным, и в

нем сразу же возникает «кренлибо к концепциям врож­

денных идей, либо к учению о необъяснимых по своему

глубинному источнику привычках, либо к априоризму или

же к конвенционализму, т.е. к одной из четырех основных

идеалистических версий трактовки категорий, наиболее,

может быть, ярко представленных в учениях Декарта,

Юма, Канта и Карнапа.

143

Сам Кант пришел, как мы знаем, к априоризму. Уже в

априоризме чистых созерцаний, посредством которого

Кант пытался обосновать возможность математики как

теоретической дисциплины, он связывал действие апри­

орного начала непременно также с ” конструированием”

понятий. В письме М.Герцу от 26 мая 1789 г. Кант обра­

тил внимание на конструирующую функцию математиче­

ских определений33, и это находится в известном

соотношении с тем, что в письме И.Шульцу от 25 ноября

1788 г. Кант характеризовал синтетические суждения ап­

риори в арифметике как ”практические”. Активная кон­

струирующая роль априорного находит свое прямое

продолжение в теоретическом естествознании, но всякий

новый вводимый в уже существующую теорию эмпири­

ческий материал поступает в науки, по Канту, лишь не­

пременно пройдя до этого предварительную обработку

конструирующими чистыми созерцаниями. Это значит,

что теоретическое воздействие на эмпирию мыслится

Кантом, как подчеркивал Я.Хинтикка (1973), уже на пер­

вом этапе как воздействие математическое. Время и

пространство выступают у Канта в его трактовке науки в

роли как бы предкатегорий. Таким образом трансценден­

тальная эстетика и аналитика тесно связаны.

Тесная связь категориального построения науки с чис­

тыми созерцаниями эстетики видна и из того, что Канто-

ва трактовка математики не была основана только на

чистых созерцаниях, но открывала дорогу одновременно

трем различным подходам к пониманию основ математи­

ки: аналитическому, интуиционистскому и конструктиви­

стскому, поскольку в составе математики Кантом

признавалось существование аналитических суждений

априори, а из принципа априоризма можно было выве­

сти не только интуиционистские, но и конструктивист­

ские посылки. Каждый из этих трех подходов, когда они

были впоследствии развиты, имел в себе долю истины, но

33 См.: Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 367.

144

и был односторонен, он не учитывал диалектики перехода

от эмпирико-индуктивного этапа развития знаний к тео­

ретико-дедуктивному в истории тех математических дис­

циплин, которые складывались в прошлом, и

последующего взаимодействия различных подходов. А в

мышлении крупных математиков, как замечал Дж. фон

Нейман, часто присутствуют совместно и эмпирический,

и «классический” (доинтуиционистский), и интуициони­

стский, и конструктивистский подходы, однако ни одна из

попыток соединить их на совершенно равных правах, т.е.

в этом смысле их унифицировать, не удалась. Она и не

удастся: Гёделе доказал тщетность программы Гильбер­

та34, которая ставит задачу обосновать классическую ак­

сиоматическую математику на базе противоположной ей

интуиционистской системы.

Кант находился только в начале всех этих разных путей,

но ограничиться тем выводом, что его учение об априор­

ности категорий свидетельствовало лишь о той общей

истине, что субъект в своем теоретическом познании ак­

тивен, недостаточно. Выдвинув учение об априоризме ка­

тегорий, Кант поставил тем самым вопросы о причинах

возникновения категориального «скелета» теоретиче­

ских конструктов физики, химии и других естественных

наук, о критериях гносеологической оценки прошлого

исторического опьгга вообще, об источниках структуры

мыслительных способностей человека, о закономерно­

стях развития всех теоретических дисциплин. Заслугой

Канта была уже сама постановка этих вопросовс Исто­

рией естествознания Кант специально не занимался: он

ограничился в общем тем, что извлек для себя необходи­

мые уроки из конфронтации между тремя естественнона­

учными образами мира в ^XVII-XVIII рв.: картезианской,

лейбницеанской и ньютонианской. Победу последней

34 См.: Нейман Дж. фон. Математик// Природа. 1983. № 2.

С. 92; ср.: Нарекай И.С. Западноевропейская философия XIX

века. М., 1976. С. 52-53.

О Заказ № 1627 145

Кант полностью признал, и из этого факта он стал исхо­

дить еще в «докритический” период своей теоретиче­

ской эволюции. Его убеждение в несомненной

истинности основных понятий механики Ньютона спо­

собствовало его выводу об априорности ее категориаль­

ных структур.

Категориальный априоризм Канта не смог указать

пути к подлинно объективному применению категорий.

Когда Кант попытался наметить этот путь посредством

«схематизма” времени и основоположений » чистого”

(априорного) естествознания, имеющих свои истоки в

трансцендентальной апперцепции, то свел » объектив­

ность” лишь к априорной всеобщности и необходимо­

сти законов природы, а та и другая означают у него

полную зависимость от деятельности субъекта. В уче­

нии о трансцендентальном * схематизме” и основопо­

ложениях естественных наук Кант продолжил

наступление априоризма на эмпирический материал

знания. Так, он попытался «в основоположении анти­

ципаций восприятия еще более сузить сферу эмпири­

ческого в пользу априорного»35 36. В конечном итоге в

проблеме ” схематизма» у Канта наметился диссонанс

между бессознательно действующей силой воображе­

ния и сознательно действующей аналитической силой

рассудка. Что касается конкретной содержательности и

структурности знания, то сам Кант признал, что актив­

ность нашего рассудка * безусловно не может a priori

выдумать какие-нибудь первоначальные силы

(Grundkrafte)…»*^ а чувственный материал опыта он

счел, как известно, хаотичным. В проблеме » стыковки”

категорий и чувственного материала в полной мере

сказывается общий методологический просчет Канта.

Как писал В.ИЛенин, «у Канта познание разгоражива­

35 Тевзадзе Г. Иммануил Кант: Проблемы теоретической

философии. С. 222.

36 Кант И. Соч. Т. 5. С. 93.

146

ет (разделяет) природу и человека; на деле оно соединяет

их…”37.

В конце концов кантовскому рассудку оставалось удов­

летвориться тем, что в своей теоретической деятельности

он согласуется сам с собой. Именно в этом смысле он

будто бы способен «предписывать» законы природе. Это

широко известное заявление Канта неверно по существу,

ошибочно даже и с точки зрения исходных принципов

построения его собственной системы: ведь Кант то и дело

подчеркивает, что его априоризм касается только формы

знания, но законы природы неизбежно говорят о содер­

жании тех связей и отношений, о которых в этих законах

идет речь. Даже если законы получают в науке матема­

тическую » форму”, сама эта * форма” содержательна, и

она по существу дела отличается от собственно категори­

альных формулировок этих законов. «Чистые», т.е. теоре­

тически априорные, основоположения естествознания

оказываются странным гибридом форм, получающих от

Канта статус содержания, и содержания, выдаваемого им

за априорные формы.

Рассудку трудно удовлетвориться таким результатом, и

тогда Кант ставит его перед более трудными испытания­

ми, качественное отличие которых от всех прежних нахо­

дит у Канта то терминологическое выражение, что

рассудок превращается в собственно разум. Кант ставит

перед ним три трансцендентальные идеи, которые можно

было бы назвать в соответствии с их содержанием также

и трансцендентными, поскольку разум, выдвигая их, пы­

тается «заглянуть» в подлинно объективный, трансцен­

дентный мир, — в мир, именуемый Кантом областью

«вещей в себе». Это вопросы о существовании или о

свойствах космоса, человеческого субъекта и бога.

37 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 83.

10* 147

Рефлективные понятия и их амфиболия.

Отрицания и противоречия

Мы находимся на ” ближних подступах” к трансценден­

тальной диалектике Канта, второй части его трансцен­

дентальной логики. Здесь мы приближаемся к вступлению в

область исследования противоречий познания предметов

онтологии. Это, так сказать, ” сверхзадача” Канта,

сформулированная им как требование постичь высший

синтез всего сущего. Непосредственная же задача

заключается в том, чтобы проверить, насколько реальны

надежды разума на то, чтобы познать мир ” вещей в

себе”, а тем самым соединить ”объективность” как

общезначимость рассудочной науки с ”объективностью”

как существованием вещей независимо от науки. Это

был вопрос о достижении синтеза познавательной

деятельности аналитического разума с мыслящей дея­

тельностью разума диалектического, направленной за

пределы того познания, которое уже определено как

возможное и достижимое. Это был бы ”синтез” познания

того, что дано опыту, и мышления о том, что скрыто в

универсуме, иначе говоря, синтез науки и философии. А в

самом познании — ”синтез” его упорядоченности и

противоречивости, который бы преодолел последнюю. Все

это интегрировано в краткий вопрос: как возможна

подлинная философия?

Все перечисленные виды синтеза, по Канту, недости­

жимы, путь к ним оказывается логикой видимости, кото­

рая превращается затем в логику преодоления этой

видимости посредством развенчания условий постановки

самой задачи. Здесь ”общая”, т.е. формальная, логика,

”рассматриваемая как органон… имеет диалектический

характер”38, ибо она оказывается на службе самой диа­

лектики как искусства гносеологического спора. Перехо­

дя от аналитики к диалектике, Кант отделяет учение о

38 Кант И. Соч. Т. 3. С. 161.

148

философских заблуждениях разума от теории прираще­

ния гносеологических и методологических познаний, но

в то же время углубляет ранее им выдвинутые положения

о деятельности рассудка, обнаруживая и в ней ряд воз­

можных заблуждений и глубоких диалектических тонко­

стей, впоследствии не оставленных без внимания

Гегелем. Тем самым между резко разделенным перебра­

сывается еще один соединяющий мостик.

Речь идет о «Приложении” к «Аналитике основополо­

жений” , в котором рассматривается амфиболия, т.е. дву­

смысленность, в понимании рефлективных понятий,

происходящая от смешения эмпирического применения

рассудка с трансцендентальным. Это понятия тождества,

различия, противоречия, внутреннего и внешнего, мате­

рии и формы, в которые вклиниваются понятия совме­

стимости и отрицания^9.

Характерны споры среди комментаторов Канта о на­

значении данного «Приложения” и о месте, занимаемом

рефлективными понятиями в структуре трансценденталь­

ной логики. Выше уже было отмечено, что эти понятия

послужили источником для центральной группы катего­

рий сущности в «Науке логики” Гегеля. Не без влияния

на Гегеля остались соображения Канта об относительно­

сти различия между «внутренним» и «внешним» в

трансцендентальной рефлексии39 40. Уже все это свиде­

тельствует в пользу кантовской характеристики их наряду

с «родом», «видом» и «свойством” (необходимым и

случайным) как своего рода вспомогательных катего­

рий — разумеется, не в смысле Аристотеля, видевшего в

категориях роды бытия, а в смысле Канта, понимающего

их как чистые формы рассудочного познания. Ведь ре­

флективные понятия, по Канту, должны служить средст­

вом сравнения и сопоставления категорий друг с другом.

Отсюда распространенное мнение, что рефлективные по­

39 См.: Там же. С. 317 и 334. “Отрицание” выявляется из

обсуждения понятий “нечто” и “ничто”, но оно уже

фигурировало у Канта как одна из категорий группы качества.

40 См.: Там же. С. 317.

149

нятия принадлежат к сфере рассудка. Но есть и точка зре­

ния, по которой они суть порождение разума, а ФАЛан-

ге, возродив давние соображения Г.САМеллина (1797),

охарактеризовал их как априорные понятия способности

суждения. Одни комментаторы вообще считают, что ре­

флективные понятия и амфиболии не заслуживают

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн