крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух.
Был он, по-видимому, безмерно надменен: среди стольких своих сочинений он ни одного не посвятил ни одному из царей, — как говорит Деметрий в «Соименниках», ему довольно было одной его старухи. Когда Птолемей обратился к Клеанфу с просьбой приехать к нему или кого-нибудь прислать, то Сфер поехал, а Хрисипп уклонился. Зато двух сыновей своей сестры, Аристокреонта и Филократа, он вызвал к себе и воспитал при себе; и он первый отважился вести занятия в Ликее под открытым небом (как рассказывает тот же Деметрий).
Был также и другой Хрисипп, книдский врач, у которого много позаимствовал Эрасистрат, по собственному его признанию; и еще один, сын предыдущего, придворный врач Птолемея, которого оболгали, привлекли к ответу и наказали бичами; и еще один, ученик Эрасистрата, и еще один, написавший книгу «О земледелии».
Философ известен также и вот какими рассуждениями. «Кто раскрывает таинства непосвященным, тот кощунствует. Но первосвященник именно раскрывает их непосвященным. Стало быть, первосвященник кощунствует». Далее: «Чего нет в городе, того нет и в доме. В городе нет колодца. Стало быть, и в доме нет колодца». Далее: «Вот голова; она не твоя. Стало быть, есть голова, которой ты не имеешь. Стало быть, у тебя нет головы». Далее: «Если некто находится в Мегарах, он не находится в Афинах. Человек находится в Мегарах. Стало быть, в Афинах людей нет». Далее: «То, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: телега. Стало быть, телега проходит через твой рот». И еще: «Чего ты не потерял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат».[625 — Все это — варианты софизмов «Никто» и «Рогатый» (см. также прим. 104 к кн. II).]
Иные порицают Хрисиппа за то, что многое у него написано гадко и непристойно. Так, в сочинении «О древних философах природы» он выдумывает гадости про Геру и Зевса и целых 600 строк пишет такое, чего никому не повторить, не замарав рта. Говорят, что эта выдуманная им история (хоть, может быть, как физика, она и хороша) под стать не богам, а блудилищам и что ее не упоминают даже составители списков книг: нет ее ни у Полемона, ни у Гипсикрата, ни даже у Антигона, так что выдумана она им самим. А в сочинении «О государстве» он дозволяет сожительствовать и с матерями, и с дочерьми, и с сыновьями; то же самое пишет он и в книге «О вещах, которые сами по себе не предпочтительны», в самом начале. А в III книге «О справедливости», около 1000-й строки, он даже повелевает поедать покойников. И во II книге «О средствах к жизни», размышляя, по его словам, на какие средства жить мудрецу, он пишет: «А зачем ему добывать средства к жизни? Если для того, чтобы жить, то ведь жизнь безразлична; если для наслаждения, то и оно безразлично; если для добродетели, то добродетель сама довлеет для счастья. Смехотворны и сами источники этих средств к жизни. Брать у царя? тогда придется ему подчиняться. Пользоваться дружбой? тогда дружба покупалась бы за деньги. Жить мудростью? тогда мудрость сдавалась бы внаймы». Вот какие выставляются против него упреки.
Так как книги его пользуются великой славою, я рассудил привести здесь перечень их по разделам. Вот он.
По логической области в целом: «Логические положения», «Рассмотрения философа», «Диалектические определения», к Метродору — 6 книг, «О словах, употребляемых в диалектике», к Зенону, «Пособие по диалектике», к Аристагору, «Правдоподобные связные суждения», к Диоскуриду — 4 книги.
По логической области — о предметах. Сборник первый: «О суждениях», «О непростых суждениях», «О сложных суждениях», к Афиыаду — 2 книги, «Об отрицательных суждениях», к Аристагору — 3 книги, «Об утвердительных суждениях», к Афинодору, «Об ограничительных суждениях», к Феару, «О неопределенных суждениях», к Диону — 3 книги, «О различии неопределенных суждений» — 4 книги, «О временных высказываниях» 2 книги, «О суждениях совершенного вида» 2 книги. Сборник второй: «Об истинном разделительном суждении», к Горгиппиду, «Об истинном связном суждении», к Горгиппиду — 4 книги, «Выбор», к Горгиппиду, «К вопросу о следствии», «О трехчленном суждении», тоже к Горгиппиду, «О возможном», к Клиту — 4 книги, «К Филоновой книге о значениях», «К вопросу, что есть ложь». Сборник третий: «О повелениях» 2 книги, «Об общем вопросе» 2 книги, «О частном вопросе» 4 книги, «Краткое изложение об общем и частном вопросе», «Краткое изложение об ответе», «О разыскании» 2 книги, «Об ответе» 4 книги. Сборник четвертый: «О сказуемых», к Метродору — 10 книг, «О прямых и косвенных падежах», к Филарху, «О связях», к Апол-лониду, «К Пасилу о сказуемых». — 4 книги. Сборник пятый: «О пяти падежах», «Об изъявлениях согласия с их содержанием», «О дополнительном значении», к Стесагору — 2 книги, «О собственных именах» 2 книги.
По логической области — о словах и словесных предложениях. Сборник первый: «Об изъявлении единственного и множественного числа» 6 книг, «О словах», к Сосигену и Александру — 5 книг, «О нарушении слога», к Диону — 4 книги, «О софизме «Куча» применительно к звукам» 3 книги, «О неправильности речи», к Дионисию, «Необычные предложения», «Слово», к Дионисию. Сборник второй: «Об элементах речи и слов» б книг, «О построении слов» 4 книги, «О построении и элементах слов», к Филиппу — 3 книги, «Об элементах речи», к Никию, «Об относительных словах». Сборник третий: «Против отвергающих знаки препинания» — 2 книги, «О двусмысленностях», к Аполлу — 4 книги, «Об образных двусмысленностях», «О связной образной двусмысленности» 2 книги, «К Панфоидовой книге «О двусмысленностях»» 2 книги, «Введение к двусмысленностям» 5 книг, «Краткое изложение о двусмысленностях», к Эпикрату, «Материалы для Введения к двусмысленностям» — 2 книги.
По логической области — о рассуждениях и их оборотах. Сборник первый: «Пособие по рассуждениям и оборотам», к Диоскуриду — 5 книг, «О рассуждениях» 3 книги, «О построении оборотов», к Стесагору — 2 книги, «Сопоставление свернутых суждений», «О суждениях взаимных и связных», «К Агафону, или О последовании вопросов», «Об умозаключении и связанной или связанных посылках», «О заключениях», к Аристагору, «О построении одного рассуждения в нескольких оборотах», «Ответ на возражения против построения одного и того же рассуждения как с умозаключением, так и без умозаключения» — 2 книги, «Ответ на возражения по разрешению умозаключений» — 3 книги, «Ответ на Филонове сочинение к Тимократу об оборотах», «Сочинения по логике к Тимократу и Филомату, о рассуждениях и оборотах». Сборник второй: «О рассуждениях с заключением», к Зенону, «О первичных недоказуемых умозаключениях», к Зенону, «О разрешении умозаключений», «Об избыточных рассуждениях», к Пасилу — 2 книги, «О рассмотрении умозаключений», «О вводных умозаключениях», к Зенону, «Об оборотах введения», к Зенону — 3 книги, «Об умозаключениях по ложным фигурам» 5 книг, «Умозаключитель-ные рассуждения с разрешением в недоказуемые», «Размышления по оборотам», к Зенону и Филомату (по-видимому, неподлинные). Сборник третий: «О переменяющихся рассуждениях», к Афинаду (неподлинное), «Переменяющиеся утверждения относительно середины» — 3 книги (неподлинное), «Ответ на Аминиевы разделительные рассуждения». Сборник четвертый: «О предположениях», к Мелеагру — 3 книги, «Предположительные рассуждения о законах», тоже к Мелеагру, «Предположительные рассуждения для вступления» — 2 книги, «Предположительные рассуждения в теоремах» — 2 книги, «Разрешения предположительных рассуждений Гедила» — 2 книги, «Разрешения предположительных рассуждений Александра» — 3 книги (неподлинное), «Об изъяснениях», к Лаодаманту — 1 книга. Сборник пятый: «Введение к рассуждению о лжеце», к Аристокреонту, «Рассуждения по образцу «Лжеца»», «О лжеце», к Аристокреонту — 6 книг. Сборник шестой: «Ответ полагающим, что в «Лжеце» есть как истина, так и ложь», «Ответ тем, кто софизм о лжеце разрешает посредством разделения», к Аристокреонту — 2 книги, «Доказательства, что нельзя решать разделением рассуждения, уводящие в бесконечность», «Ответ на возражения против разделения бесконечных рассуждений», к Пасилу — 3 книги, «Разрешения в духе древних», к Диоскуриду, «О разрешении софизма о лжеце», к Аристокреонту — 3 книги, «Разрешения предположительных рассуждений Гедила, Аристокреонта и Аполла». Сборник седьмой: «Совет утверждающим, что предпосылки в «Лжеце» ошибочны», «Об отрицающем», к Аристокреонту — 2 книги, «Отрицательные рассуждения для упражнения», «О рассуждении по малым приближениям», к Стесагору — 2 книги, «О рассуждениях насчет предвосхищения и о рассуждениях покоящихся», к Оне-тору — 2 книги, «О человеке под покрывалом», к Ари-стобулу — 2 книги, «О скрытом», к Афинаду — 1 книга. Сборник восьмой: «О софизме «Никто»», к Менекра-ту — 8 книг, «О рассуждениях от неопределенного и определенного», к Пасилу — 2 книги, «О софизме «Никто»», к Эпикрату — 1 книга. Сборник девятый: «О софизмах», к Гераклиду и Поллию — 2 книги, «О диалектических неразрешимостях», к Диоскуриду — 5 книг, «Ответ на Аркесилаево руководство», к Сферу — 1 книга. Сборник десятый: «Против обыкновений», к Метродору — 6 книг, «В защиту обыкновений», к Гор-гиппиду — 7 книг.
По логической области помимо четырех перечисленных разделов разрозненные и не сведенные логические разыскания о поименованных предметах — 39 исследований. Всего по логике — 311 сочинений.
По этической области — о расчленении этических понятий. Сборник первый: «Очерк этического учения», к Феопору, «Этические положения», «Убедительные предпосылки к положениям», к Филомату — 3 книги, «Определения вещественного», к Метродору — 2 книги, «Определения дурного», к Метродору — 2 книги, «Определения посредственного», к Метродору — 2 книги, «Определение родовых понятий», к Метродору — 7 книг, «Определения по другим предметам», к Метродору — 2 книги. Сборник второй: «О подобном», к Ари-стоклу — 3 книги, «Об определениях», к Метродору — 7 книг. Сборник третий: «О неправильных выражениях против определений», к Лаодаманту — 7 книг, «Убедительные основания к определениям», к Диоскуриду — 2 книги, «О видах и родах», к Горгиппиду — 2 книги, «О разделениях», «О противоположностях», к Дионисию — 2 книги, «Убедительные основания к разделениям, родам, видам и противоположностям» — 1 книга. Сборник четвертый: «О словопроизводстве», к Диоклу — 7 книг, «Словопроизводство», к Диоклу — 4 книги. Сборник пятый: «О пословицах», к Зенодоту — 2 книги, «О стихах», к Филомату, «О том, как читать стихи» — 2 книги, «Ответ словесникам», к Диодору.
По этической области — о здравом смысле и основывающихся на нем науках и добродетелях. Сборник первый: «Против живописания», к Тимонакту, «О том, как называть и мыслить каждую вещь», «О понятиях», к Лаодаманту — 2 книги, «О понимании», к Пифонакту — 3 книги, «Доказательства, что мудрец не подвержен мнениям», «О постижении, знании и незнании» 4 книги, «О разуме» 2 книги, «О пользе разума», к Лептину. Сборник второй: «О том,