Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

(важный политический акт, знаменовавший его шаг к царскому престолу) произошла только в 316 г., много после смерти Спевсиппа.

308

Другая цитата из того же фиктивного письма — у Афинея («Пир софистов» VII 279 е).

309

На Спевсиппа по ошибке перенесен рассказ о носильщике Протагоре. См. ниже, IX 53.

310

ПА VII 101

311

Плутарх (Сулла, 36) перечисляет знаменитых людей, умерших от вшивости (болезнь, при которой будто бы разлагающиеся части тела превращались во вшей), но Спевсипп среди них не упоминается.

312

По-видимому, ошибочное удвоение имени в рукописи.

313

Ходячее сравнение; такие же слова приписывались Исократу о двух его учениках — историках Эфоре и Феопомпе. Ср. также ниже, V 39.

314

Второй день Анфестерий, праздника молодого вина в начале марта; награда давалась тому, кто первый выпьет большую кружку.

315

Гомер. Од. Х 383–385.

316

«Две рукоятки философии» — арифметика и геометрия, поясняет Суда. Не шерстобитня, а портняжная, т. е. место для тонкой работы (толкование Казобона).

317

Пифагорейский обычай. Ксенократу приписывается известное изречение: «Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном никогда» (Валерий Максим. Речения и деяния знаменитых людей VII 2). Плутарх приписывает эти слова Симониду.

318

Как уроженец Халкедона, Ксенократ был в Афинах неполноправным гражданином (метэком) и облагался небольшой податью. По Плутарху («Фокион», 29), ему предлагали гражданство, но он ответил: «Я не могу его принять, после того как я был в посольстве, согласившемся лишить ваш город свободы».

319

ПА VII 102.

320

Пропуск в тексте (может быть: «второй наш философ…»).

321

«Обращение Полемона» — один из самых популярных анекдотов о философах; ср., напр., Лукиан. Дважды обвиненный, 16, где о Полемоне спорят Философия и Пьянство.

322

См. ниже, IV 24.

323

Отрывок из несохранившейся комедии.

324

Т. е. как спартанец.

325

Отрывки из несохранившихся комедий. Молосский пес (охотничья порода) и неподслащенный хмельсимвол поэтической силы.

326

АПл. II 380.

327

ПА VII 103. Антагор Родосский сам был современником Полемона и Кратета.

328

См. ниже, IV 29.

329

Отрывок из неизвестной трагедии.

330

АПл. II 28.

331

Несохранившаяся трагедия Еврипида.

332

АПл. III 60.

333

«Все мы читали книгу «О страдании» Крантора из Древней Академии — невеликую, но поистине золотую, ту самую, которую Панэтий советовал Туберону выучить наизусть от слова до слова» (Цицерон. Академика первая II 44).

334

АПл. II 381.

335

Т. е. он сделал учение Академии из догматического скептическим.

336

Несохранившаяся трагедия Еврипида.

337

АПл. III 56.

338

АПл. II 382.

339

«Аркесилай утверждал, что ничего на свете нельзя познать, даже того, что оставил для познания Сократ» (т. е. «я знаю, что ничего не знаю»), — пишет Цицерон («Академика» I 12, 45).

340

Пародия на стих «Илиады» VI 181 со знаменитым описанием чудовища Химеры: «Передом дев, и задом дракон, и коза серединой». Упоминаемый Диодор — киренаик Диодор Кронос, о котором см. биографию Аристиппа.

341

Пародия на стих «Одиссеи» V 346.

342

Текст стиха испорчен, перевод предположительный.

343

Реплики из несохранившейся трагедии.

344

Из несохранившейся трагедии Еврипида.

345

Несохранившаяся трагедия Софокла. Обыгрывается двойное значение слова tokos «приплод» животного и «прирост» процентов на ссуду.

346

Не совсем ясное место; перевод по толкованию Хикса.

347

Мунихий — см. прим. 109 к I. Македонские симпатии Аркесилая видны и далее, IV 41.

348

ПА VII 104.

349

АПл. III 9.

350

Анахронизм: следует читать «126» (Дильс) или «128» (Якоби).

351

Т. е. из греческих колоний в Северном Причерноморье (Борисфен — нынешний Днепр).

352

Гомер. Од. Х 325.

353

Гомер. Ил. VI 211.

354

Ср. ниже, VI 3 об Антисфене: тот же рассказ у Геллия (VII) о Бианте.

355

Амфиарай, участник похода Семерых против Фив, был после поражения заживо поглощен землей.

356

Перевод по чтению Кобета paraka ‹I› onto.

357

Родос славился риторской школой; впоследствии там учился Цицерон.

358

Еврипид. Ипполит 424.

359

Перевод по чтению Рейске, proeireto.

360

Пародия на стихи «Илиады» III 182.

361

АПл. V 37.

362

Хронологические данные о схолархате Лакида у Диогена Лаэртского сбивчивы.

363

ПА VII 105. Лиэй (Разрешитель) — одно из прозвищ Диониса.

364

Пародия стоической шутки о Хрисиппе, приводимой ниже, VII 183.

365

По-видимому, указание на то, что Карнеад выступал не только в саду Академии, но и, как многие греческие философы, в публичных гимнасиях.

366

По «Одиссее» IV 384 и II 268.

367

Гомер. Ил. 1152.

368

АПл. V 39.

КНИГА ПЯТАЯ

369

Т. е. был он из рода потомственных врачей, возводимого к богу врачевания Асклепию. Македонский царь Аминта III, спец Филиппа Македонского, правил в 390–369 гг. до н. э.

370

Аристотель в это время жил при македонском дворе наставником Александра и вернулся в Афины только через четыре года.

371

«Перипатос» — крытая галерея, вроде портика, для прогулок вокруг двора. Уже Платон имел обыкновение вести беседы, прогуливаясь (Аммоний. Комментарии к «Категориям» 3, 8), и школа его изредка называлась «перипатосом».

372

Пародия стиха из несохранившейся трагедии Еврипида «Филоктет»: переодетый Одиссей, присланный лазутчиком к Филоктету, с подобными словами открывает себя, будучи не в силах слышать, как троянцы убеждают Филоктета принять их сторону против греков. Чаще цитируется в форме «…коль Исократ болтает!» — и связывается с соперничеством между философской школой Аристотеля и риторической — Исократа.

373

Стагир был разрушен Филиппом Македонским в 349 г. в войне против афинян.

374

Гомер. Ил. XVIII 95.

375

Так называемый «заговор пажей», знатных юношей из свиты царя, недовольных преобразованиями македонского двора на персидский лад. Каллисфен и другие философы сопровождали царя отчасти для воспитания именно этих молодых людей.

376

Иерофант, верховный жрец в элевсинских таинствах Деметры.

377

АПл. III 48.

378

АПл. VII 107.

379

Пародия на «Одиссею» VII 120 («…на яблоке яблоко зреет»). В подлиннике — игра словом sykon «смоква»: профессиональные ябедники в Афинах назывались «сикофанты» (первоначально они надзирали за тем, чтобы из Афин не вывозились смоквы).

380

Может быть, следует читать «Анаксарха», как у Плутарха («Александр», 8).

381

АПл. II 46. Борбор — речка близ Атарнея. Последние два стиха отсутствуют в рукописях и дополняются по другим источникам (Евсевий, Плутарх).

382

Диоген сообщает завещания всех схолархов-перипатетиков, извлеченные, несомненно, из сборника Аристона Кеосского, V 64.

383

Никанор — приемный сын Аристотеля; далее в завещании упоминаются: Пифиада — умершая жена Аристотеля, дочь — от Пифиады, Герпиллида — наложница Аристотеля, Никомах — сын от нее.

384

Ср. ниже, V 21.

385

Имя Диоген означает «рожденный Зевсом» (частый гомеровский эпитет). К небесам поднимали новорожденных младенцев. Аристотель шутит, что смоквы достойны благоговения, потому что исходят от Диогена, как сам Диоген — от Зевса.

386

Ср. I 69, II 69.

387

Сентенция, восходящая к Демокриту и через Цицерона («За Архия» 7, 16) перешедшая в известную похвалу наукам в ломоносовской оде 1747 г.

388

См. Аристотель. Евдемова этика VII 12, 1245 b 20; Никомахова этика IX 10, 6, 1171 в 15–16.

389

«Методика» — весь корпус логических сочинений Аристотеля («Органон»), в который входит и «Топика» и «Аналитика».

390

Аристотель. Никомахова этика I 1098 а 16–20.

391

Аристотель. О душе II 1, 412 b 27.

392

Может быть, это один из собеседников в «Пармениде» Платона.

393

Подробности неизвестны; по-видимому, это одна из попыток антимакедонской партии в Афинах выступить против промакедонской позиции Ликея.

394

Конечно, в общем счете, а не одновременно.

395

Перевод по конъектуре Апельта и Уайза.

396

Возможен перевод: обзывает себя педантом, «кабинетным ученым» (толкование Регенбогена).

397

Ср. выше, IV 6.

398

ПА VII 110.

399

У Цицерона («Тускуланские беседы» III 28, 69) Феофраст, умирая, сетует, что природа дала такую долгую жизнь оленям и воронам, которым она бесполезна, и такую короткую — человеку, которому она так нужна.

400

На родине, в Эресе; святилище, в Ликее. Именно Феофраст на свои средства отстроил Ликей так, что он стал философской школой на несколько столетий.

401

По-видимому, это указывает, что Феофраст сопровождал Аристотеля в Македонию и жил в его родном городе.

402

Цифра испорчена, восстанавливается предположительно.

403

ПА VII 111.

404

Пропуск в тексте.

405

Местный праздник в Троаде.

406

См. выше, IV 41.

407

ПА VII 112.

408

Т. е. «перипатос» ликейского училища.

409

Гарпал, казначей Александра Македонского, бежал в Афины с большими деньгами в 324 г. до н. э.; вопрос о том, выдавать его или нет, был предметом политических прений между промакедонской и антимакедонской партиями.

410

Деметрий Фалерский вслед за Аристотелем и другими перипатетиками держался македонской ориентации афинской политики; поэтому он был утвержден правителем Афин, когда над Грецией господствовал Кассандр Македонский, и пал, когда это господство стал оспаривать Деметрий Полиоркет, сын азиатского правителя Антигона (упоминаемого ниже, 78).

411

Евридика — первая, Береника — вторая жена Птолемея I; на престол притязали сын Евридики Птолемей Керавн и сын Береники Птолемей Филадельф; царь высказался в пользу младшего, вопреки советам Деметрия Фалерского.

412

ПА VII 113.

413

Деметрий считался последним в каноне десяти классических афинских ораторов.

414

Имеются в виду «гермы» — столбы на перекрестках с головой и передом Гермеса (обычно, впрочем, без плащей).

415

Игра слов: pontikos — pompikos (важный).

416

Анахронизм: тиран Клеарх Гераклейский (слывший учеником Платона и Исократа) правил в 375–364 гг. до н. э., когда Гераклид был в Афинах.

417

Здесь на Гераклида перенесена легенда об Эмпедокле.

418

ПА VII 114.

419

Все анекдоты о Гераклиде, приводимые у Диогена Лаэртского и рисующие его напыщенным шарлатаном, восходят к перипатетикам, не любившим Гераклида за его связь с Академией, и к эпикурейцам, полемизировавшим против всей доэпикуровской догматики.

КНИГА ШЕСТАЯ

420

Культ Кибелы, Матери богов, пришел в Грецию из Малой Азии.

421

Ср. выше, II 31.

422

Потом Антисфен сам нападал на Горгия (Афиней. Пир софистов V 220 d).

423

Около 8 км от Пирейского порта до Афин.

424

Кир Старший, трудолюбие которого описано в «Воспитании Кира» Ксенофонта.

425

Та же игра слов, что и выше, II 118 и прим. 107 к кн. II.

426

Ср. выше, IV 48. В подлиннике игра слов koinen — poinen.

427

Это изречение обычно связывается с именами царей (напр., Плутарх. Александр, 41).

428

Киник считает себя атлетом, как борец с пороками.

429

Т. е. за малую плату ты мог бы нанять гетеру.

430

Игра слов: korakes — «вороны», kolakes «льстецы».

431

Ср. ниже, VI 8.

432

Ср. выше, II 68.

433

Ср. слова Сократа у Платона («Федр» 260 be).

434

Ср. выше, 1136.

435

По-видимому, это свидетельствует, что Антисфен брал плату с учеников и еще не жил, как нищий.

436

Буквально «Зоркий пес» — название гимнасия при храме Геракла.

437

«Трибон» — грубый короткий плащ спартанского образца, который киники носили, надев на голое тело, наряду с нищенским посохом и сумой как знак простоты своей жизни; ср. выше, IV 6 и далее. VI 2.2.

438

Ксенофонт. Пир 4, 61–64.

439

ПА IX 496.

440

Текст испорчен, перевод по смыслу.

441

Имеется в виду «Пир» Ксенофонта, одним из персонажей которого выступает Антисфен.

442

Т. е. свитков (Бирт) или кодексов (Ричль).

443

ПА VII 115.

444

По-гречески одно и то же слово (nomisma) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Ср. ниже, VI 71.

445

Портик Зевса — на афинской агоре (главной площади); Помпейон — склад утвари для торжественных процессий у Дипилонских ворот.

446

Простат, покровитель метэков-иноземцев.

447

Так называемый «Метроон» на афинской агоре, упомянутый выше (II 40). Глиняные круглые бочки (пифосы) служили в Греции для хранения зерна и вина.

448

Игра слов: schole — chole далее diatribe — katatribe.

449

Т. е. театральные зрелища.

450

Плоды оливкового дерева были дешевым общераспространенным кушаньем; в Аттике культура оливок была особенно развита и находилась под покровительством государства.

451

Выражение принять участие (metaschein) взято из Плато-нова учения об идеях и «причастности» к ним конкретных вещей (ср. ниже, VI 53); Диоген насмешливо дает понять, что такая «причастность» лишь пустое слово.

452

Групповая игра — спортивное упражнение в палестре.

453

Возможный вариант перевода: «Он хвалил тех, кто хотел жениться и не хотел жениться…».

454

Скорее всего, рассказ о продаже Диогена в рабство выдуман по аналогии с рассказом о продаже Платона в рабство и восходит к популярным сочинениям Мениппа. Дион Хрисостом, много рассказывавший о Диогене, об этом не упоминает. Рассказ о

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн