Скачать:PDFTXT
Философия культа

аналогии с евхаристией) у нас всегда и неизбежно возникает вопрос: не воскресает ли паки и паки в «светозарную ночь»{715}: #c715 Св<ятой> Пасхи Сам Христос Бог, подобно тому как в евхаристии он паки и паки приносится в жертву?{716}: #c716 Иначе, откуда тот духовный подъем, всеобщая радость и восторг, которые охватывают всех и каждого из нас в этот день? И что означает этот призыв Церкви: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася», и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще»? {717}: #c717

Как понять это непрестанное утверждение, что именно «днесь», сегодня, воскресает Христос и что именно «сей», этот, настоящий день есть «нареченный и святый… един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств» (п<еснь> 8 Пасх<ального) кан<она»{718}: #c718, почему и приглашаются все просветиться торжеством и обнять друг друга (стих<ира> Пасхи)?{719}: #c719 Если Пасха только воспоминание воскресения и, следовательно), воспоминание только нами, людьми, то что означает призыв Церкви к радости всей твари?—«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» (Пасх<альный) кан<он>, п<еснь> 1, тр<опарь> 2){720}: #c720. Что означает уверение, что «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя» (п<еснь> 3, тр<опарь> I){721}: #c721… (видеть воскресение в Вечности)…

Чем, наконец, объяснить тот факт, что Церковью тотчас же после Святой недели (в «Радоницу») и перед днем Пятидесятницы совершается поминовение умерших? Да, конечно, это поминовение совершается только в силу той же веры в то, что Христос действительно, вот теперь, воскрес, и поэтому молитвы за умерших теперь особенно действенны. Все богослужение Троицкой субботы построено на идее сокрушения Господом оков смерти… Недаром христиане почитают за счастье умереть в Светлый праздник. Чин погребения… «яко вси о Христе воскреснем… в надежде воскресения…»{722}: #c722 и пр. (Требн<ик>, ч. 1, стр. 143—144 об.).

Молитвы за умерших в это время особ<енно> действенны. (В нед<елю> Пентикостия вечера, мол<итва> 3-я—«Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати»{723}: #c723. В этот день особенно близок Бог: «Сам убо Владыко… в сей день тайну… показавый» (id. мол<итва> 3-я){724}: #c724 и проч<ие> места службы Пятидесятницы, где подчеркивается сей день.

Евхаристия

«Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закапается, освшцаяй причащающаяся» (кан<он> ко св<ятому) прич<ащению), п<еснь> 9, тр<опарь> I){725}: #c725.

925;914; 1) «Присно закалается…», а «принес Себе» «единою»{726}: #c726. Евхаристия, как явление во времени сверхвременного. 925;914;.

2) Приношение Отцу Своему. Но ведь это есть ересь Сотириха, бывшая по поводу слов «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый…»{727}: #c727. Кому было приношение?—Существу Пресв<ятой> Троицы, а не Отцу.—Кем и когда был составлен сей канон? Это было бы важно знать.

У евреев молились дома (Кейлъ,—Библ<ейская> Археология). СПб., 428){728}: #c728.

Во время утренней жертвы—в 3 <-м> часу (Деян. 2, 15).

В полдень—в 6<-м) часу (полдень—скверное время, и 6— число скверное) (Деян. 2, 15). Во время вечерней жертвы—в 9-м часу (Дан. 9, 21; Деян. 3, 1). Конечное крупнозернистое строение психической жизни...{729}: #c729 He-мир определяет мир. Не-времявремя. He-пространствопространство. Вообще все здешнее определяется и вызывается тамошним. Так и праздниками определяются будни, а не наоборот, посему первый день седмицы—воскресение, неделя. Т. е. пустое, не занятое ничем времяпустота. Время приносит с собою праздник. I) 1) intentio и вообще 4 мом(ента) таинств, 921;915;) 2) строение молитвы и заклятия. Язычество и христианство, II) 3) освящение времени, II) 4) святость времени, «тварь играет». Здесь, днесь, III) 5) освящ<ение> пространства (вход, «премудр<ость)», каждение, благослов<ение>, культ двери: переход в <1 нрзб.>,

IV) 6) святость праздников. Предуставление мест в культах. Отмирная святость (см. о. Никандра),

ИГ) 7) природа имен,

I) 8) освящение вещества (надо еще: формула силы и действия и т. д.), рассеяние святыни, 9) святость, священность,

10) освящение стихий 4-х (вставить на стр. 11),

11) освящение мира: рассеяние святынь,

12) границы Церкви,

13) остановка времени по апокрифам, время (см. тетрадь <1 нрзб.»,

14) ступени освящения,

15) освящение иконы именем,

16) освящение гражданственности—передвижение, путешествие, начинание, учение,

17) освящение власти,

1) молитва над сановником <2 нрзб.>,

2) пострижение власов <2 нрзб.>.

В четверг к Нестерову в 11 У ч. по стар<ому> времени.

О чуде мироточивых глав. Очищение сосуда.

Затем

1) о колодезе,

2) о воде <с копия), 3) о кампане, 4) о царском 940;947;953;959;962; (Сим(еон) Сол<унский». День рождения мучеников. Красота святых. 13) рассеяние святыни — освящение мира, 14) освящ<ение) пространства) и времени, 15) формулы освящения (термины). Крещение = Имя Христ<ово), Божие (Троица) = Обрезание = имя Иеговы. 4 стихии. Антиномия Креста (действительности, реальности) Антиномия Имени (слова, смысла). Таинства совершаются соединением двух антиномий, смысла и реальности. Так мы возвратились к исходной точке Несколько слов нрзб.>.

Антиномиядважды антиномия антиномически сочетаемых. Я же сказал, что мы будем <4 нрзб.>.

Культсоединение смысла и реальности—происходит в силу соединения в нем деятельности) двух антиномически сопряженных: смысла — Имени и Креста—реальности, кот(орые) сами суть антиномии. Вот пока конечный итог наших размышлений.

Культ. Св<ятая> вода: быт

Для охранения полей от градобитий по углам поля закапывались бутылочки или скляночки с богоявленской водой. «И действительно, у нас градобитий никогда не бывало» (Ив(ан) Сем(енович) Ефимов{730}: #c730, художн<ик>, помещик Тамбовской губ.).

Добавить

1) грех первородный и грех личный,

2) сущность трагедии — конфликт героя с хором,

3) роковая вина,

4) таинство таинств,

5) евхаристия (цитата),

6) о гневе на Бога (чада гнева) ожесточение сердец,

7) о сто… подробно,

8) не личная, а родовая вина.

Поляризация благодати

«Доми, в нихже положиша камение или древа святых церквей, отнюд растлешася и погибоша или николиже наследника стяжаша» (Скрижаль, гл. 21, стр. 88){731}: #c731.

«Не пецытеся» {732}: #c732.

Печься о ком—он пекся о родных, как старший брат. Это не мера добра, а древнее значение слова: печься = душою распаляться. 925;914;.

Совреме<нная> религиозность

«ущербленная вера» (автор «Поморских ответов»){733}: #c733,

«ущербленное православие» («История соловецких страдальцев»{734}: #c734).

<·.·>

Суеверие наз<ывают> «темным», а суеверы «темные люди с омраченным сердцем» (Рим. 1, 21).

Сухой звук замерзших комьев снега, при ударе о них ногой или столкновении их друг с другом, похож на сухой звук раскаленных углей в печи, пересыпаемых или мешаемых кочергой. Там и тут—одна и та же сухая звонкость.

1) Спросил Ф. Д. Самарина: «Какое различие по нему между артосом и Св<ятым) Телом?»{735}: #c735 Артос—изображает Спасителя. Если Св<ятые> Дары иное, то они не изображают, а суть.

Имена. Подражание святым. Посмотреть в

1) Большом Катехизисе {736}: #c736.

2) «Сын Церковный» {737}: #c737.

О табаке, картофеле. «Книга о вере» {738}: #c738. Глава о губительном пьянстве.

Золотницкий. Овощи, фрукты и ягоды (поверья народов){739}: #c739.

О картофеле есть у Барония{740}: #c740.

«Тела» (картофель—«бесовский хлеб», «кобелиные яйца», «бесовская проклятая карт» сущность одного переходит другому—при невозможности совершить его,— подобно тому, как от участка луча к другому, 2) купель: гроб, ложесна (у Филарета, Григ<ория> Наз<ианзина)—как евхаристия всегда соединяет с Духом), 3) воскресение есть восстановление естества (Кавас<ила> 40){741}: #c741 (поэтому целомудрие — воскресение),

4) организм таинств—и его (различия и распределения?— инварианты—?>,

5) письмо к Розанову о кадиле, ритме и т. д.{742}: #c742,

6) запись о Похвале Бож<ией> Матери (925;914; богослужение есть год, а не отд<ельный> день),

7) о кругах вращающихся (в моей тетр<ади», 8) о запахах, их теплонепрозрачности. 1) Деление таинств. 2) Заместительные) функции таинств. Благодать брака, которая точится (о. Ераст){743}: #c743. Благодать крещения (Ник<олай> Кавасила){744}: #c744, Сер<гей>

Фед<орович> {745}: #c745, убеленность.

Благодать исповеди, письма Вениамина (письмо монаха){746}: #c746и др<угое> из моих материалов.

О богослужебных кругах.

Виды демонов

Духи·

ношные, дневные,

полуденные и вечерние,

земные,

водные,

в дубравах, в трости, в стремнинах, в домех, во дворех, в банях.

(Последование молебн<ого) пения о избавлении от духов нечистых. Треб<ник>, стр. 206—207.) {747}: #c747

Растения

Есть лилия Благовещения, есть масличная ветвь, принесенная голубем Ною во время потопа, есть пальмовая ветвь Успения («вравие»), вайи фиников Входа Господня во Иерусалим, и тернии Спасителя.

И Крест был из трех сортов дерева.

Богородица—«крин райскаго прозябения» [«София» ]{748}: #c748.

Дух Святой—«огнь утешителев» (седален на утрени в Пятидесятницу и в понедельник Пятидесятницы){749}: #c749.

Христианское миропонимание

«Когда дело требует защитить христианство, все опускают голову, все коснят и удаляются прочь.— Я хотел принести сюда какую-нибудь книгу, написанную против нас каким-нибудь нечестивым эллинским философом, и другую, древнейшую оной, чтобы чрез то более подвигнуть вас и пробудить вас от такой лености. Если они бодрствовали, чтобы изобресть против нас такие вещи: то чем мы извиним себя в том, что не знает, как отразить пущенную в нас стрелу» (Св<ятой> Иоанн Златоуст, Орр. Т. 8, р. 102, ed. Bened.){750}: #c750.

(«Книгу» — вероятно, неоплатоническую, писанную сторонниками языч(еской) реакции, «древнейшую оной» — вероятно, Платона, чтобы при помощи нее отразить первую.— 77. Ф.)

О христианском мировоззрении

2 Кор. 11,3 «Боюся, да… не истлеют разумы ваша от простоты, яже о Христе». NB.

Радость твари

Церковь зовет и всю тварь «веселиться и радоваться», ибо и ее «обновити… прииде Христос» (служба Рождеству Христову, стих<ира> стиховн<ы> на Слава){751}: #c751, возвести и ее «к первой доброте» (канон на утр<ени> 24 дек<абря>, п<еснь) 4, тр<опарь> I){752}: #c752.

Ср. «солнце играет».

Падение (демонов) идолов — кан<он> на Вознес<ение>, п<еснь> 8, тр<опарь> 2){753}: #c753.

<Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению...» (Последившие) Часов в навечерие Крещения, час 6, слава, глас 5){754}: #c754; троп<арь> «Ко гласу вошпощаго в пустыни»{755}: #c755 на вел<икое> водоосв<ящение> и др.), тварь радуется и дрожит от восторга, чуя на себе всю благодатность этого снисхождения (Крещен<ие>, стих<ира> на литии на «и ныне»{756}: #c756 и мн<огое> др<угое». Еще более одолевает ее этот трепет и ужас, когда она Владыку и Творца своего узрела висящим на Кресте (Вел<икий> пяток, стих<ири> на стих<овне> {757}: #c757 и др.).

Как некогда в момент грехопадения Адама «солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися»{758}: #c758 (стих<ира> на лит<ии> в нед<елю> сырн<ую», так теперь «солнце... и луна померкше... рабом благоразумным образовахуся, иже в черныя одежды облачатся» («Непорочны» в Вел<икую> суб<боту>, похвала 107, статия II){759}: #c759. Но к славе и жизни твари была смерть Владыки Господа («Тварь бо… хотя спасти, изволих умрети» Господь. Кан<он> на повеч(ерии) Вел(икого) пятка, п<еснь> 9, тр<опарь) 3 {760}: #c760 и др.), ибо жертва Христова «всю тварь» очистила («Непорочны» в Вел<икую> суб<боту>, ст<атия> I, похв<ала> 40){761}: #c761. Кровь его очистила всю землю: «Древле убо проклята бысть земля, Авелевою очервленившися кровию… боготочною же Твоею Кровию благословися окроплена» (Воскресный) кан<он> 1 гл<аса), п<еснь> 7, 2-го канона тр<опарь> I){762}: #c762.

Освящение твари

«Небокованныя мечи священныя ученики Священный Дух пришед соверши: землю освятиша Богу Творцу, несвященныя посекше, яко исчезнути оружием лукаваго и спастися душам нашим» (вторн<ик> Пятидесятн<ицы>, стих<ира> на «Госп<оди>, возв<ах>»){763}: #c763.

«Господи, в памяти святых Твоих вся тварь празднует, небеса радуются со ангелы, и земля веселится с человеки» (Мученичен, 6 гл<ас>, в понед<ельник> на утрени){764}: #c764.

Небеса — реальность (ср. Земля), и они могут радоватьсятвердь»).

Настоящее

«И избави мя от многих и лютых

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн