Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

других авторов с насмешками над Сократом.

171

Платон. Апология 23 е и далее.

172

Храм Матери богов на городской площади, служивший в Афинах государственным архивом.

173

Ср. Платон. Апология 24 b; Ксетфонт. Воспоминания о Сократе 1. 1.

174

Апокрифическое предание, как и предыдущий рассказ о Сократе и Лисий.

175

Бесплатный обед в Пританее (здание государственного совета) полагался в Афинах должностным лицам и в виде награды тем, кто отличился особыми заслугами перед государством. Таким образом, Сократ вместо наказания предлагает для себя ничтожно малый штраф или даже награду. См. Платон. Апология 36 d, 38 b.

176

АПл. IV 16. Оба стихотворения, конечно, позднейшие сочинения.

177

Несохранившаяся трагедия; к Сократу, конечно, не имеет отношения.

178

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 1, 4; ср. утверждение в 1. 1, 15.

179

Платон. Апология 26 de; рассуждает об их (физиков) предметах, по-видимому, в «Федоне» 97 b-99 с.

180

ПА VII 96.

181

Имя восстановлено предположительно; может быть, прозвище Гесиода, который считался соперником Гомера (?).

182

Ср. выше, 181.

183

Указание фантастическое.

184

Ксенофонту здесь приписаны речи Критобула из его «Пира» 4, 2.

185

Изложено по «Анабасису» III I, 4–7; дальнейший рассказ — тоже по «Анабасису» II 6, 21–28 и III 1, 31 (нападки на Менона и Аполлонида), VII 3 (предательство Севфа), V 3, 5–7 (дела с Мегабизом) и 18–23 (поселение в Скиллунте).

186

Агесилай с 396 г. до н. э. вел в Азии войну против персов, но в 394 г. восстания Афин, Фив, Коринфа и других городов Спарты (Коринфская война) заставили его возвратиться.

187

Ср. выше, II 13, об Анаксагоре.

188

См. ниже, 1162.

189

Сомнительное умозаключение, исходящее из того, что «Эллинская история» Ксенофонта представляет собой непосредственное (почти с полуфразы) продолжение «Истории» Фукидида.

190

Ср. ниже. III 34.

191

ПА VII 97 (восхожденье — буквальное значение слова «анабасис», т. е. «поход в глубь материка») и VII 98; мужи Краная и Кекропа, потомки древних аттических царей, — афиняне.

192

Т. е. без заглавий и оглавлений. Их перечисление дает словарь Суды; высказывалось предположение, что псевдоплатоновские диалоги «Аксиох», «Эриксий» и «О добродетели» принадлежат Эсхину.

193

См. выше, 1155.

194

В Мегарах Сицилийских, во время поездки к Дионисию.

195

В позднеантичном сборнике риторических стилизаций «Письма сократиков» имеется пять писем от лица Эсхина.

196

Речь не сохранилась.

197

За это АристотельМетафизика» III, 2, 996 а 32) причисляет Аристиппа к софистам.

198

Ксетфонт. Воспоминания о Сократе II 1; III 8.

199

Платон. Федон, 59 be; см. ниже, III 36, — очевидно, III книга Диогена была написана раньше, чем II.

200

Старший или Младший Дионисий имеется в виду в анекдотах об Аристиппе — не вполне ясно.

201

Намек на учение Аристиппа об ощущении («внутреннем осязании»).

202

Обол — мелкая медная монета, одна шестая часть драхмы.

203

Ср. ниже, II 102 (о Феодоре), VI 58 (о Диогене).

204

Т. е. по неписаным законам естества.

205

В части рукописей этот анекдот помещен в II 76.

206

Сиденья в греческих театрах были каменные.

207

Ср. ниже, VI 32.

208

Ср. ниже, VI 30.

209

Еврипид. Вакханки, 836 (реплика Пенфея, пер. И. Анненского) и 317 (реплика Тиресия, пер. Ф. Зелинского).

210

Игра слов: paideia — «ученые», paidia «забава».

211

Софокл, отрывок из неизвестной трагедии. Плутарх («Как читать поэтов», 12) приписывает эту перефразировку Зенону.

212

Ошибка: Птолемаида — город, основанный много позднее.

213

Диоген путает двух философов по имени Анникерид; продажа Платона в рабство (см. ниже, III 20) происходила гораздо раньше.

214

Погребальный плач — френос, составная часть многих классических трагедий.

215

Имя Theodores — производное от слова theos — бог.

216

Ср. ниже, VI 42.

217

Ср. выше, II 68.

218

По-видимому, в междоусобной войне между Элидой и Спартой в 400 г. до н. э.

219

Или Кебету (Геллий. Аттические ночи II 18). Афиней («Пир софистов» XI 131, 505 е) передает сплетню, будто Платон вновь пытался обратить Федона в рабство.

220

Эти знаменитые софизмы (которыми отчасти занимались еще элеаты) таковы. «Лжец»: если лжец говорит «я лгу», то он лжет; стало быть, он не лжет, а говорит правду; но если он говорит правду, значит, он действительно лжет, и т. д. «Спрятанный», «Человек под покрывалом», «Электра» — варианты одной и той же ситуации: перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом; стало быть, она его и знает и не знает. «Куча», «Лысый»: если к зерну добавлять по одному зерну, то с которого зерна начнется куча? если человек теряет волос за волосом, то с которого волоса он становится лысым? «Рогатый»: чего ты не потерял, то ты имеешь; ты не потерял рогов, стало быть, ты имеешь рога.

221

По-гречески elenxinos — «опровергатель».

222

АПл. III 129.

223

АПл. VII 19. Игра слов: Kronos — Кронос (имя бога), onos — «осел».

224

См. ниже, VI 80.

225

Источник знаменитой сентенции «omnia mea mecum porto» («все свое ношу с собой»), чаще приписываемой Бианту Приенскому (Цицерон. Парадоксы I 8).

226

Игра слов: kainou — «новый (плащ)» и kai nou «(плащ) и ум». Шутка повторена в VI 3.

227

АПл. V42.

228

Анахронизм: Менедем мог слушать только преемников Платона.

229

См. выше, II 105.

230

Способ наказания развратников, часто упоминаемый в комедии.

231

Смысл шутки не совсем ясен: возможно, она значит: «Ты мужик среди тонких людей и тонкий человек среди мужиков».

232

Начало известного софизма: «Ты перестал бить своего отца?» — Нет. — «Значит, ты бьешь своего отца».

233

Пословица (буквально: «убиваешь убитых»).

234

Ороп — пограничный город между Аттикой и Беотией, частый объект их раздоров.

235

Имеется в виду переход Эретрии от олигархического режима, поддерживаемого Кассандром, к демократическому, поддерживаемому Деметрием, по-видимому, после смерти Кассандра в 298 г. до н. э.

236

Седьмой день считался в античной медицине самым опасным для голодающих.

237

Ошибка: в 267 г. до н. э. Антигон (несомненно, по просьбе Менедема) восстановил в Эретрии демократию (конечно, под своим контролем), и Менедем умер на родине.

238

АПл. V 40.

КНИГА ТРЕТЬЯ

239

Ионийский праздник Фаргелий в конце мая. Приурочение дня рождения Платона к Аполлонову дню, по-видимому, искусственная комбинация, но очень древняя (так его праздновали ежегодно уже в Академии).

240

По Аполлодору, даты жизни Платона — 427–347 гг. до н. э., по Неандру — 429–347. Первая датировка считается более надежной.

241

Хорегия — финансирование театральных постановок («обучение хора») для праздника Дионисий: общественная повинность, налагавшаяся на богатых людей.

242

Платон, Соперники 132 а.

243

Образцы стихов Платона см. ниже, III 29–33.

244

Очевидная интерполяция (хотя и не отмеченная Лонгом): юношеские занятия Платона отнесены к месту его будущей славы.

245

Гомер. Ил. XVIII 392 («…ты надобен нынче Фетиде»). Ср. VI 95.

246

Ср. Аристотель. Метафизика I 6, 987 b 32.

247

Еврипид умер еще в 406 г. до н. э., и все предание о поездке Платона в Кирену и Египет представляется позднейшей легендой.

248

Еврипид. Ифигения в Тавриде 1193.

249

Гомер. Од. IV 231.

250

Пространно выписанное Диогеном Лаэртским сочинение Алкима, по-видимому, имело целью подчеркнуть преемственную связь Платона с пифагорейством, к которому принадлежал Эпихарм.

251

Платон. Государство VII 524 а 525.

252

Пересказываются положения Платона: «Феэтет» 181 bd; «Парменид» 129 d — 130 с; 133 с — 134 а; «Законы» XII, 965 be; «Федон» 100 d и далее; «Тимей» 52 а, 39 а.

253

Платон. Парменид 132 d.

254

Платон. Федон 96 b.

255

Т. е. в своих философских диалогах он использовал опыт комедийных диалогов Софрона.

256

Эгина в это время участвовала в Коринфской войне на стороне, враждебной Афинам.

257

В 372 г. до н. э., когда спартанские корабли погибли при волнении моря после землетрясения у берегов Ахайи.

258

Письмо (поздняя риторическая стилизация), по-видимому, имеет в виду не вторую, а третью поездку Платона.

259

Хабрий, афинский полководец, обвинялся в 366 г. до н. э. в сдаче Оропафиванцам.

260

Платон. Федр 230 е — 234.

261

Подробнее ниже, IX 40.

262

Афины находились под властью Митридата Понтийского в 88–86 гг. до н. э.

263

Игра слов, построенная на значении имени Платона — «широкий».

264

ПА VII 669 (пер. С. Соболевского) и 670 (пер. Л. Блуменау). Имя Астер означает «звезда».

265

ПА VII 99 (пер. Л. Блуменау).

266

ПА VII 100 (пер. О. Румера).

267

ПА VII 217.

268

ПА V 77–79 (пер. Л. Блуменау).

269

ПА VII 259, IX 39 (пер. Л. Блуменау), IX 44 (пер. О. Румера).

270

Тиран Дионисий Младший, потеряв власть, должен был доживать жизнь частным человеком в Коринфе.

271

Имеются в виду «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и малые диалоги Платона — «Лахет», «Хармид» и пр.

272

Платон. Законы III 694 с.

273

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе III 6, 1. Ср. выше, II 57.

274

Платон. Федон 59 be (ср. выше, II 65). Здесь же Платон признается, что и сам не был при кончине Сократа.

275

Ср. выше, II 60.

276

Платон. Апология 34 а, 38 b; «Федон» 59 b.

277

Сочинение Протагора ближе неизвестно. Ср. ниже, III 57.

278

«Федр» — не раннее произведение Платона, а принадлежит к зрелому периоду его деятельности (370-е гг. до н. э).

279

Платон. Законы V 808 b.

280

Там же, II 663 е.

281

См. прим. 6 к кн. II.

282

Вес чаш — ок. 700 и ок. 400 г; вес перстня с серьгой — ок. 20 г.

283

ПА VII 60–61 (перевод наш) и 62 (пер. Н. Кострова).

284

ПА VII 108–109.

285

Устойчивая, однако же фантастическая традиция, стремившаяся связать величайшего философа и величайшего оратора Греции; особенно часто напоминал об этом Цицерон.

286

Обращение к неизвестной покровительнице, для которой написана книга Диогена; см. вступ. статью.

287

Т. е. делать лишнее дело: сова была священной птицей Афины.

288

Повивальный — от того, что Сократ сравнивал свою диалектику с повивальным искусством, рождающим мысль.

289

Т. е. «Критий».

290

Афинский гость — в «Законах», элейский гость — в «Софисте» в «Политике».

291

Платон. Федон 70 d — 72 а.

292

Ср. X 14, где Эпикуру приписывается другое обращение.

293

См. Платон. Определения 414 b, Феаг 123 cd, Государство I, 340 е.

294

Отрывок из несохранившейся трагедии.

295

Система знаков на полях была разработана александрийскими учеными для изданий Гомера и потом перенесена на издания Платона.

296

Этот очерк учения Платона, составляющий первое «приложение» к его биографии, пересказывает в основном «Тимея», еще не привнося в него неоплатонических элементов.

297

Эти два круга следует представлять как пересекающиеся под углом круги экватора и эклиптики в небесной сфере; плоскость экватора, постоянная, считается ведущей и движется снаружи и вправо (т. е. на восток, к месту всякого рождения), а плоскость эклиптики, переменная, считается подчиненной и движется внутри и влево (т. е. от востока); первая соответствует единству разума, вторая многообразию чувств. Подробнее см.: Платон. Сочинения в 3-х т., т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 668–670.

298

Тот — бог, этот — мир; изложение неточное, по «Тимею» 33 b.

299

Испорченное место; перевод по конъектуре базельского изд. П. фон дер Мюля (и др.) 1907 г.

300

См. выше, III 70.

301

Этика Платона излагается в основном по его сочинениям: «Феэтет» (176 ас); «Государство» (X 613 а, 612 ab); «Федон» (69 а и далее); «Филеб» (63 d и далее) и др.

302

Определение прекрасного — в «Гиппии Большем»; правильность наименований — в «Кратиле».

303

Разделения, составляющие второе приложение к биографии Платона, составлены Диогеном по сочинению эллинистического времени, иногда ложно приписывавшемуся самому Аристотелю.

304

«Покупаемая за деньги» царская власть упоминается Платоном в «Государстве» VIII 544 d и Аристотелем в «Политике» II 8, 1273 а 36.

305

Кифаред — артист, который одновременно играет на кифаре и поет (см. также прим. 58 к кн. VI); кифарист — артист, который только играет на кифаре. Кифаристика считалась искусством менее почтенным.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

306

Рассказ о том, как Платон кротостью усмирял буйный нрав молодого Спевсиппа, передает Плутарх («О братской любви» 4910.

307

Анахронизм: свадьба македонского правителя Кассандра и царской родственницы Фессалоники

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн