Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

в тайных знаниях; отсюда и легенда, возводящая к ним Пифагора (еще красочнее — у Порфирия, § 10).

628

Геродот. Ист. IV 95.

629

См. выше, I 118–119.

630

Креофилиды — род аэдов (эпических певцов) на Самосе, подобный роду Гомеридов на Хиосе.

631

Гомер. Ил. 16, 806 и далее.

632

Возможен перевод: «…и, отобрав, эти сочинения создал…» (двусмысленность в подлиннике).

633

Точнее об этом: Ямвлих. Жизнь Пифагора, 72–73; сперва три года испытаний, потом пять лет ученичества в молчании и из-за занавеси, потом доступ к эзотерическому учению.

634

Культ Аполлона Гиперборейского — наиболее мистический из культов Аполлона, ср. Порфирий, 28.

635

Эпитеты греческих богинь во многих культах; подробнее об этом см.: Ямвлих, 56.

636

Т. е. открыл зависимость изменения высоты тона от длины колеблющейся струны (монохорд — малоупотребительный инструмент с одной струной).

637

Примирение этого рассказа о гекатомбе (жертве в 100 быков) и традиционного пифагорейского вегетарианства см. у Порфирия, 36, и ниже, VIII 53.

638

ПА VII 119.

639

Знаменитый делосский алтарь из рогов жертвенных животных, заложенный Тесеем после убийства Минотавра.

640

Ср. ниже, IX -23. Геспер и Фосфор — названия вечерней и утренней Венеры.

641

Испорченное место, перевод по конъектуре Кобета.

642

Этот промежуток между двумя метампсихозами, вероятно, искажен из 216 (=63 «психогоническое число» пифагорейцев). Таким образом, Пифагор должен был жить под именем Пирра в VIII в., Гермотима — в XI в., Евфорба — в XIII в. до н. э., к которому приблизительно было относимо время падения Трои.

643

Перечисляются местные италийские племена; из римлян пифагорейцем считался преемник Ромула, царь Нума Помпилий.

644

См. выше. III 9 и VIII 84.

645

Несколько иначе у Порфирия, 4.

646

Это — пифагорейские «акусмы» (откровения) и «символы» (средства узнания); ср. Порфирий, 41–42.

647

В большинстве источников (напр., Порфирий, 42) — наоборот, «не сваливать, а взваливать»; Диоген Лаэртский дает чтение менее философски-символичное и более человечески-бытовое.

648

В большинстве источников — наоборот, «по торным тропам не ходить», ошибка такого же рода.

649

Рыбы, («эрифии», «меланур» и морская ласточка — «тригла»), посвященные подземным богам (Ямвлих, 109).

650

pelargan, редкое слово.

651

См. выше, IX 8.

652

Пифагор значит «убеждающий речью». Этимология, связывающая его с культом Аполлона Пифийского.

653

Пространнее см. Порфирий, 40.

654

В большинстве источников единица соответствует точке, двойка — линии (два ее конца), тройка — плоскости (три вершины треугольника), четверка объему (четыре вершины пирамиды — тетраэдра). Диоген выражается неясно.

655

Ихор — всякая органическая жидкость (первоначально — «кровь богов», упоминаемая, ниже, IX 60, в гомеровской цитате).

656

Horkios, одно из прозвищ Зевса.

657

Дильс и Лонг предполагают здесь лакуну.

658

Стих из несохранившейся комедии.

659

ПА VII 120.

660

Килон, о котором см.: Порфирий, 54–56.

661

Версия Дикеарха подробнее у Порфирия, 56–57.

662

По-видимому, речь идет о торжествах в Кротоне после изгнания пифагорейцев.

663

Ср. Геродот. Ист. I 8, 3.

664

Натянутая этимология: gyne — «женщина» и aischyne — «стыд».

665

См. выше, VIII 10, о возрастах по 20 лет.

666

ПА VII 121; АПл. V 34–35; ПА VII 122.

667

Т. е. девятьдесять смен руководителей школы за 200 лет между Пифагором (ок. 500 г. до н. э.) и Аристоксеном (ок. 300 г. дон. э.).

668

48-я олимпиада — 588 г. до н. э.

669

АПл. III 35.

670

Ср. выше, II 46. Подробнее о заговоре Килона против пифагорейцев см. у Порфирия.

671

АПл. III 16. Альтис — священная ограда Зевса в Олимпии, место олимпийских игр.

672

71-я олимпиада — 496 г. до н. э.

673

Речь идет о походе афинян на Сиракузы в 415 г.

674

Т. е. Эмпедокл-дед был пифагорейцем-вегетарианцем.

675

Все отрывки из Эмпедокла даются в переводах Г. Якубаниса (по изд.: Лукреций. О природе вещей, т. II. М., 1947) с небольшими изменениями.

676

Несохранившееся сочинение Аристотеля. Ср. Аристотель. Риторика, 1354 а 1; Секст Эмпирик. Против разных наук, VII 6–7.

677

Поэтом-трагиком был внук Эмпедокла, носивший то же имя.

678

ПА VII 508, под именем Симонида.

679

АПл. V4.

680

Тысячное собраниеверховный орган власти обычный в умеренно демократических государствах (как в Афинах Совет пятисот).

681

Диоген сообщает пять версий рассказа о смерти Эмпедокла (Гераклида с Гермиппом, Гиппобота, Диодора, Тимея и Неанфа с Телавгом), начиная от наиболее разукрашенных и кончая наиболее простыми. Легенда об апофеозе Эмпедокла на Этне перенесена на философа из мифа о самосожжении и апофеозе Геракла.

682

Мегары Гиблейские в Сицилии.

683

Синхронизация расцвета Эмпедокла (40 лет) с основанием Фурий в 444 г. до н. э.; отсюда аполлодоровская хронология его жизни, 484–424. Но многие ученые предпочитают датировку ок. 494–434 гг.

684

Гомер. Од. XI 278.

685

ПА VII 123–124.

686

ПA VII 125.

687

Краестишия (акростихи) были способом поэтической тайнописи. Ср. V 93.

688

См. выше, III 21–22.

689

Оба письма фиктивны и сочинены для подтверждения авторитета какого-то позднего сочинения, приписанного легендарному пифагорейцу Океллу Луканскому. В сборнике писем Платона кроме этого письма (XII) к Архиту обращено письмо IX.

690

Платон. Государство VII 528 b (имя Архита, однако, Платоном не упомянуто).

691

Алкмеон утверждает, что большинство свойств, с которыми имеют дело люди, составляют пары: «…например, белое — черное, сладкое — горькое, хорошее дурное…» (Аристотель. Метафизика I 5, 986 а 22 — b4).

692

Лакуна, дополненная Дильсом.

693

См. выше, III 9. Ошибка Диогена Лаэртского (при списывании из источника): покушался на тиранию не Филолай, а Дион.

694

ПА VII 126.

695

Ср. выше, VI 2, об Антисфене.

696

Аристотель. Никомахова этика Х 2, 1172 b 9.

697

Дионисии и Леней — афинские праздники, сопровождавшиеся драматическими состязаниями.

698

ПА VII 744.

КНИГА ДЕВЯТАЯ

699

Такому наказанию подвергались состязатели, уличенные в плутовстве.

700

По фантастической легенде, этот Гермодор стал потом советником при римских законодателях-децемвирах: статуя его стояла на римском форуме (Плйний XXXIV 21).

701

ПА VII 127.

702

См. выше, II 22.

703

ПА VII 128 (пер. Л. Блуменау).

704

ПА IX 540.

705

ПА VII 80 (пер. Л. Блуменау).

706

Лакуна, дополненная по Дильсу.

707

Ошибка: имеется в виду Анаксимен.

708

Знаменитое изречение, приписывавшееся многим мудрецам, вплоть до баснописца Эзопа.

709

Ср. выше, II 13.

710

Пер. С. Трубецкого.

711

Ср. выше, VIII 14.

712

Известная апория об Ахиллесе и черепахе, разработанная далее Зеноном.

713

Ср. ниже, IX 15. Рассказ о том, как абдериты сочли Демокрита сумасшедшим и пригласили Гиппократа, чтобы его лечить, а Гиппократ, побеседовав с ним, объявил абдеритам, что Демокрит не только здоров, но и мудр, был широко известен в древности, однако не упоминается у Диогена в разделе о Демокрите.

714

Во время восстания Самоса против Афин в 441 г. до н. э.; как Мелисс был в этой войне избран флотоводцем за свои успехи в философии, так со стороны афинян Софокл — за свои успехи в трагедии.

715

Платон. Парменид 127 b; Софист 216 а; Фсдр 261 d. Паламед — один из греческих героев под Троей, соперник Одиссея в уме и изобретательности.

716

Ср. выше, VIII 57.

717

Диодор, писавший по источникам IV в. до н. э., уже передает эту легенду как общеизвестную (X, 18).

718

Перенос на Зенона легенды об Анаксархе (см. ниже, IX 59).

719

ПА VII 129.

720

Ср. выше, 1Х23.

721

См. выше, VII 35.

722

Лакуна, частично восполненная Дильсом.

723

Геродот упоминает о пребывании Ксеркса в Абдере в VII 109 и VIII 120.

724

Псевдо-Платон. Соперники 136 а. Пятиборьем в греческом спорте назывались борьба, бег, прыжок и метание копья и диска.

725

Phantasiai — «продукты фантазии» (Лурье); в данном случае — прежде всего привидения.

726

Перенос на Демокрита рассказа о мнимом старческом безумии Софокла.

727

Дата взятия Трои (см. 1, прим. 4) в эпоху Демокрита была еще не общепринята, поэтому даты жизни Демокрита сомнительны: наряду с Аполлодоровой датировкой ок. 460–366 гг. до н. э. — многие исследователи (в том числе Лурье) принимают Фрасиллову — ок. 470–366 гг. до н. э.

728

Трехдневный праздник в конце сентября в честь Деметры и Персефоны.

729

Цифра преувеличена (ср. 104 года у псевдо-Лукиана, II 46 е. «Долгожители», 18, и выше, IX 39). Вариант легенды у Афинея — что Демокрит питался испарениями меда.

730

ПА VII 57 (пер. С. Лурье с небольшими изменениями).

731

Видности (eidola) — неожиданный здесь эпикурейский термин.

732

Текст заглавия испорчен, все восстановления одинаково темны.

733

Платон. Протагор, 316 а.

734

Платон. Феэтет, 152 а и далее.

735

Платон. Евфидем, 286 с.

736

Легенда, подробно рассказанная у Геллия (V 3), говорит, что Демокрит был поражен, увидев дровоноса, складывавшего дрова в вязанку наилучшим геометрическим образом, и узнав, что он дошел до этого сознательно и самостоятельно; этим дровоносом оказался Протагор.

737

См. выше, IX 51.

738

ПА VII 130.

739

Анахронизм, по-видимому, опять из-за путаницы имен Анаксимена и Анаксагора.

740

Ср. легенду о Зеноне (выше, IX 26–27).

741

ПА VII 133.

742

Гомер. Ил. V 340. Ср. выше, VIII, прим. 29.

743

Плутарх. Александр, 28.

744

Еврипид. Орест, 271.

745

Не совсем ясная фраза — Дильс предполагает здесь лакуну.

746

Из нескольких известных фракийских царей, носивших имя Котиса, ни один при Пирроне не правил. По-видимому, Диоген Лаэрций спутал Пиррона с Пифоном из фракийского Эноса, учеником Платона.

747

Гомер. Ил. VI 146 и далее XXI 106–107.

748

Пер. В. В. Вересаева.

749

Еврипид. Умоляющие, 734–736.

750

Тимей, 40 d.

751

Из несохранившейся трагедии Еврипида «Полиид».

752

Гомер. Ил. XX 248–250.

753

Дальнейшее изложение — по Сексту Эмпирику, «Пирроновы положения», I 188–205.

754

Т. е. скептики (по-видимому, выражение источника, использованного Диогеном).

755

Знаменитые десять «Энесидемовых тропов», сформулированных Энесидемом в I в. до н. э. и пересказанных в «Пирроновых положениях» (I 41-146). Первые пять тропов рассматривают ненадежность всего видимого со стороны субъекта, последние пять — со стороны объекта.

756

Мифические существа — саламандры позднейшей демонологии.

757

Секст Эмпирик. Пирроновы положения, I 164–177.

758

Там же. II 134–192.

759

Там же. II 85–96.

760

Там же, II 22–79, 97-103.

761

Там же, III 13–29.

762

Там же, III 63–81 и далее, 253–258, 109–114, 179–187.

763

Наш, т. е. скептический (по-видимому, опять выражение источника, ср. прим. 56).

764

Скептическое отношение к успехам александрийской филологии, не полагавшейся на рукописные тексты, а пытавшейся восстановить более древние чтения.

765

Темная пословица.

766

Т. е. врач «эмпирической» школы (державшейся опытных данных в отличие от «догматической», вносившей в медицину философские концепции).

КНИГА ДЕСЯТАЯ

767

В поэме Гесиода «Феогония», которая, по-видимому, читалась в школе.

768

По смыслу цитируемого далее фрагмента Тимона, Эпикур был скорее не учителем, а сыном учителя.

769

По Афинею («Пир софистов» XIII 611 b) Феотим.

770

Текст испорчен; перевод по поправке Гассенди, принятой Би-ньоне. Лонг сохраняет чтение Узенера: «в XII книге о праздновании 20-го числа».

771

Ходячее оскорбление. Ср. Демосфен об Эсхине («О венке», 258).

772

Судя по цитате далее (X 5), в письмах Эпикура это было не обращением, а простым восклицанием.

773

Или: «хоть они и разглашали его тайны».

774

Испорченное место, пер. по толкованию Биньоне.

775

Имеется в виду, конечно, философская догматика всех прочих школ.

776

Может быть, речь шла о продовольствии для всей эпикурейской общины.

777

Ученик Навсифана, Эпикур особенно старался подчеркнуть свою независимость от него (см. ниже, Х 13).

778

Т. е. прежде всего академиков и эретриков.

779

Имеется в виду борьба за Грецию между Деметрием Полиоркетом и Кассандром с его потомками.

780

АПл. IV 43 (пер. Ю. Шульца).

781

В соответствии с правилом «Письма к Геродоту», ниже, Х 38.

782

«Радуйся» (chaire) — обычное греческое приветствие; но Эпикур, по-видимому, считал радость слишком сильным чувством для желанной «бестревожности».

783

Февраль 341 г. до н. э.

784

ПА VII 106.

785

Ходячий пример ложных показаний чувств квадратная башня издали кажется круглой. Ср. выше, IX 107, и Лукреций. О природе вещей IV 353 сл. и 501 сл.

786

О предметах — когда слова, согласно Эпикуру, тут же возводятся к чувственным образам, о чистых словах — у диалектиков академического или аристотелевского толка.

787

Более пространные сочинения — прежде всего 37 книг «О природе»; обзор всего предмета — так называемый «Большой обзор», предназначенный для начинающих (есть предположение, что именно он лег в основу поэмы Лукреция «О природе вещей»). По аналогии с ним настоящий обзор для уже подготовленных учеников называется иногда «Малый обзор» (см. ниже, Х 85).

788

Перевод по дополнению Бейли.

789

Точнее, «чтобы наши

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн