Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

Александрийский жил в эпоху Августа, в конце I в. до н. э.; но слова не так давно не помогают определить время жизни Диогена Лаэртского, так как они могли быть им заимствованы прямо из промежуточного источника.

24

Геродот. История I 170.

25

Мифические лица: Кадм, сын Агенора и брат Европы, пришелец из Сидона, считался основателем Фив и изобретателем алфавита.

26

Платон. Протагор 343а; о Кадме и Агеноре Платон не упоминает, отсюдадополнение в скобках, вслед за Дильсом принятое всеми издателями.

27

Греческие моряки ориентировались по Большой Медведице (у Гомера упоминается только она), финикийские — по Малой Медведице; намек на финикийское происхождение Фалеев.

28

Геродот. Ист. I 74, о затмении 22 мая 585 г. во время войны Лидии и Мидии.

29

Дополнение Дильса, принятое издателями.

30

Аристотель. О душе I 2, 405 а 19.

31

Т. е. такую же жертву, см. ниже, VIII 12.

32

Кир Персидский, победив Креза в 546 г. до н. э. и овладев Лидией, подчинил себе и греческие города Ионии за их союз с Крезом.

33

Т. е. как персонаж диалога Гераклида; ср. ниже, VIII 4.

34

Тот же рассказ впервые еще у Аристотеля («Политика» III 1259а 6).

35

Дельфы — центр культа Аполлона в Греции; здесь находился храм с прорицалищем, в котором служительница — пифия, одурманиваясь испарениями из расщелины скалы, произносила вещания, перекладываемые потом жрецами в стихи.

36

Храм Аполлона Дельфинийского (не Дельфийского!) находился в Дидимах близ Милета; Нелеевы мужи (по имени легендарного основателя Милета) — милетяне.

37

Платон. Протагор 343 а.

38

«В богатстве — весь человек» пословица (см. Зиновий, 6, 43); с именем Аристодама ее упоминает еще Пиндар (Истм., 2 15)

39

См. ниже, 182.

40

Меропы — древнее население острова Коса.

41

I 28.

42

Популярный фольклорный сюжет (Эзоп, басня 40); в применении к Фалесу — уже у Платона («Феэтет» 174 а).

43

ПА VII 83.

44

Здесь и далее приводятся поучительные песни (позднейшего сочинения) и нравственные сентенции, произвольно приписываемые то одному, то другому из семи мудрецов.

45

Т. е. время до сотворения мира следует считать ночью. Несколько иначе у Плутарха («Александр», 64).

46

В рукописях Диогена Лаэртского указано: аполлодоровская дата рождения Фалеса. — 35-я олимпиада (пер. по чтению Дильса).

47

Геродот. Ист. I 75: Фалес отводным каналом разделил течение Галиса (пограничной реки между Лидией и Мидией) надвое и этим понизил в ней уровень воды.

48

ПА VII 84 и 85.

49

Всеионийский праздник (Панионии) справлялся двенадцатью ионийскими городами в честь Посидона близ Милета (Геродот. Ист. I 1148).

50

Платон. Протагор 343а.

51

Все письма мудрецов, приводимые Диогеном в книгах I–II, фиктивны и представляют собой позднейшие риторические упражнения.

52

Подробнее о снятии бремени (сисахфии) см.: Плутарх. Солон, 15; Аристотель. Афинская полития, 6.

53

Законы Солона были вырезаны на деревянных четырехгранных столбах, которые можно было поворачивать, и поставлены близ афинской площади (агоры) (Аристотель. Афинская полития, 7).

54

Древние греки надевали венки по случаю всякой праздничной радости. — Солон, притворяясь сумасшедшим, надел его по случаю поражения в войне.

55

Фолегандр и Сикинн — очень маленькие острова в Эгейском море.

56

Дем — «селение», административная единица в Аттике; «такой-то, сын такого-то, из дема такого-то» — назывались афинские граждане во всех документах.

57

Гомер. Илиада II 557–558.

58

О встрече Солона с Крезом и позднем вразумлении Креза подробнее всего рассказано у Геродота (Ист. I 29–33); ср. Плутарх. Солон, 37–38.

59

Были Солы в Киликии, колония дорян, и Солы на Кипре, построенные местным царем по совету Солона (Плутарх. Солон, 26); слово солецизм («погрешность против языка») обычно возводится к первым Солам.

60

Геродот. Ист. I 32; ср., однако, стихи к Мимнерму ниже, I 60–61.

61

Отрывок из несохранившейся трагедии «Автолик» (пространнее цитируется у Афинея. — «Пир софистов» Х 413).

62

Ср. Платон. Законы, 913 с.

63

Писистрату приписывается организация первой записи полного и связного текста гомеровских поэм; то чтение по порядку, которое описывает Диоген Лаэртский, Элиан возводит к сыну Писистрата, Гиппарху («Пестрые рассказы» VIII 2).

64

Гомер. Ил. II 546 и далее.

65

Лунный месяц состоял из 29,5 суток, так что 30-й день причислялся наполовину к старому месяцу, наполовину к новому.

66

«Диакрии», «педиеи» и «паралии» — три партии, спорившие за власть перед установлением тирании Писистрата. По Плутарху («Солон», 20), Солон, наоборот, законом велел каждому примыкать к какой-нибудь партии, а не отсиживаться в стороне.

67

См. ниже, I 66.

68

Лигиастад (мастер пения?) обращение к Мимнерму. Пер. стихов В. Вересаева (с изменениями).

69

ПА VII 86.

70

ПА VII 87. Игра слов: axones означает и «оси колесницы», и «столбы с законами».

71

Эфорами называлась ежегодно сменяемая коллегия правителей в Спарте, архонтами — в Афинах; именами старшего эфора и старшего архонта обозначался счет годов.

72

Геродот. Ист. I 59; Гиппократ — отец Писистрата.

73

Лакуна, восполняемая по поздним рукописям; имеется в виду ложная этимология слова «брахилогия» (краткая речь).

74

ПА VII 88 и IX 596.

75

Пословица (ср. Гесиод. Труды и дни, 40).

76

Лесбосское вино считалось одним из лучших в Греции.

77

Платон. Протагор 34 4bd: здесь пересказывается поэтическая полемика Симонида с Питтаком о том, как вернее сказать — «трудно быть» или «трудно стать» добрым, а сентенция о неизбежности приписывается Симониду.

78

Разночтения в рукописях; может быть, следует читать: «51 олимпиады».

79

АПл. II 3.

80

Каллимах. Эпиграммы I.

81

Ср. ниже, I 92, конец.

82

Поэт Алкей принадлежал к числу политических противников Питтака, отсюда его бранные слова; см. выше, I 76.

83

Тоже намек политических противников на низкое происхождение Питтака. Песенка с упоминанием тирана Питтака, моловшего хлеб, сохранена Плутархом («Пир семи мудрецов», 14).

84

Речь идет о мессенских девушках, взятых в плен спартанцами при завоевании Мессснии в середине VII в. до н. э. («II мессенская война»).

85

См. выше, I 31.

86

Пояснительная интерполяция в тексте Диогена Лаэртского.

87

ПА VII 90 и 81.

88

Т. е. «а каковы они — этого людям знать не дано».

89

См. выше, 184.

90

По-видимому, как пример к Гераклитову тезису «многие дурны, немногие хороши», перекликающемуся с нижеприводимой сентенцией Бианта.

91

ПА VII 158; очень популярное стихотворение, приписывавшееся даже Гомеру. Последующее замечание Диогена, что Гомер жил задолго до Мидаса, — домысел на основании того, что этот мифический царь у Гомера не упоминается.

92

ПА XIV 104. Эту загадку упоминает еще АристотельРиторика» III 2), но без имени Клеобулины.

93

ПА VII 618.

94

Подробный рассказ о Периандре и его сыновьях — у Геродота. Ист. III 48–53 и V 94–84.

95

Геродот. Ист. I 20. Друг-гостеприимец (ксен) — нечто вроде кавказского «кунака», человек, связанный договором о дружбе, передающимся от отца к сыну.

96

ПА VII 619 и 620.

97

Опять намек на Платона («Протагор» 343 а).

98

О том, как Периандр сжег одежды всех коринфянок, чтобы жена его могла одеться ими за гробом, см.: Геродот. Ист. V 92; о войне Периандра против Прокла — III 51.

99

Фольклорная метафора (см. Геродот. Ист. V 92).

100

Об Анахарсисе ср.: Геродот. Ист. IV 46, 76.

101

ПА VII 92.

102

Т. е., чтобы играть на флейте, нужно прежде напиться допьяна.

103

По-видимому, загадка об углежогах, жгущих уголь в лесу и продающих его в городе.

104

Ср. выше, 130.

105

«Протагор» 343 а.

106

Это те самые алтари, посвященные «неведомому богу», о которых в «Деяниях апостолов» (17, 23) напоминал афинянам апостол Павел.

107

Куреты — божественные хранители Зевса-младенца, впоследствии — жрецы критского культа Зевса; корибанты — жрецы малоазийского культа Матери богов.

108

Благие богини — евмениды, евфемистическое имя Эриний, богинь мщения.

109

Мунихий — крепость в афинском порту Пирее; здесь располагался македонский гарнизон, занимавший Афины в III в. до н. э.

110

Поражение спартанцев в войне с Тегеей в 560-х гг. до н. э., о котором см.: Геродот. Ист. I 66 сл.

111

Пала Мессения за сто лет до Ферекида, во II Мессенскую войну (VII в. до н. э.), и через сто лет после Ферекида, в III Мессенскую войну (V в. до н. э.).

112

В Спарте были в ходу не серебряные, а железные деньги.

113

См. прим. 6 к книге IV.

114

Игра слов: ge — «земля» и geras — «дар».

115

ПА VII 93.

116

АПл. III 128.

КНИГА ВТОРАЯ

117

Диоген Лаэртский ошибочно приписывает Анаксимандру учение Анаксагора о луне и солнце.

118

Солнечные часы (гномон в широком смысле слова) определяли время дня по направлению тени от стоячей «стрелки»; гномон (в узком смысле слова) вдобавок к этому определял время года (солнцестояния и равноденствия) по длине тени.

119

Хронологическая неувязка: по-видимому, на Анаксимандра перенесены хронологические данные об Анаксимене или Пифагоре. Якоби предполагает лакуну: (Учеником его был Пифагор, расцвет которого приходится…).

120

См. выше, I 34 и прим. 38.

121

Т. е. персидский царь. Греки рассматривали (не без оснований) азиатскую державу как Мидийское царство, в котором царствовала персидская династия.

122

Ошибка: следует читать «при архонте Каллиаде». Каллий был архонтом не в 430, а только в 456 г. до н. э.

123

Термин, по-видимому, не принадлежит самому Анаксагору.

124

Устойчивое мнение античных ученых, (ср., напр., Гиппократ. Афоризмы V 48), основанное на представлении, что правая сторона всегда сильнее.

125

Этот метеор показывали и почитали еще в I в. н. э. при Плинии («Естественная история» II 149).

126

Несохранившаяся трагедия. Еврипид, «философ на сцене», считался учеником Анаксагора уже в александрийскую эпоху.

127

Ср. то же о Диогене — ниже, VI 49.

128

Анахронизм: галикарнасский тиран Мавсол правил много позже, в 377–353 гг. до н. э. Название его великолепной гробницы (Мавсолей) стало нарицательным.

129

Т. е. Анаксагор первый начал искать у Гомера этические аллегории, а Метродор — физические аллегории. Текст сомнителен; перевод по чтению Коте.

130

Ошибка: следует читать «при Демотионе», архонте 470 г. (Плиний называет 467 г.).

131

Обвинение в персидской измене было обычным при политическом преследовании даже много лет спустя после греко-персидских войн.

132

Ср. ниже, II 35 (о Сократе) и II 55 (о Ксенофонте).

133

Ср. ниже, 1Х 34–35.

134

ПА VII 94–95.

135

Платон. Феэтет 149 а.

136

В сохранившемся тексте «Облаков» Аристофана таких строк нет. Имеется в виду или другая, более ранняя редакция комедии Аристофана, или одноименная комедия Телеклида.

137

«Воспоминания о Сократе» 1, 2, 31.

138

На этом построен весь сюжет комедии «Облака».

139

Гомер. Одиссея IV 392.

140

Ср. Платон. Критон 52 b; «Апология» 28 е.

141

«Чтобы не захлебнуться в ней», — поясняет византийский словарь Суды. Ср. ниже, IX 11. Об искусных водолазах с острова Делос упоминают и другие античные писатели.

142

Ср. Платон. Пир 219 е — 221 b

143

Платон. Апология 32 be.

144

После морской битвы при Аргинусах афинские стратеги не могли похоронить тела убитых и поэтому, несмотря на победу, были осуждены афинским судом.

145

Речи Сократа в темнице — содержание диалогов Платона «Критон» и «Федон».

146

Анахронизм: это стихи Филемона, поэта III в.

147

Версия фантастическая.

148

Аристофан. Облака 411–416 (пер. А. Пиотровского с небольшими изменениями).

149

Там же, 363–364.

150

Платон. Пир 174 а.

151

Платон. Феэтет. 142 cd, 180 с.

152

Платон. Евтифрон 4 а.

153

Ксетфонт. Воспоминания о Сократе II 2; III 6–7; III 7.

154

Искаженное место, перевод по смыслу.

155

Платон. Евфидем 303 d.

156

См. речь Алкивиада у Платона («Пир» 217–220).

157

Ксетфонт. Пир 4, 44.

158

Ср. ниже, VI 1.

159

Ср. ниже, II 105.

160

Ксетфонт. Пир 2, 16–20.

161

Внутренний божественный голос, запрещающий человеку те или иные поступки: на него часто ссылается Сократ у Платона и Ксенофонта (напр., Платон. Апология 31 d).

162

Ср. ниже, VII 26, о Зеноне.

163

Еврипид. Электра, 379.

164

Ср. ниже, II 72.

165

Ср. выше, II 13. Подробнее: Ксетфонт. Апология, 27–28.

166

Гомер. Ил. IX 363. Название области Фтия созвучно с глаголом phthiein (губить). Ср. Платон. Критон 44 ab.

167

Ср. Ксетфонт. Пир 2, 10.

168

Платон. Апология 21 а; Суда приводит два стиха:

Хоть мудр Софокл, а Еврипид еще мудрей, Но выше всех Сократ своею мудростью.

169

Платон. Менон 89 с — 95 а.

170

«Облака» и комедии

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн