Скачать:PDFTXT
Философия культа

потом же от святых и богоносных отец в различных временех преданная. Ныне же благословением и повелением ясне превелебнаго в Бозе Его милости господина отца Петра Могилы, митрополиты Киевскаго и прочее, издан в святой, великой чудотворной Лавре Печерской. Киев, рок 1646, месяца декабря, 16 дня (далее: Требник митрополита Петра Могилы. Киев, 1646). Ч. 3. С. 308—385, 386— 392, 398—403. Ныне эти и другие подобные чины собраны в одном издании: Последования молебная о избавлении от духов нечистых. Составлено на основании чинов, содержащихся в Требнике митрополита Петра Могилы. М., 1999. Указанные чины на с. 5—177, 178—192, 209—221.—235.

464

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место в несколько строк. В рукописи Флоренского этот же текст идет связно.—236.

465

Мф., 12, 43—45; Лк. 14, 11, 24—26.-257.

466

111 Среди подготовительных материалов Флоренского имеется ряд выписок, которые дополняют и уточняют вышеприведенные рассказы о вреде курения. Судя по тому, что все записи сделаны одновременно карандашом, источник этих сведений—какое-то одно лицо, вероятно связанное с афонским и кавказским монашеством.

Табак и духовность

«1) На Кавказе какой-то малоросс-монах неученый. Его сделали диаконом. Выучился греч<ескому> языку. Позвали его раз святить хлсб<ное> поле, и тут же рядом находилось неск<олько> грядок табаку. Кропя св(ятой) водой, он заодно покропил и их. Через неск<олько> дней весь табак засох совершенно.

2) В Подольск(ой) губ<ернии> близ Днестра есть монаст<ырь> с чудотв<орной> икон<ой> Б<ожией> М<атери>. Ее на три месяца берут, ставят в какое-то село, близ монаст<ыря>, и возле по пути лежит табачное поле. Икона не пошла, пришлось обходить кругом.

3) Про †‡† Патриарха Иоакима: он в Имени Божием ничего не мож<ст> понимать—он курит ведь.

4) Сатанизм на Афоне. Уединенное гористое место. Попрание Креста. Клятва Сатане».

Табак и умственные способности

«Психологической лабораторией при одном из американских университетов недавно был поставлен ряд опытов на людях с целью выяснить, как влияет курение табаку в виде сигар или папирос на человека, на его мыслительную способность, на его сообразительность и т. д. Наблюдения над студентами этого университета показали, что курение, как у привычных курильщиков, так и у лиц некурящих, значительно понижает способность выполнять различные поручения и задания, требующие сообразительности и находчивости. С другой стороны, привычные курильщики, лишенные на несколько часов возможности курить, обнаружили также некоторое понижение производительности умственного труда. Однако нельзя было заметить сколько-нибудь значительного влияния курения на такие трудовые процессы, которые требуют лишь несложных привычных движений без особого напряжения мыслительных способностей и внимания» (из листка отрывного календаря на 1926 год, 23 января, суббота).

В издании «Богословских трудов» (М., 1977. Сб. 17) тексты о мистической скверне табакокурения на стадии подготовки к печати были вычеркнуты митрополитом Минским и Белорусским Антонием, председателем редколлегии, на том основании, что это «не пройдет» в Совете по делам религии, а также и потому, что в Греческих Церквах курение среди духовенства принято, да и среди русского духовенства встречаются курящие (хотя таковых очень мало). Такая «редактура» вызвала возмущение К. П. Флоренского (f9 апреля 1982 г.), который говорил: «Я сам злостный курильщик и могу свидетельствовать, что все написанное соответствует действительности. Если Совет вычеркнет эти места — другое дело, но зачем же самим заранее вычеркивать? Да ведь и для государства важно, чтобы Церковь сказала о вреде курения. Если вы уберете эти места, я сниму всю публикацию». К. П. Флоренского поддержал архиепископ Волоколамский Питирим, председатель Издательского отдела Московской Патриархии, и митрополит Антоний вынужден был согласиться, а в Совете по делам религий цензоры эти места не вычеркнули.—239.

467

Из библиографических выписок Флоренского.

Курение

«Мистическая скверна курения (И. А. Слонов. Из жизни торговой Москвы. М., 1914, стр. 232—238)».— 239.

468

Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 239—2

469

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре стоит ошибочная дата: «в 1920 году». В действительности вскрытие мощей преподобного Сергия происходило 11 апреля 1919 г. Данная вставка в текст лекции 1918 г. относится к диктовке 17 апреля 1922 г. (ст. ст.). Возможно, что в рассказе Флоренского соединились впечатления от вскрытия мощей 11 апреля 1919 г. (далеко не зима!) и изъятия главы преподобного Сергия (предположительно 30 марта 1920 г.), совершенного им, Ю. А. Олсуфьевым (и И. Ф. Огневым?), по благословению Патриарха Тихона, но сказать открыто об этом он, естественно, не мог (см.: Игумен Андроник (Трубачев). Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской Патриархии. 2001. № 4. С. 33—53). Еще одно воспоминание Флоренского о мощах преподобного Сергия содержится в его лекционном курсе «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропоминания», читавшемся в Москве с конца августа по декабрь 1921 г. Из лекции 15 сентября 1921 г.: «Физиология святых — особенная и проявляется в характерных свойствах—благоухании, исходящем от них и их мощей. Я сам это испытал. Когда вскрыли мощи Преп<одобного) Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой. Была уже ночь. Вдруг мое внимание привлек свежий, свежий воздух и особенно приятный запах, отдаленное подобие той свежести воздуха, когда пахнет весной. А была зима. Ни о какой весне и даже оттепели и помину не было. Поэтому стал я определять, что же это за запах и откуда он. Пахнет весной: по ассоциации я сопоставил запах тополей после грозы; но тополей вблизи не было, да и опять же зима. И вот, наконец, я доискался: это пахли мои губы, которыми я только что прикасался к мощам. В житиях святых о благоухании, исходящем от святых, упоминается очень часто. Наоборот, средневековые экзорцисты—заклинатели демонов говорят, что демоны и бесноватые вонючи. Французское выражение <«J'ai des nausees> = c души воротит». Современные американские психологи обнаружили, что в состоянии экстатического подъема люди распространяют из всех пор кожи запах, вроде фиалки, а одержимые имеют особенный запах, выходящий из всех пор их кожи». Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3 (2). М., 1999. С. 411.— 240.

470

Ср.: Песнь 2, 13; 6, И; 7, 13.—24.

471

См.: Соль земли, то есть Сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским // Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 571 — 637 .—242.

472

См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов)—духовник священника Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. 1982. № 9. С. 71—77; № 10. С. 65—73.— 242.

473

Ср.: «При кончине человека открываются дела его» (Сир. II, 22); пословица: «Конец—делу венец».— 242.

474

Ср.: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2, 15—16).— 242.

475

В черновых материалах Флоренского указываются также:

«О свв. Мощах: 1). Протопопов. О нетлении св<ятых> мощей. <...>; 2). П. М. Властов. О нетлении святых мощей. (Краткое историческое исследование. М., 1890. 62 стр. N5. 16; 3)».

«Начало антиминсов относится к VI Вселен<скому> Собору («Летоп<ись> церк<овных> Соб<оров>». I, 316—317). Мнение о сем ниже <2 нрзб.> (id., стр. 316)».— 243.

476

См.: Чин благословения фимиама, сиесть кадила//Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 226—227.— 244.

477

Чин священныя и божественныя литургии. Проскомидия//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 89.— 244.

478

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре несогласованность, вероятно, оттого, что предложение воспринималось на слух и имеет такой вид: «Она же количественно, т. е. по числу повторений, характерна…» — 244.

479

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре стоит слово «в ином», вероятно, ошибка слуха. По смыслу должно быть «в одном».— 244.

480

граничное понятие (нем.).— 245.

481

Ср.: Мф. 5, 245.

482

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре: «наступает», вероятно, ошибка слуха.— 248.

483

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. Пгава 38. С. 78.—248.

484

Последование святаго крещения и миропомазания//Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 29.—248.

485

В неделю Пятидесятницы на повечерии канон Святому Духу, глас 1. Песнь 6-я, 2-й тропарь // Пентикосгарион, сиречь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 265.— 248.

486

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. Глава 41. С. 85.-248.

487

Молитва на облачение епитрахили. Чин священныя и божественныя литургии // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 76.—249.

488

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 22—23. В данном случае Флоренский или неправильно понял текст блаженного Симеона Солунского, или неточно выразился. Во всяком случае у блаженного Симеона Солунского этого не говорится. Ср. блаженный Симеон Солунский: «Ибо вместо возложения рук от апостолов предано это <миро) тем, которые крещаются во Христа; а возложение рук и призывание благодати предоставлено рукополагаемым в священный сан» (там же. С. 78—79). «А архиереи и священники — одни только—посвящаются чрез рукоположение» (там же. С. 89). «Латиняне вводят нечто новое, при рукоположениях помазуясь, по (ветхому) закону, миром и рукополагаясь не у престола» (там же. С. 90—91). «Рукополагаемые же справедливо не помазываются чувственным (видимым) образом, так как они и не совершают ничего вещественного, но все духовное и потому, что они приблизились к истинному миру—Иисусу Христу, Которого имя— миро излиянное» (там же. С. 29).—249. 489 Ср.: Проф. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. М., 1994. С. 50: «За обедом, который император <Константин> дал отцам Собора, он сказал им: «Вы—епископы внутренних дел Церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел»».—250.

490

Ср.: Евр. 11, 1.—250.

491

Из библиографических выписок Флоренского.

Русская идеология самодержавия н вообще онтология жизни

«В. Малипин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев: Типография КиевоПечерской Успенской Лавры. 1901. VIII + 768-1-145 стр.».

«Василий божественный» (тропарь трем святителям, 30 янв<аря» <«Василий, божественный ум...» (стихира на стиховне малой вечерни // Миниа. Месяц ианнуарий. Киев, 1911. Л. 354. Ср.: «Василиа, Царствия тезоименнаго...» (стихира на литии)//Там же. Л. 356 об.>

«1807. Торжествующий Петроград в день рождения ее императорского высочества великой княжны Елисаветы Александровны. Тут такая строфа:

Вся Россия осветилась, В ней царевна вновь родилась, В ней родилось божество!

Все ликует, все играет, И Петрополь представляет Один храм, один алтарь!

Русский библиофил», 1916, II, стр. 24 и 26)».

«Была нашим богом»—письмо Булгакова к сыну 1804 г. (см. в материалах по именак Екатерина).

Из од, распевавших Екатерине Великой тверскими семинаристами:

Живи, о мудрая богиня (1787 г.) (Вл. Колосов. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889 г., стр. 228 [МДА 44, 380]).

Где красны пажити и златы

Одну являет тишину!

Еще на вас, еще блистает

Российские богини зрак… (id., стр. 230)

(Из печатных брошюр, изданных семинарией по этому поводу в 1775 и 1787 годах).

Стихи всероссийскому божеству, благотворительнице вселенной,

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн