Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

понятий и целей, на достижение которых

1 Кант И. Соч. Т. 3. С. 365. Следует, впрочем, отметить, что

понятие метафизики применялось философами и в более

широком смысле слова. Так, КЛ. Гельвеций, противопоставляя

идеализму материализм, писал: “Эти два рода метафизики я

171

были направлены ее усилия. На деле же метафизические

системы заранее постулировали существование тех

сверхопытных реальностей, которое никоим образом не

вытекает из доступных человеку знаний о внешнем мире

и о самом себе. Поэтому все попытки создания метафи­

зической системы неизбежно впадали ”в обветшалый,

изъеденный червями догматизм”2. В конечном итоге ме­

тафизические системы стали предметом презрения; уче­

ные считали одной из главных своих задач изгнание

метафизики из науки. Показательно в этом смысле зна­

менитое.изречение Ньютона: физика, берегись метафи­

зики. Впрочем, нельзя не отметить, что этот великий

естествоиспытатель в своих ” Математических началах

натуральной философии” уделяет немалое внимание ос­

новным проблемам метафизики, именно тем проблемам,

о которых говорит Кант.

Родоначальник немецкой классической философии

констатирует, что в результате фатального краха всевоз­

можных попыток создать метафизическую систему, спо­

собную устоять против философского скептицизма, в

сравниваю с двумя различными философскими системами —

Демокрита и Платона. Первый постепенно поднимается от

земли к небу, второй постепенно снижается с неба на землю”

(Гельвеций кЛ . О человеке. М., 1938. С. 125). Во избежание

смешения понятий необходимо также учитывать, что термин

метафизика”, как и выражение “метафизический способ

мышления”, применяется Гегелем для » характеристики

антидиалектической методологии. В этом смысле его обычно

применяют и основоположники марксизма. Однако нередко в

их произведениях мы встречаемся и с догегелевским,

распространенным и в настоящее время в западной

философии применением термина ’’метафизика”. Так, Маркс

и Энгельс характеризуют метафизического материалиста Д.

Локка, одного из создателей эмпирической разновидности

метафизического способа мышления, соответствовавшего

описательному естествознанию XVII-XVIII вв., как творца

положительной антиметафизической системы, имея, конечно,

в виду метафизику как рационалистический тип объективного

идеализма, умение о сверхопытной реальности. (См.: Маркс К

Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 142).

2 Кант И. Соч. Т.З. С. 74.

172

духовной жизни общества воцарилось безразличие, а

иной раз и просто отвращение к метафизическим спеку­

ляциям. Однако презиравшие метафизику мыслители, ко­

торых Кант называет индифферентистами, напрасно

воображали, что они покончили с метафизикой, освобо­

дились раз и навсегда от этого лишенного реальной эм­

пирической основы, спекулятивного наваждения. На деле

же, подчеркивает Кант, эти мыслители, ”как только они

начинают мыслить, неизбежно возвращаются к метафи­

зическим положениям, к которым они на словах выража­

ли столь глубокое презрение”3. Это возвращение к

метафизике, вопреки стремлению окончательно освобо­

диться от нее, отнюдь не случайно. В противоположность

Юму и всему философскому скептицизму Кант полагал,

что несостоятельность всех имевших место в истории

философии попыток создания метафизических систем

отнюдь не свидетельствует о том, что метафизическое

философствование — бессмысленное занятие. Человек

отличается от животного не просто тем, что он мыслит,

но тем, что он мыслит метафизически, т.е. не ограничива­

ется размышлением лишь о том, что он видит, слышит,

обоняет, но стремится познать и невидимое. А это в ко­

нечном итоге приводит к размышлению о сверхчувствен­

ном, сверхопытном, трансцендентном, к мыслям о

природе души, первоначале мира, свободе воли, как не­

обходимой предпосылке выбора, а значит и нравственно­

сти. И если первым основным вопросом ” Критики

чистого разума” является вопрос: как возможны априор­

ные синтетические суждения, то второй, не менее важ­

ный основной вопрос Кант формулирует следующим

образом: 19Как возможна метафизика в качестве природ­

ной склонности, т.е. как из природы общечеловеческого

разума возникают вопросы, которые чистый разум задает

себе и на которые, побуждаемый собственной потребно­

стью, он пытается, насколько может, дать ответ?”4

3 Кант И. Соч. Т. 3. С. 75.

4 Там же. С. 119.

173

Кант сознательно формулирует цитируемый нами воп­

рос в несколько неопределенных выражениях. Возмож­

ность создания истинной (научной) метафизической

системы все еще остается под вопросом вследствие про­

вала всех попыток ее создания. Иное деловопрос о воз­

можности априорных синтетических суждений. Наличие

такого рода суждений является, по убеждению Канта, не­

оспоримым фактом, который недвусмысленно обнаружи­

вается существованием математики и теоретической

механики. Тем не менее на той же странице ” Критики чи­

стого разума” Кант, сделав некоторые оговорки, конкре­

тизирует поставленный выше вопрос и ставит его уже

категорическим образом: как возможна метафизика как

наука?

Таким образом мы можем констатировать две основ­

ные черты философии Канта. Как было показано всем

предшествующим изложением гносеологии Канта, он

систематически опровергал метафизические догмы

относительно возможности теоретического, основан­

ного на истинных логических посылках, доказательства

бытия божия, личного бессмертия, свободы (т.е. инде-

терминированности) воли. Он показал несостоятель­

ность метафизических рассуждений, призванных

В другом своем труде, в “Логике”, Кант суммирует

основные, по его убеждению, вопросы, на которые призвана

дать ответ философия как наука о последних (высших) целях

человеческого разума:

Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

При этом Кант подчеркивает, что первые три вопроса в

конечном итоге сводятся к последнему (Кант И. Трактаты и

письма. М., 1980. С. 332). И действительно, не только

гносеология и этика, но и метафизика в кантовском ее

понимании образуют взаимосвязанные стороны единой

проблемы — проблемы человека. Впрочем, даже кантовская

метафизика природы” оказывается вследствие субъек­

тивистских основоположений его философии одним из разде­

лов учения о специфике человеческого познания.

174

убедить в объективной реальности гипотетически допу-

скаемыхтрансцендентныхсущностей. И вывод, к которо­

му пришел Кант, не оставлял ни малейшей надежды

традиционной метафизике: ее основные идеи есть идеи

чистого, т.е. не основанного на эмпирических данных, ра­

зума. Убеждение, что этим идеям соответствует нечто су­

ществующее по ту сторону опыта, есть не более чем вера.

Правда, эта вера, в отличие от других не связанных с опы­

том убеждений коренится в природе чистого теоретиче­

ского разума. И именно поэтому метафизика

неустранима, правда, не как учение об объективной ре­

альности, а как исследование системы чистого разума, в

особенности чистого практического разума, или нравст­

венности.

Метафизические системы подвергались критике на

протяжении тысячелетий существования философии. От­

рицание метафизики, как правильно отмечал Кант, было

основным занятием философского скептицизма. Фран­

цузские материалисты XVII в. противопоставили метафи­

зике позитивное материалистическое учение. И все же

ни один философ докантовской эпохи не подвергал мета*

физику столь основательному, скрупулезному критиче­

скому анализу, как это сделал родоначальник немецкой

классической философии. Можно сказать, что Кант гно­

сеологически доказал принципиальную несостоятель­

ность любой попытки построить учение о сверхопытной,

трансцендентной реальности. Он, в частности, предвос­

хитил и новейшую, позитивистскую критику метафизиче­

ского философствования. Вернее, следует сказать, что

позитивисты, в особенности неопозитивисты, следуют в

этом отношении за Кантом.

Во всяком случае именно Кант доказал, что метафизи­

ческие положения принципиально неверифицируемы,

т.е. они не могут быть подтверждены или опровергнуты

каким-либо наличным или хотя бы мыслимым опытом.

В метафизической концепции субстанциальной души

Кант выявил неустранимые паралогизмы. Метафизиче­

ское понимание мира как целого оказалось, как было

175

показано Кантом, глубоко антиномичным. Кант, следова­

тельно, задолго до неопозитивистов показал, что мета­

физические положения по природе своей исключают

возможность логического, теоретического доказательст­

ва. Но Кант, разумеется, не пошел по пути, который при­

вел к позитивизму. Его бескомпромиссная критика всей

предшествующей метафизики есть скрупулезный анализ

величайших трудностей, которые предстоит преодолеть

создателю принципиально новой философской системы,

дающей рационально обосновываемые ответы на вопро­

сы, поставленные метафизикой, вопросы, которые неза­

висимо оттого, как они формулируются, не являются

псевдопроблемами.

Таким образом, Кант считал своей жизненной задачей

радикальную реформу метафизики. Именно в метафизи­

ке, несмотря на крах всех предшествующих метафизиче­

ских систем, видел Кант основной смысл философии,

завершение культуры разума. Метафизика, с точки зре­

ния Канта, есть в сущности единственно возможная фор­

ма позитивного философского учения о мире. Ведь,

кроме метафизики в философии, полагал Кант, существу­

ет лишь скептицизм, т.е. заведомо негативное учение, от­

вергающее необходимость решения смысложизненных

вопросов.

Вслед за рационалистами XVII в. Кант разграничивает

разум и рассудок, углубляя и обосновывая это разграни­

чение двух основных уровней познающего мышления.

Науки — сфера рассудка, философияобласть разума. Ра­

зум по природе своей метафизичен и человек как разум­

ное существо есть существо метафизическое. Априорное

мышление — специфическая характеристика не только

философии, но всякого знания вообще. Без априорных

категорий, т.е. понятий, обладающих аподиктической все­

общностью, невозможно и повседневное мышление о

чувственно воспринимаемых предметах и, более того,

сам чувственный опыт. Но отсюда следует, что метафизи­

ка как система априорного знания призвана стать осно­

вой всякого научного познания. Рассудок возможен лишь

176

потому, что существует разум. Но разум основывается на

рассудке, а рассудок на разуме, точно так же как опьгг ос­

новывается на том, что ему предшествует, — априорное

чувственное созерцание, априорные категории рассудка.

Все эти рассуждения Канта, обстоятельный анализ ко­

торых был дан в соответствующих главах данной работы,

показывают, как представлял себе Кант радикальную ре­

форму метафизики, а тем самым и решение тех мировоз­

зренческих проблем, над которыми бились создатели

метафизических систем. Основное заблуждение всей преж­

ней метафизики, утверждал Кант, состояло в убеждении, что

всякие наши знания должны сообразовываться с предмета­

ми, существующими безотносительно к познанию. Такой

ход рассуждения, в особенности когда он применялся к ос­

новным положениям метафизики относительно бога, сво­

боды, души, неизбежно приводил в тупики. Убедитель­

нейшим подтверждением этого может послужить онтологи­

ческий аргумент Ансельма Кентерберийского, обновлен­

ный и модернизированный Декартом. Этот аргумент

сводится к утверждению, что идея всесовершеннейшего су­

щества, наличествующая в нашем разуме, не может быть

только идеей: всесовершеннейшее существо существует,

ибо в ином случае оно не было бы всесовершенным. От­

вергая не только онтологический аргумент, но и любые

теоретические * доказательства” бытия божия, как и всю

рационалистическую концепцию тождества реальных и

логических оснований, Кант обосновывает необходи­

мость радикального пересмотра представления, согласно

которому все наши знания должны сообразовываться с

предметами. Он пишет: ” …следовало бы попытаться вы­

яснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более ус­

пешно, если будем исходить из предположения, что

предметы должны сообразовываться с нашими знаниями, —

а это лучше согласуется с требованием возможности ап­

риорного знания о них, которое должно установить нечто

о предметах раньше, чем они нам даньГ^. 5

5 Кант И. Соч. Т. 3. С. 87.

12 Заказ № 1627 177

Систематическая критика априоризма, а тем самым и

трансцендентального метода Канта, была дана во всех

главах настоящей работы. Здесь достаточно подчеркнуть

лишь тот факт, что познающий субъект, поскольку он восп­

ринимает понятийный, категориальный аппарат, сложив­

шийся в ходе предшествующего умственного развития

человечества, естественно, приступает к изучению каждого

предмета, располагая уже теми понятиями, категориями, ко­

торые он применяет к этому предмету. Идентификация

предметов, названия которых уже даны в естественных им

научных языках, как раз и предполагает, что предмет соот­

носится с тем или другим названием и тем самым включает­

ся в определенную группу явлений, свойства которых уже

более или менее известны. И они, эти свойства, приписыва­

ются предмету, поскольку он включен в данный класс явле­

ний, например, дерево, река, металл и т.д. Отсюда и

возникает иллюзия, что предметы, поскольку они соотносят­

ся с существующим понятийным аппаратом, который ус­

пешно функционирует в процессе познания, должны

согласоваться с понятиями.

Кант не рассматривал вопрос о развитии понятий, а

тем более философских категорий, генезис которых не

столь очевиден, как происхождение эмпирических поня­

тий. Категории для Канта представлялись готовыми фор­

мами познавательного процесса, его предпосылками,

которыми располагает каждый познающий человеческий

индивид задолго до того, как он приступил к познанию,

изучению какого-либо объекта. Следует, конечно, учиты­

вать, что такого убеждения придерживались и естество­

испытатели — современники Канта (вероятно, и в наше

время это воззрение разделяют большинство естествоис­

пытателей), но они, не будучи философами, не делали из

этого убеждения, казалось бы, логически оправданных

(если не единственно возможных) субъективистских вы­

водов относительно содержания и происхождения кате­

горий.

В.И. Ленин в своем конспекте книги Л. Фейербаха о

Лейбнице подчеркивает значение фейербаховской кри­

178

тики априоризма, сторонники которого не видят истори­

ческого характера взаимоотношения между теми позна­

вательными формами (знаниями), результатами, которые

они подразделяют на априорные и апостериорные. Фей­

ербах писал: «…

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн