Скачать:PDFTXT
Философия культа

на военной службе. Принял монашество в зрелые годы. В 1888—1898 гг. заведовал Санкт-Петербургским подворьем Андреевского скита (Афон), фактически построил его. На деньги миллионера Сибирякова построил в Санкт-Петербурге несколько благотворительных учреждений. В 1896 г. возведен в сан архимандрита 1реческим митрополитом Филофеем. В 1903—1908 гг.— настоятель Кобьевского монастыря Грузинской епархии, возобновил его. С 1908 г.—на Афоне, где преобразил Андреевский скит. К началу Афонской смуты находился в затворе. 9 января 1913 г. избран большинством голосов во игумена Андреевского скита вместо изгнанного братией игумена Иеронима, выступавшего на стороне имеборцев. Покаялся перед Константинопольским Патриархом Германом V и был возвращен на Афон. Судим в 1914 г. Московской Синодальной Конторой, разрешен в священнослужении. Был запрещен в свящсннослужении указом Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода 8(21) октября 1918 г., но в начале 1920-х годов сослужил Патриарху Тихону, из чего можно предполагать, что с него лично запрет был снят. В 1920-е годы жил в Москве. В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился его адрес: «К о. Давиду от Таганской площ. Пустая улица, М. Покровский пер., д. 8». Пытался примирить несмирившихся имеславцев-монахов, укрывшихся на Кавказе, с церковной властью, для чего по его просьбе 6 февраля 1923 г. о. Павел Флоренский написал им увещевательное письмо. См.: Отрывок письма, написанного священником Павлом Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо имеславцев с Кавказа. 1923 (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999. С. 362—363). Благословил о. Павла Флоренского заниматься философско-богословской разработкой имеславия. Был духовным отцом Д. Ф. Егорова, А. Ф. и В. М. Лосевых: «и благословил Алексея Федоровича на страдания в страстную пятницу накануне ареста 18 апреля 1930 г.» (Тахо-Годи 913;. А. О В. М. Лосевой//Начала. 1993. № 2. С. 109).—413.

928

С деятельностью митрополита Киприана (ок. 1330—1406, память 16 сентября) связан переход Русской Православной Церкви со Студийского устава на Иерусалимский богослужебный устав, введение большого количества новых богослужебных последований и текстов. См.: Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1881; О трудах митрополита Киприана по части богослужения // Прибавления к творениям святых отцов. 1882. Кн. 1. 4.1. С. 152—205; Кн. 2. С. 413—495; Кн. 3. С. 71—75; Церковный устав. М., 1885. С. 270—271. Из современной литературы: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы Патриарха Филофея Коккина//Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 27. Л., 1972. С. 140—148.

929

Ср. молитву при погружении частиц в Святую Чашу: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С 171—172.

930

Пс. 88, 18.—414.

931

Ср.: Мф. 18, 20.—414.

932

Ср.: Пс. 132, 2—3; молитва при облачении в епитрахиль: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 7в.—414.

933

Малиновский Н. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1909. С. 41.—414.

934

Данную идею Флоренский в дальнейшем развивал в работе «Троице-Сергиева Лавра и Россия» (конец октября—ноябрь 1918 г.):

«Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого собора—как чествование «Троицы» Андрея Рублева. Подобно тому, как служба Иерусалимского Храма Воскресения, в мире, по самому месту своего совершения, единственная,—делается образцом и образцом службы Воскресной, повеюдно совершаемой, и вводится затем в устав, и подобно тому, как празднество Воздвижения Креста Господня, опять-таки первоначально единственное, по самому предмету празднования, по единственности Животворящего Креста, уставно распространяется, в качестве образца (аналогичных примеров перехода единичного литургического явления в устав можно привести и еще немало), так точно местное празднование единственной иконы единственного храма, будучи духовною сущностью всего русского народа, бесчисленными отражениями воспроизводится в бесчисленных Троицких храмах, с бесчисленными иконами Троицы. Предмет, отраженный тысячью зеркал, среди тысячи своих отражений, все же остается основою реальности всех их и реальным их центром. Так первое воплощение духовного первообраза, определившего суть России,— первообраза Пресвятой Троицы как культурной идеи, несмотря на дальнейшее размножение свое, все же остается историческим, художественным и метафизическим уником, не сравнимым ни с какими своими копиями и перекопиями. Прекраснейшее из зданий русской архитектуры, собор Троицкий, «из которого не хочется уходить»,—по вышеупомянутому признанию Павла Алеппского,—и прекраснейшее из изображений русской иконописи—рублевская «Тюица», как и прекраснейшая из музыкальных воплощений, несущая великие возможности музыки будущего, служба вообще и Троицына дня в частности значительны вовсе не только как красивое творчество, но своею глубочайшею художественною правдивостью, то есть полным тождеством, покрывающих друг друга, первообраза русского духа и творческого его воплощения» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 364—365).—414.

935

Флоренский неоднократно обращал внимание студентов на Туринскую плащаницу (см.: Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3(2). М., 1999. С. 31). В его библиотеке была одна из первых книг по этой теме: Vignort P. Le Linceul du Christ. Ed. 2. Paris, 1902.—414.

936

Какую книгу имеет в виду Флоренский, неясно. См.: Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., б. г.—415.

937

См.: Молебное пение при начатии учения отроков//Последование молебных пений. М., 1905. Л. 14 об.—15. Ср. также: Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писанием; Последование о отроцех неудобоучащихся// Требник. М., 1906. Л. 167—168 об.—415.

938

Ср.: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежно быть…»//Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 93 об.—415.

939

Возможно, имеется в виду Василий Николаевич Сторожев (1866—?)—археограф; занимался вопросами юридическими, экономическими, городского управления и народного образования.—416.

940

Ср.: Пс. 1, 1—2.—416.

941

См. примеч. 27 к приложению 2 раздела VII «Освящение реальности».—416.

942

Бокль Генри Томас. История цивилизации в Англии/Пер. А. Н. Буйницкого. Т. 1. 2-е изд. СПб., 1896. С. 16: «Если мы станем рассматривать, какие физические деятели имеют самое могущественное влияние на род человеческий, то найдем, что их можно подвести под четыре главные ряда, а именно: климата, пищи, почвы и общего вида природы».—416.

943

См.: Allen Grant. Die Entwicklung des Gottesgedankes. Iena, 1906.— 419.

944

Пункт 5 Флоренским не заполнен.—419.

945

Михаил Михайлович Тареев (1867—1934)—философ и богослов, профессор Московской Духовной Академии. См.: Бродский А. И. Михаил Тареев. СПб., 1994.— 419.

946

достояние самой природы (лат.).—420.

947

См.: Тареев 924;. М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. М., 1901.—420.

948

«Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14).—420.

949

Ср.: Исх. 3, 5.-— 420.

950

В рукописи «О суеверии и чуде» (январь 1902). Опубликована с искажениями под заглавием «О суеверии» (Новый путь. 1903. № 8. С. 91—121). См.: Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 44—69.—420.

951

Ср.: Ин. 17, 11—18.—420.

952

Учение о праздниках. См. также примеч. 19 к приложению 2 раздела VII «Освящение реальности».—420.

953

Надписи на схёме: Мирская радость, Средний уровень, Масленица, Вел<икий> пост, 49 дней, Четыредесятница, Святая седмица, Св. Ночь Пасхи, 10 дней, Вознесение Господне <1 нрзб.>, Троицын день, Средний уровень, Св. Пятидесятница, 49 дней, Четыредесятница, Духовная радость, Вход Господень в Иерусалим, 7 дней, Мирская скорбь и духовная тишина, Чистая седмица, Мирская радость, Средний уровень.—422.

954

Надписи на схеме: Мирская радость, Шум, Тишина поста, Шум, Духовная радость.—423.

955

Источник текста не выявлен.—423.

956

уничижение, умаление (греч.).— 423.

957

Ср.: Флп. 2, 5—11.—423.

958

Коронида—дочь фессалийца лапифа Флегия, возлюбленная Аполлона. Коронида изменила ему со смертным человеком Исхием, будучи беременной от Аполлона. Зевс убил Исхия, а Аполлон—Корониду, предварительно вынув ребенка Асклепия из чрева матери. Затем он передал его на воспитание кентавру Хирону.—424.

959

См. примеч. 15 к разделу II «Культ, религия и культура».—425.

960

предел (лат.).—428.

961

Предложение не закончено.—429.

962

Ср.: Гомер. Илиада. Песнь 8, 13—16:

сумрачный Тартар,

В пропасть далекую, где под землей глубочайшая бездна: Где и медяный помост, и ворота железные, Тартар, Столько далекий от ада, как светлое небо от дола!

(Гомер. Илиада/Пер. Н. Гнедича // Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. С. 135).— 429.

963

Алексей Иванович Введенский (1861 —1913) — профессор Московской Духовной Академии, учитель Флоренского. См.: Ванчугов В. В. Введенский//Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995.— 429.

964

1 Кор. 13, 12.—430.

965

первое среди равных (лат.).— 430.

966

фактически, на деле (лат.).—430.

967

Ср.: Ин. 17, 11 —18.—431.

968

Ср.: «Превышшая ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори…»—молитва утренняя 7-я, песнь полунощная ко Пресвятей Богородице // Иерейский молитвослов. М., 1907. IT. 8 об.—431.

969

до опыта, после опыта (лат.).—432.

970

В тексте Флоренского несогласование, которое исправлено. В рукописи текст следующий: «Нет ничего соблазнительного и в той мысли, что между христианином, не развившим данных ему даров Духа, не взрастившим семян, в него заложенных, не упражнявшим органов, в нем созданных, решительно ничем не может быть отличен от язычника».—432.

971

См. примеч. 288 к разделу VII «Освящение реальности».—432.

972

См. примеч. 21 к разделу V «Семь таинств».—433.

973

Ср.: Ин. 17, Ц—18.—454.

974

См. примеч. 26 к данному разделу.—434.

975

Ср.: Евр. 11, 29.—436.

976

Ср.: Ин. 6, 55.-457.

977

«Ближайшая цель чина <о панагии)—настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона)» (Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 3. Киев, 1915. С. 51).—457. 978 У Флоренского в тексте: «трансцендентальное». Исходя из других текстов, публикаторы считают, что это описка.—438. 979 См. примеч. 11 к разделу IV «Таинства и обряды».—439. 980 Иерейский молитвослов. М., 1907. II. 261.—439. 981 См. примеч. 26 к данному разделу.—439. 982 См.: 1 Кор. И, 30.—441. 983 Данная запись дописана Флоренским после предыдущей, и на тех же листах, и поэтому нарушает хронологию.—442. 984 Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 28 об.—445. 985 Там же. Л. 81.—445. 986 См. примеч. 44 к разделу VII «Освящение реальности».—445. 987 Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 22.-443. 988 Карабинов И. Святая чаща на литургии Преждеосвященных Даров //Христианское> Чтение, 1915, июнь. С. 744, примеч. 18.

Здесь говорится о том, что лицо, производимое в придворный чин, после патриарших молитв и облачения, производимого церемониймейстером, поклоняется и целует Патриарха, а затем причащается запасных Святых Духов.—445.

989

Вероятно, это ошибка Флоренского. См.: Алмазов А. И. Проклятие преступника псалмами (936;913;923;924;927;922;913;932;913;929;913;). К истории суда Божьего в Греческой Церкви. Одесса, 1912.—445.

990

См.: Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 7 об.—11.—446.

991

Ин. 6, 55.-446.

992

Ин. 17, 11—18.—448.

993

Ср.: Флп. 2, 6.-448.

994

Записи от 21. IX. 1914 г. и 12.V.1918 г. дописаны Флоренским непосредственно после предыдущей и потому нарушают хронологию.— 448.

995

См. примеч. 298 к разделу VII «Освящение реальности».—450.

996

священные образы, т. е. идеи (греч.).—450.

997

От греческого слова 945;960;959;964;961;959;960;942;—отвращение от чего-либо, отклонение, отражение.—450.

998

Данная запись дописана Флоренским непосредственно после предыдущей и потому нарушает хронологию.—451.

999

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 154.—451.

1000

Rank О., Sachs 919;. Значение психоанализа в науках о духе/Пер. с нем. М. Кобылинской. СПб., 1914.—451.

1001

См.: Иез. 1, 1—26.—453.

1002

«Прощайте, друзья, комедия окончена» (лат.).—453.

1003

Из стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям».—453.

1004

Схема приводится по тексту из раздела IV «Таинства и обряды» (см. с.

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн