Скачать:PDFTXT
Теория познания Канта. И. С. Нарский

не знает никаких других

логических методов опытного знания, кроме метода про­

стой индукции”28. Такова объективная логика априори­

стического учения Канта, которая получает свое

систематическое, законченное выражение в его основ­

ном труде ” Критике чистого разума”.

28 Асмус В.Ф. Диалектика Канта. М., 1929. С. 49.

63

Разумеется, мы не исчерпали проблематики учения

Канта об априорном знании. Мы ограничились критиче­

ским изложением его исходных положений, основных

идей, которые получают свое применение и развитие в

трансцендентальной логике Канта, в трансцендентальной

диалектике, ” Критике практического разума” и других

трудах родоначальника немецкой классической филосо­

фии. Изучение всей системы ”критической философии”,

естественно, сделает возможным систематическое, все­

стороннее понимание сущности, исторического значения

и ограниченности кантовского априоризма.

II

Явления,

вещи в себе и ноумены

Кант

и идеалистическая традиция

Кант называет свое учение трансцендентальным

идеализмом, подчеркивая тем самым новую, отличную от

рационалистической концепцию априорного, как

имеющего значение (и применение) исключительно в

сфере опыта. Он пишет: “…все предметы возможного для

нас опыта суть не что иное, как явления, т.е. только

представления, которые в том виде, как они

представляются нами, а именно как протяженные

сущности или ряды изменений, не имеют существования

сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю

трансцендентальным идеализмом” 4 В сноске к

приведенному высказыванию Кант называет свое учение

также ” формальным идеализмом”, отличая его от

“материального, т.е. обыкновенного идеализма, который

сомневается в существовании самих внешних вещей или

отрицает его”1 2 *5. Разновидностями “материального

идеализма” Кант считает, во-первых, “проблематический

идеализм” Декарта и, во-вторых,» “догматический

идеализмБеркли, который он называет также

мистическим, очевидно имея в виду учение этого

философа о вещах как знаках божественного языка,

посредством которых всемогущий дух являет себя

конечным, человеческим душам.

1 Кант И. Соч. Т. 3. С. 450.

2 Там же. В другом месте Кант заявляет: “Идеализм (я имею в

виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая

существование предметов в пространстве вне нас или только

сомнительным и недоказуемым, или ложным и невозможным ”

(Там же. С. 286).

5 Заказ № 1627 65

Несостоятельность идеализма Декарта, как проница­

тельно замечает Кант, заключается в его исходном поло­

жении, согласно которому самосознание, сознание

человеком своего собственного Я, принципиально неза­

висимо от признания (и восприятия) внешнего мира.

Критикуя это иллюзорное убеждение, Кант правильно по­

казывает, что самосознание предполагает чувственное

восприятие внешних предметов, вследствие чего внут­

ренний опыт невозможен без внешнего опыта. Идеалисти­

ческое представление о первичности, непосредственности,

беспредпосылочности внутреннего опыта не выдержива­

ет критики, так как “сознание моего собственного суще­

ствования есть вместе с тем непосредственное сознание

существования других вещей вне меня*3. Правда, поня­

тие внешнего мира носит у Канта амбивалентный харак­

тер: оно в равной мере относится к “вещам в себе”,

существующим безотносительно к познанию, и к явлени­

ям, которые Кант трактует как образующиеся в процессе

познания в результате воздействия “вещей в себе” на на­

шу чувственность. И тем не менее аргумент, который Кант

выдвигает против Декарта, имеет принципиальное значение

для критики идеализма вообще.

В.И. Ленин указывал, что критика Аристотелем тео­

рии идей Платона есть критика идеализма вообще. То

же, по нашему мнению, можно сказать о кантовской

критике идеалистического убеждения о возможности

самосознания безотносительно к внешнему миру, не­

зависимо от него. Следует подчеркнуть, что эти аргу­

менты Кант систематически развивает в разделе

Опровержение идеализма”, который был им написан

для второго издания “Критики чистого разума”. В ре­

цензиях на первое издание этого труда подчеркивалась

близость кантовских идей к берклианскому идеализму.

Опровергнуть эти обвинения — таков, по-видимому,

был главный мотив, побудивший Канта написать ука­

занное добавление. 3

3 Кант И. Соч. Т. 3. С 287.

66

Относительно идеализма Беркли Кант замечает, что

“он низвел тела на степень простой видимости”4 *, вслед­

ствие чего и само человеческое существование оказыва­

ется не более чем видимостью. Подробнее Кант касается

идеализма Беркли в “Пролегоменах…”, которые были

опубликованы до второго издания “Критики чистого ра­

зума” как более популярное изложение этого труда, от­

метающее все и всяческие упреки в идеализме, которые

высказывались в его адрес. Идеалисты, разъясняет Кант,

полагают, что знание, почерпнутое из опыта, не является

истинным, лишь чистый рассудок и чистый разум дают

истинное знание. Кант противопоставляет идеализму, ко­

торый он, правда, характеризует односторонним образом,

следующее основоположение своей философии: “Вся­

кое познание вещей из одного лишь чистого рассудка

или чистого разума есть одна лишь видимость, и истина

только в опытеДалее Кант обвиняет Беркли в ограни­

ченном понимании опыта, т.е. непонимании его катего­

риальной (априорной, по убеждению Канта) структуры,

без которой, как он полагает, вообще невозможен опыт,

который не есть сумма чувственных восприятий, а катего­

риальный, упорядоченный синтез чувственных данных.

Таким образом, Кант, не отказываясь от характеристи­

ки своего учения как идеалистического, настаивает на

том, что это критический идеализм, радикально отличаю­

щийся от всех идеалистических учений. И именно как

идеализм особого рода, опровергающий все иные формы

идеализма, он уже не может считаться идеализмом в об­

щепринятом смысле слова. Этот идеализм, заявляет Кант,

является вместе с тем эмпирическим реализмом, так как

он признает “за материей как явлением действитель­

ность непосредственно воспринимаемую, а не выводи­

мую путем умозаключения”6.

В противоположность идеалистическому эмпиризму

Кант обосновывает категориальную априорную, по его

^ Гам же. С. 152.

$ Гам же. Т. 4, ч. 1. С. 200.

0 Там же. Т. 3. С. 736.

5 * 67

учению, структуру опыта. В противовес рационалистиче­

скому идеализму Кант доказывает, что априорное приме­

нимо лишь к чувственным данным. Общему для всех

идеалистов отрицанию независимого от духовной сущно­

сти внешнего мира Кант противопоставляет положение,

согласно которому существует безотносительно к позна­

нию реальность («вещи в себе»), которая принципиально

несводима к образам сознания.

В современной идеалистической философии понятие

“вещи в себе* однозначно связывается с философией

Канта как ее специфическая характеристика. Между тем

К ату принадлежит лишь радикализация этой проблемы,

и притом в определенном, агностическом направлении.

Понятие “вещи в себе* сложилось задолго до кантов­

ской философии. Р. Декарт в “Началах философии*,

подвергая критике чувственное познание,утверждает, что

“только изредка и случайно наши чувства передают нам,

какова природа этих тел самих по себе*7. Д. Локк, харак­

теризуя предметную область познавательной деятельно­

сти людей, говорит прежде всего о вещах в себе:

“…природа вещей, как они существуют, сами по себе

(things in itselves — так в подлиннике. — Г. О.), их отноше­

ния и способ их действия…*8. Следует, впрочем, отме­

тить, что в XVII в. намечается агностическая, в известной

мере предвосхищающая учение Канта, трактовка вещей в

себе. Мы имеем в виду Н. Мальбранша, который заявлял,

что лишь бог постигает вещи в себе. Он писал в этой свя­

зи: “Думать, что мы видим тела такими, каковы они сами

в себе, предрассудок, ни на чем не основанный”9. М.

Шелер с полным основанием констатировал, что со вре­

мени Декарта проблема познания вещей в себе приобре­

тает “первостепенное значение*10. Однако Щелер

умалчивает о том, что признание существования вещей в

7 Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 465.

8 ЛоккД. Избр. филос. произведения. М., 1960. Т. 1. С. 694.

9 Малъбранш Я. Разыскания истины. СПб. 1903. Т. 1. С. 56.

10 SchelerM. Vom Ewigen im Menschen. Leipzig, 1921. Bd. 1.

S. 111.

68

себе — исходное положение материалистической фило­

софии Нового времени.

Материализм есть признание существования и позна­

ваемости вещей в себе. Идеализм же есть отрицание су­

ществования вещей в себе. Отрицание познаваемости

вещей в себе характеризует агностицизм. И. Фихте и дру­

гие послекантовские философы-идеалисты критиковали

Канта за признание мира вещей в себе, обвиняя его в ус­

тупках материализму. Материализм же, поскольку он

предполагает признание вещей в себе в качестве осново­

положения, третировался Фихте как философия транс­

цендентности. Понятие вещи в себе настолько тесно

связывалось с материализмом, что Ф. Меринг даже пи­

сал, что основная идея учения Канта “задолго до Канта

была высказана Гельвецием, Гольбахом и другими фран­

цузскими материалистами и вообще по сухДеству своему

принадлежит материалистической философии ”И . При­

веденная цитата свидетельствует о том, что Меринг рас­

сматривал понятие вещи в себе безотносительно к

агностицизму. Это в принципе правильный подход; не­

верным здесь оказывается лишь сближение позиции

Канта с воззрениями французских материалистов.

Философский ревизионизм начала XX в., особенно в

той его разновидности, которая следовала за Э. Махом,

смешивая материализм с кантианством, утверждал, что

материалисты признают нечто сверхчувственное, допу­

ская тем самым реальность потустороннего, которое они

именуют “вещью в себе”. Разоблачая эту искаженную по­

становку проблемы, В.И. Ленин указывал, что признание

вещей в себе — отправное положение всякого, в том чис­

ле и марксистского материализма, в то время как отрица­

ние в особенности характерно для субъективного

идеализма. Махисты и философские ревизионисты фак­

тически возрождали концепцию Беркли, который объяв­

лял бессмысленным допущение существования вещей

безотносительно к воспринимающему субъекту. «Отри- 1

11 Меринг Ф. На страже марксизма. М.; Пг., 1927. С. 172.

69

цая ” абсолютное” существование объектов, т.е. сущест­

вование вещей вне человеческого познания, Беркли пря­

мо излагает воззрения своих врагов таким образом, что

они-де признают “вещь в себе”»12. Следовательно, от­

рицание вещи в себе есть отрицание не кантианства, а

материализма.

Кантианство, разъяснял В.И. Ленин, заключается не в

признании вещей в себе, а в учении об их принципиаль­

ной непознаваемости. Материалисты же в противопо­

ложность Канту настаивают на том, что вещи в себе не

только воздействуют на нашу чувственность, но и пред­

ставляют собой реальные объекты познавательной дея­

тельности. В.И. Ленин писал: «Развитие сознания у

каждого отдельного человеческого индивида и развитие

коллективных знаний всего человечества на каждом шагу

показывает нам превращение непознанной “вещи в се­

бе” в познанную “вещь для нас”, превращение слепой,

непознанной необходимости, “необходимости в себе”, в

познанную “необходимость для нас”. Гносеологически

нет решительно никакой разницы между тем и другим

превращением…»13.

Итак, Кант, отвергая идеалистическое отрицание объ­

ективно существующего внешнего мира, признавая “ве­

щи в себе”, вызывающие наши ощущения, воспринимает

материалистическую традицию, которую он, однако, ин­

терпретирует агностически, полагая, что “вещи в себе

именно потому, что они существуют безотносительно к

процессу познания, не могут быть познаваемыми. Кант

отвергает идеалистическую редукцию внешнего мира к

феноменам сознания, так же как и характерные для

идеалистической философии стремления дедуцировать

явления внешнего мира из сознания, умозрительных

постулатов. Но столь же решительно он отвергает и ма­

териалистический взгляд на сознание как на свойство

особым образом организованной материи, так же как и

12 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 17.

13 Там же. С. 197.

70

материалистическое понимание процесса познания —

отражения предметов внешнего мира. Познание, с од­

ной стороны, “вещи в себе” — с другой, представляют

собой, по Канту, такого рода реальности, которые ни­

коим образом не могут быть объяснены одна из другой.

Познание имеет дело лишь с миром явлений, которые

хотя и обусловлены в известной мере “вещами в себе”,

не заключают в себе никаких признаков последних и поэ­

тому должны быть рассматриваемы лишь как феномены

сознания.

Учение Канта о явлениях, познании, с одной стороны,

и “вещах в себе” — с другой, носит явно выраженный

дуалистический характер. Однако кантовский дуа­

лизм радикально отличается от картезианского. Де­

карт признавал наличие двух субстанций: мышления

и протяженности. Он также, в известной мере, допу­

скал и третью, божественную субстанцию. Кант же ли­

шает понятие субстанции онтологического характера,

т.е. придает этому понятию лишь гносеологический

смысл, интерпретируя его как одну из основных катего­

рий, посредством которых формируется мир явлений,

сфера познаваемого, а тем самым и само знание. Тем не

менее кантовский дуализм сохраняет и определенные он­

тологические черты: признание абсолютной реальности

“вещей в себе”. Именно с убеждением в абсолютной ре­

альности “вещей в себеКант связывает, как бы это ни

казалось парадоксальным, тезис об их принципиальной не­

познаваемости.

«Основная черта философии Канта, — писал В.И. Ле­

нин, — есть примирение материализма с идеализмом,

компромисс между тем и другим, сочетание в одной сис­

теме разнородных, противоположных философских на­

правлений. Когда Кант допускает, что нашим

представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то

вещь в себе, — то тут Кант

Скачать:PDFTXT

Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать бесплатно, Теория познания Канта. И. С. Нарский Философия читать онлайн