Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

в память обо мне и о Герпиллиде, как она была ко мне хороша, пусть душеприказчики и Никанор позаботятся о ней во всем, и если она захочет выйти замуж, то пусть выдадут ее за человека, достойного нас. В добавление к полученному ею ранее выдать ей из наследства талант серебра и троих прислужниц, каких выберет, а рабыню и раба Пиррея оставить за ней. Если она предпочтет жить в Халкиде, то предоставить ей гостиное помещение возле сада; если в Стагире, то отцовский дом; и какой бы дом она ни выбрала, душеприказчикам обставить его утварью, какою они сочтут за лучшее и для Герпиллиды удобнейшее. Никанору же позаботиться и о мальчике Мирмеке, чтобы его достойным нас образом доставили к его родным вместе со всем, что мы ему подарили. Амбракиду отпустить на волю и дать ей при замужестве девочки 500 драхм и ту рабыню, что при ней. Фале вдобавок к той купленной рабыне, что при ней, дать 1000 драхм и еще одну рабыню. Симону сверх тех денег, что выданы ему на другого раба, или купить раба, или додать денег. Тихона, Филона и Олимпию с ребенком отпустить на волю при замужестве дочери. Никого из мальчиков, мне служивших, не продавать, но всех содержать, а как придут в возраст, то отпустить на волю, если заслужат. Позаботиться о статуях, заказанных Гриллиону, чтобы они были закончены и поставлены; а заказать мы рассудили статуи Никанора, Проксена и Никаноровой матери. Поставить надобно и статую Аримнеста, уже изготовленную, чтобы она была о нем памятью, ибо он умер бездетным; а статую моей матери посвятить Деметре в Немее или где покажется лучше. Где бы меня ни похоронили, там же положить и кости Пифиады, как она сама распорядилась. А за благополучный возврат Никанора посвятить в Стагире по обету моему каменные изваяния в четыре локтя Зевсу Спасителю и Афине Спасительнице». Таков был вид его завещания. Говорят, будто после него осталось очень много посуды и будто Ликон сообщает, что он купался в теплом масле и потом это масло распродавал. Некоторые говорят также, будто пузырь с теплым маслом он прикладывал к животу и будто когда он спал, то держал в руке медный шарик, а под него подставлял лохань, — чтобы шарик падал в лохань и будил его своим звуком. Известны весьма удачные его изречения. Так, на вопрос, какой прок людям лгать, он ответил: «Тот, что им не поверят, даже когда они скажут правду». Его попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».[384 — Ср. ниже, V 21.] Часто он говорил друзьям и питомцам, когда бы и где бы ни случалась какая беседа, что как зрение впитывает свет из окружающего [воздуха], так и душа — из наук. Не раз и подолгу говорил он о том, что афиняне открыли людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет. Об учении он говорил: «Корни его горьки, но плоды сладки». На вопрос, что быстро стареет, он ответил: «Благодарность». На вопрос, что такое надежда, он ответил: «Сон наяву». Диоген предложил ему сушеных смокв; но он догадался, что если он их не возьмет, то у Диогена уже заготовлено острое словцо, и взял их, а Диогену сказал: «И словцо ты потерял, и смоквы!» А в другой раз, взяв у Диогена смоквы, он воздел их к небесам, как младенца, и воскликнул: «О, Диоген богородный!»[385 — Имя Диоген означает «рожденный Зевсом» (частый гомеровский эпитет). К небесам поднимали новорожденных младенцев. Аристотель шутит, что смоквы достойны благоговения, потому что исходят от Диогена, как сам Диоген — от Зевса.] Воспитание, говорил он, нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня!» Красоту он называл лучшим из верительных писем. Впрочем, другие утверждают, что это сказал Диоген, Аристотель же о красоте сказал: «Это дар божий»; Сократ: «Недолговечное царство»; Платон: «Природное преимущество»; Феофраст: «Молчаливый обман»; Феокрит: «Пагуба под слоновой костью»; Карнеад: «Владычество без охраны». На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мертвым».[386 — Ср. I 69, II 69.] Воспитание он называл в счастье украшением, а в несчастье прибежищем.[387 — Сентенция, восходящая к Демокриту и через Цицерона («За Архия» 7, 16) перешедшая в известную похвалу наукам в ломоносовской оде 1747 г.] Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. Один человек хвалился, что он родом из большого города. «Не это важно, — сказал Аристотель, — а важно, достоин ли ты большого города». На вопрос, что есть друг, он ответил: «Одна душа в двух телах». Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут. На вопрос, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, он сказал: «Кто спрашивает такое, тот слеп». На вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом». На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Один болтун, сильно докучавший ему своим пустословием, спросил его: «Я тебя не утомил?» Аристотель ответил: «Нет, я не слушал». Его попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего человека; он ответил (передают и так): «Я собирал не для человека, а для человечности». На вопрос, как вести себя с друзьями, он сказал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами». Справедливость, говорил он, — это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам. Воспитание называл он лучшим припасом к старости. Часто он говорил: «У кого есть друзья, у того нет друга» — так сообщает Фаворин во II книге «Записок», но это есть и в VII книге «Этики».[388 — См. Аристотель. Евдемова этика VII 12, 1245 b 20; Никомахова этика IX 10, 6, 1171 в 15–16.] Таковы известные его изречения. Он написал очень много книг, и так как был он отличнейшим во всех науках, то я почел за нужное перечислить их все: «О справедливости» 4 книги, «О поэтах» 3 книги, «О философии» 3 книги, «О государственном деятеле» 2 книги, «О риторике, или Грилл», «Неринф», «Софист», «Менексен», «О любви», «Пир», «О богатстве», «Поощрение», «О душе», «О молитве», «О знатности», «О наслаждении», «Александр, или В защиту поселенцев», «О царской власти», «О воспитании», «О благе» 3 книги, «Извлечения из «Законов» Платона» — 3 книги, «Извлечения из «Государства»» — 2 книги, «О домоводстве», «О дружбе», «О том, что значит страдать или пострадать», «О науках», «О спорных вопросах» 2 книги, «Разрешения спорных вопросов» — 4 книги, «Софистические разделения» — 4 книги, «О противоречиях», «О родах и видах», «О присущем», «Записки об умозаключениях» 3 книги, «Предпосылки о добродетели» — 2 книги, «Возражения» «О различных выражениях, или О приложении», «О страстях, или О гневе», «Этика» — 5 книг, «О началах» 3 книги, «О науке», «О первоначале», «Разделения» — 17 книг, «К разделениям», «О вопросах и ответах» 2 книги, «О движении», «Предпосылки», «Спорные предпосылки», «Силлогизмы», «Первая аналитика» — 8 книг, «Большая вторая аналитика» — 2 книги, «О задачах», «Методика» — 8 книг, «О лучшем», «Об идее», «Определения к топике» — 7 книг, «Силлогизмы» — 2 книги, «К силлогизмам определения», «О предпочтительном и случайном», «К топике», «Топика к определениям» — 2 книги, «Страсти», «К разделениям», «О математике», «Определения» — 13 книг, «Умозаключения» — 2 книги, «О наслаждении», «Предпосылки», «О добровольном», «О прекрасном», «Положения к умозаключениям» — 25 книг, «Положения о любви» — 4 книги, «Положения о дружбе» — 2 книги, «Положения о душе», «Политика» — 2 книги, «Политические беседы наподобие Феофрастовых» — 8 книг, «О справедливом» 2 книги, «Сборник руководств» — 2 книги, «Руководство по риторике» — 2 книги, «Руководство», «Другой сборник руководств» — 2 книги, «О методе», «Сокращение Феодектова руководства», «Разработка руководства по поэтике» — 2 книги, «Риторические энтимемы», «О большом», «Разделения энтимем», «О слоге» 2 книги, «О советовании», «Сборник» — 2 книги, «О природе» 3 книги, «К природе», «Об Архитовой философии» 3 книги, «О Спевсипповой и Ксенократовой философии», «Извлечения из «Тимея» и из «Архита»», «Возражение на Мелисса», «Возражение на Алкмеона», «Возражение на пифагорейцев», «Возражение на Горгия», «Возражение на Ксенофана», «Возражение на Зенона», «О пифагорейцах», «О животных» 9 книг, «Анатомия» — 8 книг, «Выборка из Анатомии», «О сложных животных», «О баснословных животных», «О бесплодии», «О растениях» 2 книги, «Физиогномика», «Врачевание» — 2 книги, «О единице», «Признаки бури», «К астрономии», «К оптике», «О движении», «О музыке», «К мнемонике», «Гомеровские вопросы» — б книг, «Поэтика», «Физика в азбучном порядке» — 28 книг, «Рассмотренные вопросы» — 2 книги, «Круг знаний» — 2 книги, «К механике», «Демокритовы вопросы» — 2 книги, «О магните», «Примеры», «Смесь» — 12 книг, «Исследования по родам» — 14 книг, «Притязания», «Олимпийские победители», «Пифийские победители», «О музыке», «К Пифийским играм», «Опровержения о пифийских победителях», «Дионисийские победители», «О трагедиях», «Театральные списки», «Пословицы», «Застольные порядки», «Законы» — 4 книги, «Категории», «Об истолковании», «Государственные устройства» 158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические, «Письма к Филиппу», «Сёлимбрийские письма», «Письма к Александру» — 4 книги, «К Антипатру» — 9 книг, «К Ментору», «К Аристону», «К Олимпиаде», «К Гефестиону», «К Фемистагору», «К Филоксену», «К Демокриту»; гекзаметры, начинающиеся «Старший богов, святой дальновержец…»; элегические стихи, начинающиеся «Матери дочь благодетной…». Всего в этих сочинениях 445 270 строк. Вот сколько написано им книг. А изложить в них он хотел вот что. В философии есть две части: практическая и теоретическая. Практическая включает этику и политику (причем к политике относятся как дела государственные, так и дела домоводственные), теоретическая — физику и логику (причем логику не как самостоятельную часть, а как отточенное орудие). У всего этого он с отчетливостью предполагал две цели: вероятность и истину. Для каждой цели употреблял два средства: диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины. Из того, что служит нахождению, суждению, использованию, он не упустил ничего. Для нахождения он предложил в «Топике» и «Методике»[389 — «Методика» — весь корпус логических сочинений Аристотеля («Органон»), в который входит и «Топика» и «Аналитика».] множество предпосылок, из которых нетрудно подобрать убедительные приемы для решения вопросов. Для суждения он предложил «Аналитики», первую и вторую: в первой он обсуждает предпосылки, во

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн