других авторов с насмешками над Сократом.
171
Платон. Апология 23 е и далее.
172
Храм Матери богов на городской площади, служивший в Афинах государственным архивом.
173
Ср. Платон. Апология 24 b; Ксетфонт. Воспоминания о Сократе 1. 1.
174
Апокрифическое предание, как и предыдущий рассказ о Сократе и Лисий.
175
Бесплатный обед в Пританее (здание государственного совета) полагался в Афинах должностным лицам и в виде награды тем, кто отличился особыми заслугами перед государством. Таким образом, Сократ вместо наказания предлагает для себя ничтожно малый штраф или даже награду. См. Платон. Апология 36 d, 38 b.
176
АПл. IV 16. Оба стихотворения, конечно, позднейшие сочинения.
177
Несохранившаяся трагедия; к Сократу, конечно, не имеет отношения.
178
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 1, 4; ср. утверждение в 1. 1, 15.
179
Платон. Апология 26 de; рассуждает об их (физиков) предметах, по-видимому, в «Федоне» 97 b-99 с.
180
ПА VII 96.
181
Имя восстановлено предположительно; может быть, прозвище Гесиода, который считался соперником Гомера (?).
182
Ср. выше, 181.
183
Указание фантастическое.
184
Ксенофонту здесь приписаны речи Критобула из его «Пира» 4, 2.
185
Изложено по «Анабасису» III I, 4–7; дальнейший рассказ — тоже по «Анабасису» II 6, 21–28 и III 1, 31 (нападки на Менона и Аполлонида), VII 3 (предательство Севфа), V 3, 5–7 (дела с Мегабизом) и 18–23 (поселение в Скиллунте).
186
Агесилай с 396 г. до н. э. вел в Азии войну против персов, но в 394 г. восстания Афин, Фив, Коринфа и других городов Спарты (Коринфская война) заставили его возвратиться.
187
Ср. выше, II 13, об Анаксагоре.
188
См. ниже, 1162.
189
Сомнительное умозаключение, исходящее из того, что «Эллинская история» Ксенофонта представляет собой непосредственное (почти с полуфразы) продолжение «Истории» Фукидида.
190
Ср. ниже. III 34.
191
ПА VII 97 (восхожденье — буквальное значение слова «анабасис», т. е. «поход в глубь материка») и VII 98; мужи Краная и Кекропа, потомки древних аттических царей, — афиняне.
192
Т. е. без заглавий и оглавлений. Их перечисление дает словарь Суды; высказывалось предположение, что псевдоплатоновские диалоги «Аксиох», «Эриксий» и «О добродетели» принадлежат Эсхину.
193
См. выше, 1155.
194
В Мегарах Сицилийских, во время поездки к Дионисию.
195
В позднеантичном сборнике риторических стилизаций «Письма сократиков» имеется пять писем от лица Эсхина.
196
Речь не сохранилась.
197
За это Аристотель («Метафизика» III, 2, 996 а 32) причисляет Аристиппа к софистам.
198
Ксетфонт. Воспоминания о Сократе II 1; III 8.
199
Платон. Федон, 59 be; см. ниже, III 36, — очевидно, III книга Диогена была написана раньше, чем II.
200
Старший или Младший Дионисий имеется в виду в анекдотах об Аристиппе — не вполне ясно.
201
Намек на учение Аристиппа об ощущении («внутреннем осязании»).
202
Обол — мелкая медная монета, одна шестая часть драхмы.
203
Ср. ниже, II 102 (о Феодоре), VI 58 (о Диогене).
204
Т. е. по неписаным законам естества.
205
В части рукописей этот анекдот помещен в II 76.
206
Сиденья в греческих театрах были каменные.
207
Ср. ниже, VI 32.
208
Ср. ниже, VI 30.
209
Еврипид. Вакханки, 836 (реплика Пенфея, пер. И. Анненского) и 317 (реплика Тиресия, пер. Ф. Зелинского).
210
Игра слов: paideia — «ученые», paidia «забава».
211
Софокл, отрывок из неизвестной трагедии. Плутарх («Как читать поэтов», 12) приписывает эту перефразировку Зенону.
212
Ошибка: Птолемаида — город, основанный много позднее.
213
Диоген путает двух философов по имени Анникерид; продажа Платона в рабство (см. ниже, III 20) происходила гораздо раньше.
214
Погребальный плач — френос, составная часть многих классических трагедий.
215
Имя Theodores — производное от слова theos — бог.
216
Ср. ниже, VI 42.
217
Ср. выше, II 68.
218
По-видимому, в междоусобной войне между Элидой и Спартой в 400 г. до н. э.
219
Или Кебету (Геллий. Аттические ночи II 18). Афиней («Пир софистов» XI 131, 505 е) передает сплетню, будто Платон вновь пытался обратить Федона в рабство.
220
Эти знаменитые софизмы (которыми отчасти занимались еще элеаты) таковы. «Лжец»: если лжец говорит «я лгу», то он лжет; стало быть, он не лжет, а говорит правду; но если он говорит правду, значит, он действительно лжет, и т. д. «Спрятанный», «Человек под покрывалом», «Электра» — варианты одной и той же ситуации: перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом; стало быть, она его и знает и не знает. «Куча», «Лысый»: если к зерну добавлять по одному зерну, то с которого зерна начнется куча? если человек теряет волос за волосом, то с которого волоса он становится лысым? «Рогатый»: чего ты не потерял, то ты имеешь; ты не потерял рогов, стало быть, ты имеешь рога.
221
По-гречески elenxinos — «опровергатель».
222
АПл. III 129.
223
АПл. VII 19. Игра слов: Kronos — Кронос (имя бога), onos — «осел».
224
См. ниже, VI 80.
225
Источник знаменитой сентенции «omnia mea mecum porto» («все свое ношу с собой»), чаще приписываемой Бианту Приенскому (Цицерон. Парадоксы I 8).
226
Игра слов: kainou — «новый (плащ)» и kai nou «(плащ) и ум». Шутка повторена в VI 3.
227
АПл. V42.
228
Анахронизм: Менедем мог слушать только преемников Платона.
229
См. выше, II 105.
230
Способ наказания развратников, часто упоминаемый в комедии.
231
Смысл шутки не совсем ясен: возможно, она значит: «Ты мужик среди тонких людей и тонкий человек среди мужиков».
232
Начало известного софизма: «Ты перестал бить своего отца?» — Нет. — «Значит, ты бьешь своего отца».
233
Пословица (буквально: «убиваешь убитых»).
234
Ороп — пограничный город между Аттикой и Беотией, частый объект их раздоров.
235
Имеется в виду переход Эретрии от олигархического режима, поддерживаемого Кассандром, к демократическому, поддерживаемому Деметрием, по-видимому, после смерти Кассандра в 298 г. до н. э.
236
Седьмой день считался в античной медицине самым опасным для голодающих.
237
Ошибка: в 267 г. до н. э. Антигон (несомненно, по просьбе Менедема) восстановил в Эретрии демократию (конечно, под своим контролем), и Менедем умер на родине.
238
АПл. V 40.
КНИГА ТРЕТЬЯ
239
Ионийский праздник Фаргелий в конце мая. Приурочение дня рождения Платона к Аполлонову дню, по-видимому, искусственная комбинация, но очень древняя (так его праздновали ежегодно уже в Академии).
240
По Аполлодору, даты жизни Платона — 427–347 гг. до н. э., по Неандру — 429–347. Первая датировка считается более надежной.
241
Хорегия — финансирование театральных постановок («обучение хора») для праздника Дионисий: общественная повинность, налагавшаяся на богатых людей.
242
Платон, Соперники 132 а.
243
Образцы стихов Платона см. ниже, III 29–33.
244
Очевидная интерполяция (хотя и не отмеченная Лонгом): юношеские занятия Платона отнесены к месту его будущей славы.
245
Гомер. Ил. XVIII 392 («…ты надобен нынче Фетиде»). Ср. VI 95.
246
Ср. Аристотель. Метафизика I 6, 987 b 32.
247
Еврипид умер еще в 406 г. до н. э., и все предание о поездке Платона в Кирену и Египет представляется позднейшей легендой.
248
Еврипид. Ифигения в Тавриде 1193.
249
Гомер. Од. IV 231.
250
Пространно выписанное Диогеном Лаэртским сочинение Алкима, по-видимому, имело целью подчеркнуть преемственную связь Платона с пифагорейством, к которому принадлежал Эпихарм.
251
Платон. Государство VII 524 а 525.
252
Пересказываются положения Платона: «Феэтет» 181 bd; «Парменид» 129 d — 130 с; 133 с — 134 а; «Законы» XII, 965 be; «Федон» 100 d и далее; «Тимей» 52 а, 39 а.
253
254
Платон. Федон 96 b.
255
Т. е. в своих философских диалогах он использовал опыт комедийных диалогов Софрона.
256
Эгина в это время участвовала в Коринфской войне на стороне, враждебной Афинам.
257
В 372 г. до н. э., когда спартанские корабли погибли при волнении моря после землетрясения у берегов Ахайи.
258
Письмо (поздняя риторическая стилизация), по-видимому, имеет в виду не вторую, а третью поездку Платона.
259
Хабрий, афинский полководец, обвинялся в 366 г. до н. э. в сдаче Оропафиванцам.
260
Платон. Федр 230 е — 234.
261
Подробнее ниже, IX 40.
262
Афины находились под властью Митридата Понтийского в 88–86 гг. до н. э.
263
Игра слов, построенная на значении имени Платона — «широкий».
264
ПА VII 669 (пер. С. Соболевского) и 670 (пер. Л. Блуменау). Имя Астер означает «звезда».
265
ПА VII 99 (пер. Л. Блуменау).
266
ПА VII 100 (пер. О. Румера).
267
ПА VII 217.
268
ПА V 77–79 (пер. Л. Блуменау).
269
ПА VII 259, IX 39 (пер. Л. Блуменау), IX 44 (пер. О. Румера).
270
Тиран Дионисий Младший, потеряв власть, должен был доживать жизнь частным человеком в Коринфе.
271
Имеются в виду «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и малые диалоги Платона — «Лахет», «Хармид» и пр.
272
Платон. Законы III 694 с.
273
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе III 6, 1. Ср. выше, II 57.
274
Платон. Федон 59 be (ср. выше, II 65). Здесь же Платон признается, что и сам не был при кончине Сократа.
275
Ср. выше, II 60.
276
Платон. Апология 34 а, 38 b; «Федон» 59 b.
277
Сочинение Протагора ближе неизвестно. Ср. ниже, III 57.
278
«Федр» — не раннее произведение Платона, а принадлежит к зрелому периоду его деятельности (370-е гг. до н. э).
279
Платон. Законы V 808 b.
280
Там же, II 663 е.
281
См. прим. 6 к кн. II.
282
Вес чаш — ок. 700 и ок. 400 г; вес перстня с серьгой — ок. 20 г.
283
ПА VII 60–61 (перевод наш) и 62 (пер. Н. Кострова).
284
ПА VII 108–109.
285
Устойчивая, однако же фантастическая традиция, стремившаяся связать величайшего философа и величайшего оратора Греции; особенно часто напоминал об этом Цицерон.
286
Обращение к неизвестной покровительнице, для которой написана книга Диогена; см. вступ. статью.
287
Т. е. делать лишнее дело: сова была священной птицей Афины.
288
Повивальный — от того, что Сократ сравнивал свою диалектику с повивальным искусством, рождающим мысль.
289
Т. е. «Критий».
290
Афинский гость — в «Законах», элейский гость — в «Софисте» в «Политике».
291
Платон. Федон 70 d — 72 а.
292
Ср. X 14, где Эпикуру приписывается другое обращение.
293
См. Платон. Определения 414 b, Феаг 123 cd, Государство I, 340 е.
294
Отрывок из несохранившейся трагедии.
295
Система знаков на полях была разработана александрийскими учеными для изданий Гомера и потом перенесена на издания Платона.
296
Этот очерк учения Платона, составляющий первое «приложение» к его биографии, пересказывает в основном «Тимея», еще не привнося в него неоплатонических элементов.
297
Эти два круга следует представлять как пересекающиеся под углом круги экватора и эклиптики в небесной сфере; плоскость экватора, постоянная, считается ведущей и движется снаружи и вправо (т. е. на восток, к месту всякого рождения), а плоскость эклиптики, переменная, считается подчиненной и движется внутри и влево (т. е. от востока); первая соответствует единству разума, вторая многообразию чувств. Подробнее см.: Платон. Сочинения в 3-х т., т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 668–670.
298
Тот — бог, этот — мир; изложение неточное, по «Тимею» 33 b.
299
Испорченное место; перевод по конъектуре базельского изд. П. фон дер Мюля (и др.) 1907 г.
300
См. выше, III 70.
301
Этика Платона излагается в основном по его сочинениям: «Феэтет» (176 ас); «Государство» (X 613 а, 612 ab); «Федон» (69 а и далее); «Филеб» (63 d и далее) и др.
302
Определение прекрасного — в «Гиппии Большем»; правильность наименований — в «Кратиле».
303
Разделения, составляющие второе приложение к биографии Платона, составлены Диогеном по сочинению эллинистического времени, иногда ложно приписывавшемуся самому Аристотелю.
304
«Покупаемая за деньги» царская власть упоминается Платоном в «Государстве» VIII 544 d и Аристотелем в «Политике» II 8, 1273 а 36.
305
Кифаред — артист, который одновременно играет на кифаре и поет (см. также прим. 58 к кн. VI); кифарист — артист, который только играет на кифаре. Кифаристика считалась искусством менее почтенным.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
306
Рассказ о том, как Платон кротостью усмирял буйный нрав молодого Спевсиппа, передает Плутарх («О братской любви» 4910.
307
Анахронизм: свадьба македонского правителя Кассандра и царской родственницы Фессалоники