и т. д.
19
Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93.
20
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498.
21
Там же. С. 504.
22
Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91.
23
Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112.
24
В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» — спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого — ни вас, ни меня, ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..»
25
См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334.
26
См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма «Состояние сна». М., 1993. С. 24-25.
27
См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002.
28
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97.
29
Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: «…хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна…» — Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169.
30
«Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей», — писал Н. Г. Чернышевский.
31
Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.
32
Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.
33
Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395.
34
Под выражением «платоновский Сократ» имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов.
35
См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39.
36
«В произведении Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово «слава».
«– Я не понимаю, при чем здесь «слава»? – спросила Алиса…
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
– И не поймёшь, пока я тебе не объясню, – ответил он.– Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!»
– Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» – возразила Алиса.
– Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,– сказал Шалтай презрительно.
– Вопрос в том, подчинится ли оно вам,– сказала Алиса.
– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!»
37
См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386.
38
Франк С.Л. Смысл жизни. — Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70.
39
Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100.
40
Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). — Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей… Москва-Баку, 1990. С. 439.
41
Не следует путать этот термин с термином «контркультура». Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.
42
Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.
43
См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. — М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев — литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г.
44
Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
45
Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
46
См. предыдущую сноску.
47
Защита от дурака — расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).
48
Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.
49
«Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).
50