Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

XVII в. поставил проблему специфично­

сти теоретического знания. Он рассматривал категории,

которыми оперирует мышление, как качественно отлич­

ное от понятий, образуемых путем обобщения наблюдае­

мых предметов. Вскрывая противоречие между

теоретическим и эмпирическим знанием, он истолковы­

вал его как свидетельство априорного происхождения те­

* Д. Локк вполне разделял рационалистическое

представление о роли математики в духовной жизни людей.

Математику, писал он, необходимо изучать ”не столько для

того, чтобы сделаться математиками, сколько для того, чтобы

стать разумными существами” (Локк Д. Педагогические

сочинения. М., 1939. С. 235).

4 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.,

1936. С. 93.

5 Там же. С. 101.

26

оретических выводов и категориального аппарата мыш­

ления. Антиисторизм, характерный для рационалисти­

ческой философии, делал невозможным научное осмыс­

ление поставленных ею проблем.

Реальным основанием априористической постановки

вопроса об отношении между теоретическим и эмпири­

ческим знанием была уже вполне выявившаяся в XVII в.

дихотомия между математикой и эмпирическим, описа­

тельным в эту эпоху естествознанием. Выдающиеся до­

стижения математики и сочетавшей математические и

эмпирические методы исследования механики не могли

еще получить научно-философского объяснения и обос­

нования. Идея превосходства математического знания

над эмпирическим, идеал mathesis universalis как основы

всего научного знания были интерпретированы рациона­

лизмом в духе одностороннего априоризма. Тем не менее

априоризм является в высшей степени содержательной

концепцией; она предвосхищала многогранную гносео­

логическую проблематику последующего развития науки.

Противоположность между рационализмом и фило­

софским эмпиризмом, несмотря на радикальные расхож­

дения, прежде всего по вопросу о врожденных идеях, не

исключала наличия некоторых существенно общих пози­

ций. Декарт высоко ценил эмпирические исследования,

он и сам занимался ими. Сформулированные им правила

научного метода отводят подобающее место индукции.

Т. Гоббс, непосредственный продолжатель Ф. Бэкона, во

многом приближался к рационализму. Он считал своей

задачей создание науки об обществе с помощью геомет­

рического метода*.

* В XVHI в. КЛ. Гельвеций, один из наиболее ярких

представителей материалистического сенсуализма, утверждал,

что этика должна быть построена more geometrico. ’’Нужно, —

писал он, — чтобы всегда неизменные и определенные правила

этой науки были связаны с некоторым простым принципом, из

которого можно, как в геометрии, вывести бесчисленное

множество вторичных принципов. Но этот принцип еще

неизвестен. Следовательно, нравственность еще не наука…”

(Гельвеций К Л О человеке / / Соч.: В 2 т. М , 1974. Т. 2. С. 516).

27

Практическое применение достижений механики и мате­

матики, успехи эмпирического естествознания XVIII в.

постепенно выявляли необоснованность абсолютного

противопоставления ”чистого” разума чувственному

опыту. Претензии рационалистов на преодоление по­

средством априорных умозаключений неизбежной огра­

ниченности опыта, которую абсолютизировали теологи,

убедительно опровергались развитием опытного, экспе­

риментального исследования, доказывавшим, что оно

способно преодолеть все устанавливаемые идеалистиче­

ской спекуляцией границы познания. Что же касается

притязаний на постижение сверхвременного, внепрост-

ранственного бытия, то они все более дискредитирова­

лись как пережитки чуждого науке теологического

мировоззрения.

Кант был не только великим философом, но и выдаю­

щимся теоретиком в естественнонаучной области. Это не­

сомненно способствовало тому, что он поставил своей

задачей преодоление односторонности как рационализма,

так и эмпиризма. Решение этой задачи он видел не просто

в признании частичной правоты каждого из этих направ­

лений. Кант радикализировал проблему, поставив вопрос

об отношении априорного и апостериорного, т.е. знания,

независимо от опыта, и опытного знания. Он пришел к

выводу, что априорное, хотя оно и независимо от опыта,

выполняет свою познавательную функцию лишь в рамках

опыта. Эта по существу диалектическая идея единства

противоположностей априорного и апостериорного озна­

чала основательный пересмотр сложившихся представле­

ний об опыте, категориальном аппарате мышления,

теоретическом и эмпирическом знании*

* Нельзя, конечно, согласиться с М. Мутураманом, который

полагает, что Кант преодолел односторонность рационализма

и эмпиризма и синтезировал их в своей философии. Этот

историк философии утверждает, что Кант «смог привести в

непосредственное соприкосновение чистое мышление и

чистую чувственность. Эта комплексная задача была решена

путем введения трансцендентальной схемы. Таким образом,

Кант перебросил мост через пропасть (gap) между эмпиризмом

28

Уже в «доктрический” период Кант подверг уничтожа­

ющей критике основополагающее допущение рациона­

лизма о тождестве реальных и логических оснований*

Он доказал, что логически мыслимому как необходимому

отнюдь не обязательно присуще фактическое существо­

вание. Поэтому рационалистические упования на преодо­

ление посредством умозрительной дедукции границ

опыта с тем, чтобы возвыситься до сверхопытной реаль­

ности, не более чем грезы духовидцев. С этих позиций

Кант выступил против метафизического системосозида-

ния: мета-физическая реальность (если даже допустить ее

существование) никоим образом не может быть предме­

том познания. Этот вывод предвосхищает одно из осно­

воположений ” трансцендентального идеализма” Канта,

образующего основной теоретический источник немец­

кого классического идеализма.

Несостоятельность метафизических систем была уже

выявлена материалистами XVII в., которые, правда,

ограничивались главным образом критикой теологиче­

ских интенций и антисенсуалистических положений ра­

ционализма. Основательной критике подвергали

и рационализмом” (Muthuraman М. Kant is the Bridge Between

Rationalism and Empiricism / / Akten des 4. International

Kant-Kongresses, Mainz, 6.-10. April. 1974. Teil II, Bd. 1 S. 50.).

На наш взгляд, Канту не удалось решить эту задачу, так как

абстракции чистого мышления и чистой чувственности, хотя

они и фиксируют существенные особенности процесса

познания, идеалистически искажают этот процесс, следствием

чего оказывается его субъективистски-агностическая

интерпретация, которая никоим образом не синтезирует

действительных достижений указанных философских

направлений.

* Этот гносеологический принцип вытекает из вполне

определенных онтологических посылок. Декарт трактовал

мышление как субстанцию (наряду с протяжением), из чего

следовало, что чувственность, вопреки тому как она выступает

в сознании человека, вторична. По Спинозе, порядок вещей и

порядок идей тождественны. Гегель, возродивший

рационалистическое отождествление реальных и логических

оснований, выводил этот принцип из исходного, основного

положения своей системы — тождества бытия и мышления.

29

метафизику и представители философского скептицизма,

в особенности П. Бейль. Д. Юм, сочетавший скептицизм

с идеалистическим эмпиризмом, завершил эту разруши­

тельную работу. Но он поставил под вопрос не только ме­

тафизическую реальность, но и существование внешнего,

чувственно воспринимаемого мира.

Апеллируя к опыту, он отрицал правомерность уста­

новленных опытным путем теоретических положений, а

также категорий, без которых теоретическое мышление

вообще невозможно. Юмовская критика причинности,

которую шотландский философ сводил к привычке счи­

тать повторяющиеся в известной последовательности со­

бытия как необходимо связанные друг с другом,

произвела на Канта большое впечатление. И это понятно.

«Эмпирическое наблюдение, — отмечает Энгельс, — само

по себе никогда не может доказать достаточном образом

необходимость»6. Кант осознал эту истину, но не имея

представления о гносеологической роли практики,

считал единственно возможным методом обоснования

детерминизма априористическую интерпретацию при­

чинности.

В противоположность Юму Кант считал задачей фило­

софии не разрушение, а обоснование возможности науч­

ного знания. Юмовскую критику причинности Кант в

конечном итоге оценил как ограниченное эмпиристское

воззрение, которое констатирует неизбежную неполноту

индукции, не замечая категориальной структуры опыта,

обеспечивающей возможность выводов, обладающих

аподиктической всеобщностью. Однако эту категориаль­

ную структуру опыта Кант считал независимой от опыта,

априорной. Таким образом, несмотря на свои глубокие

расхождения с Юмом, Кант разделял его убеждение в не­

возможности опытного, эмпирического обоснования де­

терминизма.

Следующим, не менее важным пунктом расхождений

между Кантом и рационалистами XVII-XVIII вв. был воп­

6 Маркс К Э нгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 544.

30

рос о природе опыта. В этом вопросе рационалисты фак­

тически разделяли точку зрения своих оппонентов — эм-

пиристов, характеризуя опыт как совокупность

восприятий, подтверждаемых последующими восприяти­

ями и согласующихся с предшествующими восприятия­

ми. Хотя они и сознавали, что опыт не обходится без

применения категорий (например, причинности), вопрос

о категориальной структуре опыта не обсуждался в их ис­

следованиях. Кант поставил вопрос совершенно по-но­

вому, выдвинув положение о том, что опыт имеет

отличную от него основу. Ее образуют, по Канту, катего­

рии, которые он считал априорными формами мышле­

ния. Если рационалисты утверждали, что априорное не

имеет отношения к опыту, выходит за его границы, носит

сверхопытный характер, то Кант доказывает, что опыт не

беспорядочное скопление субъективных восприятий, пере­

живаний, а систематическое единство знания, которое за­

ключает в себе утверждения, обладающие строгой

всеобщностью и необходимостью. Иными словами, по Кан­

ту, априорное внутренне присуще, имманентно опыту. В

этой связи напомним, что эпиграфом к * Критике чистого

разума” Кант взял одно из изречений Ф. Бэкона, который

считал своей важнейшей задачей разработку теории, позво­

ляющей сделать опытное исследование упорядоченным,

методическим, систематическим, обеспечивающим досто­

верные научные обобщения. Бэкон надеялся решить эту

задачу с помощью разработанной им теории индукции.

Кант считал (и не без основания), что Бэкон не решил по­

ставленной им задачи. Лишь учение о единстве опыта с

априорными формами познания позволяет, по убежде­

нию Канта, придать опытному исследованию подлинно

научный характер.

Таким образом, вместе с пересмотром понятия опы­

та (и эмпирического знания вообще) Кант пересматри­

вает и понятие априорного. Рационалистам, с точки

зрения Канта, не хватает понимания подлинного назна­

чения априорных понятий, категорий. Они необходимы

вовсе не для того, чтобы превзойти границы всякого

31

доступного человеку опыта: это в принципе невозможно.

Единственное назначение категорий — их применение к

чувственным данным для того, чтобы образовать из мно­

жества субъективных восприятий систематическое един­

ство опытного знания, имеющее интерсубъективное

значение. Отсюда вывод: ”Мы не можем мыслить ни

одного предмета иначе как с помощью категорий; мы не

можем познать ни одного мыслимого предмета иначе как

с помощью созерцаний, соответствующих категориям.

Но все наши созерцания чувственны, и это знание, по­

скольку предмет его дан, имеет эмпирический характер. А

эмпирическое знание есть опыт. Следовательно, для нас

возможно априорное познание только предметов воз­

можного опыта”7.

Принцип применимости априорного исключительно в

границах опыта влечет за собой новое понимание структуры

познания, соотношения теоретического и эмпирического.

Соответственно этому Кант различает чистые априорные

знания, к которым ” совершенно не примешивается ничто

эмпирическое”, и знания, в которых априорное и эмпири­

ческое образуют необходимое единство. Назовем такое

знание, имеющее место в науках о природе, априорно­

эмпирическим, хотя у Канта и нет такого выражения.

Характеризуя математику и физику, Кант иллюстрирует

свою типологию априорного. *Математика и физика

это две теоретические области познания разумом, кото­

рые должны определять свои объекты a priori, первая со­

вершенно чисто, а вторая чисто по крайней мере отчасти,

а далеетакже по данным иных, чем разум, источйиков

познания”8. Примером априорно-эмпирического зна­

ния, может быть, говорит Кант, положение ” всякое изме­

нение имеет свою причину”, поскольку понятие

изменения может быть получено только из опыта.

Новым в этой типологии априорных суждений являет­

ся, во-первых, признание применимости априорного

7 Кант И. Соч. Т.З. С. 214.

8 Там же. С. 84.

лишь к опыту, и во-вторых, допущение содержательного

синтеза априорного и эмпирического, априорно-эмпи­

рического знания. В этой связи Г.В. Тевзадзе справедли­

во замечает: ”Кант четко разграничил априоризм и

рационализм”9. Это не следует, конечно, понимать в том

смысле, что Кант отрицал наличие априористических ус­

тановок в учении рационалистов. Суть дела в том, что

Кант отвергает рационалистическое толкование априорно­

го, хотя и признает вместе с рационалистами его независи­

мость от опыта. Кантовское понимание гносеологического

назначения априорных понятий и суждений — выдающее­

ся достижение в деле демистификации априорного и

фактического сведения его к теоретическому знанию. По­

следнее, будучи органически связано с опытом, выходит

за границы наличного опыта. Поэтому оно несводимо к

эмпирическим данным, послужившим его основой. Кант,

разумеется, заблуждался, называя теоретическое знание,

заключающее в себе суждения, обладающие всеобщно­

стью и необходимостью, априорным. Но он в противо­

положность рационалистам справедливо настаивал на

том, что теоретическое знание (во всяком случае, в есте­

ствознании) обладает почерпнутым из опыта содержани­

ем. Априорные категории мышления не заключают в

себе никакого знания; они представляют собой катего­

риальные формы синтеза чувственных данных. Эти

формы мышления, категории Кант называет трансцен­

дентальными, противопоставляя трансцендентальное

трансцендентному. Трансцендентное значит сверхопыт­

ное, недоступное опыту, потустороннее. Трансценден­

тальным же Кант называет доопытное (значит, не

выходящее за пределы опыта, не возвышающееся над

ним, а предшествующее ему), которое применяется к

чувственным данным, делая тем самым возможным и

опыт, и всякое знание вообще. Стоит обратить внима­

ние на то, что Кант называет ”эмпирическим” примене­

ние априорного к чувственным данным, считая, что

9 Тевзадзе Г.В, И. Кант. Тбилиси, 1979. С. 46.

3 Заказ К0. 1627 33

различие между трансцендентальным и эмпирическим

касается не их отношения

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн