Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

раз человек собрал данные опыта и объе­

динил их в общих понятиях, он, естественно, в состоянии

высказывать ”синтетические суждения a priori”. Поэтому

то, что для более раннего времени было делом опыта, в

более позднее время становится ” делом разума..”»6.

Фейербах правильно подметил, что всеобщность и необ­

ходимость, присущая некоторым суждениям, не есть их

независимое от опыта свойство, а представляет собой ре­

зультат исторического развития, знания.

Кант утверждал, что посредством созданного им апри­

орного трансцендентального метода найдено, наконец,

радикальное средство окончательного преодоления всех

заблуждений метафизики. Более того: ”… нет ни одной

метафизической задачи, которая не была бы здесь разре­

шена или для решения которой не был бы здесь дан, по

крайней мере, ключ”, — писал он в ”Критике чистого ра­

зума”7.

Таким образом, отношение Канта к метафизике носит

двойственный характер, и это вполне соответствует дуа­

листической сущности его философии. С одной стороны,

Кант разрушает метафизику, а с другой, — выступая в ка­

честве реформатора метафизики, по существу восстанав­

ливает ее в правах, претендуя даже на то, что благодаря

трансцендентальному методу метафизика отныне приоб­

ретает окончательную, совершенную, не подлежащую

дальнейшему развитию форму. Существенно, однако, что

Кант лишает основные категории метафизики онтологи­

ческого статуса, а это указывает, какая тенденция все же

превалировала в двойственном отношении к метафизи­

ке, к ее основным интенциям. Можно согласиться с нео­

кантианцами (точнее, с большинством представителей

6 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 71-72.

7 Кант И. Соч. Т. 3. С. 76.

12* 179

этого течения), которые утверждали, что Кант не столько

возрождал, сколько разрушал метафизику. И это обстоя­

тельство нисколько не умаляет значения философии Кан­

та, напротив, оно выявляет ее эпохальное историческое

значение в развитии не только философии, но и атеисти­

ческого мировоззрения. Ватикан, конечно, не без основа­

ний включил «Критику чистого разума» и ряд других

произведений великого немецкого философа в пресло­

вутый официальный перечень запрещенных книг.

Несоответствие между субъективной ориентацией

Канта, стремившегося возродить и утвердить на прочных

основах метафизику, и объективным содержанием его

учения, обнаружило во всем объеме неразрешимое про­

тиворечие, присущее всякому метафизическому систе-

мотворчеству. Это противоречие не было тайной и для

самого Канта, можно даже сказать, что он радикализиро­

вал это противоречие, придал ему антиномический харак­

тер. При этом, однако, Кант полагал, что нашел

единственно верный путь разрешения противоречия, ко­

торое в течение двух тысячелетий сводило на нет усилия

творцов метафизических систем. Этот путь — превраще­

ние метафизических (онтологических) проблем в про­

блемы гносеологические, а также перемещение этих

проблем из сферы теоретического разума, где они прин­

ципиально неразрешимы, в сферу практического разума,

трактуемого как нравственное сознание, моральное по­

ведение, добрая воля, которая принципиально независи­

ма от всякого рода внешних мотивов (религиозных,

чувственных, эгоистических) и в своем автономном дей­

ствии подчиняется лишь собственному закону, категори­

ческому императиву.

Констатируя, что основные метафизические проблемы

неразрешимы средствами теоретического разума, Кант

приходит к выводу, что научная философия принципиаль­

но отличается от ненаучного философствования (фило-

доксии) тем, что она не претендует на теоретическое

решение метафизических проблем, но вместе с тем и не

отбрасывает их как псевдопроблемы. И предвосхищая на­

180

учную, в частности социологическую постановку метафи­

зических (в особенности теологических) проблем, Кант

утверждает, что его философия дает их практическое ре­

шение. Такой тезис, совершенно абсурдный с точки зре­

ния традиционной рационалистической метафизики,

открывает совершенно новые перспективы перед фило­

софией.

Здесь уместно сослаться на в высшей степени важное

положение Маркса о путях решения некоторых, приводя­

щих к казалось бы неразрешимым противоречиям, теоре­

тических вопросов. В ” Эко номическо-философских

рукописях 1844 года”, т.е. в процессе становления, фор­

мирования своего учения, Маркс, ставя вопрос о соотно­

шении теории и практики, приходит к следующему

выводу: ”…мы видим, что разрешение теоретических

противоположностей само оказывается возможным

только практическим путем, только посредством практи­

ческой энергии людей, и что поэтому их разрешение от­

нюдь не является задачей только познания, а

представляет собой действительную жизненную задачу,

которую философия не могла разрешить именно потому,

что она видела в ней только теоретическую задачу”8. Мы

не собираемся утверждать, что Кант предвосхитил такое

понимание важнейшей гносеологической проблемы: его

представление о практическом разуме далеко отстоит от

материалистического понимания практической деятель­

ности людей. И тем не менее приведенное положение

Маркса позволяет глубоко понять кантовскую постановку

проблемы и заключенное в ней рациональное зерно, т.е.

зародыш великого философского открытия.

Следует напомнить, что с точки зрения Канта (в этом

отношении он разделяет убеждение всех предшествую­

щих философов) теоретическая неразрешимость фило­

софской проблемы означает невозможность ее решения

путем логического вывода из истинных посылок. Практи­

ческой разрешимостью проблемы Канта называет при­

8 Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 123.

181

знание истинности некоторого утверждения не вследст­

вие его теоретической доказуемости, а потому, что без та­

кого признания нельзя допустить существование

абсолютно очевидного, не вызывающего хотя бы малей­

шего сомнения факта. Рациональность такой постановки

вопроса о практическом доказательстве теоретически не­

доказуемых положений несомненна*. Иное дело, когда

Кант использует это свое открытие для доказательства,

вернее для оправдания метафизических положений, о ко­

торых он совершенно правильно говорил, что они не мо­

гут быть предметом знания и целиком относятся к

области веры.

Мы уже подчеркивали, что, по учению Канта, нравст­

венность, моральное самосознание независимо от рели­

гии. Без этой независимости, автономии, нравственное

сознание, утверждал Кант, перестает быть самим собой,

т.е. руководствуется уже не моральным законом, а внеш­

ними отнюдь не нравственными мотивами, например,

расчетом или же, как это бывает у религиозных людей,

страхом перед наказанием свыше, стремлением избежать

греха, заслужить награду если не в посюсторонним мире,

то хотя бы в последующей загробной жизни.

Однако рациональная, прогрессивная идея о невоз­

можности нравственности, основанной на религии, о не­

разрывной связи нравственного поведения с моральней

мотивацией поступков не проводится Кантом последова­

тельно. Противопоставив нравственность ” легальному”

поведению, к которому побуждают отнюдь не нравствен­

ные мотивы, не сознание безусловного долга, Кант тем не

менее утверждает, что идеи абсолютной свободы воли,

•* Основное положение материалистической философии,

которое в наше время, как правило, не оспаривается и

идеалистами, положение, согласно которому существует

независимый от сознания и познания внешний мир, не

является, не может быть результатом логического вывода из

каких-либо посылок. Доказательством этого основоположения

является человеческая практика во всем ее многообразии. На

это,’ как’ известно, указывает К. Маркс в первом из своих

“Тёзисов о Фейербахе*.

182

личного бессмертия и бога имманентны практическому

разуму, являются постулатами нравственного сознания.

Не будучи побудительными мотивами нравственных по­

ступков, они все же являются регулятивными идеями чис­

того разума.

Кант стремится доказать, что очевидный факт сущест­

вования нравственного самосознания требует признания

существования бога, свободной воли, субстанциальной,

т.е. нетленной человеческой души, ибо справедливость

должна быть осуществлена, не может не осуществиться в

конечном итоге хотя бы посредством загробного воздая­

ния, поскольку земная жизнь людей кратковременна и

несправедливость в этой жизни не может быть полно­

стью устранена; И если для осуществления должного не­

обходим неограниченный во времени интервал, следует

полагать, что это условие нравственности существует, по­

скольку налицо нравственное сознание, немыслимое без

убеждения в конечном торжестве справедливости.

Следует, однако, подчеркнуть, что, говоря о нравствен­

ности, о нравственном самосознании и его постулатах,

Кант имеет в виду не повседневную человеческую жизнь,

не реальную, так сказать эмпирическую, нравственность,

а нравственность абсолютную, априорную, независимую

от чувственных побуждений живых людей, которые преж­

де всего (этого нисколько не отрицает Кант) являются

чувственными существами. Априорное нравственное со­

знание существует лишь внутри эмпирического челове­

ческого сознания; оно не детерминирует его, но

побуждает волю к нравственным действиям. Это априор­

ное нравственное сознание есть сознание абсолютного

долга, долженствование.

Но и долженствование, поскольку оно становится мо­

тивом нравственных действий, есть нечто реальное и в

качестве такового предполагает признание существова­

ния указанных выше метафизических предпосылок. Ход

мысли Канта можно резюмировать следующим образом:

нравственность возможна лишь постольку, поскольку на­

личествуют ее трансцендентальные условий. Если нравст­

183

венность действительно существует, т.е. если ее сущест­

вование не есть видимость или иллюзия, значит необхо­

димо признать и существование ее объективных

предпосылок и то их содержание, без которого вообще

невозможно нравственное сознание. Наличие одного

наблюдаемого факта указывает на наличие другого,

принципиально ненаблюдаемого факта. Однако логи­

ческий переход от наблюдаемого к ненаблюдаемому

невозможен, ненаблюдаемое, согласно учению Канта,

трансцендентно. Поэтому доказательство метафизиче­

ских постулатов чистого практического разума не мо­

жет носить теоретического характера; оно может быть

лишь практическим, разумеется, в кантовском смысле

слова.

Таким образом, метафизическая абстракция чистой,

совершенно независимой от эмпирических мотивов

нравственности имеет своим фактическим основанием

не действительную свободу воли, личное бессмертие, бо­

жественное воздаяние, а лишь умозрительные абстрак­

ции, идеи чистого практического разума, которые

признаются безусловно необходимыми, неустранимыми

из подлинно нравственного сознания. Кант и сам не мо­

жет не признать, что абсолютная автономия доброй воли

не свойственна существу, которое чувствует, переживает,

страдает, короче говоря, живет. С этой точки зрения не

трудно сделать вывод, которого, правда, не делает Кант,

что чистая (т.е. не связанная с чувственными побуждени­

ями) совесть есть просто совесть, которая еще не была в

употреблении или, иными словами, не нечто фактически

существующее, но лишь мыслимое. Нравственность, и

этого не может не признать Кант, носит посюсторонний

характер; она, собственно, имеет место лишь потому, что

существует ее вполне посюсторонняя противополож­

ность. Следовательно, кантовское «практическое” дока­

зательство необходимого существования трансцендент­

ных сущностей, без которых невозможна чистая нравст­

венность, которая, строго говоря, не является фактом,

принципиально несостоятельно. Однако констатация это­

184

го обстоятельства никоим образом не означает, что сфор­

мулированный Кантом принцип практического доказа­

тельства теоретически недоказуемых положений должен

быть отброшен вместе с попытками Канта » практически »

доказать то, что он фактически опроверг своей критикой

рационалистических учений о душе, свободе, боге. Этот

принцип, как видно из предшествующего изложения,

имеет значение, совершенно независимое от метафизи­

ческих допущений и заблуждений.

Речь идет о признании наличия такого рода целесооб­

разной человеческой деятельности, которая, качественно

отличаясь от теоретической деятельности, выполняет

вместе с тем функцию научного доказательства. Кант счи­

тает, что исходные положения философии устанавлива­

ются практическим разумом как однозначные выводы из

фактов, которые не допускают иных, исключающих эти

выводы, заключений. Практический разум методически,

всесторонне исследует факты с целью выявления их без­

условно инвариантных предпосылок, которые следует

считать не гипотезами, а единственно возможным объ­

яснением самой возможности существования фактов.

Разумеется, не только свобода, как и другие метафизи­

ческие основоположения, но и «вещи в себе» пред­

ставляют собой, по учению Канта, необходимые, един­

ственно возможные предпосылки фактов, наличие ко­

торых констатируется до всякого исследования. И если

Кант не развивает этой мысли относительно «вещей в

себе», то лишь потому, что ограничивает понятие практи­

ческого разума нравственным сознанием. Между тем на

«вещах в себе» основывается мир явлений: эта истина

доказывается, по Канту, не теоретически, а практически.

Возражая Декарту, полагавшему, что сознание собствен­

ного Я не предполагает существование чего-либо друго­

го, Кант решительно подчёркивает, что самосознание

невозможно без восприятия внешнего мира. Это значит,

что самосознание имеет своей безусловной, фактической

посылкой существование воспринимаемой чувствами

объективной реальности, что доказывается отнюдь не те-

185

еретическими аргументами*. В наше время, кстати ска­

зать, это положение, впервые сформулированное Кан­

том, экспериментально доказано психологической

наукой и является уже азбучной истиной. Своим учением

о примате практического разума над теоретическим Кант,

по сути дела, впервые в истории философии ставит воп­

рос о ведущей и во многом определяющей роли практи­

ческой деятельности в теоретическом, в том числе и

философском познании.

Разумеется, при этом надо иметь в виду многообразие

практической деятельности, ее исторически развиваю­

щиеся формы, подвергающие отрицанию свои предшест­

вующие ступени развития. Практика — отнюдь не абсолют

и, следовательно, не абсолютная основа познания, не аб­

солютный критерий истины. Познание предполагает так­

же критический анализ практики. Однако все это

нисколько не умаляет гносеологического значения прак­

тики, которая в своих развитых формах включает в себя и

научно-исследовательскую деятельность, и теоретические

знания, которыми она руководствуется, проверяя их вме­

сте с тем. Именно о такого рода практике, неразрывно

связанной с научным познанием, постоянно взаимодей­

ствующей с ним, В.И. Ленин писал: пПрактика Bbfrue

(теоретического) познания,

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн