Скачать:PDFTXT
Философия культа

если у вас довольно досуга, показать всем нам написанную против нас одним безбожным языческим философом книгу и еще другим, старее его, чтобы возбудить вас и отвлечь от такой недеятельности. Если они так неусыпны в своих нареканиях на нас, то можем ли мы заслуживать какое-нибудь прощение, когда не будем уметь отражать их нападения?» (Святой Иоанн Златоуст. Беседа 17-я на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, § 4) // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. Кн. 1. СПб., 1902. С. 115, 116.— 333.

751

Миниа. Месяц декемврий. Киев, 1910. Л. 285 об.—334.

752

Там же. Л. 252 об.—334.

753

Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 197 об.—334.

754

Миниа. Месяц ианнуарий. Киев, 1911. Л. 77.—334.

755

Там же. Л. 94.—334.

756

Там же. Л. 101 об.—334.

757

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 447.—

758

Там же. Л. 69 об.—334.

759

Там же. Л. 475 об.—334.

760

Там же. Л. 467.—334.

761

Там же. Л. 470.—334.

762

Октоих, сиречь Осмогласник. С 1-го гласа по 4-й. М., 1906. Л. 26.—

763

Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 271 об.—334.

764

Октоих, сиречь Осмогласник. С 5-го гласа по 8-й. М., 1906. Л. 109 об.—334.

765

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 9 об.—335.

766

Молчание (греч.).—335.

767

Неизвестный принцип, определение (лат.).—335.

768

Отними все (греч.).—335.

769

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 128.—555.

770

См.: Steinharti D. Caroli… Meletemata Plotiniana… Numburgi, 1840.—335.

771

Имеется в виду 1-й тропарь 4-й песни//Миниа. Месяц септемврий. Киев, 1908. Л. 142.—555.

772

Никодим Святогорец. Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня / Пер. с греч. под ред. проф. И. Н. Корсунского; Изд. настоятеля Ростовского Троице-Варницкого монастыря игумена Антония. М., 1899. С. 40—42.— 555.

773

По какому изданию прот. В. Владиславлев цитирует блаженного Симеона, не ясно. См. данное место в другом переводе: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 425.—555.

774

Отрывок из ирмоса 2-го канона в неделю утра Пятдесятницы // Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. 923;. 151 об.—336.

775

Источник цитирования данного отрывка из богослужебного текста не выяснен.—336.

776

Отрывок из тропаря службы в Неделю всех святых // Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 283.—336.

777

Отрывок из кондака службы в Неделю всех святых//Там же. Л. 290.—336.

778

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 154.—336.

779

Ср. там же. Л. 8 об. Молитва утренняя 7-я, песнь полунощная ко Пресвятей Богородице.—336.

780

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 502. Цюпарь 8-го гласа, который поется вместо Херувимской песни на литургии в Великую субботу.—336.

781

Отрывки из 1-й и 2-й стихир на «хвалитех» службы во святую и Великую субботу //Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 584 об,— 585.—336.

782

Три неразборчиво написанных слова на иностранном языке.—336.

783

См. примеч. 71 данного приложения.—336.

784

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 107 об.—336.

785

Там же.—556.

786

Ирмологий, обдержай вся ирмосы Осмогласника, Владычных же и Богоматере праздников, и всего лета. М., 1913. Л. 227 об.—231.—336.

787

Там же. Л. 229 об. Богородичен воскресный отпустительный 5-го гласа.—336.

788

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 252 об.—336.

789

Там же. Л. 254.—336.

790

Там же. Л. 255.—336.

791

Там же. Л. 256.—557.

792

Там же. Л. 100—-107.—337.

793

Октоих, сиречь Осмогласник. С 1-го гласа по 4-й. М., 1906. Л. 352 об.— 337.

794

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 147.— 337.

795

См. примеч. 84 данного приложения.— 337.

796

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 149 об.— 337.

797

Там же. Л. 151 об.— 337.

798

Там же. Л. 149 об.—337.

799

Там же. Пункт 3 пропущен.— 337.

800

Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Солунского. СПб., 1857. С. 39.—337.

801

К смерти (966;961;.),— 337.

802

Сведений о А. Бартоломэ найти не удалось.—337.

803

Мужчина и женщина, их взаимные отношения и положение, занимаемое в современной культурной жизни. Т. 2. СПб., 1912.—337

804

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 135.—337.

805

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 3. Стихира на Слава, употребляемая на воскресной утрени в период Великого поста от недели о мытаре и фарисее по 5-ю неделю.—337.

806

Шауфусс Татьяна Алексеевна (1891 —1986) происходила из семьи присяжного поверенного. Вместе с Ксенией Андреевной Родзянко работала сестрой милосердия в Приюте сестер милосердия Российского Общества Красного Креста в Сергиевом Посаде, где в церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины служил священник Павел Флоренский. Т. А. Шауфусс и К. А. Родзянко были ближайшими духовными дочерями отца Павла, дружили с его семьей. После революции Шауфусс работала сестрой милосердия в сергиевопосадской больнице. Вместе с К. А. Родзянко арестована, осуждена и выслана по сергиевопосадскому делу 1928 г. По благословению отца Павла Т. А. Шауфусс вместе с К. А. Родзянко в 1935 г. покинула Россию. Жила в 1935 г. в Праге, а К. А. Родзянко—в предместье Праги. В 1938 г. Т. А. Шауфусс переехала в США и стала помощницей Александры Львовны Толстой в основании Толстовского фонда в 1939 г. В дальнейшем в течение 40 лет она работала в Толстовском фонде как executive (исполнительный директор), вице-президент и президент. Она расширила деятельность фонда за пределы США и открыла отделения в Европе, на Среднем Востоке, в Канаде, Южной Америке. Она спасла десятки тысяч русских беженцев от преследования коммунистов после Второй мировой войны. При помощи принца Садруддина Ага Кхана организовала Комиссию по беженцам при ООН, основала дома для престарелых во Франции, Западном Берлине и Южной Америке. В 1970 г. организовала Nursing (дом престарелых) при Толстовском фонде в Валлей Коттэдж, штат Нью-Йорк. В Толстовском фонде Т. Шауфусс проработала до 1984 г. и скончалась в 1986 г. в основанном ею доме престарелых. «Золотой барьер», вероятно, видение Т. Шауфусс, о котором она рассказала отцу Павлу.—338.

807

См. примеч. 83 к данному приложению.—338.

808

Архитектор, инженер-строитель, знакомый Флоренского по Сергиеву Посаду. Участвовал в работах Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (1918—1925). Флоренский венчал А. Качмара. Здесь, вероятно, Флоренский упоминает о каком-то предсмертном видении А. Качмара, свидетелем которого он был.—338.

809

Ср. описание Флоренским кончины В. В. Розанова в письме к М. В. Нестерову 1 июня 1922 г.: «Начну с Вас. Вас. Да, он умер, 23 января 1919 г., после одной из бань, решительно ему запрещенных, его постиг удар; в параличном состоянии он пролежал несколько месяцев, очень неистовствуя и измучив родных. Но наряду с делами почти безумными, с ним происходил и благотворный духовный процесс: В. В-ч постиг то, что было ему непонятно всю жизнь. Он «тонул в бесконечно холодной воде Стикса», тосковал «хотя бы об одной сухой нитке от Бога», между тем как стигийские воды проникали все его существо <...>» (Розанов В. В. Pro et contra. Антология. Кн. 1. СПб., 1995. С. 257).—338.

810

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 113.—340.

812

Там же.—341.

813

Иерейский молитвослов. М., 1907. II. 7—7 об.—341.

817

В тексте оставлено чистое место в круглых скобках. Трехкратное каждение престола совершается при выносе с престола креста, плащаницы.—345.

819

Иван Флорович Огнев (1855—1928)—гистолог, с 1891 г. профессор Московского университета. По всей видимости, имеется в виду его книга: Курс нормальной гистологии. Ч. 1. Учение о клетке. М., 1903.—347.

820

Из библиографических выписок Флоренского.

Восток

«Спаси хотя мир, Восточе востоком, к темному западу, естеству нашему, пришед, смирился еси до смерти…» (Ак<афист> Иис<усу> Слад<чайшему>, конд<ак> 10) <Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 140 об.>

ХристосВосток востоков. Ср.: Святая святых и вообще семитический спосоО образования превосходной степени.

1) Восток (в «Культ»).

2) Идеализм.

Восток

«Яко многосветлая звезда, Мысленному Востоку [Христу] предтекл еси…» (Кан<он> Пред<тече) Иоанну, п<еснь> 1, тр<опарь> 2) < Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893. II. 77 об.>.

Восток

А. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. III. Приложения. Одесса, 1894 [МД Ак. 102/324].

Вопросные статьи в русских уставах исповеди.

1) «Или на восток мочился еси. 100 поклонов». Вопрос мужем по Служебн<ику> с Требн<иком>, ркп. XV в. Софийск<ая> библиотека), № 839, л. 196 об. (Алмазов, стр. 144).

2) «Или на восток мочился еси, или на дроуга» (стр. 155; по Требнику, ркп. XVI в. в Соф<ийской> библиотеке), № 1090, л. 454).

«Или на запад мочился еси и не срамящеся людей» (id., стр. 155).—

347.

821

София Ивановна Огнева (1858—1940)—жена И. Ф. Огнева, друг семьи Флоренских; после революции Огневы жили в Сергиевом Посаде.—348.

822

Франсуа Ленорман (Lenormand, 1837—1883) — французский археолог, профессор Сорбонны. Большой известностью пользовался его труд: Manuel d’historie ancienne de lOrient. 9-е изд. Paris, 1881.—348.

823

Генри Уолтер Бейтс (Bates, 1825—1892) — английский натуралист и путешественник. «The naturalist on the river Amazons» (v. 1—2, 1863, 2 ed. 1864). Русский перевод: «Натуралист на реке Амазонке» (1865).—349.

824

Мейер Макс Вильгельм. Жизнь природы. Картина физических и химических явлений. СПб., 1905.

Под рисунком подписи Флоренского: «Ушной лабиринт» (слева). «Ушная улитка» (справа).—350.

825

Илья Фаддеевич Цион (1842—1912)—русский физиолог. Указанные издания не выявлены. См.: Попельский Л. Исторический очерк военно-медицинской академии за 100 лет (1798—1898). СПб., 1899.—557.

826

Указанная работа не выявлена.—351.

827

Ив Деляж (Yves Delage, 1854—1920) — французский зоолог, автор работ по морфологии бгспозвоночных, которые он обобщил в труде: Traite de zoologie concrete. V. 1—3, 5, 8. Paris, 1898—1901 (совм. с 917;. Herouard).—351.

828

Вероятно, это Николай Федорович Попов, который до революции работал в Гистологическом институте Императорского Московского университета.—351.

830

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922. VI.5 (ст. ст.)».—354.

831

Ср.: 1 Кор. 14, 40.—354.

832

Ср.: Херувимская песнь: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем ангельскими дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа. Аллилуиа»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 128.—354.

833

Ср.: 1 Фес. 4, 15—17.—354.

834

В тексте оставлено чистое место для вписки названия справочника. Какую книгу имел в виду Флоренский, выявить не удалось.—356.

835

В тексте оставлено чистое место для вписки названий справочников. Возможно, это: Герман Бониц (Bonitz, 1814—1888). Index Aristotelicus. Berlin, 1870; Фридрих Acm (Ast, 1778—1841). Lexicon Platonicum, sive Vocum Platonicarum index: В 3 т. Lipsiae, 1835—1839.— 356.

836

У святого Иоанна Златоуста: «Затем: не смертию ли сплетаются венцы мученичества?»//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 299.—359.

837

У святого Иоанна Златоуста: «В мученичестве, братие, ценится не конец только, но и намерение»//Там же. Кн. 2. С. 714—715.—359.

838

Ср.: Мф. 6, 25—34.— 360.

839

Ср.: Мф. 13, 33; Лк. 13, 21.—360.

840

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.VI. 11 ст. ст.».—361.

841

совладение (лат.).—362.

842

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «12/25.VI», т. е. 12 июня ст. ст./25 нюня н. ст. 1922 г.—365.

843

Ср.: Ин. 17, 11 —18.— 366.

844

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста: «1922.VI.17. Серг<иев> Пос<ад>»—ст. ст.—367.

845

В машинописном экземпляре над словом «естества» Флоренский карандашом сверху написал: «лица?».—368.

846

Данный текст отсутствует в авторской рукописи. В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре стоит союз «и», но он не согласуется ни с конструкцией предложения, ни с

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн