Скачать:TXTPDF
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский

в трояком смысле: это и сам элемент, и его начертание, и его название, например «альфа». Гласные — это семь букв: А, Е, Н, I, О, Y, W; согласные — шесть букв: В, Г, D, К, П, Т. Звук и слово — вещи разные, ибо звук — это также и шум, а слово — это только нечто членораздельное. Слово и речьтоже вещи разные, ибо речь всегда что-то значит: слово может ничего не значить (например, «блитири»), а речь — не может. Высказывать и произносить — тоже вещи разные: произносятся звуки, а высказываются предметы, которые и являются высказываемыми. Частей речи имеется пять (так говорят Хрисипп и Диоген в книге «О звуке»): имя, нарицание, глагол, союз, член; Антипатр (в книге «О слове и высказываемом») добавляет еще «посредство».[574 — Посредством Антипатр называл наречие.] Нарицание, по Диогену, — это часть речи, обозначающая общее качество, например «человек», «конь». Имя — это часть речи, выявляющая единичное качество, например «Диоген», «Сократ». Глагол это часть речи, обозначающая несоставное сказуемое (так говорит Диоген), или же несклоняемая часть речи (по мнению иных), обозначающая что-то сочетаемое с чем-то единым или многим, например «пишу», «говорю». Союз есть несклоняемая часть речи, связывающая части речи. Член есть склоняемая часть речи, различающая роды и числа имен, например, ho, he, to, hoi, hai, ta. Достоинств речи имеется пять: правильность, ясность, краткость, уместность, украшенность. Правильность есть безошибочность разговорных выражений, но не случайная, а искусственно достигнутая. Ясность есть слог, внятно представляющий содержание мысли. Краткость есть слог, заключающий в себе только необходимое для уяснения предмета. Уместность есть слог, соответствующий предмету. Украшенность есть слог, избегающий заурядности. Из недостатков речи варваризм есть слово, противное обычаю речи именитых эллинов; солецизм есть речь, построенная несогласованно. Стихи — это метрическая или ритмическая речь, намеренно отклоняющаяся от прозаического склада (так говорит Посидоний во вводном сочинении «О слоге»). Ритмичность, например, есть в словах «Великая Земля, эфир Зевесов…».[575 — Стих из неизвестной трагедии.] Стихотворение же — это стихи, имеющие значение и содержащие изображения предметов божеских и человеческих.[576 — Стихи — poiema, стихотворение — poiesis.] Определение — это предложение, произносимое при разборе в точном своем значении (так говорит Антипатр в I книге «Об определениях»), или же «отдача собственного»[577 — «Определение» — horos; «начертание» hypographe. «Отдача собственного», т. е. формулировка собственного значения слова.] (так говорит Хрисипп в книге «Об определениях»). Описание — это предложение, лишь примерно вводящее в предмет, или же определение, лишь упрощенно выражающее свое значение. Род есть сочетание многих неразъединимых предметов мышления: так, род «животное» обнимает всех животных порознь. Предмет мышления есть мысленный призрак, это не существо и не свойство, но как бы существо и как бы свойство; так, образ лошади может видеться, даже когда лошади нет. Вид есть то, что включается в род, как вид «человек» включается в род «живое существо». Надродовое это то, что является родом, но само ни в какой род не входит, например «сущее». Подвидовое — это то, что является видом, но само видов в себе не содержит, например «Сократ».. Разделение рода есть рассечение его на смежные виды, например: «Среди живых существ одни разумны, а другие неразумны». Противо деление рода есть рассечение его на противоположные виды, например через отрицание. «Среди сущего иное есть благо, иное — не благо». Подразделение есть разделение от разделения, например: «Среди сущего иное есть благо, иное — не благо; среди того, что не благо, иное есть зло, иное же безразлично». Расчленение есть размежевание рода на области (так пишет Криний), например: «Среди благ иные суть духовные, иные — телесные». Двусмысленность есть слово, означающее в речи по собственному смыслу и по употреблению два или более предмета, так что по одному слову можно понять различное, например: «Скороход рухнул» может означать и «Бегун упал», и «Скоро проход обвалился».[578 — В подлиннике — auletris peptoke и aule tris peptoke («флейтистка упала», «дом трижды упал»).] Диалектика, по словам Посидония, — это наука о том, что есть истина, что ложь, а что — ни то ни другое; а по словам Хрисиппа, это наука об обозначениях и обозначаемом. Сказанное выше принадлежит к учению стоиков о звуке. В области же предметов, то есть обозначаемого, речь идет о высказываниях (lectoi), о законченных высказываниях, о суждениях, об умозаключениях, а также о недостаточных высказываниях и о сказуемых прямых и обратных. Высказыванием, у них называется то, что составлено в соответствии с умственным представлением. Высказывания бывают законченные и недостаточные. Недостаточные высказывания — это те, которые произносятся в незавершенном виде, например: «Пишет». Спрашивается: кто пишет? Законченные высказывания — это те, которые произносятся в завершенном виде, например: «Сократ пишет». Таким образом, среди недостаточных высказываний числятся сказуемые, среди законченных — суждения, умозаключения, общие вопросы и частные вопросы. Сказуемое — это то, что говорится о чем-то, или же (по определению школы Аполлодора) вещь, связанная с какой-то или какими-то другими, или же недостаточное высказывание, связанное с прямым падежом для образования суждения. Среди сказуемых иные — личные: например, «плыву меж скал»……….[579 — Лакуна; по-видимому, следует читать: «иные — безличные, например «мне хочется»…».] Далее, среди сказуемых иные прямые, иные — обратные, иные — средние. Прямые — это те, которые согласуются с одним из косвенных падежей, например «слышит», «видит», «говорит»; обратные — те, которые согласуются со страдательными оборотами, например «слышится», «видится»; средние — те, которые не согласуются ни с тем, ни с другим, например «мудрствует», «гуляет». Противострадательные сказуемые[580 — Т. е. возвратное действие, «средний залог».] — это те, которые числятся в обратных, однако не обозначают действия, например «бреется», ибо бреющийся обращает здесь действие на самого себя. А косвенные падежи — это родительный, дательный и винительный.[581 — В отличие от «прямого падежа», именительного.] Суждение[582 — Суждение — axioma, от глагола axioo — «сужу».] — это то, что бывает или истинно, или ложно, или же это законченный предмет, доступный отрицанию сам по себе. Так говорит Хрисипп в «Диалектических определениях»: «Суждение есть то, что можно отрицать или утверждать само по себе: например, «Стоит день» или «Дион гуляет» Суждением оно называется от слова «судить», потому что в суждении мы высказываемся «за» или «против»: так, кто говорит: «Стоит день», высказывается за то, что стоит день; и если действительно стоит день, то предлагаемое суждение истинно, если же нет, то ложно. От суждения следует отличать общий вопрос, частный вопрос, повеление, клятву, пожелание, предположение, обращение и мнимое суждение. В самом деле, суждение — это такое словесное изъявление, которое является или истинным, или ложным. Вопрос же — это предмет законченный, как и суждение, однако же требующий ответа: например, «Стоит ли день?» — а такое изъявление не является ни истинным, ни ложным. Поэтому «Стоит день» — это суждение, а «Стоит ли день?» — это общий вопрос. Частный же вопрос — это предмет, на который невозможно ответить знаком (как отвечают «да» на общий вопрос), а надо отвечать словами: «Он живет там-то и там-то». Повеление — это изъявление, которым мы приказываем: например, «Ступай же прочь от струй Инаха!».[583 — Стих из неизвестной трагедии.] Клятва — это…..[584 — Лакуна в тексте.] [Обращение] — это изъявление, с помощью которого мы обращаемся, например: Славою светлый Атрид, повелитель мужей Агамемнон![585 — Гомер. Ил. II 434 и др.] Мнимое суждение — это изъявление, звучащее как суждение, но в силу избытка какого-либо слова или страсти не являющееся суждением, например: «Прекрасен Парфенон!» или «Как тот пастух похож на Приамидов!»[586 — Стих из неизвестной трагедии (речь идет о молодом Парисе-пастухе).] Кроме названного от суждения следует отличать и сомнение, когда как будто говорит человек, находящийся в сомнении: «А жизнь и боль — ужель они не родственны?»[587 — Стих из неизвестной комедии (Менандра?).] Все это — и общие вопросы, и частные, и прочее — не бывает ни истинно, ни ложно, тогда как суждения бывают или истинны, или ложны. Среди суждений иные являются простыми, иные — непростыми (так говорят последователи Хрисиппа, Архедема, Афинодора, Антипатра и Криния). Простые — это те, которые состоят из неразноречивого суждения, например: «Стоит день»; непростые — это те, которые состоят из одного или нескольких разноречивых суждений; из одного, например: «Если стоит день, [то стоит день]»; из нескольких, например: «Если стоит день, то светло». Простые суждения бывают отрицательные, неопределенно-отрицательные, ограничительные, утвердительные, указательные, неопределенные. Непростые суждения бывают условные, утвердительно-условные, соединительные, разъединительные, причинные, сравнительные к большему и к меньшему. …Отрицательное суждениенапример, «Не день стоит». Разновидностью этого является дважды отрицательное суждение: это отрицание отрицания, например: «Не день не стоит», то есть «День стоит». Неопределенно-отрицательное суждение состоит из отрицательной частицы и сказуемого, например: «Никто не ходит». Ограничительное суждение состоит из ограничительной частицы и суждения, которое было бы возможно, например: «Не добрый он человек». Утвердительное суждение состоит из прямого падежа и сказуемого, например: «Дион гуляет». Указательное суждение состоит из указательного слова в прямом падеже и сказуемого, например: «Он гуляет». Неопределенное суждение состоит из неопределенных частиц и сказуемого, например: «Некто ходит», «Такой-то движется». Среди непростых суждений условное суждение образуется союзом «если», который означает, что второе суждение следует из первого, например: «Если стоит день, то светло». (Так пишут Хрисипп в «Диалектике» и Диоген в «Учебнике диалектики».) Утвердительно-условное суждение состоит из двух суждений, связанных союзом «поскольку», например: «Поскольку стоит день, то светло»; этот союз означает, что второе суждение следует из первого, а первое достоверно. Соединительное суждение образуется каким-нибудь соединительным союзом, например: «И день стоит, и светло». Разъединительное суждение образуется разъединительным союзом «или», например: «Или день стоит, или ночь», — этот союз означает, что одно из этих суждений ложно. Причинное суждение соединяется союзом «так как», например: «Так как стоит день, то светло», — здесь первое как бы служит причиной для второго. Сравнительное суждение к большему образуется связкой, изъясняющей большее, и союзом «чем» между двумя суждениями, например: «День больше, чем ночь». Сравнительное суждение к меньшему образуется противоположным образом, например: «Ночь меньше, чем день». Некоторые из суждений противоположны друг другу по истинности или ложности. Это бывает, когда одно отрицает другое, например: «Стоит день» и «Не стоит день». Условное суждение бывает истинно, если противоположность заключению противоречит началу; например, суждение «Если стоит день, то светло» истинно, потому что противоположность заключению «не светло» противоречит началу «стоит день». А ложно оно бывает, если противоположность заключению не противоречит началу, например: «Если стоит день, то

Скачать:TXTPDF

Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать бесплатно, Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Диоген Лаэртский Философия читать онлайн