Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия культа

сон. Видел я именно, что попал в дом Александра Дмитриевича Самарина, который, надо сказать, при отъезде нашем поразил меня совершенно еврейским видом—ушами, носом, глазами, всем. Попал я туда, чтобы отслужить какую-то службу пред началом какого-то общественного дела. В ожидании съезда разных именитых гостей, А-р Дм. предложил мне облачиться и указал на облачение, лежавшее где-то в углу. Я стал облачаться и увидел, что это—не облачение, а костюм медведя, хотя и сшитый по образцу облачений. Я говорю А-ру Дм-чу: «Ведь маски запрещены, таких облачений не бывает». Он сказал что-то вроде «ничего, ничего», причем в словах его мне послышалось оскорбительное пренебрежение к Церкви. Взволнованный, я сказал, что служить в этом не стану; но потом решил просто ради любопытства надеть эти «облачения». Фелонь оказалась с капюшоном, накидывавшимся на лицо и изображавшим медвежью морду; на месте глаз были дырочки. Мне этот капюшон был несколько мал, так что, посмотрев на себя в зеркало, я увидел, что сквозит снизу лицо. Пасть была обшита красной материей и выглядела довольно страшно. Я боялся, что испугаю детей. Юра Самарин испугался меня, но не очень. Я же избегал Васеньки, боясь его очень напугать. А. Д. Самарин на мое недовольство этим «облачением» сказал: «Это что, а вот у меня есть еще облачение волчье!» Действительно, в углу была сложена фелонь с оскаленной волчьей пастью. <...>

Мне кажется, этот сон знаменателен и жуток. Еврейство Самариных, их двусмысленное отношение к Церкви, их тайные цели—вот что знаменовало мое сновидение» (Священник Павел Флоренский. В санитарном поезде черниговского дворянства//Новый мир. 1997. № 5. С. 158— 159).—402.

911

Источник не выявлен.—403.

912

Ср. выписку Флоренского.

Поляризация благодати

Мол<итва) ко св<ятому> прич<ащению) Дамаскина, 5-я: «...ни в тяжесть, ни в муку...»<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 267 об.>—405.

913

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.921;935;.16» (ст. ст.).—405.

914

Ср.: Исх. 20, 7.—405.

915

Мф. 7, 21.—407.

916

На черновике Флоренского с указанием цитат из Пс. 118, 108 и Ос. 14, 3 заголовок: «К стр. 24. Слово—реальность. Молитважертва уст».—408.

917

Пс. 140, 2. Стихи, употребляемые во время вечернего богослужения II Ирмологий, обдержай вся ирмосы Осмогласника, Владычных же и Богоматере праздников и всего лета. М., 1913. II. 125 об. На черновике Флоренского с выпиской данной цитаты заголовки: «Молитважертва <...> Трансцендентность (ср.: «Кадило Тебе приносим» <Начало молитвы на благословение кадила // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905, С 89.>)».—408.

918

Предисловие в Часослов // Часослов учебный для начальных сельских училищ. М., 1915. С. 6.—409.

919

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.IX. 17» (ст. ст.).— 409.

920

Ср.: Кол. 2, 8, 20.—411.

921

Среди черновых выписок Флоренского к тексту «Словесное служение» есть две, помеченные: «К стр. 24»—т. е. к стр. 24 рукописной записи лекции (как выше говорилось, текст лекции обрывается на с. 13 и последующие страницы нам неизвестны, но можно предположить, что с. 24 была последней). Приводим выписку, имеющую самостоятельное значение:

1

«Молю… вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служение ваше» (Рим. 12, 1), «для разумного служения вашего, 964;951;957; 955;959;947;953;954;942; 957; 955;945;964;961;949;943;945;957; 965;956;974;957;». «И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтсся обновлением ума вашего — 945;955;955;940; 956;949;964;945;956;959;961;966;959;971;963;952;949; tfj 940;957;945;954;945;953;957;974;963;949;953; 964;959;965; 957;959;972;962;» (id., 2). Не о служении словом идет речь, а о телах одухотворенных: они словесны.

2

«Яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите— 964;972; 955;959;947;953;954;972;957; &948;959;955;959;957; 947;940;955;945; 941;960;953;960;959;952;942;963;945;964;949;— яко да о нем возрастете во спасение, понеже вкусисте, яко благ Господь» (1 Петр. 2, 2-3).

3

«Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я (т. е. Честныя Дары) во святый, и пренебесный и мысленный свой жертвенник — 949;953;962; 964;972; 940;947;953;959;957;, 954;945;953; 973;960;949;961;959;965;961;940;957;953;959;957; 954;945;953; 957;959;949;961;972; 957; 945;973;964;959;971; 952;965;963;953;945;963;964;942;961;953;959; 957;» (ектения на литургии св<ятого> Иоанна Златоустого, пред «Отче наш») <Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 155.>.

«Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех… 960;961;959;963;966;941;961;959;956;949;957; 963;959;953; 964;951;957; 955;959;947;953;954;942;957; 964;945;973;964;951;957; 955;945;964;961;949;943;945;957;… (Тайная молитва на литургии св<ятого> Иоанна Златоустого после пресуществления и пред «Достойно» <Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 150.>. Под сею 964;945;973;964;951;957;—словесною службою разумеются Св<ятые> Дары. Это—вещь, но она словесна. 925;914;.

5

По словам св<ятого> Андрея Критского, хотя в евхаристии Христос жрется 941;957; 940;957;964;953;964;973;960;959;953;962; 963;965;956;946;972;955;959;953;962; и вкушается как хлеб, 974;962; 945;961;964;959;957;, но Он—974;962; 940;956;957;972;957; 957;959;959;973;956;949;957;959;957;, как умопостигаемый агнец: мы вкушаем Его, Господа, всецело (959;955;959;957; 945;973;964;972;957;), и Он существенно (959;965;963;953;969;948;974;962;), а не 966;945;957;964;945;963;964;953;954;974;962; и 949;953;954;959;957;953;954;974;962; вселяется в нас (Migne, т. 140, col. 156).

6

По словам Льва Болгарского, мы приносим в жертву «агнца мысленного <Источник не выявлен.>—964;959;957; 940;956;957;972;957; 957;959;951;964;972; 957;, умопостигаемого, трансцендентного [умного, Господа нашего И. X., как евреи приносили агнца пасхального].

7

«Соблюди мя нескверна, раба Твоего (Богородице) и непорочна, яко да приемь умнаго бисера, освящуся—948;960;969;962; 949;943;963;948;949;967;972;956;949;957;959;962; 964;959;957; 957;959;951;964;972; 957; 956;945;961;947;945;961;943;964;951;957; 945;947;953;940;950;959;956;945;953;» (канон ко св<ятому> причащению, песнь 4, троп<арь> 4) <Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 261.>

8

Потому, будучи умным, культ, хотя и вещественный, может питать наш ум: «Оум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое» (кан<он> ко св(ятому) прич<ащению>, п<еснь> 6, тр<опарь) I) <Там же. Л. 261 об.>

9

И то же: «Божественное Тело и обожает мя и питает, обожает дух, ум же питает странно». 920;949;959;944; 964;972; 963;974;956;945; 954;945;953; 952;949;959;943; 956;949; 954;945;953; 964;961;941;966;949;953;* 952;949;959;943; 964;972; 960;957;949;973;956;945;, 964;959;957; 948;949; 957;959;965;957; 964;961;941;966;949;953; 958;941;957;969;962;. (Мол<итвы> ко св<ятому> причащению), стихи в сам<ом> конце молитв) <Там же. Л. 272.>

«Яко велие и страшное узреся видение днесь: с небесе убо чувственное, от земли же несравненное, облиста Солнце правды мысленное на горе Фаворстей». °937;962; 956;941;947;945; 954;945;953;966;959;946;949;961;972;957; 974;961;940;952;951; 952;941;945;956;945; 963;942;956;949;961;959;957; 949;958; 959;965;961;945;957;959;973; 945;953;963;952;951;964;972;962;, 949;954; 947;951;962; 948;949; 940;963;973;947;954;961;953;964;959;962; 941;958;942;963;964;961;945;968;949;957; ‘905;955;953;959;962; 964;951;962; 948;953;954;945;953;959;963;973;957;951;962; 957;959;951;964;972;962; 941;960;953; 964;959;965; 959;961;959;973;962; 920;945;946;974;961;.

Сколь великое и страшное явилось ныне видение! С неба чувственное, а с земли превосходнейшее духовное (!) Солнце правды воссияло на горе Фаворе (Малах. 4, 2).

Второй канон на Преображение

Песнь 6-я, тропарь 1-й (Богослужебные каноны на греч<еском>, славянск<ом> и рус<ском> языках. СПб., 1855. Книга вторая, стр. 35). Канон составлен в VIII в. св<ятым) Иоанном Дамаскином. «Приидите, мне покоритеся, людие, возшедше на гору святую пренебесную, невещественно станем во граде живаго Бога, и узрим мысленно Божество невещественное Отца и Духа, в Сыне Единороднем облистающее». 916;949;973;964;949; 956;959;953;, 960;949;943;952;949;963;952;949; 955;945;959;943;, 940;957;945;946;940;957;964;949;962; 949;953;962; 964;972; 972;961;959;962; 964;972; &947;953;959;957;, 964;972; 941;960;966;965;961;940;957;953;959;957;, 940;971;955;969;962; 963;964;974;956;949;957; 941;957; 960;972;955;949;953; 950;974;957;964;959;962; 952;949;959;971;, 954;945;953; 941;960;959;960;964;949;973;963;969;956;949;957;, 957;959;970; 952;949;972;964;951;964;945; &971;955;959;957;, 928;945;964;961;972;962; 954;945;953; 928;957;949;973;956;945;964;959;962;, 941;957; 933;921;969; 956;959;957;959;947;949;957;949;912; 940;960;945;963;964;961;940;960;964;959;965;963;945;957;. Внемлите мне, народы, и придите: взыдем на гору святую, небесную, станем духовно во граде живого Бога и будем созерцать умом невещественное Божество Отца и Духа, сияющее в единородном Сыне. (То же, песнь 9, троп<арь> 2-й—id., стр. 40.)

«908;960;969;962; 972; 966;953;955;940;957;952;961;969;960;959;962; 920;949;972;962; 942;956;969;957;, 972; 960;961;959;963;948;949;958;940;956;949;957;959;962; 945;965;964;940; [964;945; 964;943;956;953;945; 948;969;961;945;] 949;953;962; 964;972; 945;947;953;959;957;, 954;945;953; 973;960;949;961;959;965;961;940;957;953;959;957;, 954;945;953; 957;959;949;961;972;957; 945;973;964;959;971; 952;965;963;953;945;963;964;942; 961;953;959;957;. (Ектения на литургии Ио<анна> Зл<атоуста> пред «Отче наш». 917;973;967;959;955;972;947;953;959;957;, 941;957; 929;969;956;953;, 1754, 963;. 55.)

«Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех…»

(Тайная молитва на литург<ии> св<ятого> Иоанна Злат<оуста> после пресуществления и пред «Достойно») <Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 150.>

‘904;964;953; 960;961;959;963;966;941;961;959;956;949;957; 963;959;953; 964;942;957; 955;959;947;953;954;942; 957; 964;945;973;964;951; 957; 955;945;964;961;949;943;945;957; 973;960;941;961; 964;969;957; 941;957; 960;943;963;964;949;953; 940;957;945;960;945;965;963;945;956;941;957;969;957;… (917;973;967;959;955;972;947;<953;959;957;>, id., 963;. 53).

Итак, Святые Дары называются словесною службою—964;945;973;964;951; 957;—за почивших в вере. Следовательно, словесным может быть не только мысль, слово, но и тело Христово, вещество.

Словесный, 955;959;947;953;954;972;962;—Рим. 12, 1; 1 Петр. 2,2. Нед<еля> Ваий, повечерие, п<еснь> 1, тр<опарь> 1 <Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 393.>

Канон ко св(ятомуУ причащению, песнь 4, ирм(ос> 4 (931;965;957;941;954;948;951;956;959;962;, 963;. 27)—972;960;969;962; 949;943;963;948;949;967;972;956;949;957;959;962; 964;959;957; 957;959;951;964;972;957; 956;945;961;947;945;961;943;964;951; 957; 940;947;953;940;950;969;956;945;953;. Там же, песнь 6, ирм(ос) 1 — «умный бисер».

Канон снятому) Кресту, песнь 7, ирм(ос} 2—«умныя очи». То же, молитва—«от волка умнаго исторгая [избавляя]» <Иерсйский молитвослов. М., 1907. Л. 224, 226.>.

Канон Ангелу Хранителю, песнь 3, ирм(ос> на «Слава»—«призирающе умно».

Там же, песнь 6, «И ныне»—«землеретный ум». Ср.: там же, песнь 7, ирм<ос> 4—«солнцезрачный ум». Там же, п<еснь> 7, ирм<ос> 6—«лествица умная» <Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 171 об., 173, 174.>

Акафист Иисусу Сладчайшему, ик(ос) 8—«быстрото умная» (в субъективном) значении, а вот «умныя очи»—это в объективном). То же, икос 11 — «ум мой» <Там же. Л. 140, 141 об.>

Канон Ангелу Хранителю}, песнь 1, «Слава»—«ум» (трудно сказать, субъективное или объективное значение). Там же, песнь 3, «Слава» — «умно». Там же, песнь 3, «Ныне» — «ум».

Там же, песнь 6, «И ныне»—«ум… земнаго и вещнаго желания». Там же, песнь 7, ирм(ос) 4—«веселый ум».

Там же, (песнь) 7, «И ныне» — «умная» (объективн<ое) знач<ение». Там же, песнь 8, ирм<ос> 1 — «ум» (субъект<ивное». Там же, песнь 9, ирм<ос) 4—«ума» <Там же. Л. 171, 171 об., 173 об., 174, 175 об.>

Канон Пресв(ятей> Богородице, песнь 7, ирм(ос> 1—«Радуйся, колеснице Солнца умнаго» <Там же. Л. 156 об.>

Оумно и омн, 957;959;951;964;974;962;—С<ентябрь>, 26 <нрзб.>

иумный, 957;959;951;964;972;962;—Нояб<рь>, 8, на лит<ии> ст<ихира> нрзб.>

«Тебе умную, Богородице, пещь разсмотряем вернии…» <Ирмос, глас 1, песнь 7//Ирмологий, обдержай вся ирмосы Осмогласника, Владычных же и Богоматере праздников и всего лета. М., 1913. Л. 13 об.>

Мысльный—прил<агательное> прит<яжательное> от сл<ова> мысль—955;959;947;953;963;956;959;973;: — Мысльныими ошьстии — Изб(орник) 1073 г. (В). Обряштется ч<елове>к дрясел омрачением мысльныим (955;959;947;953;963;956;974;957;). Панд(екты) Ант(иоха), XI в., 62. Есть оубо естьство мысльно. Иоганн), Екз(арх) Болгарский), 107. Разделяют же сия силы душевные в мысльно и безмысльно—т<о> ж(е), 185.—и т. д….

относящийся к воображению [?—П. Ф.]: Абы ты сиа плъкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу.—Сл<ово> о полк<у> Игор<еве>

умственный, духовный: Таче оуста мысльная отъврьзъши — 1р(игорий) Наз{иш1зин), XI в., 232.

И тако же потщитися избавити стадо Христово от мысленаго волка.—Соф<ийский> вр<еменник>, 6988 г. (т. II, 213).

(953;Срезневский. Материалы для словаря, II, столб. 217, 218) <Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб., 1895, стлб. 217—218.>.—411.

922

что молитвы называются жертвою уст (Ос. 14, 3). У этого высказывания тот смысл, что молитвы являются некоторыми жертвами и жертвы—некоторыми молитвами. Итак, молитвы—духовные жертвы; и символические жертвы—молитвы (лат.).—412.

923

См. примеч. 59 к разделу IX «Словесное служение».—412.

924

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 246 об.— 412.

925

См.: Флоренский Павел. Мнимости в геометрии. М., 1922. § 9; Паршин А. Н. Путешествие Данте в Ад: поэзия мифа и точность естествознания Ц Флоренский П. А. Философия, наука, техника. Л., 1989; Половинкин С. М. Реальность 1920—1930-х годов и «Мнимости в геометрии» священника Павла Флоренского // Энтелехия (Кострома). 2000. № 2.—413.

926

Святой Иоанн Кронштадтский (1829—1908, память 20 декабря). В книгах «Моя жизнь во Христе», «Мысли о Церкви и православном богослужении» содержится множество молитв и молитвенных обращений к Богу отца Иоанна. Отец Иоанн составил также особые молитвы, которые он употреблял при служении литургии как дополнительные к общепринятым.—413.

927

Архимандрит Давид (f5.6.1931, Дмитрий Иванович Мухранов) происходил из крестьян Симбирской губ., Курмышского уезда, Ждановской волости, села Жданова. Был

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн