Скачать:PDFTXT
Философия культа

на мир с Оттоманскою Портою. А. Перепечкипа. СПб., 1791 — in 40 (Сопикое, 11428. 2-е изд., п. 4, стр. 322).

«…возглаголи в сердце его (Царя) благая о Церкви Твоей Святей и о всех людех твоих». Эти слова из литургии Вас<илия> Вел<икого> по пресуществлении Даров говорил царелюбивый (№) Филарет Амфитеатров, митрополит Киевский. (Архи<епископ> Сергий. Преосвященный Антоний, архиепископ Каз<анский>. Т. 2. Казань, 1845, стр. 418.) NB. Вообще о царелюбии его.—250.

492

Молитва на облачение подризника. Чин священныя и божественныя литургии//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 75.—251.

493

Символ веры Православной Церкви // Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4. Ср.: Ин. 1, 3.—251.

494

Скрижаль. М., 1656. С. 126—127 (глава 38). Данную выписку Флоренский в черновике озаглавил: «Тело—как одежда».—251.

495

Иосифа Флавия Древности иудейские. С латинского на российский язык преложенные придворным священником Михайлом Самуйловым. 3-е тиснение. Ч. I. СПб., 1795. С. 133.— 252.

496

Тождественную выписку Флоренский в черновике озаглавил: «Одеждаобраз космоса».—252.

497

Молитва на освящение всякия вещи//Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 240.—252.

498

Вероятно, Флоренский интерпретирует следующее место из творений святого Кирилла: «После того, как приобщишься Тела Христова, приступи и к чаше с Кровию не с распростертыми руками, но в согбенном положении с поклонением и чествованием, говоря: «Аминь»,— освятись, причащаясь и Крови Христовой. И пока еще на губах твоих остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие орудия чувств» (Слово 5-е тайноводственное, гл. 22//Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад. 1893. С. 301).—253.

499

Деян. 19, 11, 12.— 253.

500

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для одного-двух слов. К данному месту имеется выписка Флоренского с указанием литературы.

Одежды

Евр<ейская> Энц<иклопсдия>. Т. 2, стлб. 410 «Анатомия». Представление о тканевидном строении зародыша, вообще тела <1 нрзб.> Отсюда одежда — ткань. Ср. представления о теле как об одежде души. Ср. в «Фэдоне» <1 нрзб.>гипотезу.—254.

501

В пяток Ваий на повечерии, канон, глас 1. Песнь 6, тропарь 3-й//Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 374.— 254.

502

В пяток Ваий на повечерии, канон, глас 1. Песнь 9. И ныне, Богородичен//1км же. II. 375 об.—254.

503

1 Кор. 3, 10—15. Ср.: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 222—230.—255.

504

Мф. 22, 1 — 14.—255.

505

Иерейский молитвослов. М., 1907. II. 174 об.—255.

506

Там же. Л. 259 об.—255.

507

Название тождественной выписки в подготовительных материалах —«Одеяние добродетелей».—255.

508

Гал. 3, 27.—255.

509

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено место для одного-двух слов.— 255.

510

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 157.—256.

511

Там же. Л. 139—139 об.—25

512

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 361 об.—256.

513

Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 191 — 193, 193—197, 197—198, 179—186, 158—168, 169—178, 52—69, 70—72, 73—82.—256.

514

Там же. С. 82—125. См. также: Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 81—142.—256.

515

Чин освящения храма, от архиереа творимаго//Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 50—81.— 256.

516

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для вписки двух слов. См.: Чин благословити новый корабль, или лодию; Чин благословения воднаго судна ратнаго, на сопротивныя отпущаемаго, единаго или многих // Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 215—216, 238—245. Ныне эти чины опубликованы в особом издании: Воинский требник. М., 1999. Л. 47— 59 об.—258.

517

См. вновь составленный Чин освящения колесницы//Воинский требник. М., 1999. Л. 38—46.—25S.

518

См. вновь составленные Чин освящения самолета и Чин благословения в воздушное путьшествие//Там же. Л. 60—70.—258.

519

Ср.: Еф. 6, 12.— 258.

520

Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 211 — 212, 212—213. См. завершительные молитвы этих чинов—Молитва над гумном и Молитва, о еже благословити мрежи // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 231 об.—232.— 258.

521

См.: Чин освящения воинскаго знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань // Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 245—254; Воинский требник. М., 1999. Л. 20— 31 об.— 258.

522

См.: Чин благословения воинских оружий//Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 254—256; Воинский требник. М., 1999. Л. 32—35 об.— 258.

523

В рукописи Огневой на полях запись Флоренского: «Меч. Привидения».—259.

524

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре Флоренский по памяти привел двустишие из стихотворения В. С. Соловьева «Дракон (Зигфриду)» (1900) с ошибкой в таком виде:

Перед пастию дракона И крест и меч одно.—259.

525

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место. Молитва на облачение набедренника и палицы // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 77.— 260.

526

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место. Текст вписан по: Еф. 6, 10—17, ср. также: 1 Фес. 5, 8.—260.

527

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре далее оставлены чистыми несколько строк и ошибка в нумерации параграфов: § 21 указан второй раз.— 260.

528

Рим. 9, 21.·— 260.

529

Ср.: 1 Кор. 16, 19. «Домашняя церковь» — семья и те, кто живут с нею в доме.— 261.

530

Молитва на освящение всякия вещи//Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 240 об.—261.

531

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлены чистыми несколько строк. Названия чинов вписаны по изд.: Требник: В 2 ч. 4.2. М., 1915. Л. 51 об.—56 об., 58—90, 122—129 об. См. также: Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 119— 125.— 261.

532

Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 3. Киев, 1646. С. 392— 398; Последования молебная о избавлении от духов нечистых. М., 1999. С. 193—208.— 261.

533

Там же. Ч. 2. Киев, 1646. С. 143—152.— 261.

534

Там же. С. 153—157.— 261.

535

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для одного-двух слов.— 261.

536

Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 21 об., 27—27 об.—261.

537

На схеме надписи сверху вниз по часовой стрелке: благовония, суда и иные сооружения, архитектура, снасти, посуда, церковные (зачеркнуто) покровы и т. п., одежды, украшения, оружие, знамена и т. п. В центре: миропомазание.— 262.

538

Ср. название главы 43 «О том, что таинства преподаются одно чрез другое и одно чрез другое совершаются» // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 90.— 262.

539

176 Скрижаль. М., 1656. С. 92—95. Тот же текст по блаженному Симеону Солунскому в русском переводе.

«43. О том, что таинства преподаются одно чрез другое и одно чрез другое совершаются

Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни миро совершается без мира, ни рукоположение без мира. Почему и священство совершается не без мира. Это узнаешь ты вот из чего. Миро поставляется наперед и освящается на престоле, и без престола оно не может быть освящено; престол же предпомазуется миром и им освящается; следовательно, миро освящается не без мира. И опять: миро освящается архиереем и без архиерея невозможно (освятить его); архиерей же помазан при крещении миром и имеет рукоположение благодатию Духа; таким образом дары подаются как бы друг чрез друга, так как чрез них совершаются дарования от Единого и того же в Троице Бога. И рукоположения, сказали мы, совершаются не без мира: ибо они совершаются при престоле, престол же помазан миром, и без престола никто из православных не рукополагается; таким образом в мире (имеет нужду) и рукоположение священническое, заключающее в себе и руковозложение (967;949;953;961;959;952;949;963;953;940;957;) и призывание Духа. Латиняне вводят нечто новое, при рукоположениях помазуясь, по (ветхому) закону, миром и рукополагаясь не у престола. Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании мира; потому что епископ собственно имеет силу «просвещения» душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает в обилии благодатию сообщения божественных светов, т. е. даром дарований, по подражанию Богу, Отцу светов» (Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 90—91).— 263.

540

На схеме надписи сверху вниз по часовой стрелке: причащение, крещение, миропомазание, покаяние, брак, елеосвящение, священство. В центре: Господь Иисус Христос, искупление, спасение. Крестная смерть и воскресение.— 264.

541

В машинописном экземпляре искаженное чтение, вызванное устной диктовкой или опечаткой: «как дар Божий, дарно принимаемое…» Исправлено по первоначальной рукописи Флоренского (тетрадь, с. 29).—264.

542

Далее в рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место, вероятно, предполагалось слово ‘945;960;959;952;942;954;951;—склад, хранилище.—264.

543

Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 204— 206.— 264.

544

Чин благословения гроздий виноградных в день Преображения Господня//Требник митрополита Петра Могилы. 4.2. Киев, 1646. С. 206—207; Молитва в причащении гроздия, августа в 6 день//Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 11 об.— 264.

545

Чин благословения вина//Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 208—209.— 265.

546

Чин благословения и очищения вина и елея, меда или инаго пития, или яди коея-либо, в ней же приключится животну некоему скверну впасти//Там же. С. 203—204.— 265.

547

Далее в рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место в несколько строк.— 265.

548

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для одного слова. Цитата продолжена по изд.: Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 33.— 265.

549

Ср.: 1 Кор. 11, 22.-266.

550

Цит. по изд.: Типикон, си есть Устав. Киев, 1906. Л. 6—6 об В круглых скобках поясняющие вставки по изд.: Скабаллонович 924; Толковый типикон. Киев, 1913. Вып. 2. С. 192—193.— 267.

551

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 32.— 267.

552

Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1915. С. 150—151. Собственно в повествовании этот хлеб называется «благословение отцов».—267.

553

Ср.: Мф. 6, 21.—268.

554

Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 62 об.—270.

555

В тексте союз «но», вероятно, оговорка Флоренского, так как этот союз употреблен три раза подряд в одном предложении.— 270.

556

Самый торжественный и священный из видов бракосочетания в древнем Риме, к которому допускались только патриции.— 270.

557

установление (лат.).—270.

558

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место в несколько строк. Текст молитв цит.: Требник: В 2 ч. Ч. 1 М., 1915. Л. 80 об., 81.—27/.

559

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для нескольких слов. Текст цит.: Служебник. Изд. 6-е. СПб.. 1905. С. 163.— 271.

560

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 272.—271.

561

Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 1. Киев, 1646. С. 253.

562

Карабинов И. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. Июль—август. С. 956.—272.

563

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре имя пропущено. В рукописи Флоренского помета: «V имя патриарха», т. е. в данном месте необходимо вставить имя патриарха. В статье И. Карабинова говорится: «От XI в., например, имеется интересное послание неизвестного Константинопольского Патриарха некоему Павлу…» — Карабинов И. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение. 1915.

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн