об
стоятельство, что эти противоречия не могли быть разреше
ны с позиций априоризма и агностицизма, естественно,
делало невозможным положительное, научно-философ
ское решение поставленной Кантом задачи. Однако поста
новка, анализ, осмысление этой проблемы и высказанные в
этой связи гениальные прозрения — выдающаяся заслуга
Канта в развитии философского знания.
Ф. Энгельс, подытоживая историю диалектики и разъ
ясняя необходимость овладения диалектическим мето
дом, указывал, что «учиться диалектике у Канта было бы
без нужды утомительной и неблагодарной работой, с тех
пор, как в произведениях Гегеля мы имеем обширный
компендиум диалектики, хотя и развитый из совершенно
ложного исходного пункта»11. Это весьма важное заме
чание Энгельса непосредственно относится к читателям,
собирающимся начать изучение диалектики. Было бы яв
ным искажением мысли Энгельса, если бы мы отнесли ее
4С философам, исследующим историческое развитие диа
лектики, или даже к читателям, изучающим историю
философии. Энгельс неоднократно указывал на выдаю
щуюся роль Канта в развитии диалектического миропо
нимания. Это значит, что исследование гносеоло
гического учения Кдйта в рамках истории диалектики и
тем самым предыстории диалектического материализма
несомненно необходимая и в высшей степени благодар
ная задача философов-марксистов.