Скачать:PDFTXT
Философия культа

воспоминаний и предприятий» (молитва утренняя конечная, ко Св<ятой> Богородице){765}: #c765—т. е. жить ни прошлым (воспоминания), ни будущим (предприятия), а настоящим, это и есть положительность.

Еще: положительность.

Антроподицея Отрицательное богословие

919;963;965;967;943;945;{766}: #c766—путь отрицательного) богословия.

Nesciendo scitur{767}: #c767.

«913;966;949;955;949; 960;940;957;964;945;{768}: #c768-*—повторяет Плотин слова, взятые из ритуала элевсинских мистерий,—в ответ на вопрос, «как можно узреть Бога?» (Enn. V. 3, 17. Ср. I. 6, 7 и VI. 9, 10—11).

Ср<авни>: «всякое… житейское отложим попечение»{769}: #c769 = 951;963;965;967;943;945;—покой духа.

«Эти слова о житейском нельзя понимать житейски».

Акт, а не актуализация.

Акт сущности не есть актуализация сущности.

Штейнгардт (Melet et Plot. п. 3) 5-ю книгу 2-й Эннеады назвал «liber exigui voluminis sed gravissimi argument!»{770}: #c770.

Критерий истинности видимой Церкви—всегда невидимый.

Крест сравнивается с древом, к<оторое> сделало воды Мерры из горьких сладкими, причем эти воды обычно понимаются, как вода язычества, т. е. как символ всего условного и тварного, всякой вещи и всякого дыхания (см. канон на Воздвиж<ение> Креста, п<еснь> 4{771}: #c771, и соответствующее) толкование Никодима Святогорца){772}: #c772.

Хронология богослужения

Трисвятое.

«Один отрок, во время страшного землетрясения, при [императоре) ] Феодосии II и Патриархе Прокле, быв восхищен на небо, слышал ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Когда потом и на земле воспели песнь сию, то землетрясение тотчас прекратилось. С того времени установлено повсюду петь это ангельское песнопение. К прославлению присоединено и моление: «Помилуй нас»»,— Симеон Солунский, стр. 150{773}: #c773.

Прот. В. Владиславлев,—Объяснение богослужения Святой Православной Церкви. Тверь, 1876, стр. 278—279, прим.

Итак:

1) «восхищен»,

2) отрок,

3) сила звука (ср. иерихонские трубы).

Загадки

Изумевает ум всяк {774}: #c774 (87 обор.), т. е. из ума выходит ум, т. е. из себя выходит.

Христовым апостолом подобник быв {775}: #c775.

(90 об.) тропарь: кровь—виссон и багряница{776}: #c776.

(90 об.) кондак: Вселенная приносит мучеников, как начатки{777}: #c777. 925;914;.

«Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше…» (Акаф<ист> Бож<ией> Мат<ери>, конд<ак> 8) {778}: #c778

(ср. «превыше мя мирскаго слития сотвори»){779}: #c779.

«Да молчит всякая плоть»{780}: #c780.

Это поется в Вел<икую> субботу; «спит жизнь, и ад трепещет. Царь веков… во гробе субботствует»{781}: #c781.

Календарное время.

Трансцендентное время.

Трансцендентное: <3 нрзб.>{782}: #c782

«Да молчит всякая плоть человеча…»{783}: #c783

Вел<икая> суб<бота>—суббота по преимуществу), отрешение от мирского, пустая от дел .

Богородицавход, дверь

(Для «входа».)

1) «Радуйся двере едина, еюже Слово пройде едино, вереи и врата адова, Владычице, Рождеством твоим сокрушившая: радуйся божественный входе спасаемых, Богоневесто» (кан<он> Бож<ией> Мат<ери>, п<еснь> 3, тр<опарь> 4){784}: #c784.

2) «Радуйся лествице, от земли всех возвысившая благодатию: радуйся мосте, воистинну преводяй всех от смерти к животу поющих тя» (кан<он> Бож<ией> Мат<ери>, п<еснь) 4, тр<опарь> 2) {785}: #c785.

Богородица

Тропари воскресные с богородичными и кондаки осьми гласов{786}: #c786 . В гл<асах> 1, 2, 3 упоминающ <их) сошествие во ад. «Радуйся, двере Господня непроходимая» <глас 5){787}: #c787, Акаф<ист, икос 4){788}: #c788, id., ик<ос> 8 {789}: #c789,

ик<ос> 10{790}: #c790.

Стена: Ак<афист>, ик<ос> 12{791}: #c791; кан<он> молебн<ый> Пр<есвятой> Богор<одице> {792}: #c792, кан<он> молебн<ый> Феодора Дуки Ласкаря, п<еснь> 5 {793}: #c793.

Мост и лествица.

Ак<афист>, (стихира I){794}: #c794.

Кан<он> молебн<ый> Феод<ора> {795}: #c795.

Ак<афист>, п<еснь) 4{796}: #c796. Ик<ос> 2{797}: #c797.

«На дверях (створах) складен обыкновенно изображалось Благовещение, как таинство, открывшее двери спасения» (r. А. С. Уварову—Сборник мелких трудов. Т. 1, М., 1914, стр. 72).

Символы Б<ожией) Матери: «Врата заключенна». Пророчество) Иезекииля XLIV, 2. «И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут». Богородицавход 1) «Радуйся, божественный входе спасаемых Богоневесто» (кан<он> Пресв<ятой> Бог<ородице>, п<еснь> 3, тр<опарь> 4) {798}: #c798.

2) Дверь.

4) Лествица, мосте (п<еснь> 4, тр<опарь 2» {799}: #c799. Царские двери В древности, в некоторых местах затворяли двери (царские) после херувимской песни и при архиерейском служении (см. Симеон Солунский, Т. III, стр. 39){800}: #c800. Символы Дверьпереход в иную жизньпара диада (муж<чина> и жен<щина». Памятник Aux Morts{801}: #c801 на <кладбшце> PЈre-Lachaise в Париже.

А. Бартоломэ{802}: #c802.

«Мужчина и женщина». Т. 2, стр. 658. NB {803}: #c803.

Дверь покаяния

«Отверзи покаяния ми дверь, человеколюбче Иисусе» (кан<он> Иис<усу> Слад<чайшему>, п<еснь> 1, тр<опарь> 2){804}: #c804.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»{805}: #c805

D. G. Rossetti

Poem

The blessed damozel leaned out From the gold bar of heaven; Her eyes were deeper than the depth Of waters stilled at even.

Her seemed she scarce had been a day One of God’s choristers; The wonder was not yet quite gone From that still look of hers; Albeit, to them she left, her day Had counted as ten years.

It was the rampart of God’s house That she was standing on;

So high, thus looking down—ward thence She scarce could see the sun.

«I wish that he were come to me For he will come», she said.

На эту же тему картина Dante Gabriel Rossetti «The blessed Damozel», воспроизведенная, между прочим, в книге Charles 919;. Caffin,— How to study picture. London, 1905, p. 379. История этой поэмы и этой картины изложена в той же книге Кэффина.

Порог той жизни, золотой барьер неба

Блаженная Дева, склонившись, Оперлась на золотые перила неба. Ее глаза были глубже, чем глубины вод, Стихших перед вечерней зарей.

Едва лишь день прошел, как, погребенная, Она попала в Божий хор; Мшвление не совсем еще покинуло Тихого взгляда ее спокойных глаз. Хотя для тех, кого она оставила, День этот считался за десятки лет.

Она стоит на пороге Божьего дома, И он так высок, что, если бы она взглянула вниз, Она едва могла б увидеть солнце.

«Хочу, чтобы он ко мне пришел, И он придет»,—она сказала.

Ср. «золотой барьер» в видениях Т. А. Шауфусс{806}: #c806, «черная завеса» в видении Хомякова{807}: #c807, черная «река» (в видении Качмара){808}: #c808, река Стикс{809}: #c809, после которой нет возврата, «дверь» у египтян, «двойной порог» в мистериях и пр.

Приложение 3. Поклоны

1920.II.8

Поклоны

Каков смысл поклонов, земных и прочих? Для чего в культе распростертая ниц?—Ответ на этот вопрос содержится в самом устроении человека. Человек отличается внешне от животного тем, что он стоит, тогда как животное лежит. Человек есть вставшее животное. И внутренне особенности человека непосредственно обусловлены в своей возможности фактом стояния. Речь была бы невозможна при горизонтальном положении грудной клетки и гортани, не мог бы развиваться головной мозг; руки, орган творчества и восприятия, были бы несвободны, короче—человек, не поставленный вертикально, не был бы человеком.

А если так, то вставание, воля к вставанию, способность вставания—все это специфически характеризует человека, как такового. Акт вставания есть собственное проявление человечности. Воля к вставанию—обнаружение человеческой именно устремленности; способность вставания и есть самая человечность. Не забудем, что по сознанию Церкви Православной основное задание—трезвение, существенно связано с усилием стоять и что молитва требует именно стояния. Напротив, сидение расслабляет и тело и душу, и тогда начинается мление, мечтательность, духовная пассивность. Древнее эллинство требовало, в соответствии с общим трезвенным и деятельным складом своей религии, стояния в храме или, точнее около храма; православие, разделяющее требование трезвенности с эллинством и вообще продолжающее духовные традиции эллинства, требует того же. Напротив, древний Рим, с его более определенным, чем в Элладе, жречеством и потому с большею пассивностью мирян, допускал и даже желал в религии расслабления, пассивности. И эта духовная традиция передалась далее католицизму. Вот почему и в древнем и в новом Риме разрешается и даже требуется сидение во храме. Вместе с органом, привычкою к безусловному послушанию, чувственно-мечтательным характером всей религиозной жизни, сидение это существенно исключает трезвенность.

Итак, стояние возбуждает трезвенность, ясность собственно человеческого духовного устроения. Следовательно, вставание, восставание требует особых импульсов к человечности, особой воли к активности. Поклоны и вставание воистину суть упражнения в человечности, укрепление в нас человеческого сознания. Метание — т. е. испорченное, приспособленное к русскому слову метать слово 956;949;964;940;957;959;953;945;, покаяние воистину есть одновременно и метание и покаяние, ибо покаяние-то само есть обращение, поворот на себя, т. е. одумывание или приведение сознания в ясность. Каяться, т. е. обращаться сознанием к себе самому, это значит, гнать всякую мечтательность, всякую нетрезвенность, а это значит—пробуждать в себе человечность.

Итак, земные поклоны и поклоны вообще имеют смысл упражнений в человечности. Они укрепляют в нас собственно человеческую активность—к стоянию и к трезвению. Воистину, когда преподается «премудрость», 963;959;966;943;945;—то надо быть «простым», т. е. прямым, стоячим, 959;961;952;959;943;. А чтобы быть 959;961;952;959;943;, надо учиться быть таковым. В конце концов, ведь и исповедание наше определяется, как 959;961;952;959;948;959;958;943;945; как прямо-мнение, как мнения души, которые прямы, т. е. трезвенны, а не мечтательно валятся куда-то на сторону и раскисают в мечте. Чтобы иметь силу осуществить возглас «Премудрость, прости»{810}: #c810 надо научиться быть «простым». Поклоны и учат нас быть таковыми, развивая волю и, вместе с нею,—иннервацию к «простоте», т. е. к прямоте. А для этого надо научиться быть и активнопассивным и активно-активным, сознательно-пассивным и сознательно-активным. Сидение есть состояние промежуточное — когда нет уничтожения своей воли, но нет и ее самосознательности. Сидение соответствует пассивной активности. Весь Рим построен на этом чувстве—пассивной активности. Мы же, когда распростираемся ниц, то активно расслабляемся до последнего ослабления, умираем, чтобы, активно восставая— воскреснуть. Кладя поклоны, мы учимся воскресению, активно переходим к пассивности и от нее—с особым усилением — к активности же. Вот почему православие построено на поклонах, а Рим не признает или почти не признает поклонов, а практикует сидение.

Стоячее положение

«Более поэтический, нежели научный, иногда более сентиментальный, чем положительный, взгляд искал смысла этого [прямоотвесного положения] характеристического признака, кажется, не там, где надлежало… [далее идет опровержение этого взгляда]. В предназначенной нам прямизне старались высмотреть какое-то господствующее влияние на всю остальную формацию человеческого тела, и часто вполне основательно, хотя мы отнюдь не разделяем того восторженного увлеченья, с каким Гердер готов был выводить из одного этого источника все почти преимущества человеческой природы. Но так как для нас не было бы возможности понять, почему отвесная линия сама по себе благороднее горизонтальной, то кажется следует начать с того, чтоб вникнуть наперед в необходимость этого отвесного положения, которое составляет ведь преимущество не само по себе [а почему же ведь, пр.], а единственно лишь потому, что оно неизбежное условие высшей жизнедеятельности. Я считаю возможным доказать, что для существа, принадлежащего по своему строению к типу млекососущих, досужая пользоупотребимость рук, которой бесконечную цену разберем мы впоследствии, мыслима только под условием отвесного положения…» и т. д.

Прман Лотце,— Микрокозм. Мысли[811 — Идеи об истории человечества?—Примеч. П. Ф.] о естественной и бытовой истории человечества. Ч. И. М., 1866. 1л. IV. Стр. 104— 105 и далее.

Поклоны

Тема восстания, восставления, стояния многократно встречается в утренних молитвах.

«Проста»{812}: #c812 [поклоны]

«И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне … Господа … Иисуса Христа да не падше и обленившеся, но бодрствующе, и воздвижени в делание обрящемся готови…»{813}: #c813 (Утренняя молитва, 5-я, св<ятого> Василия Великого).

Антроподицея, Поклоны

Ч<елове>к=крест, восстание.

Крест есть высота, идея высоты, возвышения, подъема. Это выражено месяцем

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн