Скачать:TXTPDF
Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс

Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс.

От редакции.

Книга английского философа-марксиста Эмиля Бернса представляет собой популярную работу о марксизме. В Англии, начиная с 1939 года, она выдержала семь из­даний.

В работе дается сжатое изложение основных поло­жений марксизма-ленинизма, раскрывается их глубокий смысл на фактах из истории международного рабочего и коммунистического движения. Автор подчеркивает единство трех составных частей марксизма — диалекти­ческого и исторического материализма, политической экономии и научного социализма, а также раскрывает творческий характер марксизма, значение его для прак­тической деятельности коммунистических и рабочих партий.

Определяя марксизм как «общую теорию мира, в ко­тором мы живем, и человеческого общества как части этого мира», Бернс показывает качественное отличие марксизма от предшествующих ему учений об обществе. Он характеризует марксистскую философию как теорию и метод объяснения и преобразования мира.

Значительное место в работе Бернса занимает изло­жение марксистского учения об общих закономерностях социалистической революции. Бернс показывает, что для осуществления конечной цели рабочего класса, заключающейся в уничтожении капиталистического строя и построения коммунистического общества, пролетариат должен сломать старую буржуазную государственную машину, установить свою диктатуру, создать свое социалистическое государство.

Бернс также рассматривает вопрос об особенностях перехода к социализму на современном этапе развития общества. Он указывает, что в настоящее время, когда в СССР победил социализм и идет строительство коммунизма, а в странах народной демократии происходит успешное строительство социализма, сложились более благоприятные условия для перехода от капитализма к социализму в ряде стран. Берне показывает, что опыт Советского Союза облегчает другим странам переход к социализму. При этом автор подчеркивает, что необходима беспощадная борьба со всеми разновидностями оппортунизма в рабочем движении.

В своей книге Бернс показывает, что развитие самой действительности, новые задачи и потребности револю­ционного движения обусловили необходимость дальней­шего развития марксизма. В свое время эту задачу выполнил В. И. Ленин. Он создал учение об империализме, выдвинул новую теорию социалистической революции. Развивая марксистскую теорию классовой борьбы пролетариата, В. И. Ленин разработал учение о партии нового типа, о союзе рабочего класса с крестьянством, о руководящей роли рабочего класса в этом союзе.

Развитие марксизма-ленинизма также происходило и происходит в ходе повседневной работы коммунистических и рабочих партий по решению задач международного революционного движения, на конференциях и съездах этих партий, на Совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. Особую роль играла в данном процессе КПСС, обобщившая гигантский опыт социалистического строительства в СССР.

Документы Московского Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, которое было самым представительным в истории коммунистического движения, означают дальнейшее развитие марксистское ленинской теории. Программные документы Совещания показывают путь к спасению человечества от угрозы ядерной войны, которую порождает империализм; они также указывают человечеству путь к светлому будущему. «Наша эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистической революцией, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических революций и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе».

Правильное понимание характера нашей эпохи определяет выработку стратегии и тактики международного коммунистического движения, когда борьба за мир, демократию и социализм развертывается в условиях нового этапа общего кризиса капитализма. Исключительно важное значение имеют положения За­явления коммунистических и рабочих партий о борьбе за предотвращение войны. Главное — своевременно обуздать агрессора, предотвратить войну. Положения эти призывают к решительной борьбе против поджигателей новой войны, к мобилизации всех сил, выступающих против войны. Особенно велика роль рабочего класса в борьбе против опасности ядерной войны. Решающая роль в этой борьбе принадлежит социалистическому лагерю. Победа социализма во всем мире окончательно устранит причины возникновения всякой войны.

В Заявлении показано, как в новых условиях мирного сосуществования будет происходить развитие ре­волюционного движения рабочего класса. Важнейшей составной частью мирового революционного процесса является национально-освободительное движение. В нашу эпоху под натиском национально-освободительного движения разваливается колониальная система. В Заяв­лении показаны пути сплочения всех демократических сил освободившейся страны, выдвинуто важнейшее тео­ретическое положение о государстве национальной демо­кратии и освещены его важнейшие особенности. Образование и укрепление государства национальной демо­кратии обеспечивает народам освободившихся стран возможности быстрого развития по пути социального прогресса.

Работа Эмиля Бернса, в которой удачно использован опыт пропаганды марксистско-ленинской теории среди ра­бочих, накопленный английскими марксистами, рассчитана на широкие круги читателей. Однако и более подготовленный читатель найдет в ней немало ценного и поучи­тельного.

Глава I. Научное мировоззрение

Марксизм — это общая теория мира, в котором мы живем, и человеческого общества как части этого мира. Термин «марксизм» происходит от имени Карла Маркса (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) разработал эту теорию во второй половине прошлого века. Они поставили перед собой задачу — раскрыть причины того, почему человеческое общество яв­ляется именно таким, каким оно есть, почему оно изме­няется и каковы те дальнейшие изменения, которые его ожидают. Исследования Маркса и Энгельса привели их к выводу, что эти изменения, подобно изменениям, про­исходящим в природе, не носят случайный характер, а обусловливаются определенными законами. Это дает возможность разработать научную теорию общества, ос­нованную на действительном опыте людей, в противопо­ложность туманным представлениям об обществе, которые обычно выдвигались (и до сих пор выдвигаются), — представлениям, связанным с религиозными верованиями, культом героев и рас, личными склонностями либо утопическими мечтами.

Маркс распространил эту общую идею на общество, в котором он жил, — главным образом на капиталистическую Англию — и разработал экономическую теорию капитализма, которая принесла ему широкую известность. Но он всегда утверждал, что его экономические теории нельзя отрывать от его исторических и социальных теорий. Вопросы о прибылях и заработной плате можно рассматривать с известной точки зрения как чисто экономические, но ученый, поставивший перед собой задачу изучить действительную жизнь, а не абстракции, вскоре сознает, что проблемы прибыли и заработной платы можно до конца понять лишь в том случае, если брать их в связи с проблемой предпринимателей и рабочих; а это в свою очередь ведет к изучению того исторического этапа, на котором находится наше обще­ство.

Научный подход к развитию общества, как и вся наука, основывается на опыте, на фактах истории и окружающего нас мира. Поэтому марксизм не есть закон­ченная, завершенная теория. С развитием истории и на­коплением человеком все большего опыта марксизм по­стоянно развивается и применяется к новым возникаю­щим явлениям. После смерти Маркса и Энгельса наибо­лее выдающийся вклад в развитие марксистской теории был сделан В.И. Лениным (1870-1924).

Результатом научного подхода к изучению общества является сумма знаний, которые могут быть использо­ваны для изменения общества, так же как все научные знания могут быть использованы с целью изменения природы. Но отсюда ясно и то, что общие законы, опре­деляющие движение общества, имеют тот же характер, что и законы природы. Эти всеобщие законы, распро­страняющиеся как на общество, так и на природу, со­ставляют то, что можно назвать марксистской филосо­фией, или мировоззрением.

Последующие главы нашей работы посвящены марк­систской теории в тех областях, которые представляют наибольший интерес. Однако с самого начала очень важно понять, что марксизм претендует на признание потому, что он основывается на научном изучении фак­тов, что его теории соответствуют фактам; словом, по­тому, что он истинен. А поскольку он истинен, он может быть и должен быть использован для того, чтобы на­всегда освободить человечество от зол и несчастий, при­чиняющих сейчас страдания многим людям, и помочь мужчинам и женщинам идти вперед к полному развитию высшей формы общества.

Глава II. Законы общественного развития

Часто историю человечества изображали как летопись войн между нациями и подвигов отдельных монархов, генералов или государственных деятелей. Иногда поступки этих людей объясняются чисто личными мо­тивами: их честолюбие привело к завоеванию ими тер­ритории или их моральная, или аморальная точка зрения явилась причиной того, что они осуществляли опре­деленную политику. Иногда дело представляется таким образом, будто они действовали ради чести или престижа своей страны или из каких-либо религиозных побуждений.

Марксизм не удовлетворяется таким подходом к ис­тории.

Во-первых, марксизм учит, что подлинная историческая наука должна рассматривать историю народов. Например, Кромвель занимает важное место в истории потому, что он и руководимое им движение разрушили оковы феодализма и открыли путь широкому развитию капитализма в Англии. Причем для нас важно не описание его сражений, религиозных взглядов и интриг; нам важно изучить место Кромвеля в развитии английского общества, важно понять, почему именно в тот период и именно в Англии развернулась борьба против феодальной монархии; мы должны изучить те изменения, которые действительно были осуществлены в ту эпоху; изучение этих изменений и представляет собой основу исторической науки. Используя знания, полученные в результате такого исследования (наряду с изучением других периодов и других народов), можно вывести общие теории — законы, развития общества, которые являются такими же реальными законами, как законы химии или любой другой науки. Познав же эти законы, мы сможем использовать их так же, как мы способны использовать любой научный закон: мы сможем не только предсказать, что произойдет то-то, но и действовать таким образом, что будем уверены, что это обязательно произойдет.

Таким образом, марксизм занимается изучением ис­тории для того, чтобы выявить естественные законы, дей­ствующие на всем протяжении истории, и поэтому он изучает роль не отдельных личностей, а народных масс. Но, изучая жизнь народов, марксизм обнаруживает, что, за исключением первобытнообщинного строя, существуют различные группы населения, одни из которых ведут один образ жизни, а другие — другой, и не как отдельные личности, а как классы.

Что представляют собой эти классы? Проще всего можно сказать, что классы — это группы людей, добы­вающие средства к существованию одним и тем же спо­собом. В феодальном обществе монарх и феодалы полу­чали средства к существованию в форме какой-либо дани (в виде либо личной повинности, либо оплаты натурой), взимаемой со своих «крепостных», которые не­посредственно производили материальные блага, глав­ным образом в области земледелия. Феодалы являлись классом, имевшим свои классовые интересы: все они стремились получить от труда своих крепостных как можно больше; все они стремились расширить свои вла­дения и увеличить количество крепостных, работающих на них. С другой стороны, крепостные представляли со­бой также класс со своими собственными классовыми интересами. Они стремились сохранить больше для себя и своих семей из того, что они производили, а не отдавать это феодалам; они стремились к свободе, чтобы работать на себя; они стремились уничтожить невыносимые условия существования, навязанные им феодалами, которые были для них и законодателями и судьями.

Отсюда во всех феодальных странах происходила постоянная борьба между феодалами и крепостными. Иногда это была борьба одиночки-крепостного против своего господина или группы крепостных против их об­щего господина; иногда она происходила на гораздо бо­лее широкой основе, когда значительное количество крепостных действовало совместно, чтобы попытаться об­легчить условия своего

Скачать:TXTPDF

Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать бесплатно, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать онлайн