Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

объяснения не уводили от них в бесконечность», т. е. в диалектическую игру понятиями, а держались наглядного смысла слов.

790

Ощущений — при суждении о конкретном, движений ума — при суждении об отвлеченных предметах, претерпеваний (т. е. наслаждения и боли) — при моральных оценках.

791

Неясное (adelon) у Эпикура прежде всего недоступное для непосредственных ощущений.

792

Здесь и далее в двойных черточках помещены примечания-схолии к Эпикуру, вставленные в его тексты еще в источнике, которым пользовался Диоген.

793

Дополнение Гассенди, принятое Лонгом; Узенер предлагал чтение «тела и пространство».

794

Перевод до чтению Биньоне (ischyonti).

795

Ср. ниже, Х 56. Если бы количество разных видов атомов было бесконечно, то среди них были бы и очень крупные, видимые глазом; Демокрит это допускал, но Эпикур не допускает, как противоречащее чувствам. Отсюда различение понятий бесконечность (apeiron) и необъятность (aperilepton).

796

См. X 61. Вставка интерпретированной схолии, может быть, повлекла выпадение части эпикуровского текста; Биньоне дополняет: «одни находятся в прямом падении, другие в отклонении, третьи в колебании».

797

Поодаль, т. е. свободно движутся, как в воздухе; сцепятся, как в твердых телах; будут охвачены сцепленными атомами, как жидкости в сосуде (Хикс).

798

X 54–56.

799

Отрывок отсюда до конца абзаца Джуссани и Бейли считают вставкой и переносят после 61–62.

800

Очень темное место. Общий смысл: «видности» распространяются очень быстро, но не бесконечно быстро, ибо это противоречило бы непосредственному ощущению: ощущение говорит, что «видность» сперва достигает ближних наблюдателей, а потом дальних и что при определении расстояния до источника «видностей» возможны ошибки. Это происходит оттого, что «видности» движутся беспрепятственно лишь до места ощущения, а само столкновение с органом чувств уже становится для них «препятствием».

801

О восприятии посредством истечений через воздух учил Демокрит, о восприятии посредством лучей, идущих из глаза, — Парменид. Эпикур развивал учение Демокрита, но отмежевывался от его изобретателя.

802

От непрерывно исходящих видностей представление возникает в органах чувств, от их остатка (осевшего в сознании) — в мыслях (Бейли).

803

Т. е. всякое ощущение истинно, однако оно может быть неполно и нуждаться в дальнейшем подкреплении; если это подкрепление невозможно, то неполнота восполняется мнением, которое уже может и не быть истинным.

804

Вслед за большинством издателей опускаем следующее здесь повторение нескольких слов.

805

Опять возражение против Демокрита.

806

Возражение против Демокрита — см. выше, прим. 29.

807

Протяженность metabasis — буквально «обход взглядом», отсюда последующий образ смотреть сперва на одну, потом на другую частицу.

808

Т. е. если мельчайшую частицу и возможно разделить на две меньшие, то мы будем иметь две мельчайшие частицы, а не две части одной.

809

Т. е. из двух атомов больше тот, в котором больше неделимых частей.

810

Может быть, вместо неизменных (ametabola) следует читать с Узенером «непротяженных» (ametabata).

811

Т. е. они существуют только как части атома, не имеющие собственного движения.

812

Эпикур хочет обосновать свое учение о бесконечном падении атомов в пространстве сверху вниз; для этого ему нужно доказать, что в бесконечном пространстве есть верх и низ; чтобы это доказать, он берет за начало отсчета не точку, а протяженную человеческую фигуру с головой и с ногами. На неправомерность этого указывал еще Плутарх («Об упадке оракулов», 425 d).

813

Обычное у Эпикура сравнение: мысль он считает тоже движением атомов, притом самым быстрым.

814

Т. е. домыслы «по аналогии» имеют силу только для видимых явлений, а невидимые явления постигаются только движением мысли.

815

См. выше, Х63.

816

Постоянные свойства — symbola (напр., для человека — «быть двуногим»); непостоянные — symptomata (напр., для человека — «быть рабом»).

817

Т. е. время не есть самостоятельный предмет, так как мы не можем представить его себе зримым образом (иметь в сознании его «предвосхищение» (prolepsis), сложившееся из ряда впечатлений), а есть лишь свойства таких предметов, как день и ночь, движение и т. д., отвлекаемые от них умом.

818

Вставка схолии повлекла выпадение части Эпикуровой фразы с приблизительным смыслом: «и не надо думать, что во всех мирах одни и те же растения и животные» (Узенер).

819

Испорченное место, восстанавливаемое исследователями по смыслу.

820

Т. е. заимствованные или новоизобретенные.

821

Напр., в письме к Пифоклу, приводимом ниже.

822

Имеется в виду Левкипп. Ср. выше, IX 31.

823

О скоплениях атомов в начале мира учил Левкипп, о вихре — Демокрит; детерминизм Демокрита (мнения о необходимости) был здесь, как и всюду, неприемлем для Эпикура.

824

Демокрит.

825

Глоссы, исключенные Узенером, опущены в переводе.

826

Эпикур рассуждает: отходя от огня, мы сперва перестаем чувствовать жар, а потом уже замечаем, что огонь кажется нашему взгляду меньше, чем он есть; жар солнца мы чувствуем; стало быть, мы еще не так далеко от него, чтобы оно казалось нам меньше, чем оно есть. Ср. Лукреций. О природе вещей V 566–584.

827

Первое мнение — Гераклита, второе Анаксимена. Здесь и далее авторство приводимых теорий отчасти восстанавливается учеными по Аэтию.

828

Лакуна, в которой выпали другие возможные объяснения движений светил: ср. Лукреций. О природе вещей V 509–533 (может быть, их гонит внешний ветер или внутренний огонь, или они ищут в небе, как на пастбище, новую пищу для своего «сильнейшего жара»).

829

Первое мнение — Эмпедокла, второе Анаксагора, третье — Гераклита (?) и стоиков, четвертое Демокрита (с его «вихрем»).

830

Т. е. астрономы — рабы собственных теорий в отличие от эпикурейцев, равно принимающих любое объяснение.

831

Первое мнение — Гераклита (с его поворачивающимися «выдолбинами»), второе — Ксенофана (?), третье — Анаксимена и Анаксагора.

832

Первое мнение — Анаксимандра и Ксенофана, второе — Фалеса, Эмпедокла, Анаксагора.

833

Первое мнение — Анаксагора, второе Анаксимена (?).

834

Первое мнение — Ксенофана, второе Анаксагора.

835

Первое мнение — если считать, что над землей движется одно и то же солнце, второе — если считать, что каждый день загорается новое. Текст испорчен, перевод приблизительный.

836

Например, когда ласточки летают низко или когда солнце сквозь туман кажется красным.

837

Первое мнение — неизвестно, второе Демокрита, третье — Ксенофана.

838

Сжимаются — давя друг друга, преобразуются — под влиянием солнечных лучей (Лукреций. О природе вещей VI 510–516).

839

Т. е. если подуть в узкогорлый сосуд.

840

Первое мнение — Демокрита, второе Анаксимандра, третье — Анаксагора, четвертое — Эмпедокла, пятое — опять Анаксагора, шестое — неизвестно ближе, седьмое повторяет первое, демокритовское.

841

Т. е. разница только в том, что в первой теории больше подчеркнута роль ветра.

842

Т. е. не считать молнию наказанием от Зевса и т. п.

843

Т. е. когда где-нибудь какая-нибудь материя (например, влага идущего дождя) вытесняет много воздуха, то из этого места дуют ветры. Сказано это настолько невнятно, что Бейли предполагает в начале этого абзаца лакуну, после которой речь идет уже не столько о ветрах, сколько о чем-то другом (о вулканах?).

844

Ветристым частицам, более тонким, труднее замерзнуть и легче разделиться на градины, водяным — наоборот.

845

Т. е. если смешение света и воздуха в разных частях атмосферы порождает разные цвета, то сливаются они в одну полосу оттого, что каждый распространяет свой свет и на окрестный воздух.

846

Речь идет о звездах близ небесного полюса, не скрывающихся за горизонтом. Первое мнение Анаксимена, второе — Демокрита, третье — Гераклита.

847

Мнение о вихре и необходимости Демокрита, о движении звезд к местам питания Гераклита.

848

См. выше, Х 102.

849

Речь идет о весеннем прилете ласточек и т. п.

850

Полемический выпад против стоиков. Узенер исправляет текст: «…не больше, чем другие»; Биньоне толкует его как «он будет тоньше чувствовать наслаждение и боль».

851

Номер книги выпал в рукописях и условно дополнен Альдобрандином.

852

Конъектура Германна, принятая Лонгом.

853

Части параграфов 120 и 121 переставлены Биньоне.

854

Стих Феогнида, 427 (пер. В. Вересаева).

855

Лакуна, заполняемая издателями условно.

856

Опять выпад против Демокрита.

857

В «Письме к Геродоту», обычно называемом «Малым обзором», этих слов нет — или оно дошло до нас не полностью, или ссылка ошибочна.

858

Софокл. Трахинянки, 787–788.

859

Первые четыре главные мысли считались ключом ко всей эпикурейской этике и носили название «тетра-фармакон» — «четверо-лекарствие».

860

Текст ненадежен; может быть, «с помощью богатства и способности к сопротивлению».

861

Т. с. к достижению «бестревожности».

862

Полемика против метафизической идеи дружбы у Платона, пифагорейцев и даже стоиков.

Олимпиодор. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА

Олимпиодор — александрийский неоплатоник VI в. н. э., последний из александрийских комментаторов Платона. Его биографическая заметка о Платоне сохранилась в виде вступления к его обширному комментарию к «Алкивиаду» Платона. Она интересна как этап постепенного превращения биографии Платона в легенду с характерными фантастическими мотивами и панегирическим стилем.

863

Аристотель. Метафизика I 1, 980 а 21.

864

Платон. Тимей, 41 а — d.

865

Платон. Государство, 546 а — 547 а.

866

Платон. Федр, 237 а — 241 d и 244 а — 257 b.

867

Платон. Феэтет, 172 а — 177 b.

868

Слово Гомера о Несторе (Ил. I 249).

869

Соневольник лебедей — выражение из «Федра», 85 b.

870

«Любовники», 132 а. Грамматист — учитель начальной школы, обучавший только чтению и письму.

871

Ср. выше у Диогена V 38.

872

Дамон, знаменитый музыкант V в., учитель Перикла, упоминается в «Государстве» III 400 b.

873

Палестра, т. е. физические упражнения; палестрой называлась площадка для спортивной борьбы, гимнасием — весь дом с двором для спортивной тренировки.

874

По-видимому, имеется в виду «Тимей», 60 а 68 d.

875

Дионис, не доношенный Семелой, был доношен самим отцом его Зевсом в своем бедре; отсюда этимология.

876

АПл. III 33.

877

Платон. Пир, 185 cd.

878

Эпизод ближе неизвестен; по-видимому, Гефест (тезка бога огня) был должностным лицом в Александрии, одним из кварталов которой был Фарос.

879

Лакуна и испорченный текст.

880

Платон. Горгий, 461 а.

881

Сам сказал — ссылка на авторитет Пифагора как высший довод.

882

Ошибка; это эпиграмма Диогена Лаэртского, приводимая им в III 45 (ПА VII 109).

Порфирий. ЖИЗНЬ ПИФАГОРА

Порфирий (ок. 232 — ок. 301 н. э.), ученик Плотина, располагал для своей биографии Пифагора приблизительно теми же материалами, что и Диоген Лаэртский, но в своем изложении уже гораздо больше внимания уделяет легендам о волшебстве и чудотворстве Пифагора.

883

Ср. выше у Диогена VIII 1.

884

Семь наук (обычно — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) — энциклопедический канон, сложившийся в поздней античности.

885

Синхронизация «расцвета» Пифагора с его переселением в Италию.

886

Имя Астрей означает «звездный».

887

Так греки осмысляли демотическое, иератическое и иероглифическое письмо Древнего Египта.

888

Забрат или Зарат — искаженное имя Зороастра — Заратуштры.

889

См. у Диогена VIII 2 и Геродот. Ист. IV 95.

890

Смерть Аполлона — осколок древнейших мифов, в которых Аполлон выступает как умирающее божество природы. Триоп — сын Посидона, правнук Эллина, прародителя эллинского народа.

891

Идейские дактили (от Иды, горы на Крите) — демоны, чтимые на Крите; считалось, что они научили людей пользоваться огнем и железом.

892

Древнейший хтонический миф о смерти и воскрешении Зевса-Загрея, растерзанного титанами. Всесожжение — особенно торжественная жертва божеству, когда сжигалось на алтаре жертвенное животное целиком, а не только несъедобные части.

893

Четверка считалась священным числом как последний член прогрессии 1+2+3+4=10, первый квадратчисло справедливости») и основа деления на 4 времени года, 4 возраста и т. д.

894

Гомер. Ил. XVI 51–60.

895

Искаженное Кае, река в Метапонте. У Диогена Лаэртского (VIII 11) название другое.

896

См. прим. 8 к VIII 11. Об Абариде подробнее см.: Геродот. Ист. IV 36.

897

См. VIII 60 (об Эмпедокле), I (об Эпимениде).

898

Эмпедокл, фр. 129 (пер. Г. Якубаниса).

899

Напротив нас, т. е. по другую сторону огня, образующего центр мироздания; поэтому Противоземля невидима нам.

900

Ср. прим. к VIII 12.

901

У Диогена Лаэртского (VIII 8 и

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн