Скачать:TXTPDF
Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс

в деревне учатся применять машинную технику и повышают свое техническое мастерство до уровня городских рабочих. Если раньше условия для получения образования и культурного развития существовали только в городах, то теперь они возникают и в деревне.

Короче говоря, на основе изменений материальных условий, которые несет с собой социализм, происходят огромные изменения в развитии и во взглядах людей.

Они будут всесторонне развитыми, всесторонне образованными личностями, которые научатся все делать.

Прежде всего своекорыстные, индивидуалистические взгляды, которые прививались капиталистической систе­мой, постепенно уступят место подлинно общественным взглядам, чувству ответственности перед обществом; как заметил Маркс, «труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни». В коммунистическом обществе не нужно будет прибегать к различным стимулам или побуждающим мотивам для того, чтобы заинтересовать людей в работе, потому что у людей будущего не будет других интересов, кроме служения обществу с целью его дальнейшего развития.

Утопия ли это? Только люди, не понимающие значения материалистической основы марксизма (о чем говорилось во второй главе), могли считать это утопией. Человеческая личность не может иметь таких характерных черт и взглядов, которые были бы вечными и неизменными. Например, при первобытнообщинном строе, даже при тех его формах, которые сохранились до недавнего времени, было сильно развито чувство ответственности перед племенем. В более поздние времена, после разделения общества на классы, чувство общественной ответственности исчезло, но все же оно находило свое проявление в определенном чувстве ответственности перед классом. При капитализме чувство общественной ответственности почти исчезает; «каждый за себя» — вот основной жизненный принцип капиталистической системы.

Даже в капиталистическом обществе существует то, что мы называем солидарностью рабочего класса — чувство общих интересов, общей ответственности. Это не просто идея, которую кто-то выдумал и вложил в головы рабочих; это чувство возникает в силу материальных условий жизни рабочего класса, в силу того, что средства к существованию они добывают одним и тем же путем, работая бок о бок друг с другом. С другой стороны, типичным представителем алчного индивидуалиста, человека, лишенного всякого чувства ответственности перед обществом или коллективом, является капиталист, окруженный своими конкурентами, которые ведут борьбу за существование не на жизнь, а на смерть. Конечно, идеи господствующего класса — такие, как конкуренция и соперничество вместо солидарности, — имеют тенденцию распространяться среди рабочих, в особенности среди тех, кто получает подачки от предпринимателей. Но основным условием возникновения взглядов любого класса (в отличие от индивидуумов) являются материальные условия жизни, способ производства материальных благ. Отсюда следует, что с изменением материальных условий жизни, с изменением способа производства могут быть изменены и взгляды людей. Лучшим примером в этом отношении могут служить те изменения, которые произошли в мировоззрении крестьянства Советского Союза.

Многие, кто описывал крестьян царской России, ха­рактеризовали их как корыстных, алчных индивидуалистов. Критики революции обычно утверждали, что крестьян никогда нельзя будет привлечь на сторону социализма, что они уничтожат революцию. И действительно, сознание крестьян было настолько ограниченным, настолько сковано их прежними условиями жизни, что их никогда нельзя было бы «привлечь» на сторону социализма с помощью общих доводов или методов принуждения. Поскольку эти критики не были марксистами, они не поняли того, что образцовые хозяйства и машинно-тракторные станции на практике убедят их в том, что благодаря методам ведения хозяйства в крупных масштабах можно получить лучшие урожаи. Крестьяне убедились в преимуществе машинной техники и методов ведения хозяйства в крупных масштабах, которые можно было применить лишь в результате уничтожения единоличных межей и перехода к коллективной обработке земли. А это в свою очередь вело к ликвидации сепаратизма в их сознании. Они перешли к коллективному образу жизни и стали представлять новый тип крестьянства — кооперированное крестьянство с чувством коллективной ответственности, что является уже шагом вперед на пути к общественному сознанию.

Если, следовательно, материальную основу какой-либо страны составляет социалистическое производство и распределение, если в процессе производства мате­риальных благ люди трудятся на все общество в целом, го чувство общественной ответственности развивается, так сказать, естественно; людей не нужно больше убеждать в том, что общественные принципы правильны. Дело заключается не в том, чтобы абстрактный моральный долг был поставлен над инстинктивными желаниями, «че­ловеческой природы»; человеческая природа сама транс­формируется в процессе практики.

В настоящее время мы не считаем, что социалисти­ческий или коммунистический строй распространяется на весь мир. Но мировая социалистическая система будет означать конец войнам. Когда производство и рас­пределение в каждой стране будет осуществляться на социалистической основе, тогда ни в одной стране не будет какой-либо группы людей, хотя бы в малейшей степени заинтересованной в завоевании других стран. Капиталистическая страна завоевывает какую-либо сравнительно отсталую страну с целью расширения ка­питалистической системы, создания новых возможностей для инвестиций, выгодных финансово-капиталистическим группам, заключения новых контрактов на железные дороги, доки и, может быть, горнорудное оборудование, получения новых источников дешевого сырья и новых рынков. Социалистические страны не станут развязывать войну, поскольку они или какие-либо группы внутри них не заинтересованы в войне.

В силу этих же причин ни одно социалистическое государство ни в малейшей степени не заинтересовано в том, чтобы задерживать развитие какой-либо отсталой страны. Напротив, чем больше каждая страна будет развивать свою промышленность и повышать свой культурный уровень, тем лучше будет для всех стран социализма; чем выше будет уровень жизни во всем мире, тем богаче будет содержание жизни. Поэтому промышленно развитые социалистические страны ока­зывают помощь отсталым странам. Это можно наблюдать на примере Советского Союза, который в настоящее время оказывает помощь таким отсталым в промышленном отношении странам, как Китай, Индия и другие..

В этих условиях социалистическая система достигнет такого прогресса, какого человечество не может себе представить. Если экономика каждой страны будет вестись по плану и будет существовать всеобщий план, координирующий планы каждой отдельной страны, если научные открытия и технические изобретения будут предоставляться в распоряжение всех стран и будет осуществляться самый широкий обмен в области культуры, тогда человечество поистине сделает гигантский шаг вперед.

По направлению к чему? Маркс никогда не пытался это предсказать, поскольку не было условий для научного предвидения. Но ясно одно: с установлением коммунизма во всем мире кончится длинная глава человеческой истории классового разделения и классовой борьбы. Не будет нового классового разделения, поскольку в коммунистическом обществе для этого нет причин. Разделение общества на классы в то время, когда развитие производства находилось на низком уровне, имело своей целью обеспечить организаторов и изобретателей для развития более высоких производи­тельных сил; классовое разделение при капитализме продолжало выполнять эту функцию и способствовало концентрации производства и огромным усовершенство­ваниям техники.

Но на такой стадии развития, когда человек ставит себе на службу такие грандиозные производительные силы, которые позволяют работать лишь несколько часов в день, можно и нужно покончить с классовым разделением. С этого момента человек с новой силой возобновит борьбу с природой, однако эта борьба будет носить иной характер. Человек не будет больше стараться победить природу при помощи магии или отвратить природные бедствия с помощью молитвы, не будет больше прокладывать свой путь вслепую, в потемках классовой борьбы и войн, он будет уверен в себе и в том, что он может осуществлять контроль над силами природы и продвигаться вперед, — это будет человек коммунистического общества, каким представлял его себе Маркс.

Глава VII. Марксистский взгляд на природу

Мы уже говорили о том, что марксизм считает че­ловека, а следовательно, и человеческое общество частью природы. Поэтому происхождение человека следует искать в развитии мира; человек развился из предшествующих форм жизни, в процессе эволюции которых возникло мышление и сознание. Это означает, что материя, реальность, не обладающая сознанием, существовала до разума, реальности, обладающей со­знанием. Но это означает также, что материя, внешняя реальность, существует независимо от разума. Такой взгляд на природу известен как «материализм».

Противоположный взгляд, в соответствии с которым внешний мир реально не существует, а существует лишь в сознании человека или какого-либо высшего существа, известен как «идеализм». Есть различные формы идеа­лизма, но все они признают, что сознание (будь то сознание человека или божества) первично, а материя (если она вообще существует) — вторична.

Для марксистов, как указывал Энгельс, «Материа­листическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений…» [К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 651]. Внешний мир реален, он существует независимо от нашего сознания; его движение и развитие регулируются законами, которые мы можем открыть и использовать, но которые не управляются никаким разумом.

С другой стороны, идеализм, поскольку материю, природу он признает вторичной (если она вообще су­ществует), считает, что мир непознаваем, что невозможно понять «таинственные пути» развития мира.

Почему спор материализма против идеализма имеет важное значение? Потому, что это вопрос не просто предположения и абстрактного мышления; в конечном счете это вопрос практического действия. Человек не только наблюдает внешний мир: он изменяет его и вместе с ним изменяется сам.

Во-вторых, материалистическая точка зрения также означает, что разум познает внешнюю реальность; что идеи — это абстракции, выведенные из действительности, что своим возникновением они обязаны внешнему миру. Конечно, это не означает, что все идеи истинны, что они правильно отражают действительность; дело в том, что правильность идей проверяется практикой.

С другой стороны, идеалист верит в вечные принципы и не заботится о том, соответствуют ли они реальности.

В области политики примером этому может служить позиция абсолютного пацифизма. До конца последо­вательный пацифист не считается с окружающим его миром; для него неважно, что действительность, жиз­ненная практика наших дней показывает, что насилие не исчезнет по его желанию; в самом деле, на практике непротивление насилию ведет к росту насилия, к росту аг­рессивности и жестокости. Основой такого абсолютного пацифизма является идеалистическое мировоззрение, не­верие в существующую вне нас действительность, даже если этот пацифист и не осознает того, что он придер­живается подобных философских взглядов.

Марксизм, следовательно, основывает все свои теории на материалистическом мировоззрении, с этих позиций он рассматривает мир; он стремится открыть законы, которые управляют миром, и, поскольку человек является частью реальности, законы развития человеческого общества. Все свои открытия, все свои выводы марксизм проверяет на практике, отбрасывая или модифицируя те выводы и теории, которые, попросту говоря, не соответствуют фактам.

Этот подход к миру (включая человеческое общество) раскрывает некоторые общие черты, не надуманные, а вполне реальные. Точка зрения марксизма по самому своему существу научна, она выведена из дей­ствительности, это не «система», выдуманная каким-либо мыслителем; марксизм считает, что мир материален и что его характерные свойства определяются термином «диалектический». Слова «диалектический материализм», выражающие марксистское мировоззрение, некоторые считают таинственными. Но в них нет ничего таинствен­ного, так как они являются отражением реального мира и слово «диалектический» можно

Скачать:TXTPDF

Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать бесплатно, Введение в марксизм. Эмиль Бёрнс Философия читать онлайн