в тайных знаниях; отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).
628
Геродот. Ист. IV 95.
629
См. выше, I 118–119.
630
Креофилиды — род аэдов (эпических певцов) на Самосе, подобный роду Гомеридов на Хиосе.
631
Гомер. Ил. 16, 806 и далее.
632
Возможен перевод: «…и, отобрав, эти сочинения создал…» (двусмысленность в подлиннике).
633
Точнее об этом: Ямвлих. Жизнь Пифагора, 72–73; сперва три года испытаний, потом пять лет ученичества в молчании и из-за занавеси, потом доступ к эзотерическому учению.
634
Культ Аполлона Гиперборейского — наиболее мистический из культов Аполлона, ср. Порфирий, 28.
635
Эпитеты греческих богинь во многих культах; подробнее об этом см.: Ямвлих, 56.
636
Т. е. открыл зависимость изменения высоты тона от длины колеблющейся струны (монохорд — малоупотребительный инструмент с одной струной).
637
Примирение этого рассказа о гекатомбе (жертве в 100 быков) и традиционного пифагорейского вегетарианства см. у Порфирия, 36, и ниже, VIII 53.
638
ПА VII 119.
639
Знаменитый делосский алтарь из рогов жертвенных животных, заложенный Тесеем после убийства Минотавра.
640
Ср. ниже, IX -23. Геспер и Фосфор — названия вечерней и утренней Венеры.
641
Испорченное место, перевод по конъектуре Кобета.
642
Этот промежуток между двумя метампсихозами, вероятно, искажен из 216 (=63 «психогоническое число» пифагорейцев). Таким образом, Пифагор должен был жить под именем Пирра в VIII в., Гермотима — в XI в., Евфорба — в XIII в. до н. э., к которому приблизительно было относимо время падения Трои.
643
Перечисляются местные италийские племена; из римлян пифагорейцем считался преемник Ромула, царь Нума Помпилий.
644
См. выше. III 9 и VIII 84.
645
Несколько иначе у Порфирия, 4.
646
Это — пифагорейские «акусмы» (откровения) и «символы» (средства узнания); ср. Порфирий, 41–42.
647
В большинстве источников (напр., Порфирий, 42) — наоборот, «не сваливать, а взваливать»; Диоген Лаэртский дает чтение менее философски-символичное и более человечески-бытовое.
648
В большинстве источников — наоборот, «по торным тропам не ходить», ошибка такого же рода.
649
Рыбы, («эрифии», «меланур» и морская ласточка — «тригла»), посвященные подземным богам (Ямвлих, 109).
650
pelargan, редкое слово.
651
См. выше, IX 8.
652
Пифагор значит «убеждающий речью». Этимология, связывающая его с культом Аполлона Пифийского.
653
Пространнее см. Порфирий, 40.
654
В большинстве источников единица соответствует точке, двойка — линии (два ее конца), тройка — плоскости (три вершины треугольника), четверка объему (четыре вершины пирамиды — тетраэдра). Диоген выражается неясно.
655
Ихор — всякая органическая жидкость (первоначально — «кровь богов», упоминаемая, ниже, IX 60, в гомеровской цитате).
656
Horkios, одно из прозвищ Зевса.
657
Дильс и Лонг предполагают здесь лакуну.
658
Стих из несохранившейся комедии.
659
ПА VII 120.
660
Килон, о котором см.: Порфирий, 54–56.
661
Версия Дикеарха подробнее у Порфирия, 56–57.
662
По-видимому, речь идет о торжествах в Кротоне после изгнания пифагорейцев.
663
Ср. Геродот. Ист. I 8, 3.
664
Натянутая этимология: gyne — «женщина» и aischyne — «стыд».
665
См. выше, VIII 10, о возрастах по 20 лет.
666
ПА VII 121; АПл. V 34–35; ПА VII 122.
667
Т. е. девять — десять смен руководителей школы за 200 лет между Пифагором (ок. 500 г. до н. э.) и Аристоксеном (ок. 300 г. дон. э.).
668
48-я олимпиада — 588 г. до н. э.
669
АПл. III 35.
670
Ср. выше, II 46. Подробнее о заговоре Килона против пифагорейцев см. у Порфирия.
671
АПл. III 16. Альтис — священная ограда Зевса в Олимпии, место олимпийских игр.
672
71-я олимпиада — 496 г. до н. э.
673
Речь идет о походе афинян на Сиракузы в 415 г.
674
Т. е. Эмпедокл-дед был пифагорейцем-вегетарианцем.
675
Все отрывки из Эмпедокла даются в переводах Г. Якубаниса (по изд.: Лукреций. О природе вещей, т. II. М., 1947) с небольшими изменениями.
676
Несохранившееся сочинение Аристотеля. Ср. Аристотель. Риторика, 1354 а 1; Секст Эмпирик. Против разных наук, VII 6–7.
677
Поэтом-трагиком был внук Эмпедокла, носивший то же имя.
678
ПА VII 508, под именем Симонида.
679
АПл. V4.
680
Тысячное собрание — верховный орган власти обычный в умеренно демократических государствах (как в Афинах Совет пятисот).
681
Диоген сообщает пять версий рассказа о смерти Эмпедокла (Гераклида с Гермиппом, Гиппобота, Диодора, Тимея и Неанфа с Телавгом), начиная от наиболее разукрашенных и кончая наиболее простыми. Легенда об апофеозе Эмпедокла на Этне перенесена на философа из мифа о самосожжении и апофеозе Геракла.
682
Мегары Гиблейские в Сицилии.
683
Синхронизация расцвета Эмпедокла (40 лет) с основанием Фурий в 444 г. до н. э.; отсюда аполлодоровская хронология его жизни, 484–424. Но многие ученые предпочитают датировку ок. 494–434 гг.
684
Гомер. Од. XI 278.
685
ПА VII 123–124.
686
ПA VII 125.
687
Краестишия (акростихи) были способом поэтической тайнописи. Ср. V 93.
688
См. выше, III 21–22.
689
Оба письма фиктивны и сочинены для подтверждения авторитета какого-то позднего сочинения, приписанного легендарному пифагорейцу Океллу Луканскому. В сборнике писем Платона кроме этого письма (XII) к Архиту обращено письмо IX.
690
Платон. Государство VII 528 b (имя Архита, однако, Платоном не упомянуто).
691
Алкмеон утверждает, что большинство свойств, с которыми имеют дело люди, составляют пары: «…например, белое — черное, сладкое — горькое, хорошее дурное…» (Аристотель. Метафизика I 5, 986 а 22 — b4).
692
Лакуна, дополненная Дильсом.
693
См. выше, III 9. Ошибка Диогена Лаэртского (при списывании из источника): покушался на тиранию не Филолай, а Дион.
694
ПА VII 126.
695
Ср. выше, VI 2, об Антисфене.
696
Аристотель. Никомахова этика Х 2, 1172 b 9.
697
Дионисии и Леней — афинские праздники, сопровождавшиеся драматическими состязаниями.
698
ПА VII 744.
КНИГА ДЕВЯТАЯ
699
Такому наказанию подвергались состязатели, уличенные в плутовстве.
700
По фантастической легенде, этот Гермодор стал потом советником при римских законодателях-децемвирах: статуя его стояла на римском форуме (Плйний XXXIV 21).
701
ПА VII 127.
702
См. выше, II 22.
703
ПА VII 128 (пер. Л. Блуменау).
704
ПА IX 540.
705
ПА VII 80 (пер. Л. Блуменау).
706
Лакуна, дополненная по Дильсу.
707
Ошибка: имеется в виду Анаксимен.
708
Знаменитое изречение, приписывавшееся многим мудрецам, вплоть до баснописца Эзопа.
709
Ср. выше, II 13.
710
Пер. С. Трубецкого.
711
Ср. выше, VIII 14.
712
Известная апория об Ахиллесе и черепахе, разработанная далее Зеноном.
713
Ср. ниже, IX 15. Рассказ о том, как абдериты сочли Демокрита сумасшедшим и пригласили Гиппократа, чтобы его лечить, а Гиппократ, побеседовав с ним, объявил абдеритам, что Демокрит не только здоров, но и мудр, был широко известен в древности, однако не упоминается у Диогена в разделе о Демокрите.
714
Во время восстания Самоса против Афин в 441 г. до н. э.; как Мелисс был в этой войне избран флотоводцем за свои успехи в философии, так со стороны афинян Софокл — за свои успехи в трагедии.
715
Платон. Парменид 127 b; Софист 216 а; Фсдр 261 d. Паламед — один из греческих героев под Троей, соперник Одиссея в уме и изобретательности.
716
Ср. выше, VIII 57.
717
Диодор, писавший по источникам IV в. до н. э., уже передает эту легенду как общеизвестную (X, 18).
718
Перенос на Зенона легенды об Анаксархе (см. ниже, IX 59).
719
ПА VII 129.
720
Ср. выше, 1Х23.
721
См. выше, VII 35.
722
Лакуна, частично восполненная Дильсом.
723
Геродот упоминает о пребывании Ксеркса в Абдере в VII 109 и VIII 120.
724
Псевдо-Платон. Соперники 136 а. Пятиборьем в греческом спорте назывались борьба, бег, прыжок и метание копья и диска.
725
Phantasiai — «продукты фантазии» (Лурье); в данном случае — прежде всего привидения.
726
Перенос на Демокрита рассказа о мнимом старческом безумии Софокла.
727
Дата взятия Трои (см. 1, прим. 4) в эпоху Демокрита была еще не общепринята, поэтому даты жизни Демокрита сомнительны: наряду с Аполлодоровой датировкой ок. 460–366 гг. до н. э. — многие исследователи (в том числе Лурье) принимают Фрасиллову — ок. 470–366 гг. до н. э.
728
Трехдневный праздник в конце сентября в честь Деметры и Персефоны.
729
Цифра преувеличена (ср. 104 года у псевдо-Лукиана, II 46 е. «Долгожители», 18, и выше, IX 39). Вариант легенды у Афинея — что Демокрит питался испарениями меда.
730
ПА VII 57 (пер. С. Лурье с небольшими изменениями).
731
Видности (eidola) — неожиданный здесь эпикурейский термин.
732
Текст заглавия испорчен, все восстановления одинаково темны.
733
734
Платон. Феэтет, 152 а и далее.
735
Платон. Евфидем, 286 с.
736
Легенда, подробно рассказанная у Геллия (V 3), говорит, что Демокрит был поражен, увидев дровоноса, складывавшего дрова в вязанку наилучшим геометрическим образом, и узнав, что он дошел до этого сознательно и самостоятельно; этим дровоносом оказался Протагор.
737
См. выше, IX 51.
738
ПА VII 130.
739
Анахронизм, по-видимому, опять из-за путаницы имен Анаксимена и Анаксагора.
740
Ср. легенду о Зеноне (выше, IX 26–27).
741
ПА VII 133.
742
Гомер. Ил. V 340. Ср. выше, VIII, прим. 29.
743
Плутарх. Александр, 28.
744
Еврипид. Орест, 271.
745
Не совсем ясная фраза — Дильс предполагает здесь лакуну.
746
Из нескольких известных фракийских царей, носивших имя Котиса, ни один при Пирроне не правил. По-видимому, Диоген Лаэрций спутал Пиррона с Пифоном из фракийского Эноса, учеником Платона.
747
Гомер. Ил. VI 146 и далее XXI 106–107.
748
Пер. В. В. Вересаева.
749
Еврипид. Умоляющие, 734–736.
750
Тимей, 40 d.
751
Из несохранившейся трагедии Еврипида «Полиид».
752
Гомер. Ил. XX 248–250.
753
Дальнейшее изложение — по Сексту Эмпирику, «Пирроновы положения», I 188–205.
754
Т. е. скептики (по-видимому, выражение источника, использованного Диогеном).
755
Знаменитые десять «Энесидемовых тропов», сформулированных Энесидемом в I в. до н. э. и пересказанных в «Пирроновых положениях» (I 41-146). Первые пять тропов рассматривают ненадежность всего видимого со стороны субъекта, последние пять — со стороны объекта.
756
Мифические существа — саламандры позднейшей демонологии.
757
Секст Эмпирик. Пирроновы положения, I 164–177.
758
Там же. II 134–192.
759
Там же. II 85–96.
760
Там же, II 22–79, 97-103.
761
Там же, III 13–29.
762
Там же, III 63–81 и далее, 253–258, 109–114, 179–187.
763
Наш, т. е. скептический (по-видимому, опять выражение источника, ср. прим. 56).
764
Скептическое отношение к успехам александрийской филологии, не полагавшейся на рукописные тексты, а пытавшейся восстановить более древние чтения.
765
Темная пословица.
766
Т. е. врач «эмпирической» школы (державшейся опытных данных в отличие от «догматической», вносившей в медицину философские концепции).
КНИГА ДЕСЯТАЯ
767
В поэме Гесиода «Феогония», которая, по-видимому, читалась в школе.
768
По смыслу цитируемого далее фрагмента Тимона, Эпикур был скорее не учителем, а сыном учителя.
769
По Афинею («Пир софистов» XIII 611 b) Феотим.
770
Текст испорчен; перевод по поправке Гассенди, принятой Би-ньоне. Лонг сохраняет чтение Узенера: «в XII книге о праздновании 20-го числа».
771
Ходячее оскорбление. Ср. Демосфен об Эсхине («О венке», 258).
772
Судя по цитате далее (X 5), в письмах Эпикура это было не обращением, а простым восклицанием.
773
Или: «хоть они и разглашали его тайны».
774
Испорченное место, пер. по толкованию Биньоне.
775
Имеется в виду, конечно, философская догматика всех прочих школ.
776
Может быть, речь шла о продовольствии для всей эпикурейской общины.
777
Ученик Навсифана, Эпикур особенно старался подчеркнуть свою независимость от него (см. ниже, Х 13).
778
Т. е. прежде всего академиков и эретриков.
779
Имеется в виду борьба за Грецию между Деметрием Полиоркетом и Кассандром с его потомками.
780
АПл. IV 43 (пер. Ю. Шульца).
781
В соответствии с правилом «Письма к Геродоту», ниже, Х 38.
782
«Радуйся» (chaire) — обычное греческое приветствие; но Эпикур, по-видимому, считал радость слишком сильным чувством для желанной «бестревожности».
783
Февраль 341 г. до н. э.
784
ПА VII 106.
785
Ходячий пример ложных показаний чувств квадратная башня издали кажется круглой. Ср. выше, IX 107, и Лукреций. О природе вещей IV 353 сл. и 501 сл.
786
О предметах — когда слова, согласно Эпикуру, тут же возводятся к чувственным образам, о чистых словах — у диалектиков академического или аристотелевского толка.
787
Более пространные сочинения — прежде всего 37 книг «О природе»; обзор всего предмета — так называемый «Большой обзор», предназначенный для начинающих (есть предположение, что именно он лег в основу поэмы Лукреция «О природе вещей»). По аналогии с ним настоящий обзор для уже подготовленных учеников называется иногда «Малый обзор» (см. ниже, Х 85).
788
Перевод по дополнению Бейли.
789
Точнее, «чтобы наши