138—139), так как в данной записи ряд слов написан карандашом и плохо воспроизводится.—454.
1005
В тексте оставлено чистое место для одного слова.—455.
1006
Источник цитаты не найден.—,455.
1007
«Воля к власти» (нем.)—таково заглавие книги Фридриха Ницше, посмертно изданной его сестрой Э. Ферстор-Ницше. См.: Ницше 934;. Воля к власти/Пер. Г. А. Рачинского//Поли. собр. соч. Т. 9. М., 1910.—455.
1009
В тексте, вероятно, описка: «т. е.».—458.
1010
В тексте, вероятно, описка: «трансцендентного».—458.
1011
В тексте, вероятно, описка: «время».—458.
1012
В тексте описка Флоренского: «кровь».—459.
1013
Ср.: Священник Павел Флоренский. Не восхищение непщева (Филип. 2, 6—8) (К суждению о мистике)//Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 143—188.—459.
1014
Бердяев 919;. А. Смысл творчества (\9\6) // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 508: «Католический религиозный опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу».—459.
1015
У Спинозы Богу присуща не длительность, но вечность, которая не имеет ко времени никакого отношения. Вечность есть атрибут, под которым мы постигаем бесконечность существования Бога. Длительность есть состояние существования вещей, но не их сущности. Время же есть «мера длительности или же, скорее, только модус мышления» (Спиноза. Избр. соч. Т. 1. М., 1957. С. 303). Лишь у Бога сущность равна существованию. Все же, «сущность чего не включает существования, для своего существования необходимо должно быть создано Богом и <...> постоянно поддерживаться самим Творцом» (там же. С. 304). До творения нет ни длительности, ни времени. Длительность присуща лишь существованию вещей, но не их сущности (там же. С. 285). Только сотворенные вещи способны наслаждаться длительностью и существованием, но не Бог. Длительность прекращается, когда прекращается существование сотворенных вещей. В итоге: «Мы представляем вещи как действительные (актуальные) двумя способами: или представляя их существование с отношением к известному времени и месту, или представляя их содержащимися в Боге и вытекающими из необходимости божественной природы. Вещи, которые мы представляем истинными или реальными по этому второму способу, мы представляем под формой вечности, их идеи обнимают вечную и бесконечную сущность Бога» (там же. С. 608).—459.
1016
Жан Мари Гюйо (1854—1888). Стихи философа/Пер. Ив. Ив. Тхоржевского. СПб., 1901.—460.
1017
из всеобщего согласия (или многих) (лат.).—461.
1018
См. соч. Канта «Религия в пределах только разума».—464.
1019
Мф. 23, 33.—465.
1020
Мф. 4, 10.—465.
1021
См. примеч. 71 к данному разделу.—467.
1022
Вероятно, имеется в виду издание: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2. Euxologia. Киев, 1901.—467.
1023
Пункт 7 не заполнен.— 467.
1024
См. примеч. 45 к разделу IV «Таинства и обряды».—468.
1025
Первоначально в круглых скобках было написано: «(С. П. Мансуров. По поводу разговоров о пресуществлении)», но затем после правки текста упоминание С. П. Мансурова Флоренский убрал.
Священник Сергей Павлович Мансуров (1890—1929)—историк Церкви, сын П. Б. Мансурова, зять Ф. Д. Самарина, автор «Очерков из истории Церкви» (М., 1995); с 1926 г.—священник. См.: Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М., 2001.—468.
1026
«Философия—служанка Церкви» (лат.)—вариация выражения «Философия—служанка богословия», приписываемого итальянскому историку Католической Церкви Цезарю Баронию (1538— 1607).—468.
1027
Священник Александр Викторович Ельчанинов (1881—1934) учился в одном классе с Флоренским во 2-й тифлисской гимназии, член Кружка ищущих христианского просвещения; эмигрировал; с 1926 г.— священник. См.: Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М., 1992; Памяти отца Александра Ельчанинова. Париж, 1935; 1991.—469.
1028
Борис Павлович Добротворцев—волонтер Тамбовской семинарии, учился в 924; ДА в 1904—1909 гг. По окончании Академии магистрант, с января 1910 г. был помощником инспектора Киевской Духовной семинарии. В Архиве свящ. Павла Флоренского письма Добротворцева сохранились за 1906—1921 гг.—469.
1029
Над строкой карандашом написано: «964;973;960;959;953; жизни, схема жизни. Наиболее глубокие извращения жизни м<огут> быть почти в тех же принципах».—470.
1030
Над словом надписано: «частного».—470.
1031
Над столбцами карандашом надписано: «Двоякое понимание страсти <3 нрзб.> безличная воля рода».—470.
1032
См. примеч. 19 к разделу II «Культ, религия и культура».—471.
1033
видимое слово (лат.).—471.
1034
Священник Сергей Михайлович Соловьев (1885—1942)—поэт-символист, племянник В. С. Соловьева, окончив в 1912 г. историко-филологическое отделение Московского университета, поступил в МДА, которую не окончил; в 1916 г. стал священником; в 1923 г. перешел в католичество и стал вице-экзархом католиков греко-российского обряда. В 1933 г. арестован. См.: Гайденко П. П. Об авторе и его герое// Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.—471.
1035
Ср.: 1 Кор. 15, 10.—471.
1036
«Ничто» есть второй член 1-й гегелевской триады «бытие— ничто—становление». См.: Гегель. Ничто // Гегель. Т. 1—3. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 140.—472.
1037
Одно предложение, надписанное карандашом сверху данного текста, неразборчиво.—472
1038
См. примеч. 30 к разделу III «Культ и философия».—472.
1039
См. примеч. 31 к разделу III «Культ и философия».—472.
1040
В рукописи: «земных счетов» вместо «земной мути»; нет текста: «и это так»; изменено последнее предложение.—472.
1041
Над словом «месячного» написано: «1/4 года».—473.
1042
Над словами «15 минут» написано: «1/4 часа».—473.
1043
Над словом «умыванием» написано: «уклонением».—473.
1044
Ср.: Ин. 6, 55.—473.
1045
Ср.: Быт. 1, 2.-476.
1046
Ср.: 1 Кор. 11, 7.—476.
1047
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 124.—476.
1048
Иерейский молитвослов. М., 1907. II. 7.—477.
1049
Там же. Л. 246 об.— 477.
1050
Там же. Л. 241 об.—477.
1051
Там же. Л. 246 об.—477.
1052
См.: Типикон, сиесть Устав. М., 1906. Л. 416.—477.
1053
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 46.-477.
1054
Иерейский молитвослов. 924;., 1907. II. 262 об.—477.
1055
1 Петр. 3, 3.—478.
1056
Иван Васильевич Попов (1867—1938)—проф. ДА по 1 -й кафедре патрологии (1893—1924). См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 71—74.—479.
1058
Имеется в виду архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии архиепископ, священномученик (13.09.1886—1*28.12.1929, память 15 декабря, 10мая). См.: Архим. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и Всемирная конференция христианства ЦАрхим. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М., 1991.—480.
1059
Имеется в виду «Скрижаль», составленная иеромонахом Нафанаилом в 1656 г. по повелению царя Алексея Михайловича и по благословению Святейшего Патриарха Никона.—480.
1060
Запись, вероятно, была сделана на заседании Совета Московской Духовной Академии.—480.
1061
Словарь понятий; толковый словарь.—481.
1062
Данная запись Флоренского сделана его почерком, соответствующим 1906—1909 гг., и, вероятно, он присоединил ее к поздним материалам как еще один «пример нотарикона».—481
1063
В оригинале несогласование, после слова «важным» стоит точка. Возможны два варианта правки: тот, что осуществлен, и исправление слова «важным» на «важной».—482.
1064
Александр Павлович Шостьин (1862—1916)—профессор 924; ДА. Умер 1 ноября 1916 г. Панихиду служили на 40-й день со дня кончины. См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 110—111.— 484.
1065
Окончание икоса из последования мертвенного мирских тел (чин отпевания усопших) // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 235.—484.
1066
См. примеч. 12 к разделу IV «Таинства и обряды».—484.
1067
Из письма свящ. Павла Флоренского к В. В. Розанову от 9 сентября 1912 г. «Смерть заставляет думать о себе: у меня нет церкви, и, значит, единственная служба из серьезных, которую возможно совершать часто,—это панихида. И случается, но так, что все время кто-нибудь умирает из знакомых. Мне думается, что служба церковная—мудро придуманные рессоры, смягчающие удары жизни, и, не будь этого, придуманного, правильно распределяющего горе и радость, канала, оросительного канала жизни,—не будь канонических форм для сильных душевных движений, они разбили бы наше бедное существо и мы умопомрачились бы в немом и бессильном порыве к выражению внутреннего мира. Мы все слишком неискусны, чтобы можно было предоставить нам плакать по-своему и радоваться как вздумается: мы нуждаемся в такого рода системе пружин, которые бы, ослабляя первичный толчок, благодетельно распределяли бы его энергию на нивы нашей будничной жизни. К. Д. Бальмонт где-то,—как мне показалось, не без наглости,—сказал:
Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать, надо действовать спокойно, чтоб красивый лик создать. Мало искренних мучений, Вы ведь в мире не один и т. д.
Сперва я думал, что это только «декадентство», но потом убедился, что глубокая правда, заставляя нас не «плакать», а «гармонически рыдать», служба церковная задерживает стремительность горя, ибо для гармоничности (траур, панихиды, хлопоты и т. д.) нужны особые силы, и в гармоничности аккумулируется часть энергии горя, которая после распределяется на всю жизнь.
Мы не кричим от боли, но зато не забываем, как утекшую воду, отошедших. Нам ритм службы (3, 7, 9, 20, 40, годовщины и т. д.) напоминает о горе и вновь его возбуждает, и мертвые для нас не мертвые, но лишь усопшие. И во всем так» (Архив свящ. Павла Флоренского).—484.
1068
Имеется в виду стихотворение «In расе». Посвящается похороненной 23 февраля 1905 г. на деревенском кладбище //Народ (Киев). 1906. 9 апреля, № 6, с. 3; перепечатано в книге: Флоренский 77. А. В вечной лазури: Сборник стихов. Сергиев Посад, 1907. В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранилась вырезка из газеты, где рукой Флоренского сверху написано: «Милому единственному Сереже (sit benedictum nomen ejus!) <да благословенно имя сие! (лат.).> П. Твоя от Твоих Тебе приносяще…»<Ср. возглас священника в евхаристическом каноне //Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 147.> Стихотворение подписано: «С. Троицкий и П. Флоренский». Деревенское кладбище находилось в селе Толпыгино Нерехтского уезда Костромской губернии, где служил священник Симеон Троицкий—отец С. С. Троицкого—и куда часто к своему другу ездил Флоренский.—484.
1069
Ведель Артемий Лукьянович (1767/1770?—11806/1810?). Церковный композитор гармонического (партесного) направления русского церковного пения, для которого характерны концертность, ариозность, отдельные мелодические обороты. Был учеником знаменитого оперного композитора Сарти и преемником итальянской школы.—484.
1070
Архимандрит Феофан (.Александров, 1785?—fl852)—регент хора Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Казанской Духовной Академии и профессор Казанского университета (1817—1832), настоятель Московского Донского монастыря (1832—1850), церковный композитор. В своем творчестве опирался на традиционные монастырские распевы XIX в. См.: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / Сост. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 1998. С. 675.—484.
1071
Из стихотворения К. Д. Бальмонта «Слова любви» из сборника «Горящие здания» (1900).—484.
1072
Вероятно, имеется в виду Прокл (410—485)—представитель афинской школы неоплатонизма, который руководил Платоновской академией. Возможно, Флоренский пользовался изданием: Procli philosophi platonici opera. Ed. V. Cousin. Parisiis, 1864.—485.
1073
Платон трактовал познание как воспоминание о потусторонней родине душ, где души воспринимали истину непосредственно. Души познают истины этого мира благодаря в разной степени затемненной памяти. См.: Платон. Менон 811 —Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 589: «…то, что мы называем познанием, есть припоминание?»— 485.
1074
Ср.: Гал. 5, 26.—485.
1075
Вероятно, запись разговора со своим сыном Василием (21.05.1911—5.04.1956).—485.
1076
Часослов. М., 1886. Л. 92 об.—485.
1077
В смысле: атрофия мудрости.—485.
1078
первый среди равных (лат.).—486.
1079
равный всем (лат.).—486.
1080
действительность (лат.).—487.
1081
ни первый, ни второй, ни третий (лат.).—487.
1082
не есть равный или есть не равный (лат.).—487.
1083
1084
На полях против текста, помещенного Флоренским в квадратных скобках, запись: «Это все в дальнейшем надо говорить».—488.
1085
Эдуард Карпентер (1844—1929). Любовь и смерть. С 3-мя порт. Э. К. и вст. ст. П. Д. Успенского / Пер. с англ. Пг., 1915; 2-е изд., испр. Пг., 1917.—488.
1086
Ср. в переводе прот. Петра Преображенского: «Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них <...> Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой»// Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. М., 1895. С.