и в физиологии и в физике. И там и тут конечное должно пресуществиться.
Для Тареева существует какая-то естественная бесконечность—в личности. Но это—не критично, не соответствует
началам критицизма. Бесконечность может быть даваема лишь символически, чрез конечное, что и есть таинство.
2) Из этого же ошибочного некритичного представления о психологии (которую Тареев смешивает с богосознанием) вытекает и преклонение пред героизмом, как пред бесконечностью sua ipsa natura {946}: #c946. Тогда как героизм есть не бесконечное, а лишь большое или притязающее быть большим и, как таковое, принципиально нисколько не разнится от конечного. Где же именно произойдет пресуществление—неизвестно, и величина героического акта сама по себе не составляет никакого мотива ждать пресуществления именно героического, а не повседневного.
3) Тареев не понимает кенозиса, хотя написал о нем целую книгу {947}: #c947. Подвергающийся кенозису Бог все-таки остается у него в надмирных сферах. У него нет 972; 955;972;947;959;962; 963;945;961;958; 941;947;941;957;949;964;959; {948}: #c948. <6 слов нрзб.>
4) Но если может быть пресуществленным то или иное переживание, то точно так же может быть пресуществленным и слово, и действие, и вещь, и вещество, и огонь, и явлен<ие> природы. Чудо есть действительное чудо. Пресуществляется кусочек природы, делается трансцендентным, оставаясь имманентным. И «это место свято»{949}: #c949. (Это исправление надо внести в статью «О суеверии» {950}: #c950.)
5) Чудо есть пресуществленная, выделенная часть природы из общего строя—в мире, но не от мира{951}: #c951, по виду подобная (хотя, б<ыть> м<ожет>, и не тождественная всему прочему), но по существу иная, новая, новая тварь.
6) Вследствие того, что феноменализм понимается 924;. М. Тареевым условно, односторонне, получается в отношении к душевн<ым> явлениям спиритуалистическая концепция, признающая за душевными движениями какую-то безусловную реальность.
Святой день есть праздник, он праздный, незанятый, пустой (т. е. от мирских, буднишных, повседневных занятий, от сутолоки)— образующий священный перерыв житейского потока, пауза, полная выразительного моления. Так же отрицаются житейские стенания.
Аляповатость культа
Изучить греческ<ую> и еврейск<ую> эортологию{952}: #c952 (см. слов<арь> Pauly Wissow’a) для греческой эортологии.
Каковы корни слова «праздник» в евр<ейском> и греческом) и др. языках. Параллели к > рус<скому> «праздник».
Контрапунктическое развитие праздничных тем в годовом цикле праздников. «Предпразднества» и отдания, преполовения. Вступление новых тем. Циклы праздников. Лейтмотив etc.
Таинство—956;965;963;964;942;961;953;959; 957; — <3 нрзб.> или невидимое <1 нрзб.> как сравнительная недостача эмпирических элементов, неполнота изобилия > прямо противоположно тому, как учат ницшеанцы, для которых таинство большая полнота <1 нрзб.> эмпиризма.
1909
1909.III.26. Великий четверг, с. Толпыгино
1. Просфоры бледные, недопеченные, скосившиеся набок,— совсем белые грибы.
2. За 12-тью Евангелиями стояли чинно и тихо,—даже дети, хотя служба шла от 7 ч. до \QU · ночи. Чинно входили, чинно, без толкотни, без шума, без давки расходились, медленно крестясь и защищая рукою святой огонь (свечки).
3. Все стояли с желтыми, ярыми свечами. От них шел ток теплого, медвяного воздуха,— совсем летнего, как с луга или с пчельника.
При начале каждения Евангелия свечи зажигались, по окончании—задувались. Тогда распространялся приятный чад, медвяный…
4. Мудрое построение цикла пасхального: полнота мирской радости (масленица) контрастирует с резко наступающим постом (1-я нед<еля». Пост сперва постепенно ослабляется, потом на 7-й нед<сле) снова делается строгим и достигает скорого своего предела в святую ночь, где он резко контрастирует с порывом радости. Затем радость постепенно ослабляется и затем снова начинает нарастать—к Троицыну дню, где духовная радость снова достигает апогея и здесь внезапно сменяется мирскою радостью, началом коей являются троицкие березки. Гадания и проч<ее). Цикл скорби обнимает 7 седмиц, и цикл радости—7 седмиц. Итого, 2x7 седмиц выделенных из года,— особых—пресуществленного времени. Эти 2x49=98 дней в отношении к целому году (365 дн<ей» составляют почти в точности меньшую часть золотого сечения, ибо 4’.Великий четверг—этот литургический и сакраментальный узел всего года богослужебного; Цикличность Четыредесятшщы и Пятидесятницы {953}: #c953 в этот день: сушат Св. Дары, освящают просфоры (вынимают), пережигают соль, выжигают Крест над дверями и окнами, омывают мощи и запасаются свечами—освящают. 5. Вел(икий) Пост начинается масленичными фейерверками да кострами и кончается пасхальными фейерверками, плошками и кострами. Шумное мирское окружает тихое, внемирное{954}: #c954. Загадки на загатках. (Эпилог «Столпа») 1909.IX.8. Рожд<ество> Богород<ицы>. Сер<гиев> Пос<ад>
1) Диалог. В него вкраплены еще диалоги, в качестве повеетвования. Последние — кабачно-бардачные по обстановке, таинственно-жгучие по содержанию. «Я дочь звездного неба и широкогрудой земли» {955}: #c955.
2) Действие—на загатках.
3) Начинается: после обедни, говорит один из участн<иков> разговора о том, что служба ему не нравится — бедно слишком. Приводит примеры жалкости и безвкусия («бум<ажные> цветы», «ленты» etc.). Ему возражают другие, что это почему-то кажется хорошо. Вспоминаются детские проказы в церкви (игра в бабки крестом, заглядывание в щелочку с клироса, заснул в церкви). Характеристика народн<ой> молитвы. Анекдоты. Жит<ия> святых >.
4) Выяснится, что суть таинства тут, в бедности обнаруживается <1 нрзб.> горнее. Доказывается исторически: <4 нрзб.> Икона и картина. Католицизм и православие.
5) Постепенно переходят к сущности таинства. 922;941;957;969;963;953;962;. «Нелепость» этого.
6) Жизнь, как 922;941;957;969;963;953;962;{956}: #c956. Кабак.
7) Смирение, как основная добродетель. Христос.
8) Гимн «рабьему зраку»{957}: #c957. Снова Христос.
Для Антроподицея
1) Несколько диалогов в диалоге.
Несколько басен.
3) Неск<олько> мифов.
4) Повесть.
5) Письма.
6) Стихи.
Действие диалогов продолжается 1 год и охватывает собою богослужебный годовой цикл.
Связь богослужебн<ого> цикла с натуралистическим. <Са«. также запись 1909.935;921;.14 на с. 311 наст, изд.} 1910 1910.11.14 Религия и культура Проследить по старым книгам (эпохи Возрождения и т. п.) «эволюцию» «коронидов»{958}: #c958, так в старых книгах. 1) Знак прямо изображался в виде крылатого шара (См. также запись 1910.11.24 на с. 311 наст, изд.} 1910.III.1. Серг<иев> 928;ос<ад>
1910.IV.15. Серг<иев> 928;ос<ад>
Закон концентрации символов (научно-филос<офский), религиозн<ый». Закон концентрации мифологических сюжетов. Закон концентрации (амплификации) научныхтерминов и закон их дифференциации! Закон концентрации символов, сюжетов, терминов и научных теорий заключается в том, что раздельные символы etc. имеют тенденцию сливаться, сочетаться в сложные многообразные группы, причем противоречивость или во всяком случае несходность символов etc. уравнивается, «темперируется». Исходя из разных исходных пунктов, люди строят отдельные символы, сюжеты, теории; но затем построенное стараются объединить, совокупить, устанавливают общую, несколько неопределенную точку зрения, и эта последняя, в силу своей неопределенности, лишает каждый из символов etc. его первичной отчетливости и строгости (четкости). 1910.III.13 Миф и святыня Как цепкий плющ вьется около дерева, так обвивает святыню (sacrum) миф. И как плющ, завивши своими гибкими ветвями весь ствол, затем иссушает и душит его, сам становясь на место него, так и миф, окутав святыню, скрывает и уничтожает ее, и она, в конце концов, теряет собственную жизнь, теряет смысл сама по себе и, в результате, истлевает под придушившим ее, все разрастающимся мифом, и гибнет, губя с собою и миф, но как в лесу на прахе дерев растут плющи, и на прахе плющей—дерева, так и в религии: на прахе святыни—мифы, на прахе мифов—святыни. 1910.III.13. Серг<иев> 928;ос<ад> Перед лекцией
I. Экономика, культ, мировоззрение
Вот 3 главных (основных) типа взглядов на происхождение культуры. В деятельности человека, гражданственного общественного животного, мы можем различать три стороны: мировоззрение, экономику и культ. Первое есть совокупность понятий о мире, нравственности, праве и т. д.; оно есть мифология, догматика, наука. Эту совокупность понятий, notiones, обозначим через N. Второе—совокупность орудий производства, instrumentas—обозначено через I. Последнее—совокупность святынь, реликвий, церемоний, таинств etc., sacra. Обозначим через S. Это основные направления,— следовательно), мыслимы 3 основные теории взаимоотношения I, S, N—смотря по тому, что именно считаем мы за основной момент и какие два, посредственно один чрез другого или оба непосредственно из основного, считаем производными.— «Естественнее всего» считать в основе лежащей систему понятий; получается идеологизм, мировоззрение идеологов. Затем можно положить в основу орудия производства, экономику: получается экономический материализм. Наконец, новейшая точка зрения, развиваемая по преим(уществу) английской школой фольклористов{959}: #c959—полагает в основу культ. Получается «религиозный материализм», религиозный реализм.
1910.III.18. Серг<иев> 928;ос<ад>
II. Культ, мировоззрение, экономика
Схема трех точек зрения такова:
Но т<ак> к<ак> каждый из выводных моментов можно считать выводимым либо из основного непосредственно, либо из другого, то каждая точка зрения получает три возможных видоизменения (модуса):
Итого 9 разных точек зрения на происхождение экономики, культа, мировоззрения.
Культура=экономика+мировоззрение (научная часть).
Религия = культ+мировоззрение (мифологическая и догматическая часть).
Т. е. K=I+N’
R=S+N\ где 925;’+925;»=925;.
При таком делении теории упрощаются, грубеют и делаются менее тонкими.
1910.III.18
Ш. Культ, мировоззрение, экономика
Все точки зрения объединяются в следующей простой схеме. Даны три точки, I, N, S, и все соединения между ними прямыми линиями, так что образуется (равносторонний) треугольник INS.
Выбор той или другой вершины за основную характеризует собою тип теории (один из трех), а выбор путей соединения этой вершины с двумя другими—ее видоизменение, ее модус. Так, полагая в основу S, мы имеем теории 3-го типа. S можно соединить с другими вершинами тремя способами: либо путем SI+SN; либо путем SIN; либо путем SNI. В первом случае мы отрицаем прямую связь между I и N, в двух других—утверждаем, и притом, в смыслах прямо противоположных. Итак, с каждой вершиной получится:
1910.IV.4.Серг<иев> 928;ос<ад>
I+N =культура, cultura=C.
Культурой мы называем совокупность орудий производства и понятий мировоззрения, наличных у данного народа в данную эпоху.—Но С этимологически происходит от cultus, культ, т. е. от совокупности святости, S. С=cultus = S. Итак, по значению своего этимона культура есть святыни, культура—религиозного, культового происхождения,—т. е. оправдывается теория =====—теория религиозного (священного) реализма.
1910.IV.4
Культура etc.
I, инструменты, т. е. орудия и оружия нашей жизни, из коих первые служат созиданию материального благосостояния [материальных) ценностей], а вторые—защите оных, охранению их от других.
1910.IV.25
Остатки культа хлеба и пищи. Хлеб нельзя бросать; его, уронивши, должно обтереть и поцеловать,—научают детей на Кавказе (русские—в Боржоми). За обед надо садиться с ополоснутыми (ритуально) руками, помолившись. Нельзя при этом ругаться, сквернословить, охальничать, даже болтать зря.— Есть надо благоговейно.
1910.VI.25
Три типа теорий
s
Согласно каждому из этих (I S N) <типов> теорий один из моментов I, S, N лежит в основе двух других, прямо или косвенно. Два другие выводятся из первого, образуют надстройку над ним и, следовательно), лишены самостоятельной сущности,—суть замаскированный первый. Тогда природа человека оказывается монистическою. Это точка зрения наивного догматизма. Однако возможна точка зрения и критическая, которая принимает моменты, как данные, и не пытается сводить их к одному в слепой и безотчетной уверенности, что это во всяком случае—дело возможное. Тогда, при формальном признании несводимости друг к другу трех моментов человеческого) существования, их должно объявить, в то же время, характеризующими именно единое человеческое существование, а не три разные существования. Следоват(ельно), мы рассматриваем челов<еческое> существование как многообразие трех измерений, в коем S, I, N служат координатами. Каждое человеческое) существование в кажд(ый) дан(ный) момент и в кажд<ом) данном месте характеризуется тремя независимыми друг от друга координатами S, I, N. Или, иными словами, «точка культуры» определяется 9-тью коорд<инатами)—3-мя координ(атами> места, времени и 3-мя собственно культурными (967;у y+t, S, I, 925;).
1910. VIII.28. Ст(анция) Фаустово
«Анатомия», «физиология»—это не более как метафизические грани, поверхности, отграничивающие мистическое от эмпирического. Самое наше