Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Христианство и Философия

суда праведники должны навечно перейти в рай, а грешники в ад.

Предельно простым является приобщение к исламу — обращение в ислам. Процедура обращения в ислам такова: иноверец в присутствии хотя бы двух мусульман произносит фразу, которая звучит тик:

«Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Божий». После произнесения этой фразы человек становится мусульманином.

Для ислама характерно отсутствие четкого разграничения между мирской и духовной сферами, ибо мусульмане исповедуют принцип, который звучит так: «Ислам есть и религия, и государство!» Во исполнение этого принципа из предписаний и запретов, которые содержатся в Коране, был образован шариатканонический мусульманский закон, который регулирует поведение верующих. Шариат является основным источником юридического законодательства многих мусульманских стран.

Далее я чуть подробнее расскажу об основе ислама — Коране. Начинается Коран молитвой, которая звучит по-русски так:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, который миров Господин,
Милостивый, милосердный Он один
Дня Страшного Суда Властелин,

Тебе мы поклоняемся.
Помощь дается нам Тобою одним.
Веди нас по пути тех, кто Тобою водим.
По пути тех, на кого простерлась милость Твоя,
На кого Ты не гневаешься,
Кто не знает заблуждения кручин.

Мусульмане благоговейно хранят и изучают Коран. Они считают его Словом Аллаха, которое послано в мир как живое чтение. Более того, они считают, что Коран живет именно в чтении! О самом Аллахе Коран говорит такими словами:

Аллах — нет божества, кроме Него, живого,
сущего,
Не овладевает Им ни дремота, ни сон;
Ему принадлежит то, что в небесах и на земле
Кто заступится пред Ним, иначе как с Его
позволения?
Он знает то, что было до них (то есть до
любых живых существ, которые наделены
разумом. — В.К.), и то,
что будет после них, А они не постигают ничего из Его знания,

Кроме того, что Он пожелает.
Трон Его объемлет небеса и землю,
И не тяготит Его охрана их,
Поистине, Он — высокий, великий!

Приведу еще несколько цитат из Корана, позволяющих уяснить нравственные требования, которые Аллах предъявляет к человеку.

Например, в отношении родителей, родственников и всех людей вообще Коран вменяет в обязанность доброту и приветливость:

Родителям делайте добро,
И близким, и сиротам, и беднякам.
И соседу близкому, и соседу дальнему,
И путнику, и рабу.

О вере Коран говорит так:

О, те, которые уверовали!
Бойтесь Аллаха и будьте праведными!

Если вы обратитесь к истинной вере,
То это лучше для вас,
А если отвратитесь от нее,
Знайте, что этим вы не ослабите Аллаха.

В религии нет принуждения.
Прямой путь ясно отличается от кривой
дороги;
Кто отстраняется от ложного вероучения
И верует в Бога,
Тот держится за твердую рукоять, Которая несокрушима.

Коран запрещает азартные игры, употребление вина и идолопоклонство такими словами:

Верующие! Вино, игра в жеребьи, и кумиры —
стрелы мерзости из деяний сатаны,
Поэтому устраняйтесь от этого;
Может быть, будете счастливы.

Семья берется Кораном под защиту такими словами:

А из вашего имущества,
Которое послал вам Аллах,
Наделяйте жен ваших,
Одевайте их и говорите им слова добрые.

Жалейте сирот,
И если вам доверено их имущество,
Отдавайте им, когда дойдут до брачного
возраста.
И не расходуйте на себя, Ибо это грех великий.

О многоженстве Коран говорит:

Женитесь на тех женщинах, которые вам
любы, —
На двух, на трех и на четырех.
А если боитесь, что не сможете быть
справедливым,
То на одной.

Но чуть дальше мы читаем такие скептические слова:

И никогда вы не в состоянии быть
справедливыми между женщинами,
Хотя бы и хотели этого.

Из приведенных цитат логически следует, что на самом деле Коран не допускает, или, по крайней мере не рекомендует многоженства: Аллах знает природу человека вообще и природу мужчин в частности, Он знает, что мужчина в принципе не может быть беспристрастным в отношении нескольких жен. Именно поэтому Аллах не рекомендует многоженства!

Современный западный исследователь ислама пишет: «Коран — это центральная реальность исламского существования… Ученые сравнивают значение Корана для мусульман со значением Иисуса Христа для христиан — и Иисус Христос и Коран считаются святым словом Бога. Христианское послание гласит, что Слово сошло в мир истории, воплотившись в человека, Иисуса из Назарета. Мусульмане же верят, что Бог ниспослал свое Слово в мир как живое чтение и фиксированную письменно книгу… Христиане причащаются Телу и Крови Христа посредством таинства причастия. Мусульмане же, можно сказать, «причащаются» своему Господу посредством чтения Корана. По представлениям верующих мусульман, при правильном чтении Корана божественное присутствие нисходит на чтеца и его слушателей».

Чем нам, христианам, близок ислам? И чем он далек от нас? Он близок нам своим монотеизмом, верой в единого Бога. Заслуживает глубокого уважения благочестие мусульман, их рвение в выполнении религиозных Обязанностей. А далек же он от нашей веры, на мой и взгляд, недостаточностью в понимании Бога. Аллах, о котором говорит Коран, только запределен по отношению к миру и к людям. Мы же веруем в Бога, Который, С одной стороны, запределен по отношению к миру, то есть говоря словами апостола Павла, «живет в неприступном свете». С другой же стороны, наш Бог стал человеком, вошел в мир ради нашего спасения и после своего славного воскресения и вознесения на небеса продолжает по своему неложному обещанию таинственно пребывать с нами и будет пребывать с нами «до скончания века». Ислам также далек от нас тем, что он не является религией искупления.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С БОГОМ…

Впрочем, далеко не все люди считают, что с Богом нужно общаться. «Как общаться с Тем, Кого нет?» — говорят они.

«Бог умер», — провозгласил в XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше. И это ложное пророчество (слово «пророчество» я в данном случае употребляю в библейском смысле, как «прорекание», категорическое высказывание того, что считается высшей истиной) с большой радостью было воспринято людьми.

Что имел в виду Ницше, когда говорил о смерти Бога? И какова природа той радости, которую испытали многие представители так называемой интеллигенции, когда услышали весть о смерти Бога?

Говоря, что Бог умер, Ницше имел в виду, что люди перестали верить в Бога и Иисуса Христа как Сына Божьего и истинного Бога, перестали верить в Бога и сочли утрату своей веры достаточным основанием для убеждения, что «Бога нет». Разумеется, Ницше не утверждал, что все люди, поголовно, перестали верить. Он лишь сказал, что именно он, Фридрих Ницше, и люди, подобные ему, перестали верить в Бога, воспринимать Слово Божие, Библию, как живую речь Бога, обращенную к людям. Таким образом, словами «Бог умер» Ницше выразил свое убеждение, что Бога нет. И действительно, Бог умирает для тех людей, которые перестают верить в Него, подобно тому как видимый мир исчезает для ослепшего человека.

К концу XIX в. неверие в Бога широко распространилось среди населения христианских стран, как в Западной Европе и Америке, так и в России. Распространение этого неверия имело самые печальные последствия и наиболее тягостными и трагическими они оказались для России. Я убежден, что кровавая революция 1917 г., гражданская война, последующие репрессии — все это имеет своей важнейшей причиной утрату гражданами России веры в Бога. Это прекрасно выразила народная мудрость: «Люди Бога забыли — оттого и все!» Люди забыли Бога, духовно ослепли, перестали видеть иной высший, Божий мир, утратили глубокое сердечное знание того, что за все, творимое в этой жизни, неизбежно в свое время придется дать отчет Высшему Судии. Люди утратили Бога, оттого все их беды и скорби.

Почему же все-таки люди радовались пророчеству Ницше, что Бог умер? — Потому, что Ницше имел мужество честно и предельно ясно выразить то, что давно уже подспудно шевелилось на дне души многих людей, в чем люди, многие тайком от себя, были уже убеждены. Он высказал слово, и тем самым как бы принял на себя ответственность за убеждение в том, что Бога нет. Он не был трусом! И более робкие, чем он, радостно подхватили это слово, «присоединялись» к мнению «авторитета» и, присоединяясь, легко и просто «освобождались» от Бога!

Впрочем, подобное «освобождение» людей от Бога стало более или менее регулярно проявляться в совокупном человеческом духе еще до рождения Ницше, который появился на свет в 1844 г.

В этом отношении характерно воспоминание Льва Толстого, относящееся к 1838 г.: «Помню, что когда мне было лет одиннадцать, один мальчик, Володенька М. учившийся в гимназии, придя к нам на воскресенье, как последнюю новинку объявил нам открытие, сделанное В гимназии. Открытие состояло в том, что Бога нет и что Все, чему нас учат, одни выдумки. Помню, как старшие браться заинтересовались этой новостью, позвали и меня на совет. Мы все, помню, очень оживились и примяли это известие как что-то очень занимательное и Весьма возможное».

Таким образом, зерно пророчества Ницше и подобных ему «пророков» пало на хорошо подготовленную почву и дало богатый урожай нравственного и, как следствие, революционного растления людей, урожай, который пожинается миром до сего времени. «Если Бога нет, то все позволено», — сказал один из героев Достоевского. «Гуляй, рванина, от рубля и выше», — продолжил в одной из своих песен Владимир Высоцкий. И погуляли!.. Устроили себе «праздник непослушания». Так погуляли, что до сих пор с похмелья той гульбы голова мира трещит…

Итак, люди ослепли и оглохли духовно, перестали видеть и слышать Бога и пришли к выводу, что Его нет. Именно таков, я убежден, источник войн и революций XX в. Однако я также убежден, что положение не является безнадежным: люди еще могут опомниться и вернуться к Богу. Духовная слепота и глухота не являются необратимыми. Мы можем вновь увидеть и услышать нашего Творца, ибо Он не умирал! Он никуда не уходил от нас, Он всегда пребывал с нами. Это мы отгораживались от Него! Пора решительно разрушить эти перегородки, покаяться в своих прегрешениях и открыть Богу свое сердце.

Стоит лишь непредубежденным и открытым взором глянуть на окружающий нас мир, и мы всюду усмотрим бесспорные свидетельства и знаки Божьего присутствия, ибо, как замечательно пишет апостол Павел: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Мы увидим Бога в природе! Мы увидим Его в нашей душе! Мы увидим Его в других людях! Открыть наше сердце Богу — это значит полюбить Бога. Любовь же творит чудеса. Любовь — это наилучшая основа для взаимопонимания, для общения, как между людьми, так И между нами и Богом.

В этой связи приходит на память текст из Толстого, в данном случае сцена из «Анны Карениной» (ч.4, гл. 13) — объяснение в любви Левина и Кити:

«Я давно хотел спросить у вас одну вещь, — говорит Левин.

— Пожалуйста, спросите, — отвечает Кити.

— Вот, — сказал он и написал мелком на карточном столе начальные буквы: к, в, м, о, э, н, м, б, з, л, э, ч, н, и, т? Буквы эти значили: «Когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда или тогда? » Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять

Скачать:PDFTXT

Христианство и Философия читать, Христианство и Философия читать бесплатно, Христианство и Философия читать онлайн