Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс

и профессионального обучения, которые дали бы им возможность в полной мере принимать участие в развитии ресурсов их страны.

Поэтому фабрики и рудники, электростанции и же­лезные дороги, сельское хозяйство и рыбный промысел могут и должны быть реорганизованы в соответствии с современными требованиями, а весь народ должен быть обеспечен лучшим образованием и профессиональным обучением, чтобы добиться гораздо более высокого уровня производства. Для чего это нужно? Для того, чтобы поднять жизненный уровень народа.

Одним из излюбленных аргументов, который против­ники социализма обычно приводят, является утверждение, что если бы все то, что производится в Англии, разделить поровну, то это изменило бы жизненный уровень рабочих лишь в незначительной степени. Даже если бы это утверждение было верно — а оно неверно, — оно не имеет ничего общего с учением Маркса о социализме. Маркс считал, что социализм поднимет уровень производства на небывалую высоту. Тот факт, что объем промышленного производства в Советском Союзе в 1958 году превысил объем 1913 года в 36 раз, объясняется не только тем, что царская Россия была отсталой страной; даже в промышленной Англии можно было бы достигнуть огромного подъема производства.

Такое увеличение уровня производства и, следова­тельно, повышение жизненного уровня народа является той материальной базой, на которой будет происходить повышение духовного и культурного уровня народа.

Но весь этот процесс требует планового производства. В капиталистическом обществе строительство новых фабрик и увеличение производства какого-либо опреде­ленного товара происходит тогда, когда это может при­нести более высокую прибыль. Но из этого ни в коем случае не следует, будто более высокая прибыль означает, что народ нуждается в указанном товаре. Это может быть следствием требования горстки богачей или может обусловливаться ростом цен на данный товар ввиду исключительных обстоятельств. Если движущей силой является прибыль, то в производстве царит лишь анархия, а результат постоянно один и тот же: перепроизводство в одной области и недостаточное производство — в другой.

В социалистическом обществе, где цель производства не прибыль, а потребление, возможно ведение планового производства. Фактически планирование можно начать еще до того, когда промышленность полностью обобществлена. Как только основные предприятия обобществлены, а деятельность других в большей или меньшей степени регулируется, можно разработать план производства — план, который с каждым годом будет становиться все точнее.

Итак, мы видим, что в экономическом отношении под социализмом Маркс понимал такое общество, в котором собственность на средства производства принадлежит всему обществу и которое характеризуется быстрым ростом производительных сил и плановым произ­водством. И именно в характере планового производства заключается тайна того, почему при социализме не может быть никакого перепроизводства, несмотря на то, что средства производства постоянно растут.

Народнохозяйственный план производства состоит из двух частей: план, предусматривающий создание средств производства: зданий, машин, сырья и т. д.; и план производства предметов потребления, причем сюда вхо­дят не только продукты питания и одежда, но и образо­вание, здравоохранение, зрелищные предприятия, спорт и т. д., за исключением управления. До тех пор пока су­ществует потребность в вооруженных силах, они также должны быть предусмотрены планом.

При социализме никогда не может быть перепроиз­водства, так как валовое производство предметов по­требления всегда соответствует потребностям населения, то есть общая сумма заработной платы и различных выплат равна общей стоимости потребительских товаров. Конечно, могут быть и ошибки в планировании, когда в один год, например, может быть произведено велосипедов больше, чем требуется людям, и слишком мало ботинок. Но такие ошибки легко исправить при составлении плана на следующий год, с тем чтобы достигнуть равновесия. Дело всегда заключается в том, чтобы установить соответствие между отдельными сферами производства, и никогда не встает вопрос о сокращении всего производства, так как потребление в целом никогда не отстает от валового производства потребительских товаров. По мере роста планового про­изводства этих товаров растет и их плановое потребление.

Но потребительские товары не могут распределяться среди населения в натуральном виде. Для этого исполь­зуется метод распределения денег среди населения в форме заработной платы или других выплат. Поскольку цены на потребительские товары твердо установлены, можно примерно рассчитать так, чтобы общая сумма заработной платы и прочих выплат равнялась общей стоимости потребительских товаров. В социалистическом обществе нет никакого противоречия между производ­ством и потреблением: люди всегда могут купить то, что имеется в продаже. Рост производства означает рост количества товаров, имеющихся в продаже и, следовательно, покупаемых населением.

Часто не понимают роль цен в социалистическом обществе. При капитализме колебания цен являются показателем соотношения спроса и предложения. Если цены растут — значит, предложение слишком мало; если цены падают — значит, предложение слишком велико и должно быть снижено. Следовательно, цены выступают в качестве регулятора производства. Однако в со­циалистическом обществе цены — просто регулятор по­требления; производство осуществляется в соответствии с планом, и цены устанавливаются заранее, так что то, что произведено, будет потреблено.

Каким образом все произведенные потребительские товары распределяются среди населения? Глубоким заблуждением является мнение, будто Маркс когда-либо полагал, что эти товары могут быть распределены поровну. Почему это неверно? Потому что социалистиче­ское общество построено не на совершенно новой основе, а на базе того, что оно унаследовало от капитализма. Разделение товаров поровну было бы невыгодно для тех, чей жизненный уровень оказался выше среднего. Это было бы невыгодно для квалифицированных рабочих, труд которых по мере роста производства приобретает фактически более важное значение для общества, чем труд неквалифицированного рабочего. Равенство, основанное на неравных условиях, оставленных капита­лизмом, было бы поэтому несправедливым, вместо того чтобы быть справедливым. Маркс совершенно ясно вы­сказался по этому вопросу; он писал: «…право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным… Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» [К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II, стр. 15].

Люди, которые только что выходят из капиталисти­ческого общества, фактически не равны, и относиться к ним нужно не одинаково, если общество хочет быть справедливым к ним. С другой стороны, государство имеет обязанности по отношению к этим людям лишь в том случае, если они приносят пользу обществу. Отсюда принцип: «Кто не работает, тот не ест». А из этого вытекает, что тот, кто выполняет больше полезной работы для общества, справедливо обеспечивается более высоким уровнем жизни. Поэтому распределение всех продуктов потребления основано на принципе: «от каждого по его способностям, каждому по его труду».

Но социалистическое общество не останавливается на той ступени развития, которую оно унаследовало от капитализма; с каждым годом растет его производство, и в то же время повышается техническое мастерство и уровень культурного развития всего народа. А неравная заработная плата — тот факт, что квалифицированные и развитые в культурном отношении люди получают больше, чем неквалифицированные, — является стимулом для повышения квалификации последних. В свою очередь более высокая квалификация ведет к росту продукции, то есть большее количество товаров поступает в оборот, а это способствует повышению жизненного уровня каждого человека. Следовательно, неравенство в социалистическом обществе — это рычаг, с помощью которого повышается общественный уровень всего общества, а при капитализме неравенство — это средство для увеличения богатства меньшинства и роста нищеты большинства.

Считал ли Маркс, что такое неравенство навсегда сохранится в будущем обществе? Нет, он полагал, что наступит такая стадия, когда исчезнет необходимость ограничивать потребление людей в зависимости от той пользы, которую они принесли обществу.

В конечном счете распределение продукции в соот­ветствии с выполненной работой или каким-либо другим принципом означает признание того факта, что общество не располагает достаточным количеством благ для удовлетворения потребностей каждого. Семье, скажем, в капиталистическом обществе, члены которой могут есть столько хлеба, сколько они хотят, не нужно делить буханку хлеба по какому-либо принципу; каждый может брать столько, сколько ему нужно. И когда в социалистическом обществе производство поднимется на такой высокий уровень, когда все граждане смогут получать все, в чем они нуждаются, и не будет таких, кому чего-либо будет недоставать, тогда не будет и малейшего намека на измерение и ограничение продукции, полученной каждым. Когда наступит эта стадия, тогда в основе производства и распределения будет лежать принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Именно этот момент и отличает коммунизм от социа­лизма. Социализм, по мнению Маркса, — это начальная стадия, когда средства производства находятся в руках народа и, следовательно, нет эксплуатации человека человеком, но плановое социалистическое производство еще не достигло такого уровня развития, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого.

Но понятие «коммунистическая стадия» гораздо шире, чем просто изобилие материальных благ. С того момента, когда рабочий класс берет власть в свои руки и начинает осуществлять социалистические преобразования, происходят изменения и в сознании людей. Все барьеры, которые при капитализме казались непреодолимыми, начинают стираться и наконец исчезают совсем. Все дети, независимо от общественного положения или дохода их родителей, получают все большие возможности для образования и всестороннего развития. «Кастовые» различия вскоре утрачивают свое значение. Дети приучаются не только к умственному, но и к физическому труду. И это представление об уравнении умственного и физического труда постепенно усваивается всем народом. Каждый становится человеком «умственного» труда, а люди умственного труда больше не противопоставляют себя труду физическому.

На женщину больше не смотрят как на существо низшее или неспособное играть определенную роль во всех областях жизни общества. Осуществляются специальные мероприятия для того, чтобы облегчить их труд. На фабриках и в жилых кварталах организуются ясли и т. д., для того чтобы освободить женщин-матерей. Домашняя работа женщин облегчается благодаря тому, что создаются общественные кухни, прачечные и столовые. Никто не принуждает женщин работать, и в то же время создаются все условия, чтобы они имели возможность работать.

Стираются различия между национальными группами. В социалистическом обществе нет «низших рас», нет таких людей, к которым относились бы как к представителям высшей или низшей расы в зависимости от цвета их кожи или национальности. Всем национальным группам оказывается помощь в развитии их экономических ресурсов, а также литературы и культурных традиций.

Демократия не ограничивается голосованием раз в пять лет за представителя господствующего класса, который будет представлять народ в парламенте. На каждой фабрике, в каждом жилом квартале, в любой области жизни мужчины и женщины самостоятельно строят свою судьбу и судьбу своей страны. Все большее и большее количество людей вовлекается в различные сферы общественной жизни и несет ответственность не только за. себя, но и за других. Такая демократия является несравненно более полной, подлинной демократией по сравнению с демократией, существующей в капиталистическом обществе, где богатство и привилегии постоянно оказывают влияние на работу демократических учреждений.

Уничтожаются различия между городом и деревней. Работники

Скачать:TXTPDF

Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать бесплатно, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать онлайн