Скачать:PDFTXT
Философия культа

138—139), так как в данной записи ряд слов написан карандашом и плохо воспроизводится.—454.

1005

В тексте оставлено чистое место для одного слова.—455.

1006

Источник цитаты не найден.—,455.

1007

«Воля к власти» (нем.)—таково заглавие книги Фридриха Ницше, посмертно изданной его сестрой Э. Ферстор-Ницше. См.: Ницше 934;. Воля к власти/Пер. Г. А. Рачинского//Поли. собр. соч. Т. 9. М., 1910.—455.

1009

В тексте, вероятно, описка: «т. е.».—458.

1010

В тексте, вероятно, описка: «трансцендентного».—458.

1011

В тексте, вероятно, описка: «время».—458.

1012

В тексте описка Флоренского: «кровь».—459.

1013

Ср.: Священник Павел Флоренский. Не восхищение непщева (Филип. 2, 6—8) (К суждению о мистике)//Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 143—188.—459.

1014

Бердяев 919;. А. Смысл творчества (\9\6) // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 508: «Католический религиозный опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу».—459.

1015

У Спинозы Богу присуща не длительность, но вечность, которая не имеет ко времени никакого отношения. Вечность есть атрибут, под которым мы постигаем бесконечность существования Бога. Длительность есть состояние существования вещей, но не их сущности. Время же есть «мера длительности или же, скорее, только модус мышления» (Спиноза. Избр. соч. Т. 1. М., 1957. С. 303). Лишь у Бога сущность равна существованию. Все же, «сущность чего не включает существования, для своего существования необходимо должно быть создано Богом и <...> постоянно поддерживаться самим Творцом» (там же. С. 304). До творения нет ни длительности, ни времени. Длительность присуща лишь существованию вещей, но не их сущности (там же. С. 285). Только сотворенные вещи способны наслаждаться длительностью и существованием, но не Бог. Длительность прекращается, когда прекращается существование сотворенных вещей. В итоге: «Мы представляем вещи как действительные (актуальные) двумя способами: или представляя их существование с отношением к известному времени и месту, или представляя их содержащимися в Боге и вытекающими из необходимости божественной природы. Вещи, которые мы представляем истинными или реальными по этому второму способу, мы представляем под формой вечности, их идеи обнимают вечную и бесконечную сущность Бога» (там же. С. 608).—459.

1016

Жан Мари Гюйо (1854—1888). Стихи философа/Пер. Ив. Ив. Тхоржевского. СПб., 1901.—460.

1017

из всеобщего согласия (или многих) (лат.).—461.

1018

См. соч. Канта «Религия в пределах только разума».—464.

1019

Мф. 23, 33.—465.

1020

Мф. 4, 10.—465.

1021

См. примеч. 71 к данному разделу.—467.

1022

Вероятно, имеется в виду издание: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2. Euxologia. Киев, 1901.—467.

1023

Пункт 7 не заполнен.— 467.

1024

См. примеч. 45 к разделу IV «Таинства и обряды».—468.

1025

Первоначально в круглых скобках было написано: «(С. П. Мансуров. По поводу разговоров о пресуществлении)», но затем после правки текста упоминание С. П. Мансурова Флоренский убрал.

Священник Сергей Павлович Мансуров (1890—1929)—историк Церкви, сын П. Б. Мансурова, зять Ф. Д. Самарина, автор «Очерков из истории Церкви» (М., 1995); с 1926 г.—священник. См.: Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М., 2001.—468.

1026

«Философияслужанка Церкви» (лат.)—вариация выражения «Философияслужанка богословия», приписываемого итальянскому историку Католической Церкви Цезарю Баронию (1538— 1607).—468.

1027

Священник Александр Викторович Ельчанинов (1881—1934) учился в одном классе с Флоренским во 2-й тифлисской гимназии, член Кружка ищущих христианского просвещения; эмигрировал; с 1926 г.— священник. См.: Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М., 1992; Памяти отца Александра Ельчанинова. Париж, 1935; 1991.—469.

1028

Борис Павлович Добротворцев—волонтер Тамбовской семинарии, учился в 924; ДА в 1904—1909 гг. По окончании Академии магистрант, с января 1910 г. был помощником инспектора Киевской Духовной семинарии. В Архиве свящ. Павла Флоренского письма Добротворцева сохранились за 1906—1921 гг.—469.

1029

Над строкой карандашом написано: «964;973;960;959;953; жизни, схема жизни. Наиболее глубокие извращения жизни м<огут> быть почти в тех же принципах».—470.

1030

Над словом надписано: «частного».—470.

1031

Над столбцами карандашом надписано: «Двоякое понимание страсти <3 нрзб.> безличная воля рода».—470.

1032

См. примеч. 19 к разделу II «Культ, религия и культура».—471.

1033

видимое слово (лат.).—471.

1034

Священник Сергей Михайлович Соловьев (1885—1942)—поэт-символист, племянник В. С. Соловьева, окончив в 1912 г. историко-филологическое отделение Московского университета, поступил в МДА, которую не окончил; в 1916 г. стал священником; в 1923 г. перешел в католичество и стал вице-экзархом католиков греко-российского обряда. В 1933 г. арестован. См.: Гайденко П. П. Об авторе и его герое// Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.—471.

1035

Ср.: 1 Кор. 15, 10.—471.

1036

«Ничто» есть второй член 1-й гегелевской триады «бытиеничтостановление». См.: Гегель. Ничто // Гегель. Т. 1—3. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 140.—472.

1037

Одно предложение, надписанное карандашом сверху данного текста, неразборчиво.—472

1038

См. примеч. 30 к разделу III «Культ и философия».—472.

1039

См. примеч. 31 к разделу III «Культ и философия».—472.

1040

В рукописи: «земных счетов» вместо «земной мути»; нет текста: «и это так»; изменено последнее предложение.—472.

1041

Над словом «месячного» написано: «1/4 года».—473.

1042

Над словами «15 минут» написано: «1/4 часа».—473.

1043

Над словом «умыванием» написано: «уклонением».—473.

1044

Ср.: Ин. 6, 55.—473.

1045

Ср.: Быт. 1, 2.-476.

1046

Ср.: 1 Кор. 11, 7.—476.

1047

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 124.—476.

1048

Иерейский молитвослов. М., 1907. II. 7.—477.

1049

Там же. Л. 246 об.— 477.

1050

Там же. Л. 241 об.—477.

1051

Там же. Л. 246 об.—477.

1052

См.: Типикон, сиесть Устав. М., 1906. Л. 416.—477.

1053

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 46.-477.

1054

Иерейский молитвослов. 924;., 1907. II. 262 об.—477.

1055

Петр. 3, 3.—478.

1056

Иван Васильевич Попов (1867—1938)—проф. ДА по 1 -й кафедре патрологии (1893—1924). См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 71—74.—479.

1058

Имеется в виду архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии архиепископ, священномученик (13.09.1886—1*28.12.1929, память 15 декабря, 10мая). См.: Архим. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и Всемирная конференция христианства ЦАрхим. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М., 1991.—480.

1059

Имеется в виду «Скрижаль», составленная иеромонахом Нафанаилом в 1656 г. по повелению царя Алексея Михайловича и по благословению Святейшего Патриарха Никона.—480.

1060

Запись, вероятно, была сделана на заседании Совета Московской Духовной Академии.—480.

1061

Словарь понятий; толковый словарь.—481.

1062

Данная запись Флоренского сделана его почерком, соответствующим 1906—1909 гг., и, вероятно, он присоединил ее к поздним материалам как еще один «пример нотарикона».—481

1063

В оригинале несогласование, после слова «важным» стоит точка. Возможны два варианта правки: тот, что осуществлен, и исправление слова «важным» на «важной».—482.

1064

Александр Павлович Шостьин (1862—1916)—профессор 924; ДА. Умер 1 ноября 1916 г. Панихиду служили на 40-й день со дня кончины. См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 110—111.— 484.

1065

Окончание икоса из последования мертвенного мирских тел (чин отпевания усопших) // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 235.—484.

1066

См. примеч. 12 к разделу IV «Таинства и обряды».—484.

1067

Из письма свящ. Павла Флоренского к В. В. Розанову от 9 сентября 1912 г. «Смерть заставляет думать о себе: у меня нет церкви, и, значит, единственная служба из серьезных, которую возможно совершать часто,—это панихида. И случается, но так, что все время кто-нибудь умирает из знакомых. Мне думается, что служба церковная—мудро придуманные рессоры, смягчающие удары жизни, и, не будь этого, придуманного, правильно распределяющего горе и радость, канала, оросительного канала жизни,—не будь канонических форм для сильных душевных движений, они разбили бы наше бедное существо и мы умопомрачились бы в немом и бессильном порыве к выражению внутреннего мира. Мы все слишком неискусны, чтобы можно было предоставить нам плакать по-своему и радоваться как вздумается: мы нуждаемся в такого рода системе пружин, которые бы, ослабляя первичный толчок, благодетельно распределяли бы его энергию на нивы нашей будничной жизни. К. Д. Бальмонт где-то,—как мне показалось, не без наглости,—сказал:

Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать, надо действовать спокойно, чтоб красивый лик создать. Мало искренних мучений, Вы ведь в мире не один и т. д.

Сперва я думал, что это только «декадентство», но потом убедился, что глубокая правда, заставляя нас не «плакать», а «гармонически рыдать», служба церковная задерживает стремительность горя, ибо для гармоничности (траур, панихиды, хлопоты и т. д.) нужны особые силы, и в гармоничности аккумулируется часть энергии горя, которая после распределяется на всю жизнь.

Мы не кричим от боли, но зато не забываем, как утекшую воду, отошедших. Нам ритм службы (3, 7, 9, 20, 40, годовщины и т. д.) напоминает о горе и вновь его возбуждает, и мертвые для нас не мертвые, но лишь усопшие. И во всем так» (Архив свящ. Павла Флоренского).—484.

1068

Имеется в виду стихотворение «In расе». Посвящается похороненной 23 февраля 1905 г. на деревенском кладбище //Народ (Киев). 1906. 9 апреля, № 6, с. 3; перепечатано в книге: Флоренский 77. А. В вечной лазури: Сборник стихов. Сергиев Посад, 1907. В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранилась вырезка из газеты, где рукой Флоренского сверху написано: «Милому единственному Сереже (sit benedictum nomen ejus!) <да благословенно имя сие! (лат.).> П. Твоя от Твоих Тебе приносяще…»<Ср. возглас священника в евхаристическом каноне //Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 147.> Стихотворение подписано: «С. Троицкий и П. Флоренский». Деревенское кладбище находилось в селе Толпыгино Нерехтского уезда Костромской губернии, где служил священник Симеон Троицкий—отец С. С. Троицкого—и куда часто к своему другу ездил Флоренский.—484.

1069

Ведель Артемий Лукьянович (1767/1770?—11806/1810?). Церковный композитор гармонического (партесного) направления русского церковного пения, для которого характерны концертность, ариозность, отдельные мелодические обороты. Был учеником знаменитого оперного композитора Сарти и преемником итальянской школы.—484.

1070

Архимандрит Феофан (.Александров, 1785?—fl852)—регент хора Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Казанской Духовной Академии и профессор Казанского университета (1817—1832), настоятель Московского Донского монастыря (1832—1850), церковный композитор. В своем творчестве опирался на традиционные монастырские распевы XIX в. См.: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / Сост. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 1998. С. 675.—484.

1071

Из стихотворения К. Д. Бальмонта «Слова любви» из сборника «Горящие здания» (1900).—484.

1072

Вероятно, имеется в виду Прокл (410—485)—представитель афинской школы неоплатонизма, который руководил Платоновской академией. Возможно, Флоренский пользовался изданием: Procli philosophi platonici opera. Ed. V. Cousin. Parisiis, 1864.—485.

1073

Платон трактовал познание как воспоминание о потусторонней родине душ, где души воспринимали истину непосредственно. Души познают истины этого мира благодаря в разной степени затемненной памяти. См.: Платон. Менон 811 —Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 589: «…то, что мы называем познанием, есть припоминание?»— 485.

1074

Ср.: Гал. 5, 26.—485.

1075

Вероятно, запись разговора со своим сыном Василием (21.05.1911—5.04.1956).—485.

1076

Часослов. М., 1886. Л. 92 об.—485.

1077

В смысле: атрофия мудрости.—485.

1078

первый среди равных (лат.).—486.

1079

равный всем (лат.).—486.

1080

действительность (лат.).—487.

1081

ни первый, ни второй, ни третий (лат.).—487.

1082

не есть равный или есть не равный (лат.).—487.

1083

не равный <себе> (лат.).—487.

1084

На полях против текста, помещенного Флоренским в квадратных скобках, запись: «Это все в дальнейшем надо говорить».—488.

1085

Эдуард Карпентер (1844—1929). Любовь и смерть. С 3-мя порт. Э. К. и вст. ст. П. Д. Успенского / Пер. с англ. Пг., 1915; 2-е изд., испр. Пг., 1917.—488.

1086

Ср. в переводе прот. Петра Преображенского: «Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них <...> Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой»// Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. М., 1895. С.

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн