Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

а трансцендентально — когда осуществляет ка­

тегориальный синтез, а также тогда, когда он ставит воп­

росы о ”вещах в себе”, но во вполне приемлемых для

рассудка пределах, а именно тогда, когда о * вещах в се­

бе” рассуждают только в негативном смысле, имея в виду

их непознаваемость. В этом смысле ”вещи в себе” могут

быть названы не трансцендентным, а трансценден­

тальным объектом”56 57. Что касается трансцендентного

применения рассудка, то оно возникает тогда, когда рас­

судок пытается познать ”вещи в себе”, т.е. рассуждает о

них в положительном смысле. Но в этом случае рассудок

перестает быть рассудком. Это значит, что рассудок пре­

образуется в разум, а категории приобретают ноуменаль­

ный вид, ”как, например, субстанция, мыслимая без

постоянства во времени, или причина, действующая не

во времени и т.д.”5 ‘ Точнее говоря, чистый разум выходит

за рамки своего рассудочного состояния, подымаясь до

состояния собственно ”разумного”. Аналогичная транс­

формация происходит и с категориями.

56 Кант И. Соч. Т. 3. С. 453.

57 Там же. Т. 4, ч. 1.С. 153.

157

Рассудок в своем эмпирическом применении мыслит

научными суждениями, а разум в применении трансцен­

дентном пытается мыслить философскими умозаключе­

ниями. Разум осуществляет свои умозаключения в рамках

размышления о психологической, космологической и те­

ологической ”идеях”, т.е. о трех основных, согласно Кан­

ту, онтологических понятиях. Кантовы «идеи” — это

регуляторы поискового процесса, направленного на по­

знание трансцендентных предметов, обозначающие со­

бой предположительное содержание ”вещей в себе”. Эта

направленность имеет своей, по Канту недостижимой,

целью обретение полного, всеобъемлющего синтеза.

Трансцендентальных идей диалектического разума три:

это суть и вопросы и как бы принципы движения к отве­

там на вопросы — что такое душа, каков мир и существует

ли бог, но не достижения этих ответов. В не более как

предположительных ответах на эти вопросы сталкивают­

ся материалистические позиции с идеалистическими, не

раз формулировавшимися в истории философии и по­

рознь и во взаимных спорах: недаром в антиномиях Кан­

та так сильно слышатся отзвуки полемики между деистом

Ньютоном и идеалистом Лейбницем58.

Если идеи-регуляторы используются именно как регу­

лятивные принципы, т.е. их цели толкуются не более как

только незавершающиеся направления, то имеет место

трансцендентальное применение разума. Если же они ис­

пользуются как конституирующие положения в смысле

ошибочных претензий на достижение вполне истинного

знания о вещах в себе, то вместо знания неизбежно по­

лучается только видимость. Так возникает трансценден­

тальная иллюзия как плод трансцендентного применения

разума. Ее преодоление означало бы разрушение онтоло­

гии в ее традиционном значении, к чему и стремится

Кант, аргументируя в пользу того, что о трансцендентном

58 См.: Al-Azm S.J. Origins of Kant’s Arguments in the

Antinomies. Oxford, 1972. P. 20-41; Нарекай И.С. Западно­

европейская философия XIX века. С. 94.

158

субъекте, о мире «вещей в себе” и о боге в познаватель­

ном смысле невозможно высказать ничего определенно­

го. Паралогизм, т.е. ложное заключение насчет особой

сущности человеческой души и ущербность доказа­

тельств бытия бога подрывают психологическую идею, а

значит, сводят на нет все усилия онтологически мысля­

щих психологов и теологов.

Опровержение утверждений о существовании недели­

мой и бессмертной субстанции человеческой души (как

главном содержании психологической идеи) Кант по­

строил на выявлении того обстоятельства, что теологи и

философы, которые брались за доказательство этих ут­

верждений, как, например, вольфианцы с их ”рациональ­

ной психологией”, спутывали различные понятия

субъекта — ”эмпирический индивид”, «гносеологическое

я”, т.е. трансцендентальное единство апперцепции, и

«интеллигибельная личность”, т.е. искомый трансцен­

дентный субъект. Все наши знания о психике человека, о

его душе ограничиваются, по утверждению Канта, только

тем, что может быть сказано об эмпирическом и транс­

цендентальном субъектах. Бессмертная душа в опыте не

наблюдается, и о ней нечего сказать, т.е. ее следует рас­

сматривать как ноумен, идею чистого разума, а вовсе не

то, что вызывает наши ощущения.

Особенно развернута кантовская критика натурфи­

лософской космологической идеи, где ставятся вопро­

сы о характеристиках, которые присущи миру. Здесь

разворачиваются знаменитые четыре антиномии чисто­

го разума.

Вот эти антиномии в кратком их изложении: (1) мир

имеет границы во времени и пространстве (тезис), и он

бесконечен во времени и пространстве (антитезис); (2) де­

ление всего существующего^ мире возможно только до

изначально простых элементов (тезис), и все в мире де­

лимо без конца (антитезис); (3) в мире есть и причин­

ность и свобода (тезис), и в мире свободы не существует

(антитезис); (4) в мире или вне его есть некая абсолют­

но необходимая сущность (тезис), и такой сущности нет

159

(антитезис). Первые две из этих антиномий Кант назвал

” математическими”, две последние — «динамическими”.

Есть мнение, что Кант заимствовал учение об антино-

мичности разума у скептиков П.Бейля и А.Кольера. Одна­

ко эти философы касались только антиномичности

существования внешнего, бесконечно протяженного ми­

ра. А.Кольер в сочинении * Всеобщий ключ…” (1713,

нем. перевод 1756)59 вслед за П.Бейлем воспроизвел ар­

гументы Беркли в пользу субъективного идеализма, сопо­

ставив их с рассуждениями прямо противоположного

характера60. Но более существенно воздействие на Канта

”Диалогов о естественной религии” Д.Юма, где смутно

намечены ситуации будущих динамических антиномий61.

И все же автор антиномий разума — именно Кант. В анти­

номиях познания он поставил перед собой задачу пока­

зать принципиальную несостоятельность онтологических

претензий всей прежней метафизики. Эти претензии вы­

зывают в «разумном” мышлении неразрешимые проти­

воречия.

Конечно, когда Кант усматривает диалектику теорети­

ческого разума именно в том, что возникающие в нем

противоречия ведут в тупики, — это не то значение диа­

лектики, которое прямо направляло к Гегелю, а тем более

к Марксу. Но эти тупики возникают, согласно замыслу

Канта, вследствие раздвоения разума в его споре с самим

собой, а учение о противоречиях разума — это уже заро­

дыш подлинной диалектики.

Ныне несомненно, что строгой логически убедитель­

ной доказанности тезисов и антитезисов, а значит, и их

одинаковой обоснованности в антиномиях Канту достиг­

нуть не удалось. Впрочем, еще Шопенгауэр отметил, что

59 Collier A. Clavis universalis: or a new inquiry after Truth: Being

Demonstration of the Non Existence, or impossibility of an external

World. L., 1713.

60 Cm.: Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und

Wissenschaft der neueren Zeit. 2. Aufl. B., 1911. Bd. II. S. 328-330.

61 Cm.: Lowisch D.J. Immanuel Kant und David Hume’s Dialogue

concerning natural religion. Bonn, 1964. S. 135.

160

доказательства антитезисов (заметим, близких к материа­

лизму) убедительнее, чем тезисы. Тем самым централь­

ное звено в пятиступенчатой структуре антиномий

(трансцендентальная иллюзия “> формулировка тезисов

и антитезисов -> их доказательство их разрушение по­

средством отказа от понятия ”мир в целом” и принятия

дуализма мира явлений и мира ”вещей в себе” пере­

ход к сознательно регулятивному, проблематически-

предположительному применению идей вместо

недостижимого конститутивного) оказывается выби­

тым62. Заметим, что точной доказуемости тезисов и анти­

тезисов, а значит, и их равнодоказуемости нет также и в

тех случаях, когда варианты антиномий возникают у Канта

за пределами его гносеологической системы (это антино­

мия добродетели и счастья в ” Критике практического ра­

зума”, антиномия суждений вкуса, а также антиномия

механической причинности и телеологии в ” Критике

способности суждения”) и др.

Как бы то ни было, Кантом ”противоречие вновь вы­

двигалось как центральный, важнейший факт и как ос­

новная проблема познания”63 и притом познания самых

существенных сторон действительности. Недаром, поми­

мо антиномических утверждений, во многих разделах

философии Канта фигурируют эллиптически усеченные

антиномии, так сказать ”антиномии-понятия”. Это не

только ” нечувственная чувственность” форм чистого со­

зерцания в трансцендентальной эстетике и ” бессодержа­

тельная содержательность” категорий в трансценден­

тальной аналитике, но и уже упомянутая ” несоциальная

социабельность” в философии истории, ”бесцельная це­

лесообразность” в учении о телеологии, ” незаинтересо­

ванная заинтересованность” и «бессодержательная со­

держательность” в аналитике вкуса. Эти диалектически

противоречивые понятия антиномичны, строго говоря, в

62 См.: Нарский И.С. Логика антиномий Канта / / Философия

Канта и современность. М., 1974. С. 82-89.

63 Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1983. С. 272.

1 ГЗаказ № 1627 161

несколько ином смысле, чем пары взаимоантиномиче-

ских суждений космологической идеи: это своего рода

неразвернутые проблемы, которые разрешаются Кантом

только в том смысле, что он стремится придать этим по­

нятиям статус вполне определенного, существования:

*бесцельная целесообразность*, например, будто бы ре­

ально существует в науках о живой природе и должна в

них существовать.

Можно даже сказать, что возникла антиномическая на­

пряженность в отношениях между разумом и рассудком:

рассудочные средства развенчивают чрезмерные претен­

зии разума, но, с другой стороны, «умозаключения разу­

ма возвышаются над всеми относительными, конечными

определениями и суждениями рассудка как подлинно выс­

шая инстанция всей объединяющей деятельности позна­

ния. В этом пункте Кантнесомненный родоначальник

всех положительно-диалектических учений о разуме, ха­

рактерных для классического немецкого идеализма*64.

Огромная диалектическая плодотворность присуща са­

мому замыслу антиномий чистого разума. Они служат

стимулом исследователю, для которого предполагаемая

«равнодоказанность* сторон антиномий является побу­

дителем к поискам непременного выхода из ситуации. У

Канта «разуму необходим регресс не в бесконечность, а в

неопределенность*65, которая никак не может его удов­

летворить, и потому Кант и называет антиномии «благо­

творным заблуждением*66. Но разрешение антиномий

Кантом не есть реальный выход из ситуации и не есть по­

длинный диалектический синтез, и вообще не может быть

синтезом и разрешением то, что достигается ценой при­

нятия агностицизма и дуализма. Канту казалось, что «по­

средством антиномий мы можем косвенно доказать

трансцендентальную идеальность явлений*67, но в дей­

ствительности получилось совсем наоборот: Кант поста­

64 Асмус В.Ф. Диалектика Канта. М., 1929. С. 117.

65 Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. С. 284.

66 Кант И, Соч. Т. 4, ч. 1. С. 438; ср.: Там же. Т. 6. С. 126.

67 Там же. Т. 3. С. 461.

162

вил разрешение антиномий в прямую зависимость от

бездоказательно постулированной им * правоты” транс­

цендентального идеализма.

В этом смысле судьба ” математических” антиномий

была предрешена тезисами трансцендентальной эстетики,

а антиномий ’’динамических” — утверждениями транс­

цендентальной аналитики. Но тем самым была предреше­

на и бесполезность доказательств равноистинности

тезисов и антитезисов антиномий: полная безупречность

этих доказательств, если бы ее удалось достичь, противо­

речила бы утверждаемой Кантом ”истинности” его дуа­

лизма и предлагаемому им решению ”динамических”

антиномий путем ” раз ведения в разные стороны” мира

” вещей в себе” и мира явлений; если же допустить, что

дуализм прав, то уже поэтому, независимо от их внутрен­

ней структуры, доказательства сторон антиномий не мо­

гут быть корректными, а следовательно, падает и сама

антиномичность. В данной альтернативной ситуации Кант

по сути дела счел антиномии значимыми независимо от

степени доказанности их сторон, их значимость прямо

основана им на факте априорного принятия кантианства

в качестве единственно истинной теории познания.

Но антиномии чистого разума — неотъемлемая часть

системы Канта, ибо их иллюзорность упразднила бы диа­

лектическую противоречивость разума, а эта противоре­

чивость, по Канту, существеннейшая характеристика

последнего. Гегель писал о Канте так: его «трансценден­

тальный идеализм не оставляет существовать указанное

противоречие, а только принимает, что ”вещь в себе” не

страдает таким противоречием, что это противоречие

имеет свой источник исключительно в нашем мышлении.

Таким образом, в нашей душе остается та же самая анти­

номия, и как раньше бог был тем, что должно было при­

нять в себя все противоречия, так теперь эту роль должно

принять на себя самосознание»68. Гегель здесь имеет в

виду не только то, что Кант не разрешил своих антино­

68 Гегель Г.В.Ф. Соч. М.; Л., 1935. Т. XI. С. 437.

И* 163

мий, но и то, что учение о них относится к самому суще­

ству трансцендентального учения Канта. Но верно и сле­

дующее положение: «свое? обещаниедать подлинную и

неустранимую диалектику противоречии разума

выполнил

¦ Кант не

Впрочем, «математические» антиномии (бесконечно­

сти или конечности мира и бесконечности или конечно­

сти делимости его частей) сравнительно более указывают

на диалектичность разума, в них Кант все-таки несколько

приблизился к выполнению своего обещания, указывая

на противоречивость понятий, которыми оперирует ра­

зум, в данном случае —

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн